скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты по межкультурной коммуникации скачать рефераты

формальностью (присущей французам и немцам) и преждевременной

фамильярностью (характерной для американцев и австралийцев).

Юмор играет важную роль в деловых переговорах в Великобритании - шутками и

анекдотами. Британцы могут жестоко подшучивать над представителями

некоторых романских народов и над слишком экспансивными людьми. Юмор

считается одним из наиболее эффективных средств в арсенале британского

менеджера, и некоторые бизнесмены могут завоевывать доверие британцев,

демонстрируя, что не хуже их владеют им.

Британские бизнесмены стараются показать на переговорах, что они

руководствуются благоразумием, компромиссом и здравым смыслом. Можно

заметить, однако, что британцы даже в отсутствие разногласий редко

принимают окончательное решение на первой встрече. Они не любят спешить.

Американцы любят принимать решения тогда, когда только это возможно, и

полагаются на свой инстинкт. Британцы, более связанные традициями, тоже

предпочитают инстинкт логике, однако проявляют больше осторожности. В

переговорах с ними следует предложить: "Не могли бы мы принять

окончательное решение на нашей следующей встрече?"

Британцы редко открыто выражают свое несогласие с предложениями

противоположной стороны. Они по возможности всегда соглашаются, но

ослабляют свое согласие. ("Хм, это очень интересная идея".)

Используя обаяние, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и

явное благоразумие, британцы могут смеяться на переговорах, но долго

оставаться довольно жесткими. Они всегда занимают оборонительную позицию,

которую скрывают как можно дольше. Вам следует постараться обнаружить ее

признаки, проявляя такое же благоразумие, юмор, сдержанность и упорство. В

конце концов вы можете увидеть, что это похоже на ваше собственное

отступление в большинстве случаев. Область переговоров с британцами может

быть довольно широкой.

35. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

4.1. Понятие межкультурной компетентности

Воспитание межкультурной компетентности, бесспорно, должно стать одной из

целей современного образования. Именно система образования должна взять на

себя нелегкую задачу избавления людей от устаревших этноцентристских

взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие

реалиям того единого мира, в котором мы живем.

Наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение

собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой

титульного этноса. В этом случае единственной разумной идеологией и

политикой общества становится мультикультурализм и межкультурная

компетентность, то есть позитивное отношение к наличию в обществе различных

этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных и политических

институтов общества к потребностям разных культурных групп.

Это обстоятельство предусматривает проведение национальной политики, не

требующей культурных потерь от интегрирующейся группы, не допускающей ее

ассимиляции (то есть потери собственной культурной идентичности) или

сепарации. В школьном образовании и социальном законодательстве должны

подчеркиваться выгоды мультикультурализма.

Обязательно нужно делать акцент на том, что аккультурация означает взаимное

приспособление, интеграцию представителей разных групп в рамках одного

общества.

Члены полиэтнических обществ должны понимать и знать плюсы

мультикультурализма, разнообразия культур. Среди них - повышенная

способность общества к адаптации; наличие здоровой конкуренции, необходимой

для динамично развивающегося общества; широкие возможности для выбора

разнообразных путей в жизни. Все эти качества могут оказаться очень

полезными при резком изменении условий, среды обитания общества, которые

могут произойти в результате экологической катастрофы или политического

катаклизма. Чем больше разнообразие культур в таком обществе, тем больше

вероятность, что хотя бы один вариант окажется оптимальным в изменившихся

условиях.

Важно, чтобы люди сегодня понимали необходимость как сохранения этнической

и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное

психологическое самочувствие человека, так и развития мультикультурализма.

Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом.

Ведь только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек

способен к этнической толерантности, к жизни в современном, все более

глобализованном мире.

На занятиях по разным предметам важно использовать возникающие возможности

для разговора о других культурах. Важно наличие в школьной библиотеке книг

авторов — представителей других культур, учет национальных и религиозных

праздников. В случае каких-либо конфликтов или дискриминации учеников

позиция школы должны быть этнически и культурно непредвзятой. Иными

словами, должна быть целая «школьная философия», — программа, которая четко

зафиксирует необходимость межкультурного обучения и покажет его пути.

4.2. Межкультурный тренинг как способ обучения межкультурной компетентности

В последнее время все большее число исследователей рассматривают

перемещение в другую культуру как ситуацию, в которой прежние навыки

социального взаимодействия человека оказываются бесполезными и он нуждается

в овладении подобными навыками новой культуры. Наиболее эффективным методом

здесь оказываются специально организованные тренинги. Они необходимы как

для мигрантов, переселяющихся в другую страну на постоянное место

жительства, так и для визитеров, выезжающих туда на длительный срок. Их

назначение заключается в том, чтобы снять прежде всего психологические

трудности приспособления к иной культуре.

В основе апробированных методик лежат наблюдения, сделанные многими

исследователями. Так, существует связь между научением культуре и

личностным ростом. Поэтому предполагается, что люди, ощущающие себя

комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально более

удовлетворен жизнью, чем монокультурные личности.

Исходя из этого делается вывод, что возможны практические меры для снижения

этноцентризма и подготовки человека к межкультурным контактам.

Существует несколько способов подготовить индивида к межкультурному

взаимодействию, чтобы облегчить последствия культурного шока. Их можно

разделить на три группы:

+ по методу обучения — дидактические или эмпирические;

+ по содержанию обучения — общекультурные или культурно-специфические;

+ по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, —

когнитивной, эмоциональной, поведенческой.

Методы обучения дидактические — просвещение, ориентирование и инструктаж, и

эмпирические - тренинг.

Просвещение представляет собой процесс приобретения знаний о культуре, к

контакту с которой человек целенаправленно готовится. «классные комнаты».

Ориентирование также представляет собой обучающую программу, цель которой —

быстро познакомить человека с основными нормами, ценностями и правилами

поведения в чужой культуре, для этого используют пособия, которые иронично

называют культурными поваренными книгами.

Примерно ту же цель имеет и инструктаж, знакомящий человека с проблемами,

могущими возникнуть в той или иной стране.

Через проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в разных культурах,

познакомить обучаемых с межкультурными различиями; во-вторых, познакомив

обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовить

перенос полученных знаний на другие ситуации. В последнее время именно

тренинги становятся основным способом подготовки человека к межкультурному

взаимодействию.

Основой подготовки обычно является общекультурный тренинг, или тренинг

самосознания, в результате которого человек должен осознать себя

представителем конкретной культуры, вывести на уровень сознания нормы,

ценности и правила поведения в своей культуре.

Культурно-специфичные тренинги готовят человека к взаимодействию в рамках

конкретной культуры. Они могут быть:

+ когнитивными, дающими информацию о другой культуре;

+ поведенческими, обучающими практическим навыкам, необходимы для жизни в

чужой культуре;

+ атрибутивными, объясняющими социальное поведение с точки зрения другой

культуры.

Самым важным является атрибутивный, так как большая часть проблем в общении

с представителями других культур возникает из-за непонимания причин

введения друг друга. Люди в определенной ситуации ждут конкретного

поведения, а не дождавшись его, делают ложные выводы о человеке, с которым

они общаются. В ходе атрибутивного тренинга человек знакомится с

атрибуциями, характерными для интересующей его культуры.

Овладение так называемым платиновым правилом, сформулированным по аналогии

с золотым правилом нравственности: делай так, как делают другие. Иными

словами, попав в чужую культуру, нужно поступать в соответствии с нормами,

обычаями и традициями этой культуры, а не навязывать местным жителям своих

норм и ценностей.

36.ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ И СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ.

2.1. Что такое стереотипы?

2.1.1. Понятие и сущность стереотипа

Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся

стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди

обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций

своей культуры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка,

символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к

искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд

негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате

такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются

наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или

культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные

представители подразделяются на различные группы (категории). Так

постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой

обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо

народа или его культуры.

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей,

для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных

ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде

стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в

образах, оценках.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе

экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления.

Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их

явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории.

Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и

психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее

удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих

случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания,

ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной

области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает

известными элементами единообразия и повторяемости, на которые

вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также

стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека

постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в

бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и

упрощать окружающий мир.

Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей

относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий,

явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются

людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной

структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые,

профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов

стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих

групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная

черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и

т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в

характере и поведении человека.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте

группы следует искать корни стереотипа.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность

стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже

самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и

поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

2.1.2. Откуда берутся стереотипы?

Стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными в процессе

социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главным образом

приобретаются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего

приходится сталкиваться. Стереотипы могут возникать через ограниченные

личные контакты.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой

информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой

информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для

большинства людей пресса, радио и телевидение являются авторитетами.

+ Для многих людей средства массовой информации являются авторитетным

мнением, которое не переоценивается критически. Это происходит в том

случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования

собственного мнения или установки.

+ Большое значение имеет статус источника информации. Например, совершенно

очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого

известным политиком или общественным деятелем. Здесь играет роль фактор

авторитета источника информации.

Феномен авторитета средств массовой информации заключайся также и в

способности снять ответственность за принятое решение.

2.1.3. Функции стереотипов

Стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие

в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий

индивидов. Стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью,

ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью,

рациональностью и др. имеют следующие функции стереотипов:

+ передача относительно достоверной информации;

+ ориентирующая функция;

+ влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации. Уже с первых

контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18