Билеты по межкультурной коммуникации
Таким образом, между реальным миром и языком стоит мышление, слово отражает
не сам предмет или явление окружающего мира, а то, как человек видит его,
через призму той картины мира, которая существует в его сознании и которая
детерминирована его! культурой. Ведь сознание каждого человека формируется
как пол воздействием его индивидуального опыта, так и в результате
инкультурации, в ходе которой он овладевает опытом предшествующих
поколений. Окружающий человека мир можно представить в трех формах:
+ реальный мир;
+ культурная (понятийная) картина мира;
+ языковая картина мира.
Реальный мир — это объективная действительность, существующая независимо от
человека, мир, окружающий его.
Культурная (понятийная) картина мира — отражение реального мира через
призму понятий, сформированных в процессе познания мира человеком на основе
как коллективного, так и индивидуального опыта. Эта картина специфична для
каждой культуры, возникающей в определенных природных и социальных
условиях, отличающих ее от других культур.
Языковая картина мира отражает реальность через культурную картину мира.
Язык подчиняет себе, организует восприятие мира его носителями. Эта картина
мира тесно связана с культуру картиной мира, находится в непрерывном
взаимодействии с ней восходит к реальному миру, окружающему человека. Путь
от реального мира к понятию и выражению этого понятия в слове (именно слово
является основной единицей языка) различен у разных народов. Это связано с
различными природными климатическими условиями, а также с разным социальным
окружением. По этой причине у каждого народа своя история, вои культурная и
языковая картины мира. Безусловно, культурная картина мира всегда богаче,
чем языковая.
Слова — это не просто названия предметов или явлений, а кусочек реальности,
пропущенный через призму культурной картины мира и поэтому приобретший
специфические, присущие только этому народу черты.
Поэтому там, где русский человек видит два цвета: синий и голубой,
англичанин видит один цвет — blue.
КОНТЕКСТ ДИСКУРСА
С одной стороны, дискурс обращен «вовне»: к ситуации или внешнему контексту
высказываний, типу деятельности в малой группе, включающему широкий спектр
переменных: антропологических, этнографических, социологических,
психологических, языковых и культурных. Всякий анализ языковых явлений в
контексте принадлежит сфере лингвистической прагматики.
С другой стороны, дискурс обращен «вовнутрь» или к внутреннему контексту: к
ментальной сфере общающихся индивидов, отображающей в том числе и факторы
внешнего контекста, так как только став частью внутреннего мира человека,
они могут влиять на его деятельность и общение.
Типы прагматического контекста
Категория контекст столь важна для коммуникативной лингвистики, что по ее
значению и роли в теоретических построениях легко определяется то или иное
направление в изучении языкового общения. Г. Парре выделяет пять
теоретических моделей контекста.
Речевой контекст или ко-текст используется в первую очередь в лингвистике
текста, а также в конверсационном анализе и дискурс-анализе (в узком
смысле). Отношения дискурса с ко-текстом не сводимы к анафоре и
кореференции, названные выше направления стремятся реконструировать когезию
и/или когеренцию (формальную связанность и смысловую связность,
соответственно) дискурсов как макрограмматических единиц.
Экзистенциальный контекст (existentional context). Здесь переход от
семантики к прагматике происходит тогда, когда говорящий и слушающий(ие) в
их пространственно-временной соотнесенности определяются как индексы,
семиотические указатели на данный экзистенциальный контекст.
Другой тип прагматики использует расширение категории возможных миров
(possible worlds). Теория моделей и модальная логика разрабатывают
формальные процедуры, с помощью которых определенный возможный мир может
быть приписан какому-либо языковому или знаковому выражению в качестве
сферы приложения. Но и эту точку зрения также нельзя признать
безоговорочно, потому что возникает закономерное сомнение в том, как этот
«возможный мир» может стать референтом высказывания без психического
опосредования, без влияния таких способностей, как, например, воображение и
концептуализация. Исследованиями значений и смыслов в экзистенциальных
контекстах занимаются логическая семантика и прагматика.
Ситуационный контекст (situational context), формирующий социологическое, а
подчас этнографически и антропологически ориентированное, широкое социально-
культурное направление прагматики, содержит набор факторов, частично
определяющих значения языковых и прочих знаковых выражений. Ситуации как
контексты представляют собой обширный класс социально-культурных
детерминант, среди них: тип деятельности, предмет общения, уровень
формальности или официальности, статусно-ролевые отношения, место общения и
обстановка, социально-культурная «среда» и т. п. Это могут быть
институциональные ситуации (в зале суда, на приеме у врача, на уроке в
школе) и повседневные (в общественном транспорте, в магазине, дома), с их
особенными правилами речевого общения, коммуникативными практиками и
языковыми играми, когнитивными стереотипами. Эти факторы формируют
коммуникативные свойства макротекстовых единиц, структуры аргументации в
дискурсе и каналы конструирования социально-психологических образов «Я» и
«Других».
Акциональный контекст (actional context) представляет особый класс
ситуаций, которые конституируются речевыми актами. Однако из теорий,
отталкивающихся от идеи изучения акционального контекста, заметно
предпочтительнее стандартной теории речевых актов выглядят инференционные
концепции: межличностная риторика Дж. Лича, теории релевантности Д.
Шпербера и Д. Уилсон, но и они не достигают объяснительного уровня
интеракционной модели коммуникации. Языковое общение как обмен социальными
действиями и взаимное (вос)производство интерсубъективности невозможны без
координации (что слабо выражено в теории речевых актов).
Психологический контекст (psychological context) включает в прагматику ряд
ментальных и когнитивных категорий, что предопределяется принятием
деятельностной точки зрения на дискурс, согласно которой все речевые акты
интенционально обусловлены. Интенции, верования и желания рассматриваются
как психологические, когнитивные регулятивы, ответственные за программы
действий и взаимодействий. Ментальная сторона деятельности сама по себе не
так уж важна для прагматики — ее интересуют только легко распознаваемые и в
определенном смысле конвенциональные интенции, верования, желания и т. д.
Именно они создают психологический контекст дискурса, хотя
психолингвистическими (в строгом смысле) эти явления назвать нельзя. Таким
образом, психологический контекст, в своей прагматически релевантной части,
не охватывает полностью всего многообразия мыслительных процессов и
«движений души» («life of mind»), он включает только те когнитивные
процессы и регулятивы, которые реализуются в обусловленных структурой языка
процедурах порождения и интерпретации совокупностей языковых выражений.
Этот тип контекста изучается психологически ориентированной прагматикой,
например, в этой связи можно назвать работу Марчело Даскала [Dascal 1983].
Дискурс-анализ теоретически строится на разных типах прагматических
контекстов. Комплексная природа дискурса обусловливает учет всего набора
многообразных факторов, влияющих на порождение и интерпретацию смыслов в
обмене коммуникативными действиями. Было бы некорректно ограничить
исследование только одним типом контекста, так как само по себе
разграничение контекстуальности весьма условно — в реальности факторы
разного рода всегда взаимодействуют.
5.ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ
На всем протяжении своей истории человечеством было создано огромное
количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид его
деятельности. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами
означает его включение в отношения с другими людьми и в культуру.
В зависимости от назначения были созданы и применяются несколько типов
знаков.
1. Знаки-копии (фотографии).
2. Знаки-признаки (температура больного).
3. Знаки-сигналы (школьный звонок).
4. Знаки-символы (государственный герб).
5. Языковые знаки.
Сами по себе отдельные знаки не имеют смысла и не представляют ценности,
если они не взаимосвязаны с другими знаками и не входят в определенную
знаковую систему. Существует знаковая система приветствий: разного рода
поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу. Все многочисленные
знаки и знаковые системы, которые существуют в человеческом обществе,
составляют культуру. При этом культура каждого общества может существовать
только благодаря преемственности поколений. Сохранение культуры
осуществляется посредством передачи знаков от одного поколения другому, а
также от одной культуры к другой. Взаимодействие культур играет жизненно
важную роль для существования и развития культуры любого народа.
В культурной антропологии эти взаимоотношения разных культур получили
название «межкультурная коммуникация», которая означает обмен между двумя и
более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в различных
формах.
Бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах
человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных
контактах… Происшедшие в последние годы социальные, политические и
экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции
народов, их переселению, смешению и столкновению. Все больше людей
переступают раньше разделявшие их культурные барьеры. Формируются новые
явления культуры, границы между своим и чужим стираются.
Вольно или невольно на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или
иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей
микрокультурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней
как сходства, так и различия. Различия могут быть вызваны социальными
настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры
основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой,
религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой,
семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода
принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения.
Определяющим фактором в коммуникативном поведении может служить
принадлежность к какой-либо общественной организации, обладающей своими
нормами, правилами, принципами и моделями общения. Каждая организация имеет
свой набор традиций и правил, которые директивно или косвенно предписывают
членам данной организации формы общения друг с другом и с представителями
других организаций.
Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее
влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек
в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры. Мы
изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные
источники. Например, американский малыш, которому дедушка объясняет, что
если тебя знакомят с кем-либо, нужно пожимать руку, формирует свою
культуру. Индийский ребенок, растущий в доме, где женщины едят после
мужчин, также формирует свою культуру.
Проблема понимания
Единственный способ овладеть смыслами — их понимание. Понимание
присутствует в двух умственных процессах: в познании и в коммуникации.
Когда речь идет о понимании причинно-следственной связи, устройства машины,
мотивов поведения человека, особенностей сложившейся ситуации, имеет место
познавательное понимание. Когда же речь идет о понимании сообщения, имеется
в виду коммуникационное понимание. Познавательное понимание — предмет
изучения гносеологии (теории познавания), а коммуникационное понимание со
времен античности изучается герменевтикой.
В Древней Греции герменевтика представляла собой искусство толкования
(интерпретации) иносказаний, символов, произведений древних поэтов, прежде
всего — Гомера. В христианском богословии герменевтика ориентировалась на
толкование Библии. Особенное значение поиску истинного смысла священных
текстов придавали протестанты, которые на этой почве непримиримо враждовали
с католиками, считавшими невозможным правильное понимание Священного
писания в отрыве от церковной традиции.
Коммуникационное понимание может иметь три формы:
. коммуникационное познание;
. коммуникационным восприятием;
. псевдокоммуникация.
Коммуникационное познание является творческим познавательным актом, потому
что реципиент не только осознает поверхностный и глубинный смыслы
сообщения, но и оценивает их с точки зрения этического долженствования и
прагматической пользы.
Дело в том, что глубокое понимание включает сопереживание, т. е. нужно не
только узнать знаки и уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но
также открыть и пережить то эмоциональное состояние, которое владело
автором в процессе творчества. Конечно, не каждый человек обладает даром
заново воссоздавать произведения искусства в своей душе.
Маститый литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский (1853 -1920) утверждал,
что полное понимание одним человеком другого было бы возможно лишь тогда,
когда воспринимающий полностью уподобляется говорящему, теряет
индивидуальные особенности своей личности.
Проблему понимания усугубляет еще и тот факт, что оно всегда сопровождается
"приписыванием смысла" со стороны реципиента. Получается ситуация
"суперпонимания", которую А. А. Потебня описал так: "Слушающий может
гораздо лучше говорящего понимать то, что скрыто за словом, и читатель
может лучше самого поэта постичь идею его произведения..., сущность, сила
такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно
действует на читателя".
6. ЯЗЫКОВАЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА
Языковая картина мира, исторически сложившаяся в обыденном сознании данного
языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о
мире, определенный способ концептуализации действительности. Понятие
языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и
неогумбольдтианцев (Вайсгербер и др.) о внутренней форме языка, с одной
стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности так называемой
гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа, – с другой.
Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и
организации (= концептуализации) мира. Выражаемые в нем значения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|