скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты по межкультурной коммуникации скачать рефераты

Германия…

2.4. Избегание неопределенности

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в ситуации

неизвестности индивид испытывает стресс и чувство страха. Высокий уровень

неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу

у индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии.

Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопределенности

наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких

обществах создаются особые каналы. Это проявляется в существовании

многочисленных формализованных правил, регламентирующих действия, которые

дают возможность для людей максимально избегать неопределенности в

поведении. Например, в обществах с высоким уровнем избегания

неопределенности в организациях создаются особенно подробные законы или

неформальные правила, которые устанавливают права и обязанности

работодателя и наемных работников. В таких культурах постоянная спешка

является нормальным явлением, а люди не склонны к принятию быстрых

изменений и препятствуют возможным нововведениям.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди в большей

степени склонны к риску в незнакомых условий и для них характерен более

низкий уровень стрессов в неизвестной ситуации. Молодежь и люди с

отличающимся поведением и образом мыслей воспринимаются в таких обществах

позитивнее, чем в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности. В

странах с низким уровнем избегания неопределенности наблюдается отчетливое

противоборство относительно введения формализованных правил, которое чаще

всего эмоционально окрашено. Поэтому правила устанавливаются только в

случае крайней необходимости. В таких обществах люди считают, что они

способны решать проблемы и без множества формальных правил. Они в состоянии

много работать, если необходимо, но при этом не чувствовать потребности

быть постоянно активными.

В культурах с разным уровнем избегания неопределенности можно наблюдать и

разные установки относительно поведения учителей и учеников. Например, в

культурах с высоким уровнем избегания неопределенности ученики или студенты

видят в своих учителях и преподавателях экспертов, от которых они ждут

ответов на все вопросы. В таких странах ученики обычно придерживаются той

научной позиции, которая не отклоняется от научных взглядов их учителя. В

частности, если аспирант сталкивается с тем, что его подход к решению

научной проблемы идет вразрез с мнением научного руководителя, ему остается

либо отказаться от своей позиции, либо поискать нового руководителя для

своей диссертации.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности учителя и

преподаватели не воспринимаются как непогрешимые эксперты. Здесь

допускается, что учитель может ответить на вопрос учеников «я не знаю» и

это не будет считаться признаком его некомпетентности. Несовпадение мнений

между преподавателем и учениками в таких культурах является скорее

признаком критического мышления последних и чаще всего поощряется.

К культурам с низким уровнем избегания неопределенности относят такие

страны, как Сингапур, Ямайка, Дания, Швеция, Ирландия, Великобритания,

Индия, США и др. Греция, Португалия, Гватемала, Уругвай, Бельгия, Япония,

Франция, Чили, Испания… Необходимость учета культурных категорий

объясняется тем, что они существенно облегчают осознанное принятие во

внимание культурных различий. Это в свою очередь позволяет гибко

реагировать на неожиданные действия партнера по межкультурной коммуникации

и избегать возможных конфликтов при контактах с представителями других

культур.

29.ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ИНКУЛЬТУРАЦИИ.

4.1 Понятия «инкультурация» и «социализация»

Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного

вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек

усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока

большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в мир происходит

путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей,

образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве

полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в

том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и

поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать

окружающий мир и реагировать на него.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры

обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и

«социализация». Эти понятия подразумевают усвоение людьми культурных форм

(паттернов) какого-либо общества. Под последними обычно понимают устойчивые

совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия,

последовательности действий, построения суждений, различные культурные

формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности.

Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида

в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего

ему успешно функционировать в качестве его члена.

В разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и

развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит путем

воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного

поведения от старшего поколения младшему. Стили воспитания детей: японский

и английский.

В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, нежели к наказаниям.

Воспитывать там означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а,

предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном

нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не

поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают

конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они

способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия.

Японцы считают, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать

обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно

балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые

совершенно не реагируют на плохое поведение, детей, словно не замечая его.

Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно.

Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже

прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к животным.

Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего

возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или

наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое и жестокое наказание.

Наказывать детей в Англии — право и обязанность родителей.

Понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам

поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений

взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны,

культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек

сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование

основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с

другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями,

способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к

различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации

является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами

данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему

характеру процесс инкультурации 5олее сложен, чем процесс социализации.

Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо

быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном

общении с себе подобными. Отсюда и содержание процесса инкультурации

составляет приобретение следующих знаний и навыков:

+ жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд,

приобретение и потребление товаров и услуг;

+ личностное развитие: приобретение общего и профессионального

образования, общественная активность, любительские

занятия;

+ социальная коммуникация: формальное и неформальное общение,

путешествия, физические передвижения;

+ восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение

личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Наиболее распространенным из путей развития является опосредованный, когда

человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При

таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно

проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации

представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и

жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах.

4.1.2. Цели инкультурации и социализации

М. Мид: социализация - социальное научение вообще, а инкультурация —

реальный процесс научения, происходящий в специфической культуре. Д.

Матсумото считает социализацией процессы и механизмы, с помощью которых

люди познают социальные и культурные нормы, а инкультурацией — продукты

процесса социализации. Социализация более универсальна, а инкультурация -

культурно-специфична.

В результате социализации человек становится полноправным членом общества,

свободно выполняя требуемые социальные роли.

4.1.3. Первичная и вторичная стадии инкультурации

Процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В

зависимости от этих достижений обычно выделяют две основные стадии

инкультурации: первичная и вторичная. Первичная стадия начинается с

рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она

представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети

усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой,

приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в

результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По

мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла

Херсковица, ребенок, хотя и не является пассивным элементом инкультурации,

но выступает здесь скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые,

применяя систему наказаний и поощрения, ограничивают его возможность выбора

или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и

правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять

правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят

мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы. Для этого периода в

любой культуре существуют специальные способы формирования у детей

адекватных знаний и навыков для повседневной жизни.

Игры бывают следующих типов:

+ физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

+ стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать

возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих

результатов;

+ стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей

(неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

+ ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему

придется выполнять в будущем.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению

трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Также важно,

чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются другие ценности,

формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели

поведения.

Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит

воспитатель. Первичная инкультурация закладывает основы половой

идентификации. Мальчики играют в военные игры, а девочки — в куклы.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности

культуры, поскольку основным здесь являются воспроизведение уже имеющихся

образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов.

Разумеется, не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении

культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и

безусловное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, едва

фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение

культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на

своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как

вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком

совершеннолетия. Взрослым человек считается, если:

+ достижение необходимой степени физической зрелости организма, как

правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к

воспроизведению потомства;

+ овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего

хозяйства и общественного разделения труда;

+ овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через

практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и

знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия,

право, мораль);

+ принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых

участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только

отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это

какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или

новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие

способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения

в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность

комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно

важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые

могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он

приобретает право участвовать в действиях, которые могут привести к

значительным социокультурным изменениям. Ведь взрослые способны к

сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм

культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы

На этой стадии также большое значение имеет освоение молодыми людьми их

нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных

контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного

жизненного опыта.

В более позднее время, когда человек совершенствует свой профессиональные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18