скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты по межкультурной коммуникации скачать рефераты

навыки уже на рабочем месте, инкультурация бывает связана в основном с

непосредственными (формальными и неформальными) социокультурными

контактами. Кроме того, жизнь взрослого человека невозможна без

включенности в целый ряд других социальных групп: семью, компанию друзей,

группы по интересам и т.д. Инкультурация в период зрелости открывает дорогу

изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а

культура не только сохранялась, но и развивалась.

30.АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.1. Понятие и сущность аккультурации

Считалось, что процессы аккультурации идут автоматически, при этом культуры

смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности.

Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем

развитая. Теперь термин «аккультурация» используется для обозначения

процесса и результата взаимного влияния Разных культур, при котором все или

часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности

и традиции другой (у культуры-донора).

1.2. Основные формы (стратегии) аккультурации

В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие

проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в

чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает

четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию,

маргинализацию и интеграцию.

Ассимиляция — это вариант аккультурации, при котором человек полностью

принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих

норм и ценностей.

Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со

своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы

предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры.

Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры,

это называется сегрегацией.

Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной

культурой, с другой, — отсутствие идентификации с культурой большинства.

Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную

идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса

к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или

сегрегации со стороны этой культуры).

Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой

культурой.

1.3. Результаты аккультурации

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации является

долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Это характеризуется

относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом

сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно

рассматривают в двух аспектах: психологическом и социокультурном.

Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической

удовлетворенности в рамках новой культуры. Щ выражается в хорошем

самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно

сформированном чувстве личной или культурной идентичности.

Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в

новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на

работе и в школе. Поскольку одним из важнейших показателей успешной

адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих

профессиональных достижений и как следствие своим благосостоянием в новой

культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного

аспекта адаптации выделяют экономическую адаптацию.

Поскольку факторы, влияющие на них, достаточно сильно различаются, к тому

же психологическую адаптацию изучают в контексте стресса и психопатологии,

а социокультурную — в рамках концепции социальных навыков, то и ее аспекты

все же рассматриваются раздельно.

Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию личности

и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и в

сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться

взаимно. И спектр результатов адаптации весьма велик — от очень успешного

приспособления новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.

Хорошая психологическая адаптация зависит от типа личности человека,

событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь

эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени

включенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта

адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности

стратегии интеграции.

1.4. Аккультурация как коммуникация

В основе аккультурации лежит коммуникативный процесс. Точно так же, как

местные жители приобретают свои культурные особенности, то есть проходят

инкультурацию через взаимодействие друг с другом, так и прибывшие

знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают новыми навыками

через общение. Поэтому процесс аккультурации можно рассматривать как

приобретение коммуникативных способностей к новой культуре.

Общение представляет собой взаимодействие с окружающими человека условиями,

причем каждого индивида можно рассматривать как своеобразную открытую

систему, стремящуюся к активному участию в этом процессе. Это

взаимодействие состоит из двух тесно связанных процессов: личностного и

социального общения.

Любое общение имеет три взаимосвязанных аспекта: познавательный,

аффективный и поведенческий. В ходе этого процесса личность, используя

полученную информацию, адаптируется к окружающей среде.

Ведь именно различие в этой картине, в способах категоризации и

интерпретации опыта служит основой отличий между культурами. Ведь люди

находят менталитет «чужаков» трудным и непонятным именно из-за того, что

они не знакомы с системой познания другой культуры. Чем больше человек

узнает о чужой культуре, тем большую способность к пониманию чужой культуры

он демонстрирует.

Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями чужой культуры,

человек должен уметь делить с другими людьми свои чувства, то есть

воспринимать чужую культуру на аффективном уровне. Надо знать, какие можно

позволить себе эмоциональные высказывания и реакции, ведь в каждом обществе

есть определенный критерий сентиментальности и эмоциональности. Но решающим

в адаптации человека к чужой культуре становится приобретение

соответствующих навыков поведения в конкретных житейских ситуациях. Они

подразделяются на технические и социальные. Технические навыки включают

умения, важные для каждого члена общества: владение языком, умение делать

покупки, платить налоги… Социальные умения обычно менее специфичны, и

овладеть ими сложнее. Поведение людей постоянно совершенствуется и

организуется в алгоритмы и стереотипы, который уже можно пользоваться

автоматически, не задумываясь.

Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что во три аспекта

коммуникации протекают одновременно, хорошо скоординированы и

сбалансированы.

Социальное общение обычно делят на межличностное (происходит между разными

людьми) и массовое (более общая форма социального поведения человека,

взаимодействующего со своим социокультурным окружением без прямого контакта

с отдельными людьми). Чем больше опыт социально общения у человека, тем

лучше он адаптируется к чужой культуре.

31.КУЛЬТУРНЫЙ ШОК В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ.

Важнейшее место среди них занимают исследования проблем психологической

аккультурации мигрантов, при контакте с чужой культурой происходит

знакомство с новыми художественными ценностями, социальными и материальными

творениями, поступками людей, которые зависят от картины мира, догматов,

ценностных представлений, норм и условностей, форм мышления, свойственных

иной культуре. Но нередко контакт с иной культурой ведет также к

разнообразным проблемам и конфликтам, связанным непониманием этой культуры.

2.1. Понятие культурного шока и его симптомы

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют

культурным шоком. Сходные понятия — шок перехода, культурная утомляемость.

Шесть форм проявления культурного шока:

+ напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической

адаптации;

чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии,

собственности;

+ чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может

превратиться в отрицание этой культуры;

+ нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

+ тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания

культурных различий;

+ чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур. Симптомы

культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о

чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических

расстройств, общей тревожности, -бессонницы, страха. Они могут вылиться в

депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия.

Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как

часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе

этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о

нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя

испытывает при этом стресс.

2.2. Механизм развития культурного шока

Выделятся пять ступеней адаптации.

Первый период называют «медовым месяцем», потому что большинство мигрантов

стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны

энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на

первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии.

Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непривычная окружающая

среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все

большее значение приобретают психологические факторы, вызванные

непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование,

фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы

культурного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от

реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на

жизнь.

Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего

максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть

мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит

в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной

культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую

поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится

более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе

и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества

продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и

окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В

зависимости от факторов, влияющих на процесс адаптации, он может

продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.

Когда успешно адаптировавшийся в чужой культе человек возвращается к себе

на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей

собственной культуре. Для него предложена модель W-образной кривой

реадаптации. Первое время человек радуется возвращению, встречам с

друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной

культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь

приспосабливается к жизни дома.

2.3. Факторы, влияющие на культурный шок

Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной

адаптации зависят от очень многих факторов: внутренних (индивидуальные) и

внешних (групповые).

В первой группе факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики

человека: пол, возраст, черты характера.

Поэтому в последнее время исследователи считают, что более важным для

адаптации оказывается фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее

проходит адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания,

расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина мира у

человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этими исследованиями учеными были предприняты попытки выделить

некий универсальный набор личностных характеристик, которыми должен

обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой.

Обычно называют следующие черты личности: профессиональная компетентность,

высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных

взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству,

терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и

настойчивость, эмпатия. Если культурная дистанция слишком велика, адаптация

не будет протекать легче. К внутренним факторам адаптации и преодоления

культурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта чел века.

Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Наличие знаний языка, истории и

культуры, безусловно, облегчает адаптацию.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной среде, то этот опыт

способствует более быстрой адаптации. Поможет адаптации и наличие друзей

среди местных жителей, с поморю которых можно быстрее овладеть необходимой

для жизни информацией. Контакты с бывшими соотечественниками, также

живущими в этой стране, с одной стороны, обеспечивают поддержку

(социальную, эмоциональную, иногда — даже финансовую), но, с другой

стороны, есть опасность замкнуться в узком круге общения, что только усилит

чувство отчуждения.

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культурный шок, прежде

всего нужно назвать культурную дистанцию, то есть степень различий между

родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно

отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а

представление человека о ней, его ощущение культурной дистанции, которое

зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конфликтов,

как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д.

На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к которой

принадлежат мигранты. Хуже адаптируются представители культур, в которых

очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять; представители так

называемых великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться

должны не они, а другие.

Очень важны для нормальной адаптации условия страны пребывания: насколько

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18