скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Языковое сознание и особенности его проявления у представителей русского и казахского этносов (социолингвистический и психолингвистический аспекты) скачать рефераты

p align="left">Концепт ЧИСЛО объясняется с точки зрения его происхождения и использования в магической функции.

Понятие числа понималось как определенное количество предметов. Имеются три гипотезы возникновения числа: прагматическая (числа возникли в результате коммуникативной необходимости), концептуальная или вербальная (человек имеет врожденный концепт числа один, который понимается как точка отсчета и концептуальный аппарат для конструирования следующих за ним чисел), ритуальная (перевернутая концептуальная гипотеза: человек может воссоздать число) [102]. В древности люди придавали цифрам сакральную силу, приписывая им скрытый смысл и магическую возможность влияния на все окружающее: считалось, что числа использовались богами для управления миром. В.А. Маслова описывает магическую функцию некоторых чисел таким образом: один - “единица” символизирует первичную целостность, Бога, имя которого у северных народов - Oдин, а также свет или солнце, источник жизни”; “ два - символ двойничества”. Это число в русской языковой картине мира связано с негативными коннотациями: появление на свет человеческих двойников считалось плохим прдзнаменованием, содержится в слове ди -авол. Двойка является символом второго (женского) начала; “три- триединство Бога, трехлистный лотос (быстро и решительно), тридесятое царство-государство, в три ручья, в три погибели”; “ четыре - символ универсальности целостности, всемогущества, твердости, власти, интеллекта, справедливости”. Символизм числа четыре связан с символикой квадрата - эмблемой земли у многих народов, и четырехконечного креста - символом целостности; “пять - лучи пятиконечной звезды олицетворяют четыре стихии: Землю, Воду, Воздух, Огонь +Человеческое сознание. Пентаграмма в христианском философско-религиозном учении-это магический знак в виде пятиконечной звезды, по углам которой размещены начальные буквы греческого имени Иисуса Христа”; Если число шесть - число дьявола в христианстве, то в мировой культуре - символ союза и равновесия. У русских с числом шесть связаны негативные коннотации: шестерка - подхалим, стукач, холуй; семь - священное число, является символом божественности; семерка характеризует солнечных богов и общую идею Вселенной”. В Европе нашло отражение в фольклоре, фразеологизмах и названиях: семь гномов, семь богатырей, семь ягнят, на седьмом небе, на семи ветрах, семи пядей во лбу, Семилуки, Семиречье, “Семеро смелых” и т.д. Семь нот, семь цветов спектра, семь звезд Большой Медведицы, семь планет, седьмица (славянское название недели), магическое число Мюллера (объем оперативной памяти человека) являются выражением идеи Вселенной; восемь - в оккультизме - символ равновесия, оно представлялось математическим символом четырех сторон света, включая промежуточные направления - юго-востое, юго-запад и т.д.; девять - это 3 в усиленной форме, т.е утроенная триада. В мистицизме 9 - тройственный синтез мысли, тела и духа или загробного мира, земли и неба. У русских символ опасности, могущества. Этим числом заканчиывается какой-либо процесс и кладется начало переходу в новое качество: поминки на 9 день, “у кошки 9 жизней”, в мифах упоминается о 9 подземных мирах, 9 месяцев беременности у человека и некоторых видов животных; десять представляется как символ гармонии, полноты, совершенства. Известно, что десятая часть (десятина) практически повсеместно являлась мерой дани или жертвы Богу. Десятилетие символизирует веху в истории или полный цикл в мифологии. Двенадцать в древней астрономии, астрологии и хронологии основное число, символизирующее пространство, время. Этим объясняется существование 12 знаков Зодиака, 12 созвездий, 12 месяцев, в восточном календаре цикл из 12 животных, 12 апостолов у Иисуса Христа, 12 сыновей Иакова, 12 колен Израилевых, 12 олимпийских богов составляли греческий пантеон, 12 могучих титанов родила Гея от Урана и т.д. Это число избранных”

Число тринадцать у многих народов трактуется как чертова дюжина, несчастливое число. Его негативную символику, видимо, связывают с тем, что ранние лунные календари нуждались в добавлении “лишнего” 13-го месяца, который, по наблюдениям древних, не сулил ничего хорошего. Связано с таинственной силой, с космическими циклами Земли. Сатану в обрядах ведьм называют числом 13. У казахов к этому числу не приписывается негативная оценка.

Двадцать - священное счастливое число, его связывали богом солнца. У индейцев майя оно считалось числом человека по количеству на руках и ногах). В русской картине мира используется во фразеологии и паремиях: рубь двадцать, не возьмешь за рубь двадцать и другие.

Сорок - число символическое, чем точное, активно используемое в ритуальных целях в христианской, иудейской и мусульманских традициях для определения важных периодов времени: периодов духовной подготовки и очищения (например, сорокодневный пост), испытания (мертвым необходимо именно сорок дней, чтобы полностью уйти из мира живых), Всемирный Потоп длился сорок дней и ночей. Оно нашло отражение в русской фразеологии, в картине мира: наговорить сорок бочек арестантов, пуд содержал 40 фунтов. Это было предельное у русских число: сороконожка - многоножка, сорок сороков - предельное число.

Шестьдесят - тоже важное число в русской концептосфере, но в отличие от предыдущего, это точное число: час = 60 минут, 1 минута = 60 секунд.

В русском языке наиболее активен первый десяток (кроме числа шесть), а также 20, 30,40, 100, 1 000 000, миллион.

Число неразрывно связано с мерой, например, с понятием множественности в русском менталитете связана следующая мифологема: “черту необходимо отдавать все малоценное, имеющееся в большом количестве” отсюда - черт не схватит (очень много), до черта (много), с хвостиком (с небольшой прибавкой), с лихвой (с избытком); белорусский фразеологизм да ката (кат -“враг”, “дьявол”).

Русские фразеологизмы, как собак нерезаных (много), кот наплакал (слишком мало) также содержат отзвук мифа в своей семантике” [109, 90-95].

В русском языковом сознании нашло отражение число семь, они часто встречаются во фразеологизмах и названиях: семеро по лавкам, за семерых, на седьмом небе, видеть седьмой сон, работать до седьмого пота, семь чудес света, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глазу, один с сошкой - семеро с ложкой, семь раз отмерь - один раз отрежь.

Концепт ЦВЕТ. Роль того или иного цвета для данного этноса в опре деленной мере отражается в их языковом сознании. Следует отметить универсальное в восприятии цвета представителями разных этносов. А.П. Василевич отмечает эволюцию восприятия цвета на примере коричневого. Так, у древних египтян коричневый цвет символизировал жизнь, так как связывался с почвой. У европейцев он и сейчас ассоциируется с ощущением своих «корней», надежностью и здравым смыслом. Этот цвет вместе с жёлтым, считают самыми безопасными цветами на дороге. У некоторых народов коричневый цвет по значению близок к черному, темному и соответственно гармонирует с состоянием разочарования и депрессии. В арабо-мусульманской культуре он считается очень негативным и ассоциировался с распадом, гниением и гибелью. Черный (темный) цвет в психологии вообще считается символом отрицания и протеста, неслучайно его выбирали крайние либералы -- от пиратов до анархистов. Коричневый цвет считается близким к черному по своей агрессивно сти, не потому ли он стал «своим» для фашистов: -- это цвет униформы нацистов-штурмовиков. В со временном русском языке название этого цветового признака использу ется для обозначения всего, что связано с фашизмом.

В русской культуре коричневый цвет традиционно олицетворяет бедность: вплоть до XX в. в русском языке сохранялся фразеологизм рвань коричневая (вариант дрянь коричневая), зафиксированный, например, в словаре Ушакова [119, 270-285].

В национальном сознании казахов, значительное место отводится символике цвета. Система цветообозначений и цветовых символов являются одним из основополагающих кодов в традиционном мировосприятии любого этноса. По мысли А.И.Белова, «Связь цветообозначений с определенными, культурно - закрепленными эмоциональными состояниями и ситуациями позволяют рассматривать цветообозначения как своеобразные концепты «мировидения» [120, 50].

Концепт «а?» олицетворяет чистоту и невинность. Так понятие «а? жол» распространено у казахов. По их представлениям, невинная девушка три раза должна была перешагнуть через раненого джигита, чтобы он излечился. Ср. у Есенберлина описание ситуации, когда Зейнеп (женщина - т?ре) из белой кости - «а? с?йек» трижды перешагивает через раненого батыра. Это был древний, редко применяемый способ. Когда ничто уже не помогало раненому воину, то призывалась женщина из рода торе. При всем народе она должна была переступить через него. Если женщина была чиста перед своим мужем, то воин выздоравливал, если же она хоть раз изменила - воин тут же умирал.

«А? жол» служил не столько средством исцеления, сколько испытанием женской верности. Зная повадки своих жен, султаны-т?ре обычно не часто пользовались им: «Кенесары согласился на это, потому что все другие средства были уже испробованы »

Цвет «черный» используется в языке для образной характеристики отрицательных черт и поступков, несчастий, дурного настроения, плохого, злого, имеющего плохие намерения человека. Глубинная оппозиция цветообозначений а? - ?ара, по мнению А.Ислам, исходит из глубинной структуры познания мира в целом, дифференцированного разделения на этот и тот мир - «Жары? д?ние» - «?ара??ы д?ние», «жизнь и смерть, добро и зло» [121, 209].

С помощью концепта «?ара» образуется большое количество сравнений, фразеологизмов, метафор, ср.: б?кіл д?ние ?ара жамыл?андай, ?ара ниет (черные замыслы), ?ара ж?рек - (черное сердце), ?аралы к?н - (траурный день), ?ара тер - (черный пот), ?ара п?ле (черное зло),: «Сойтіп, сотты? да, елді? де алдында ?ара бет боп ж?рерміз» (М.С?ндетов. Ескексіз ?айы?, 142- б.); «Жаны - арыны? сада?асы жетпіске келгенде ?ара бет болып, жер ш??ып отырганша, ?ліп кеткенні? ?зі жа?сы» (?.Ж?маділов. С?йг?ліктер, 117-б.); «Мына бізді? ?ара ж?рек ?бен со??ан алдымен конфискеге жатар деп, - Т?тібала жайлана отырды» (С.Бегалин. Замана белестері, 336-б.); «?ара ниет адамды бізден тап?ан жо?сыз, ж?не таппайсыз да, о?ан сенем» (А.Байтанов. Та? с?рі, 502-б.); «?тте?, ?андай ?ана ?ара бауыр екен?» (М.?уезов. К?ш пен Ас?ар, 402-б.). «Иінінен су кетіп ?ара к?з ?тіп барады» (?.Кекілбаев, К?й, 105-б.).

Своеобразно также отношение казахов к желтому цвету. Желтый цвет (цвет масла) обозначает не только цвет, но и позднюю осень (сары к?з), долгую болезнь (сары жамбас болу), пожилой возраст (сары кідір, сары?арым) печаль (сары уайым) и др. Ср.: «Жайлау да сары ж?рт болу?а айналды» (?.Ж?маділов, С?йг?ліктер, 63-б.); «Жата- жата саржамбас болдым» (?.Сараев, Еділ - жайы?, 272-б.); ?араша айыны? іші. Сары к?зді? бір жайлы кезі еді» (А.Н?рм?ханов ??ланны? ажалы, 21-б); «Мен ?ор?ып, торы?уды, сары уайым?а салып, таусымды а?ыл?а салып отыр?аным жо?» (С.Досанов, Жылды? он ?шінші айы, 484-б.); «Ендеше осы с?зінді ?мытпа! - деп ?ысты? д?л ?ысып келген кезінде, сары аязды? са?ылдап т?р?ан кезінде» (?.М?сірепов, Атты? сыны, 499-б.).

Коричневый цвет предназначен для описания мягких тонов, теплоты, доброты и обаяния. Казахи используют коричневый цвет, когда хотят подчеркнуть особую мягкость и приятность описываемого, здесь нет бьющих в глаза красок, броских тонов. Вот почему казахи окрашивают в коричневый цвет душеспасительный в жару ветерок, мягкую и теплую ночь, приятную осень. Приятный звук домбры или кобыза, мягкий тембр голоса певца, лирические песни - все это непременно окрашивается казахами в коричневый цвет [121, 179].

Но коричневый цвет обозначает не только цвет ночи, пору осени, тембр певца, но и используется в значениях «смуглый», «бедный», «прохладный», «холодно» (встретить), «холодное, прохладное отношение», «убогий, бедный». Ср.: «??рбан а?са?алмен д???і? екі-?ш жерінен ?шырасып, ?о?ыр далада, ?апелімде, к?зі?е іліге ?оймайтын к?не ?ауым молалар ?ана» (?.Кекілбаев, К?й, 57-б.); «Ы?ырси сал?ан ?о?ыр ?нде сезім к?шті» (?.Сланов. ?ыз емшек, 219- б.); «Дауысын айтса?шы: есіп т?р?ан, ?ош иісті майда ?о?ыр желден бір кем емес!» (?.Сланов. Арман а?асы, 101-б.); «Оу, б?л би бол?ан кісі ба?ырып бола ма екен? - деген ж?мса? ?о?ыр дауыс шы?ты» (?.С?рсенбаев. Жиде г?лдегенде, 11-б); «Білесі? бе, Мария, біз Венеция?а к?дімгі ?о?ыр к?зді? дер ша?ында келіппіз» (Ю.Бондарев. Та?дау, 28-б.); «?азір б?л жерде ?о?ыр к?з ша?ы»(С.Омаров. Ба?ыт шынары, 33-б.). «Ал, а?айындар! - Б?л та?ы да Кар?абек дауысы. - Мына шал, бай?аймын, ?лі де ?о?ыр отыр. С?зге ?мсынды? араласты. ?о?ыр отырмайды» (С.Ш?ймерденов. Ашу, 293-б.); «Кімсі?дер - ау? «Б?лары? ?ай ж?ріс? Демей жылы ?аба?ымен ?арсы алатын, сонымен бірге таба?ы да тым ж?деу бола бермейтін ?оныр т?бел шаруасы бар, ?о?ыр т?бел ?йлерді б?лар к?бірек са?алайтын» (К.Сегізбаев. Жол, 90-б.); «Айт?ан саба?тарын ?ткізіп, С?раубек ?йге келгенде ?келі - балалы екі ?она? то?торыс ?о?ыр ?аба?пен шай ішіп жат?анды» (С.Бегалин. С?тжан, 122-б.).

2.4 Влияние языкового сознания казахов на языковое сознание русских

Сопоставительно - семантическая интерпретация подобных этнопсихологических проявлений разных этносов (русского и казахского) показывает, что доминанты национального характера, стабильные и модальные для большинства носителей той или иной этнической общности, отраженные в них весьма отчетливо и выпукло, реализуются в этническом поведении представителей этносов. Этническое поведение их специфично, так как этноценностная информация, усваиваемая индивидами в процессе социализации в кругу членов своего общества, своеобразна. Усвоение такой этнокультурной информации происходит как непроизвольно (бессознательно, основываясь на подражании), так и осознанно, в ходе социализации.

Языковое сознание русских в Республике Казахстан может несколько отличаться от национального языкового сознания россиян, проживающих в РСФСР, так как оно складывалось в иных условиях. Проживание в другом природно-географическом ландшафте, в окружении не своей этнической среды, в условиях межэтнических контактов с представителями казахского этноса, компактно-диффузное расселение способствовали формированию установок, отличных от этнических установок россиян, реализации этнического поведения, вобравшего в себя элементы русского национального самосознания и черты казахского менталитета. Языковое сознание русских в Республике Казахстан - конгломерат, совмещающий в себе элементы русской и частично казахской национальных культур. Появлению такого конгломерата способствовали следующие факторы: присоединение Казахстана к России и рост миграционных процессов в направлении «Россия - Казахстан» в связи с необходимостью освоения новых земель, проведения колониальной политики царизма в казахской степи, постройкой военных укреплений по Горькой линии, протяженностью более 3000 км., усиления казачества на пограничных с Джунгарией землях; переселенческим движением. Так, в 1715-1720 годах, по данным Н.Ф.Голикова, Б.Я.Двоскина, М.А.Спектора [122, 767] был построен ряд крепостей на востоке: Казахстана - Железнинская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская, а также семь промежуточных форпостов - Ангарский, Чернакский, Чернорецкий, Убинский. В 1745 году к ним было добавлено 24. С 1752 года начинается создание Пресно-Горьковской линии укреплений, которое включает в себя 8 крепостей, 33 редута, 42 маяка. В течение 1824-1846 гг. были созданы казачьи поселения: Кокчетавское, Каркаралинское, Кокпектинское, Атбасарское. В 1870 г. построены станицы: Зайсанская, Кендерлыкская, Алтайская и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23