скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Рынок ценных бумаг и биржевое дело - (лекции) скачать рефераты

p>Банки часто нумеруют чеки, содержащиеся в чековых книжках, указывают срок их действия или порядок возмещения по чеку. В чеке может также содержаться указание о его максимальном лимите. Все эти сведения также относятся к числу необязательных реквизитов.

В отношении изменений, внесенных в текст чека, действуют те же правила, что и для векселей. Точно также возможна и выписка чека в нескольких экземплярах. И в этом случае действуют те же нормы законодательства, что и для векселей. Чек, также как и вексель передается с помощью индоссамента. В российском законодательстве требования к чековому индоссаменту предъявляются те же, что и к вексельному. ЕЧЗ в отличии от ЕВЗ не требует датирования индоссамента. Так же как и сами чеки, индоссаменты бывают бланковыми, именными и ордерными. Несколько особняком стоит препоручительский индоссамент, который аналогичен инкассированию векселей. Однако сам текст этого индоссамента подразумевает более широкое толкование, чем в случае с векселями. Его международная форма, как правило, выражается традиционной фразой “Платите приказу любого банка, банкира или трастовой компании. Предыдущие индоссаменты гарантируются”. Естественно, недопускается индоссирование чека плательщиком, поскольку в таком случае чек мог бы пускаться в обращение недобросовестным плательщиком неоднократно. Вместе с тем чек зачастую индоссируют в пользу плательщика, осуществляя тем самым его погашение.

Поскольку чек предназначен для расчетов и не несет кредитной функции, для него предусмотрены короткие сроки обращения. По истечению этих сроков чекодатель имеет право отозвать чек. Таким образом, получить чек еще не значит получить платеж. Сроки оплаты чека в ЕЧЗ и российском законодательстве различны. ЕЧЗ установлены следующие сроки платежа: 8 дней, если чек выписан и оплачивается в одной стране; 20 дней, если чек выписан и оплачивается в разных странах в одной части света; 70 дней, если страна выписки чека и страна– место платежа находятся в разных частях света. В России сроки платежа несколько иные: 10 дней для чеков, выписанных; 20 дней для чеков выписанных в странах СНГ и 70 дней– на территории прочих стран. Временные рамки не очень удачные. В результате чек, выписанный в Смоленске с платежом во Владивостоке должен быть оплачен в два раза быстрее, чем аналогичный чек с платежом в Киеве и в семь раз быстрее, чем с платежом в Таллине.

Следует учитывать, что чек может быть отозван чекодателем только в том случае, если установленный для его оплаты срок уже истек.

При осуществлении платежа банк должен принять все разумные меры для того, чтобы не оплатить чек недобросовестному держателю, для чего проверяется соответствие формы чека законодательству, последовательность непрерывного ряда индоссаментов ( но не подлинность подписей ), соответствие подписи чекодателя имеющимся у банка образцам, проверка наличия отзыва по данному чеку, отсутствие стоп листов, приостанавливающих платежи по чеку ( в связи с его утерей, иском и т. п. ).

ЕЧЗ, так же как и ЕВЗ обязывает принимать частичный платеж по чеку. Поскольку в российском законодательстве подобная норма отсутствует, вступают в действие нормы Гражданского Кодекса, согласно которым никто не может быть принужден к принятию частичного платежа.

В случае неоплаты чека все действия осуществляются точно также, как и в случае неоплаты векселя.

    Так же как и по векселю, по чеку может быть дан аваль.
    Итак, мы можем охарактеризовать чек как:
    долговую ценную бумагу;
    ценную бумагу, которая не нуждается в регистрации;

бумагу, которая может эмитироваться и юридическими и физическими лицами; бумагу, которая наделяет ее владельца правом на получения определенной денежной суммы;

    бумагу, передающуюся с помощью индоссамента;
    краткосрочную ценную бумагу;

ценную бумагу, платеж по которой могут осуществлять только кредитные учреждения.

На сегодняшний день на российском рынке государственных ценных бумаг обращаются следующие инструменты:

- Облигации республиканского внутреннего займа 1991 г. , или как их еще называют, "длинные облигации";

- Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); - Облигации Внешэкономбанка (Облигации ВЭБа);

- Золотые сертификаты (погашение завершено, готовиться эмиссия схожих бумаг); - Облигации федерального займа с переменным купоном;

- Облигации Государственного сберегательного займа Российской Федерации. - Еврооблигации Российской Федерации.

Современный российский рынок государственных ценных бумаг по большей своей части является банковским. Большинство дилеров рынка ГКО, участников рынка облигаций Внешэкономбанка–коммерческие банки. Продажа и погашение Облигаций Государственного Сберегательного Займа осуществлялась исключительно через уполномоченные банки. Агентами по размещению еврооблигаций также выступают коммерческие банки, как российские, так и зарубежные. Именно в портфелях коммерческих банков находится большинство этих бумаг, и именно через посредничество коммерческих банков распределяется их остаток. Агентами по размещению еврооблигаций также выступают коммерческие банки, как российские, так и зарубежные.

Ориентация значительной части капиталов коммерческих банков на операции с государственными ценными бумагами была достаточно постепенной и вполне естественной, поскольку с самого момента появления коммерческих банков в нашей стране централизованные кредиты Банка России (особенно льготные) были для них источником надежных и высоких доходов. По мере того, как снижалась роль кредитов Банка России, предоставленных правительству страны для финансирования бюджетного дефицита ( в 1992 г. эта доля составила 100 процентов, 1993 г. – 86 процентов, 1994 г. –68 процентов, банки переориентировались на государственные ценные бумаги, роль которых, напротив, возрастала.

Причина подобного положения вещей, на наш взгляд, очевидна –в условиях кризиса коммерческие банки обладают наиболее значительными ресурсами, могущими финансировать дефицит государственного бюджета. Ранее других были эмитированы "длинные облигации", выпущенные в 1991 г. При номинале в 10000 р. они обладают сроком погашения в тридцать лет, купонные доход составляет 15 процентов годовых. Банком России для покупки и продажи его учреждениями данной ценной бумаги еженедельно устанавливаются курсы скупки и продажи. Облигации эмитировались разрядами, и для каждого разряда установлена "особая неделя", цена облигации в которую фиксирована за год до ее наступления, что делает такую бумагу одногодичным финансовым инструментом.

Инвесторы никогда не испытывали тяги к этой бумаге. Главная причина - ее низкая, на момент эмиссии, доходность (для облигаций группы "Апрель" она составляла порядка 150 процентов годовых) и ликвидность. Впрочем, некоторые инвесторы покупали облигации, поскольку Банк России иногда выдавал централизованные кредиты под их залог. В целом же этот экспериментальный проект не пользуется вниманием со стороны государства, никогда даже не пытающегося пробудить рынок "длинных облигаций", не смотря на изменения процентных ставок. Облигации ВЭБабыли использованы для оформления валютного долга Внешэкономбанка. Данные облигации выпускались траншами, зависящими от срока погашения конкретного выпуска (от мая 1994 г. до мая 2008г. ). Номиналы облигаций составляют 1000, 10000 и 100000 долларов США. По каждой облигации ежегодно выплачивается купонный доход в размере 3 процентов годовых, что ниже среднего банковского процента в Западной Европе и США. Рынок оставался довольно вялым до того момента, когда был погашен первый транш. Когда опасения в необязательности государства отпали, облигации ВЭБа стали более популярными. Пользуясь тяжелым финансовым положением предприятий, финансовые структуры скупали у них облигации, ориентируясь на получение спекулятивного дохода в размере порядка 40 процентов годовых в валюте ( на сегодняшний день этот этап уже является пройденным, поскольку почти все облигации уже сменили своих первоначальных владельцев ).

Рынок этих облигаций весьма закрыт, и на нем не существует такой общепризнанной площадки, какой для ГКО является Московская Межбанковская Валютная Биржа. Круг участников, определяющих политику на рынке, весьма ограничен, и крупные операции с облигациями ВЭБа ведет небольшое число коммерческих банков, не афиширующих своих методов работы. Этот рынок особенно сильно подвержен влиянию политической конъюнктуры, что ярко проявилось во время череды отставок в начале 1996 г. , неизвестности в ходе выборов летом 1996 г. , болезни Президента осенью того же года. Характерной чертой этого рынка является то, что на него сильное воздействие оказывают колебания курса российских долгов на международных рынках, а также рынок долговых обязательств других государств. Именно это определило резкий обвал данного рынка во время мирового финансового кризиса осени 1997 г.

В 1996 г. значительно изменилась структура участников рынка (если раньше это были отечественные операторы, то сейчас почти половина всех участников иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высоким спекулятивным доходом). В большинстве это крупные операторы, о чем свидетельствует использование ими технологии Рейтер. Попытка организовать торговлю облигациями ВЭБ на ММВБ не получила поддержки участников вследствие высокой стоимости участия. Для облигаций ВЭБ, на наш взгляд, особенно характерна родовая особенность всех государственных ценных бумаг - они явно послужили инструментом перераспределения национального дохода. Так, неплатежеспособность государственного Внешэкономбанка нанесла удар по вкладчикам, получившим вместо реальной валюты на счетах тогда еще весьма сомнительные государственные ценные бумаги. Продав их вследствие тяжелого финансового положения, в которое они попали, отметим, не по своей вине, вкладчики Внешэкономбанка послужили источником образования дохода для структур, никакого отношения к этому невольному финансированию государства не имевшими. Государственные краткосрочные бескупонные облигации являются на сегодня общепризнанным лидером российского фондового рынка. Данная ценная бумага появилась 8 февраля 1993 г. –именно тогда вышло постановление Правительства Российской Федерации № 107, которым были утверждены "Основные условия выпуска и обращения Государственных краткосрочных бескупонных облигаций. " Этот инструмент явился принципиально новым для отечественного фондового рынка.

Новыми были как краткосрочность бумаги (первоначально 3 месяца), так и то, что она выпускается в электронной форме (номинал - 100000 р. , с октября 1994 г. и 1000000 р. ). Новизна по сравнению с предыдущими ценными бумагами заключалась помимо этого в том, что доход по ГКО являлся дисконтным, и в допустимости совершения операций с ними только на организованном рынке. Но главным было иное - впервые государство делало покупку своих долгов выгодной, рассчитывая не на принудительное распределение, а на добровольную покупку облигаций. Рынок ГКО стал одним из зримых и безусловно успешных достижений и Министерства Финансов, и Банка России, оставаясь даже в период самой острой конфронтации между этими двумя ведомствами зоной мира.

Постоянно внедрялись изменения и новшества. Так, пройдя через промежуточный этап 6 - месячных ГКО, Министерство Финансов осуществила 26 октября 1994 г. пробное размещение ГКО со сроком обращения 1 год, подступив тем самым к черте "краткосрочности", а говоря о российской специфике - и переступив за нее. Долгое время рынок ГКО постоянно обвиняли в излишней спекулятивности. Основания для этого, действительно, были. Фактически доходы, получаемые инвесторами на рынке ГКО значительно превышали все иные общедоступные объекты инвестиций. Правда, обвинять инвесторов в спекулятивной злонамеренности значило бы подменять экономический анализ неуместным в данном случае морализаторством. Средства вкладываются в ГКО не потому, что именно эта бумага спекулятивна – в научном, а не в негативно–бытовом смысле этого слова, а потому, что капиталы тяготеют к спекуляции вообще, а российский рынок пока не в состоянии предложить широким кругам инвесторов иные достаточно доходные объекты приложения капитала, помимо государственных ценных бумаг. Следует отметить, что как только финансовая стабилизация создала в конце 1996 начале 1997г. г. условия для выгодных инвестиций в корпоративные ценные бумаги, произошло снижение доходности государственных ценных бумаг, что в свою очередь позволило государству сократить объем заимствований на этом рынке. Вместе с тем обвал на рынке корпоративных бумаг в октябре - ноябре 1997 г. в совокупности с политикой Банка России, для которого к этому времени борьба за рынок ГКО стала приоритетной задачей, привели к обратному перетоку средств с рынка корпоративных бумаг на рынок ГКО.

Естественно, дело не только в долгах государства. Следует помнить, что в конечном итоге все выплаты покрываются за счет налогов населения и юридических лиц. Как крайний способ получения средств для погашения государственных обязательств остается эмиссия, т. е. инфляция. Министерство Финансов в ответ на сравнения ГКО с пирамидой МММ подчеркивало, что подобный исход для государственных ценных бумаг невозможен, поскольку в руках правительства имеется неисчерпаемый монетарный источник покрытия задолженности. Проблема обеспечения государственного долга и снижение темпов инфляции привели к тому, что Правительство взяло курс на постепенное снижение доходности по ГКО, прерываемый, впрочем, периодическими взлетами доходности как, например, в ноябре 1995 г. Но в условиях отсутствия широкого круга других объектов для инвестиций спекулятивного капитала, помимо государственных ценных бумаг, сокращения рынка межбанковского кредитования и снижения инфляционного дохода коммерческих банков этот курс вызвал череду потрясений рынка ГКО в ноябре–декабре 1995 г. Проблемы ГКО имеют и общеэкономический характер. Не следует забывать что в первую очередь ГКО, как и прочие государственные ценные бумаги, являются средством перераспределения национального дохода. Действительно, кредитуют неспособность государства жить посредствам, выражаемую в значительном бюджетном дефиците финансовые институты, в первую очередь крупные, принадлежащие наиболее богатым членам общества. Вместе с тем расплачивается с ними государство за счет всех членов общества, взимая для погашения долга и процентов налоги со всего населения. Мало того, крупнейшие инвесторы извлекают на рынке госбумаг эксклюзивную сверхприбыль за счет тесного сращивания с монетарными органами власти. Имея доступ к информации, касающейся действий государства на рынке, эти крупные финансовые структуры могут принимать и более верные решения, получая прибыль за счет менее информированных участников рынка. Таким образом, происходит перераспределения дохода не только среди различных слоев населения, но и среди самих членов финансового сообщества, причем за счет несправедливых, нерыночных факторов.

Несмотря на все имеющиеся проблемы, рынок ГКО, тем не менее, продолжает оставаться наиболее массовым и организованным по сравнению с рынками других российских ценных бумаг и определяет конъюнктуру фондового рынка России в целом.

Рассмотрим схемы движения средств на рынке ГКО с точки зрения целей, которые ставят перед собой дилеры и инвесторы.

Все потоки средств, направляемых на этот рынок, неизбежно проходят через руки официальных дилеров, представленных на Московской Межбанковской Валютной Бирже. Вплоть до 31 октября 1996 г. иногда имело место присутствие посредника–субдилера, однако его роль постепенно сокращалась, поскольку крупные банки, являющиеся дилерами, наращивали усилия по привлечению дополнительных клиентов, поручающих им совершать операции с ГКО, и в этих целях совершенствовать свою развитую филиальную сеть.

С другой стороны, в определенных случаях инвестор предпочитал уплатить некоторую дополнительную комиссию субдилеру в том случае, если этот субдилер являлся его обслуживающим банком и подобные расходы компенсировались за счет удобства совершения операции и доверительных отношений с банком. Однако введение института первичных дилеров окончательно монополизировало рынок ГКО. В результате бывшие субдилеры оказались вытеснены в сферу консультационных услуг, хотя, конечно, продолжают выполнять и функции по выполнению на данном рынке поручений части своих клиентов.

Рассмотрим направления основных потоков инвестиций на рынке ГКО с учетом существования финансовых институтов, продолжающих действовать на рынке по поручению клиентов, не являясь дилерами:

Совершенно очевидно, что неизбежность движения финансовых потоков через посредничество официальных дилеров приводит к получению последними дополнительной прибыли исключительно за счет их привилегированного статуса. До 31. 12. 96 г. официальные дилеры отбирались без определенных четких критериев, что исключительно на основании субъективных критериев соответствующих руководителей госструктур.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12