скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проектирование системы анализа финансовых результатов деятельности банка скачать рефераты

p>Расчёт обязательных нормативов деятельности, т. е. определённых коэффициентов с заданным уровнем в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 1. Экономические нормативы устанавливаются Центральным банком РФ для обеспечения устойчивости банковской системы. Для соблюдения указанных экономических нормативов в кредитных организациях создаётся система анализа и контроля.

Анализ общей финансовой отчетности (например, по Временной инструкции ЦБ РФ от 24. 08. 93 года № 17)

Экспресс-анализ. Его сущность заключается в отборе минимально допустимого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей. В результате его проведения можно определить надёжность финансового положение банка.

На основании анализа перечисленных методик было решено при организации системы финансового анализа использовать:

Расчёт обязательных нормативов деятельности в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 1 для автоматического составления отчётности, предоставляемой в ЦБ РФ.

Анализ экономических нормативов осуществляется по следующим направлениям: * сравнение фактических значений показателя с нормативным

* рассмотрение динамики изменения анализируемого показателя * выявление факторов, оказавших влияние на показатели.

На первом этапе анализа необходимо составить таблицу, характеризующую фактический уровень экономических нормативов в сопоставлении с его предельным значением.

На втором этапе проверяется соответствие каждого показателя его нормативному уровню.

Далее необходимо рассмотреть показатели в динамике, чтобы убедиться в устойчивости или случайности ситуации.

На следующем этапе проводится пофакторный анализ существенных отклонений. при устойчивой отрицательной тенденции такой анализ осуществляется на ряд дат, чтобы выявить причины отклонений.

Методику, приведённую Л. Г. Батраковой в книге “Экономический анализ деятельности коммерческого банка”. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов и завершается исследованием прибыли.

Информационной базой для анализа финансовых результатов деятельности банка служат счета 701“Доходы” и 702 “Расходы”, 703 “Прибыль”, 704 “Убытки”, 705 “Использование прибыли” баланса банка, формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка” и № 3 “Приложение к балансу”, а также “Окончательный отчет о прибылях и убытках” общей финансовой отчетности. В процессе анализа используются следующие методы:

* группировка доходных и расходных аналитических счетов баланса; * вертикальный и горизонтальный анализ финансовых результатов работы банка; * оценка динамических рядов показателей прибыльности по кварталам и годам; * расчет и оценка степени зависимости прибыли от отдельных факторов; * сопоставление полученных результатов с рекомендуемыми в зарубежной и отечественной практике уровнями.

Цель анализа финансовых результатов —выявление резервов роста прибыльности банковской деятельности и формирование на этой основе рекомендаций по дальнейшей работе.

В методике Л. Г. Батраковой не учтено влияние инфляции на финансовые показатели деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень важно дляРоссии, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени риска отдельныхопераций существенно искажает определение границ, зон финансового риска. Поэтому при разработке системы финансового анализа следует учитывать коэффициент инфляции. Подобный анализ уже проводился автором данной работы по отчётности Банка за I–III кварталы 1998 года. Рекомендации, предложенные на его основе, приведены в приложении 12.

Полученные результаты расчетов должны быть дополнены сведениями о стабильности экономической ситуации, имидже банка на финансовом рынке и другой подобной информацией.

    2. 4. Обоснование выбора программной среды

Одним из последствий финансового кризиса августа 1998 г. стало не только резкое уменьшение количества работающих коммерческих банков (в том числе и наиболее крупных), но и существенное уменьшение финансовых ресурсов, выделяемых оставшимися банками на решение вопросов автоматизации своей деятельности. Это касается как транзакционных учетных систем, так и в еще большей мере систем поддержки принятия решений (СППР). Количество закупок даже АБС с обеспечением всей необходимой для аналитики информации (Equation DBA, GLOBUS и т. д. ) практически сведено к нулю. Построение СППР на базе инструментария SAS или SAP становится нереальным с учетом финансового состояния даже крупных многофилиальных банков.

Таким образом, основной задачей департаментов информатизации банков стало создание единого информационного пространства на базе работающих АБС. С другой стороны, условия деятельности коммерческих банков в рамках нестабильной экономики и постоянно меняющихся "правил игры" требуют (и возможно, как никогда раньше) наличия развитых СППР, позволяющих решать вопросы как оперативного, так и стратегического управления банком. Создание таких СППР, особенно обладающих функциями имитационно-моделирующего комплекса, требует решения ряда ключевых вопросов, таких, как:

* разработка концепции управления, доведенная до уровня методик; * реализация методик в виде комплекса алгоритмов вычисления показателей и измерителей финансового состояния банка и их презентации на бумажных носителях;

* построение системы навигации, позволяющей произвести детальный анализ динамики показателей и измерителей на основе динамики атрибутов сделки; * реализация системы "Информационный АРМ руководителя" на основе многомерной базы данных с развитой системой визуализации данных (графики, диаграммы, гистограммы), работающей в режиме реального времени;

* разработка инструментария, позволяющего решать задачи имитационного моделирования "что - если" с учетом вероятностных характеристик атрибутов сделок.

Таким образом, возникшая ситуация характеризуется, с одной стороны, реальными потребностями банка в создании развитой СППР, а с другой стороны, отсутствием финансовых возможностей (а иногда и скепсисом руководителей) для создания такой системы на базе полнофункциональной АБС 5-го поколения, интегрированной с информационным хранилищем.

Следует отметить, что и до кризиса августа 1998 г. в банках с наиболее развитыми информационными технологиями, по существу, не были внедрены СППР, решающие перечисленные выше вопросы в полном объеме. Известны отдельные успешные попытки решения задач управления отдельными финансовыми инструментами (оптимизация портфеля ценных бумаг, управление кредитами с анализом кредитных рисков и т. п. ), но системы анализа и управления всеми видами финансовых инструментов банка реализовано не было. Фирмы - разработчики АБС в лучшем случае предоставляли возможность разработки информационных хранилищ и инструментарий для формирования показателей и измерителей, но не СППР. Связано это обстоятельство с тем, что в каждом банке у руководителей существует свое представление (что, по большому счету, еще не является ни методологией, ни тем более методикой) о том, какая информация о сделках нужна и какие агрегированные показатели (и их динамика) характеризуют финансовое состояние банка. Таким образом, существующие реалии определили подход к созданию СППР в Банке, где в качестве АБС имелась внедрённая по распоряжению Центрального банка пакетная система "Тульский операционный день" (ОДБ), а в качестве СУБД– FoxPro. Он может быть изложен в следующем техническом задании. 2. 5. Техническое задание на разработку системы

Система под условным названием “АФР” (анализ финансовых результатов) должна выполнять ниже перечисленные функции: * импортировать из ОДБ и хранить информацию, необходимую для анализа (из файлов отчётности, формируемых в ОДБ в формате . dbf);

* получать все требуемые виды агрегированных показателей с необходимой формой их презентации;

    * показывать динамику всех вычисляемых показателей;
    * анализировать полученные показатели;

* выдавать рекомендации по принятию решений на основе произведённого анализа. Исходя из требований к СППР и имеющихся в распоряжении банка программных средств, были приняты следующие решения:

    * инструментарий разработки – Microsoft VBA;

* используемая СУБД – FoxPro (будет применена в качестве средства для импорта данных из ОДБ); * система представления исходных данных - Excel-файлы (хотя правильнее было бы использовать для этих целей MS Access, однако такое решение потребовало бы дополнительного обучения пользователей и, соответственно, переноса срока ввода системы в эксплуатацию);

    * система нейросетевого программирования – BrainMaker;
    * сетевая ОС – Novel NetWare.

Excel-листы представляют собой плоские двухвходовые таблицы, содержащие необходимые наборы данных по различным формам отчётности. В системе будут представлены данные следующие форм общей финансовой отчетности: формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка”; формы № 3 “Приложение к балансу”;

    “Окончательного отчета о прибылях и убытках”.

Кроме того, для дополнительных сведений вводятся отдельные листы, на которых отображается такая информация, как политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в стране, стабильность курсов основных валют. Пользователю предлагается из перечисленных вариантов значений выбрать актуальное.

После проведения процедуры импорта исходной информации, производится расчёт основных показателей за счет дополнительно разработанных Excel-функций. Затем пользователь может просмотреть полученные результаты как в виде отдельных показателей, так и в динамике за указанный период времени.

Презентация рассчитанных данных осуществляется в Excel и позволяет использовать весь спектр возможностей визуализации информации в Excel, не обременяя этими функциями систему.

Пользователю также предоставляется возможность использовать рекомендации, вырабатываемые системой BrainMaker на основании известных решений опытных аналитиков в подобных ситуациях.

К числу средств презентации данных относятся также отчеты, генерируемые системой, которые можно просмотреть, вывести на бумажный носитель или экспортировать в файл. В качестве примеров отчетов системы можно привести следующие:

* отчёт “Основные нормативы деятельности в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 1”; * отчёт по динамике показателей;

    * отчёт “Общие показатели рентабельности” и др.

Суммируя изложенное, можно констатировать, что разрабатываемая система является модулем для финансового анализа результативности банковской деятельности. Расчет показателей производится средствами Excel и MS VBA; структуры рассчитанных показателей доступны как непосредственному просмотру и анализу средствами системы, так и путем их презентации в Excel.

    Для работы с “АФР” необходимо следующее:

* персональный или мультимедийный компьютер с процессором 486 и выше; * операционная система Microsoft Windows 95 (русская или пан-европейская версии), Windows NT Workstation 3. 51 с Service Pack 5 или более поздняя версия, или US NT 4 Workstation [с Service Pack 1] или Russian NT 4 Workstation. При возможности следует перейти на более позднюю версию NT Workstation Service Pack;

* 8 Мбайт оперативной памяти при работе с Windows 95; 16 Мбайт оперативной памяти при работе с Windows NT Workstation;

* 200-300 Мбайт дисковой памяти; 200 Мбайт требуется для стандартной установки в зависимости от конфигурации;

* видеоадаптер VGA или более высокого разрешения (желательно Super VGA, 256 цветов);

* мышь Microsoft, Microsoft IntelliMouse или другое совместимое стройство ввода (Microsoft IntelliMouse позволяет использовать дополнительные возможности перемещения в программе).

Не лишним будет отметить, что система может быть реализована имеющимися средствами (уровень автоматизации Банка соответствует требованиям, предъявляемым системой к аппаратным и программным средствам). Система может использоваться как в качестве инструмент аналитика, готовящего информацию для руководителей высшего звена, так и самим руководителем Описанный подход позволяет создать информационно-аналитическую систему силами Банка при минимальных затратах финансовых ресурсов на основе общедоступных программно-технических средств.

    Организация работ по внедрению проекта
    3. 1. Продолжительность работ по внедрению системы

В таблице 1 приведён примерный список работ по внедрению проекта с указанием их продолжительности. Общая продолжительность работ, по предварительным расчётам, составляет 43, 5 дня.

Таблица 1 – Продолжительность внедрения системы анализа финансовых ре зультатов деятельности банка (по этапам)

    Вид работ
    Начальная дата
    Время выполнения
    Конечная дата
    Написание системы:
    * обеспечение импорта входных данных
    * обеспечение расчётных функций
    * сбор информации для СППР
    * нейро-сетевая часть
    * документация
    01. 12. 00
    01. 12. 00
    04. 12. 00
    11. 12. 00
    14. 12. 00
    24. 12. 00
    33
    3
    7
    3
    10
    10
    03. 01. 01
    04. 12. 00
    11. 12. 00
    14. 12. 00
    24. 12. 00
    03. 01. 01
    Установка системы:
    * назначение паролей
    * назначение прав доступа
    * выделение рабочих директорий
    * установка ПО, тестирование
    * установка документации
    03. 01. 01
    03. 01. 01
    03. 01. 01
    04. 01. 01
    04. 01. 01
    04. 01. 01
    3, 5
    0, 5
    0, 5
    0, 5
    1, 5
    0, 5
    06. 01. 01
    03. 01. 01
    04. 01. 01
    04. 01. 01
    06. 01. 01
    06. 01. 01
    Обучение
    06. 01. 01
    7
    13. 01. 01.
    Всего дней
    01. 12. 00
    43, 5
    13. 01. 01.
    3. 2. Управление рисками и стоимостью

Для реализации проекта необходимы трудовые, финансовые, и информационные ресурсы. Реализация внедрению системы анализа финансовых результатов деятельности банка будет осуществлена в рамках дипломного проектирования, сопровождение может осуществляться штатным программистом Банка. Поэтому привлечения рабочей силы со стороны не будет. Так как все необходимые программные и аппаратные средства у Банка имеются, финансировать нужно будет только обучение пользователей, которое будет проводиться с участием программиста Банка и автора данной работы.

Анализ рисков проекта приведен в таблице 2, он показал, что более всего подвержен риску процесс обучения, вероятность осуществления этого риска составляет 25%, меньше всего подвержена риску работа по установке системы, но в тоже время она зависит от своевременного выполнения других работ. Наиболее распространенный вид риска, влияющий практически на все ресурсы является риск ошибки в принятии или реализации решений. Наименее распространенным является риск изменения курса валюты, он влияет только на финансовые ресурсы. Так как смета проекта включает в себя только стоимость затрат на обучение, то в случае осуществления какого– либо из рисков возрастает лишь длительность времени реализации проекта. Таблица 2 - Риски при реализации проекта

    Ресурсы
    Ошибки в принятии или реализации решений
    Неготовность принять новое
    Изменение курса валюты
    Непредвиденные действия конрагентов
    Итого
    Программная реализация системы
    15
    15
    Установка системы
    5
    6
    10
    Обучение
    1
    20
    21
    Финансовые ресурсы
    5
    4
    1
    10
    Список использованных источников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8