скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века скачать рефераты

государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с

градостроительством. Преимущественное развитие получили в это время

естественные науки. Развитие механики и математики также носило прикладной,

практический характер. Одним из достижений технической мысли было создание

А. К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-

винторезного станка. Научные и технические данные применялись при

сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов,

доков, корабельных верфей. В петровское время предпринимались попытки

написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны.

Петр I интересовался русской историей и заставлял изучать ее своих

сподвижников. По его указанию в 1722 г. начался сбор материалов по истории

России. Из всех епархий и монастырей было приказано доставлять в Москву

рукописи, содержавшие интересные исторические сведения, делать копии, а

подлинники «отсылать в прежние места, откуда взяты». Основным руководством

по истории России в школах оставался «Синопсис», первое учебно-историческое

произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали

всеобщую историю. Преобразования первой четверти XVIII в. во многом

определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению

и обсуждению новых, жизненно важных проблем. Научные и культурные контакты

России с Западной Европой влияли на проникновение в русское образованное

общество гуманистических и рационалистических учений и взглядов. В

России в это время были известны книги крупнейших естествоиспытателей и

философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса, Пуфендорфа,

Лейбница и др. Общественно-политическая мысль XVIII в. выдвинула целый ряд

новых политических, социально-экономических, культурных проблем. В первой

четверти века центральное место занимала разработка идеологии абсолютизма,

причем господствовало официальное направление. Утверждение или неприятие

абсолютной монархии — узловой вопрос идейных столкновений. Интересы

основной массы дворянства в петровскую эпоху полностью совпадали с

политической программой абсолютизма, оппозиция политической власти главным

образом была со стороны реакционного боярства и духовенства. Последователи

реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма. Одним из крупнейших

его идеологов был Ф. Прокопович (1681—1736), теоретически обосновавший

право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над

церковной («Правда воли монаршей», 1722; «Духовный регламент», 1721).

Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха

назначать наследника вопреки традиции перехода престола к старшему сыну

(этот указ был отменен Павлом I). Идея неограниченной власти в тот период

еще во многом опиралась на традиционное понимание ее «божественного»

происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов

европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала

использовать и рационалистические идеи «естественного права»,

«общественного договора», выработанные раннебуржуазной политической

мыслью XVII — начала XVIII в. В общественном сознании утверждается

представление о монархическом государстве как высшей форме власти,

способной обеспечить «благо» всех подданных. Концепция «общего блага»

понималась как достижение благополучия в стране «через служение

государственному интересу». Оно становилось обязанностью каждого подданного

в соответствии с его сословной принадлежностью. Дворянству при этом

отводилась первостепенная роль. Петр I, не отвергавший личное служение

отечеству, был для общественных деятелей и мыслителей воплощением

идеального монарха. Эта идея продолжала жить в общественном сознании и

последующего, XIX столетия. В петровское время усиливается роль

государственной власти во внутренней жизни: государственной политикой

наряду с управлением, финансами, судопроизводством становятся торговля,

мануфактурная и заводская промышленность, образование, книгоиздательское

дело. Идеи о необходимости просвещения, хотя и медленно, но все же

проникают в сознание общества. У истоков русской национальной науки устоял

М. В. Ломоносов (1711—1765). Именно с него, по мнению многих исследователей

начинается век Просвещения в России. Ученый-энциклопедист и патриот,

первый русский академик, он оказал значительное влияние на развитие русской

и мировой науки и культуры, был, избран почетным членом Шведской и

Болонской Академий наук. Заслуги Ломоносова в области геологии,

минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны. Он был

новатором во многих областях техники и технологии. Его интересовали горное

дело и металлургия, пробирное искусство, производство стекла, получение

солей и красок. Ломоносов возродил искусство мозаики в России, в его

мастерских были созданы замечательные произведения мозаичного искусства. В

естествознании Ломоносов уделял внимание разработке кардинальных, ведущих

проблем. Замыслы его во многом опережали время. В 1748 г. он сформулировал,

а через несколько лет экспериментально доказал общий принцип сохранения

материи и движения как всеобщий закон природы. Спустя почти три десятилетия

этот закон был вновь открыт французским химиком А. Лавуазье и стал реальным

научным фактом. Ломоносов в 1760 г. экспериментально открыл атмосферу на

планете Венера. М. В. Ломоносов много сделал для распространения

просвещения в России. Настаивая на открытии университета в Москве, он

писал: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и

остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными

своими сынами не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в

рассуждении высоких знаний». К числу замечательных достижений русского

естествознания можно отнести академические экспедиции 60—70-х годов XVIII

в., в работе которых участвовали такие крупные ученые, как П. С. Паллас, С.

Г. Гмелин, И. И. Лепехин и другие. Собранные во время экспедиций материалы

по зоологии, ботанике, этнографии и археологии способствовали научному

изучению природы и культуры народов России. Изданный в 1745 г. «Атлас

Российской империи» стал событием мирового значения: к середине XVIII в.

подобный атлас имела только Франция. К концу века значительно возросла

пропаганда географических знаний. В 70-х годах вышел в свет «Географический

лексикон Российского государства», первый географический словарь в России,

география стала обязательным предметом во всех учебных заведениях. В 1803

г. русские ученые и мореплаватели И. Ф. Крузенштерн (1770—1846) и Ю. Ф.

Лисянский (1773—1837) совершили первое кругосветное плавание, во время

которого был получен богатейший материал для изучения Северного Ледовитого

и Тихого океанов. Вторая половина XVIII в. характеризуется успехами в

техническом изобретательстве. И. И. Ползунов (1728—1766), русский

теплотехник, мастер одного из алтайских заводов, впервые выдвинул идею об

использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он построил паровую

машину. Однако судьба этого изобретения Ползунова была трагичной. Машина

после недолгого времени работы на одном заводе была остановлена, а потом

вовсе уничтожена. Другой механик-самоучка — И. П. Кулибин (1735—1818)

изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал

шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но все

эти изобретения также не получили широкого практического применения. Из

гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII в. получила история. Основные

достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М. В.

Ломоносова и В. Н. Татищева. Ломоносов впервые затронул вопрос об

этногенезе славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его «Краткий

российский летописец» был основным учебником по истории в XVIII в. Труд

Татищева «История Российская» был первым опытом научного освещения

отечественной истории. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали

исторические сочинения М.М. Щербатова (1733-1790) и И. Н. Болтина

(1735—1792), в которых также предпринималась попытка дать общую концепцию

русской истории. Повышение внимания к истории выражалось в распространении

исторической литературы, оживлении интереса к народным преданиям и песням,

в появлении исторической темы в литературе и искусстве. Это было

существенным моментом в становлении национального самосознания.

В XVIII веке гораздо значительнее стала роль человека в человеческом

обществе. Развитие политической системы государства, промышленности и

культуры потребовало образованных, энергичных, предприимчивых и умелых

людей. В Петровскую эпоху заслуги перед государством и талант часто

ставились выше родовитости. Поэтому возрастал интерес к человеческой

личности.

§2.5. Изменение быта. В петровское время на Русь не только нахлынула волна

европейского просвещения, - коренной ломке подверглись и старые, исконные

формы привычного общежития. По возвращении из первого заграничного

путешествия Пётр, как известно, на первом же приёме во дворце, вооружившись

ножницами, собственноручно обстригает красу и честь домостроевской Руси –

истовые, бережно лелеемые боярские бороды, безжалостно режет длинные полы

старых боярских одежд. Через короткое время на площадях и улицах с

барабанным боем читаются указы, предписывающие всем русским людям, за

исключения духовенства и крестьян, в предельно короткий срок одеться в

новое европейское платье. Так и в отношении внешнего облика, как мы это

видели в отношении типографского шрифта, проводится резкая грань между

духовенством. Которому разрешалось носить бороду и не облекаться в новое

платье, и всем остальным городским населением - мирянами. Беспощадно рушит

Петр старый теремный семейный уклад. При дворце и в частных домах

начинается устраиваться вечеринки с играми и танцами на западный манер -

ассамблеи, на которые бояре обязуется приводить своих жен и дочерей,

вступающих в непосредственное общение с молодыми людьми другого пола,

участвующих в танцах и других видах развлечений. В замен господствующего

до этого религиозно-аскетического идеала(Домострой) возникает внимание к

человеку, признание прав на всестороннее развитие его личности, на полное

удовлетворение «земных» потребностей. Все это рождало совсем особое

мироощущение. Люди петровского времени ощущали себя внезапно, словно бы

чудом перенесенными в совсем новый мир мыслей, чувств, переживаний, бытовой

обстановки. Петр представлялся «земным богом». Это были восторженные

сторонники реформы, борцы за нее, зачинатели культа личности Петра. Другим-

людям «древлих обычаев» и «древлего благочестия»- новое, утверждающиеся

Петром, действительность представлялось «царством антихриста». Но это не

означало, что Русь не знала иного быта, что все было в новинку. В

пограничном Пскове местный священник уже в конце XV века увещевает свою

паству «не носить немецкого платья». Царские дети уже при Михаиле

Федоровиче носят немецкое платье, пошитое им воспитателем Морозовым; а в

1675 году, специальный указ запрещает употребление этого платья служилым

чинам при дворе. Немецкое и польское влияние распространялось на костюм

значительно быстрее, чем в обстановке. При Петре основное заимствование шло

в воинском и фортификационном искусстве. Армия строилась по западному:

шведскому и польскому образцу. На службу, в высшие армейские чины

приглашались иностранцы.

Но все новшества касались в основном дворянства, зажиточного купечества.

Крестьянство, мелкий городской люд, податные сословия они почти не

затрагивали. Ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки,

галстуки, шляпы), бритье бороды были обязательными для дворян и купцов.

Несоблюдение этих новых обычаев влекло большой денежный штраф. Крестьяне,

которым разрешалось носить бороду, должны были платить специальный

«бородовой налог». Обычно он взимался при въезде в город. Право не брить

бороду, носить платье старого покроя было сохранено за духовенством.

По сравнению с предшествующим временем темп жизни очень изменился и казался

даже стремительным. «Под грохот пушек и стук топора» (А. С. Пушкин) вошла

Россия в число великих держав.

§2.6 Масонство в России.

Новым явлением в общественно-культурной жизни России второй половины XVIII

— начала XIX в. стало масонство, сложное и противоречивое религиозно-

этическое движение, возникшее еще в Англии в начале XVIII в. В России

масонство получило распространение в последние десятилетия этого столетия

главным образом в форме розенкрейцерства (розенкрейцеры — члены тайных

обществ в XVII—XVIII вв. в Германии, Нидерландах и других странах).

Нравственная философия масонства с ее идеей совершенствования личности

через просвещение, «деятельное человеколюбие» привлекали в ряды масонов

часть передовой дворянской интеллигенции, многих деятелей русской культуры,

для которых просвещение сохраняло значение важного фактора общественного

развития.

Новым явлением в общественно-культурной жизни России второй половины XVIII

— начала XIX в. стало масонство, сложное и противоречивое религиозно-

этическое движение, возникшее еще в Англии в начале XVIII в. В России

масонство получило распространение в последние десятилетия этого столетия

главным образом в форме розенкрейцерства (розенкрейцеры — члены тайных

обществ в XVII—XVIII вв. в Германии, Нидерландах и других странах).

Нравственная философия масонства с ее идеей совершенствования личности

через просвещение, «деятельное человеколюбие» привлекали в ряды масонов

часть передовой дворянской интеллигенции, многих деятелей русской культуры,

для которых просвещение сохраняло значение важного фактора общественного

развития.История масонского ордена начинается со средневековых гильдий

каменщиков (от англ. mason- "каменщик"). В конце XVI -начале XVIIIв.

членами братства вольных каменщиков в Англии становятся люди совершенно

чуждые ремеслу. Они наследуют от средневековых гильдий веру в Бога,

обставленную особыми совместными торжествами, сохраняют внутреннее деление

ордена на ступени, перенимают тайные ритуалы, символы, пароли. Призыва

масонов к братству и равенству привлекают в их ряды представителей нового,

буржуазного общества. Со временем масонство распространилось по всему миру.

Великие ложи создаются в Германии, Франции, Италии, Испании, Америке...

Появление братств вольных каменщиков в России связывают с именем Петра I,

который намеревался таким образом укрепить связи с Англией и способствовать

распространению просвещения. Первое время в братствах явно преобладали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7