скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века скачать рефераты

других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу XVIII-века

намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а

затем и романтических настроений. Характерны в этом отношении бюсты

П.В.Завадовского и А.А.Безбородко (1798 г.), также выполненные Шубиным.

Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция -

усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты

строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты

Г.А.Потемкина (1791 г.), Е.М.Чулкова (1792 г.) , М.В.Ломоносова (1793 г.),

и др. Ф.Шубин показал своих современников в неповторимости индивидуальных

особенностей их характера и склада души. Шубинский талант обусловил

объективность и глубину его произведений, отразивших все многообразие и

противоречивость эпохи. Художником одного творения (созданного для России)

можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.).

Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу

великого мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь

отвлеченного от конкретности истолкования памятника: гранитная скала

постамента в виде морской волны, вздыбленный конь и растоптанная змея

становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил, которые

приходилось преодолевать Петру –I. В результате родился символ, ставший

олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им

России. Еще множество прекрасных мастеров творило в этот период, и как бы

подводя итог этой эпохи. хотелось бы отметить,что XVIII век стал временем,

благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные ее

линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и

местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

Живопись XVIII века.

Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства в

России, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они

подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII

века. Вступая на позиции искусства нового времени со значительным

запозданием, по сравнению с другими передовыми, в художественном отношении,

европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие

закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское

искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и

Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное

распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление

живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества.

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном

контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему

достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также

широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно

установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на

протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко

выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие

мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и

иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской

эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит

И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу

человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший

реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец –

трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже

представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее

близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя

общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные

представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так

возникает свой вариант портрета - общепонятный и вполне неповторимый. К

кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет

цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны ( предположительно

1714 г.). Пожалуй, самым сильным произведением, после возвращения Никитина

из Италии, является портрет государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-

е.г.). Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он

демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не

меньшая серьезность присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.).

Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726

г.) и в картине «Петр - I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра

трагично закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному

обвинению и сослан в Тобольск. К петровской эпохе по духу принадлежит и

творчество другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739). По

указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый

уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины –

«Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное

произведение Матвеева – « Автопортрет с женой» (1729 г.). Произведение

Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто

выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю

свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно

отличали этого художника.

Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным

разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием

Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи,

которые прежде были представлены лишь работами старых и современных

западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи

последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. Творчество

Ф.С.Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных и

труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он

был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты

Г.Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е.Б.Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о

его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в

коронационном портрете Екатерины - II (1763 г.), ставшей образцом для

изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из-

под кисти художника – поэт В.И. Майкова(1769-1770 гг.), почти все семейство

Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М.А. Воронцова и дети (1770-е).

В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф.С.Рокотова

преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому

периоду относят: портрет молодой генеральши В.Е. Новосильцевой (1780 г.),

знатной дамы Е.Н. Орловой. Современником Рокотова был Д.Г. Левицкий (1735-

1822 гг.). Около 20 лет Левицкий возглавлял портретный класс Академии

художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских

портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутации портретного

искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково

хорошо удавались и камерные портреты и парадное изображение в рост.

Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов,

чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица Урсула Мнишек

(1782 г.), и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место

в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины -II

,получившим отражение в «Видении Мурзы» Г.Р.Державина. Возвышенная,

мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая

более чем внимательно относилась к своим изображениям. В.Л.Боровиковский

(1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов

XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом с Украины. Уже в первые

петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н.А.Львовым, и

неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц. Довольно быстро

при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе

австрийского живописца И.Б. Лампи, Боровиковский становится популярным

среди широкого круга петербургского дворянства. Художник портретирует целые

семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко,

распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду

его жизни относятся портреты Екатерины - II, ее многочисленных внуков,

министра финансов А.И. Васильева и его жены. Преобладающее место в

творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника

очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и

умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны,

большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это

выражают и портрет М.И.Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина

1790-х г.), и изображение дочери Екатерины-II и А.Г.Потемкина –

Е.Г.Темкиной (1798 г.). Большое внимание художник уделяет малоформатным и

прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – автор

ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после

1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на

протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь

становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение

в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа,

исторического и бытового жанров.

Искусство интерьера, интерьерная живопись.

Не было, пожалуй, в Петербурге, Москве, да и в провинции во времена

классицизма ни одного не только богатого и знатного, но даже зажиточного

дома, который не имел бы живописного украшения в своих комнатах. Кому не по

карману было украсить кистью опытного живописца потолок аллегорическим

плафоном или затейливым узором, а стены - пейзажами или мифологическими

фигурами, довольствовался скромными цветочными гирляндами, венками, лирами

или несложным геометрическим орнаментом, написанным " по трафарету" бойким

малярным мастером. Существовал определенный репертуар излюбленных сюжетов и

орнаментальных мотивов, была выработана программа и манера росписи парадных

и жилых комнат, особняков и павильонов, появились направления и мастерские,

чутко откликавшиеся на изменчивую моду. Не преувеличивая, можно назвать

классицизм эпохой расцвета декоративной "комнатной" живописи в России,

который был вызван, кроме общего подъема русского искусства, специфическими

для этой области причинами: усиленным строительством в городах и усадьбах,

новым пониманием интерьера и его декорации и деятельностью для широкого

круга заказчиков талантливых художников. По " образцовым" фасадам

первоклассных зодчих шла интенсивная застройка доходными домами и

особняками рядовых улиц. Одним из главных видов доходного дома стал дом с

барскими квартирами, анфилада которых в бельэтаже была всегда декорирована

живописью. «Искусство интерьера - это не только "человеческие" пропорции

жилых комнат, подчеркнутая роскошь парадных, продуманность расстановки

мебели, применение предметов прикладного искусства. Интерьер был объединен

общим стилем культуры...»[13] "Кабинет Шувалова", выполненный около 1757

года Ф.С. Рокотовым и дошедший до нас в копии его ученика А. Зяблова

(1779,ГИМ). Это необычное для середины XVIII века произведение изображает

небольшой кабинет с коллекцией картин на стенах. Один из исследователей

творчества Рокотова, А.В. Лебедев, говоря о том, что в "картине, бесспорно,

чувствуется влияние живописцев Запада - в частности нидерландцев",

известных в России еще с петровского времени, отмечает, однако, различие в

подходе к задаче интерьера северных старых мастеров и Рокотова: «Картина

Рокотова, приближаясь по типу к фламандским образцам, резко отличается от

них простотой: там, где фламандец населил бы галерею действующими лицами,

изобразил бы "событие", вроде посещения галереи важным лицом, групповой

портрет, или, по крайней мере, натурщиков, Рокотов не написал ни одного

человека; он дал только портрет комнаты и ничего больше»[14] Сделанное

Лебедевым наблюдение содержит существенный момент, который будет характерен

для большинства интерьерных изображений конца XVIII и начала XIX веков. Его

можно определить как свойственную русской интерьерной живописи простоту и

отсутствие тяги к событийности. Но при этом искусство старых северных

мастеров влияло и не могло не влиять на русских художников в течение всего

XVIII века, и исследователи говорили об этом. «Проблема этих влияний должна

была бы стать предметом специальной разработки... В России имелись

многочисленные коллекции старых западных мастеров, как в Москве, так и в

Петербурге. В них преобладали фламандцы и голландцы, особенно в Москве...

Знакомство с северным искусством, несомненно, отразилось на жанре, как на

его реалистической концепции, так и на форме. Это влияние могло сказаться и

в интерьерности, и в материальности, и в преобладании небольшого

формата»[15]

Российская литература, театр, музыка и опера.

В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с

характерным для нее сюжетом на основе вымысла, развитой системой жанров

(ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). «Новая

словесность», по словам Пушкина, была «плодом новообразованного общества».

Существенно важными элементами этой литературы стали новая система

стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического

стихосложения сформулировал В. К. Тредиаковский (1703—1768) в

опубликованной им в 1735 г. статье «Новый и краткий способ к сложению

российских стихов». Эта система, заменившая силлабический стих, основана на

чередовании ударных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе

русской поэзии до настоящего времени. В области русского стихосложения,

художественной прозы работал М. В. Ломоносов («Письмо о правилах

российского стихотворства», 1739; «Риторика», 1745).

Основоположником новой русской драматургии был А. П. Сумароков

(1717—1777), поэт, автор первых русских трагедий и комедий, директор

Российского театра в Петербурге. Общественно-политические взгляды

Сумарокова имели дворянскую направленность, но его произведения

способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой

морали и чести. Будучи сторонником крепостного права, он резко критиковал

его крайности.

Литература русского классицизма создала образ нового человека — патриота и

гражданина. Она способствовала утверждению вне-сословной ценности человека

и решительно боролась с жестокостями крепостничества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7