скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века скачать рефераты

ценностей, а внешняя демократия жизни служила укреплению абсолютизма

восточно-деспотического типа, являясь подчас средством социо-культурной

мимикрии деспотизма, под личиной Просвещения. Абсолютизм явился решающей

силой в утверждении новой светской культуры, ибо от того, как шел этот

процесс, зависела судьба петровских преобразований. Своим образовательным

мероприятиям Пётр стремился придать ещё больший размах и планомерность.

Будучи за границей, Пётр вызывает к себе одного из самых выдающихся

мыслителей и ученых того времени – Лейбница. Лейбниц принимается на русскою

службу, с тем, чтобы своими предложениями и проектами способствовать

систематическому «введению наук» в России. С этой целью Лейбниц подал ряд

докладных записок; имеется несколько писем его на эту же тему к самому

царю. В сношениях Петра с Лейбницем мы сталкиваемся с первой попыткой

реализации идеи союза монарха с философами, утопическая мечта о котором,

будет так популярна в кругах позднейшей французской философии. Идея

подобного союза ляжет в основу одной из наиболее влиятельных политических

доктрин XVIII века, которая получит название «просвещенного абсолютизма».

Расцвет «просвещенного абсолютизма» приходится на царствование Екатерины

II. Екатерина II очень многое делала, что бы за ней за границей

закрепилась слава просвещенной монархини. Сразу, по восществии на

российский престол Екатерина вступает в переписку с виднейшими мыслителями

Франции – Вольтером, Д” Аламбером, Дидро. Помогает им материально, Закупает

коллекции картин и библиотек. Пишет получивший по всей Европе «Наказ», в

котором заявляет о своем намерении воплотить идеи французских просветителей

в законы Российский империи. (На 90 процентов «Наказ» является выдержками

из Монтескьё и Беккарии.) В письмах к Вольтеру Екатерина рисует

фантастические картины народной жизни в России: например, в её империи все

и всем довольны; нет крестьянина, который не ел бы курицы, когда ему

захочется; везде поют благодарственные молебны, пляшут. Неудивительно, что

слава о Звезде Севера, «благодетельнице всех народов», как называл

Екатерину Вольтер, быстро распространяется в Европе.[10]

§2.4. Петровские реформы. Созданная государственной властью система

социокультурных учреждений (светские школы, типографии гражданской печати,

Академия наук и др.), указы, законодательно закреплявшие культурные

новшества, не только расширяли сферу новой культуры, но и способствовали ее

воспроизводству. Все эти обстоятельства влияли на историко-культурный

процесс, определяли его особенности, в частности, практицизм, ускорение

темпов распространения новой культуры, развитие тех ее областей, в которых

было заинтересовано правительство (школа, книжное дело, научные знания,

градостроительство). Осуществление многих реформ, особенно в области

культуры, встречало немало противодействий со стороны поборников

«ветхозаветности» и старины. В числе противников преобразований оказалась и

православная церковь. Такая позиция церкви во многом определила политику к

ней со стороны абсолютизма. С ликвидацией патриаршества и созданием Синода

(1721) церковь фактически потеряла самостоятельность в духовной жизни

общества, что уменьшало ее влияние на общественно-культурную жизнь. С

утратой церковью своей самостоятельности менялось значение религиозного

мировоззрения как преобладающей формы выражения духовного творчества. Стало

возможно более быстрое развитие рационализма, формирование нового взгляда

на человеческую личность, ее творческого потенциала, утверждение

личностного начала в культуре. Над авторитетом церкви в сознании всех, не

только передовых, но и просто шагавших в ногу со временем людей

непререкаемо стал авторитет государства. Именно государство в мышлении

людей XVIII века являлось высшей не только политической, но и моральной

ценностью, перед которой отступали все остальные; польза государства,

независимо от того конкретного содержания, которое вкладывалось в это

понятие различными общественными классами и группировками, считалась

обязательной целью всех частных усилий и стремлений, долгом каждого

гражданина. Тон в этом отношении задавал сам Пётр. Известно знаменитое его

обращение к армии перед Полтавским сражением, решившим судьбу петровских

преобразований: «Воины, се пришел час, который решит судьбу отечества! Вы

не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, врученное

Петру… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия,

благополучие и слава и благосостояние её…» Одновременно с новым понятием о

государстве, праве, законе, в сознание людей стали проникать новые знания о

природе и мире. Поднятию образовательного уровня, в особенности

проникновению светской образованности, способствовали начавшиеся при Петре

усиленные поездки русских людей за границу, в Западную Европу. Во времена

Московской Руси Западная Европа была почти совсем недоступна русскому

человеку. В 1697 году Пётр отправляет в Италию, Англию и Голландию 50

молодых людей для обучения кораблестроению и мореходству. В том же году

инкогнито – в свите русского дипломатического посольства – выезжает в

Европу и сам Пётр. С этого времени поездки с учебными целями «в чужие края»

становятся своего рода государственной повинностью, приобретающей подчас

прямо массовый характер. Знатные дворянские сынки, возвращаясь на родину,

вывозили из «чужих» краев чисто внешний лоск, модные костюмы и прически,

светскую «политесс», что не мешало им оставаться грубыми и заядлыми

крепостниками. Через всю сатирическую литературу XVIII века проходят резко

обличительные образы таких «русских парижан», замечательно обобщенные

Пушкиным в петиметре Корсакове («Арап Петра Великого»). Но из «чужих»

краёв возвращались не только Корсаковы, но и люди, подобные прадеду

Пушкина, «арапу» Ганнибалу. Большое значение имели поездки на Запад и для

многих выдающихся представителей нашей культуры XVIII века. При этом, в

большинстве случаев, овладение европейской культурой не стирало с их облика

национально-русские черты, а, наоборот, сопровождалось обострением

национального самосознания, нарастанием любви к родине, патриотических

стремлений. Развитие школы, проблема образования молодых людей впервые при

Петре I становится государственной политикой. В практику входит обучение

молодежи за границей, главным образом корабельному и морскому делу,

воздается система светской школы. Это связывалось с необходимостью

практического осуществления хозяйственных, военных, культурных

преобразований. Все более ощущалась потребность в школах в самой России,

мысль о создании их высказывалась в некоторых «прожектах», сам Петр считал,

что «академии, школы дело есть зело нужное для обучения народного». В 1701

г. в Москве была открыта школа математических и навигацких наук — первое

светское государственное учебное заведение. За короткое время в столичных

городах появилось еще несколько профессиональных школ: Артиллерийская,

Инженерная, Медицинская. При олонецких и уральских заводах по инициативе В.

Н. Татищева возникли горнозаводские училища. Эти старейшие профессиональные

школы России продолжали существовать и в следующем столетии. Первоначально

в школы принимали дворян и разночинцев, детей «всяких чинов». Однако в

Навигацкой школе, например, уже с самого ее возникновения в высшем классе,

где преподавались алгебра, геометрия, морские науки, могли обучаться только

дети дворян. Вскоре детей разночинцев в эти школы принимать перестали.

Постепенно они превращались в закрытые привилегированные учебные заведения

для дворян. На базе некоторых профессиональных школ впоследствии

образовались высшие специальные учебные заведения. В 1714 г. в ряде

провинциальных городов были организованы цифирные школы. Указ Петра

предписывал «всем дворянским и подьячим детям» учиться в этих школах

«поголовно». Без получения свидетельства об окончании цифирной школы

«жениться их не допускать и венечных памятей не давать»! Однако вскоре

правительство, как и в случае с профессиональными училищами, стало

отступать от провозглашенного Петром принципа. В 1716 г. были освобождены

от необходимости учиться в цифирных школах дети дворян, в 1722 г.—дети

духовенства в связи с организацией епархиальных училищ. Впоследствии

цифирные школы практически прекратили существование и \в 1744 году были

слиты с гарнизонными школами, предназначенными для обучения солдатских

детей [11]. В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно

строгий запрет был для детей крепостных. В городах продолжали сохраняться

старые формы обучения, так называемые школы грамоты; в дворянских семьях

преобладало домашнее обучение. Учеба рассматривалась как особый вид службы

дворян, которая при Петре I приобрела новый характер, связанный с

появлением системы чинов. Реформы, проведённые Петром I (1689 – 1725 гг.),

затронули не только политику, экономику, но также и искусство. Целью

молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским,

просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами,

скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не

было. Петр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно

посылал самых талантливых молодых людей обучаться “художествам” за границу,

в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. “петровские

пенсионеры” (ученики, содержавшиеся за счет государственных средств –

пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный

опыт и приобретённое мастерство. XVIII столетие в истории русского

искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в.

учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они

могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на

равных. Светская направленность знаний, новые формы обучения, связь с

практикой в этих школах увеличивали кругозор человека, возможности познания

им окружающего мира. Все это существенно расширяло сферы действия светской

культуры. Специального учебного заведения для подготовки учителей в России

еще не существовало. В профессиональных, цифирных школах учителями обычно

работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, специалисты-практики,

выпускники самих школ. Дальнейшим важным шагом в утверждении светской

культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати.

Реформа шрифта, проведенная в 1708—1710 гг., упростила сложную кириллицу и

способствовала дальнейшему разделению сфер светской и церковной книжности.

По меткому выражению Ломоносова, «при Петре Великом не одни бояре и

боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние

одежды». Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в

1710 г. «Сими литерами, — указывал он,—печатать художественные и

мануфактурные книги». Правительство активно использовало книгу для

пропаганды проводимых реформ. В указах, регламентах, манифестах,

публицистике излагались события внутренней жизни, утверждалась и

обосновывалась необходимость преобразований. |В России начали издавать

официальную печатную газету «Ведомости» (1703), в которой публиковались

внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и

культурных событиях. 1705 г. первую гражданскую типографию открыл В. А.

Киприанов. Он происходил из мещан Кадашевской слободы и был одним из

активных деятелей петровских преобразований. В. А. Киприанов известен как

составитель некоторых учебных пособий, соавтор «Арифметики» Л. Ф.

Магницкого, в его типографии гравировались таблицы к этой книге. Издавались

журналы, в них печатались статьи Дашковой, Новикова и самой императрицы.

Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо

развита. Она сдерживалась многими факторами: торговцы старопечатными

рукописными книгами неохотно распространяли светские издания часто из-за

враждебного отношения к петровским преобразованиям, книга дорого стоила,

наконец, она была малодоступна, так как грамотность была еще весьма

незначительной. Тираж книг в это время был, как правило, невелик, только

учебная литература печаталась тиражами в 11 —14 тыс. экземпляров. В

народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга,

лубочная картина. Известным политическим лубком петровского времени была

знаменитая картинка «Как мыши кота хоронили», созданная в среде противников

преобразований. Обеспокоенное появлением печатных и рукописных

произведений, в которых осуждалась преобразовательная деятельность,

правительство в 1721 г. издало указ, запрещавший без разрешения Синода

печатать и распространять «листы и картинки». Этот указ положил начало

официальной цензуре. Известным итогом государственных преобразований в

области просвещения и науки было учреждение Академии наук.

Создание петербургской Академии. Мысль об организации научного центра

возникла у Петра еще в 1718 г., когда он посетил Францию и познакомился с

деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания

Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, слушался в

заседании Сената и был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии

состоялось в 1725 г. уже после его смерти. Особенностью петербургской

Академии наук было объединение научно-исследовательских и педагогических

функций, что вытекало из необходимости не только развития науки, но и

решения проблемы создания отечественных научных кадров. «Ныне в России,—

указывалось в проекте,— здание к возращению художеств и наук учинено быть

имеет... и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего

государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и

чрез обучение и распложение оных польза в народе впредь была». В системе

Академии находились университет и гимназия. Создание Академии наук было

крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые

возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в

различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию,

ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории.

Некоторые из этих учреждений появились позже как результат развития самой

Академии. Из стен академического университета вышли многие крупные ученые,

имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй

половины XVIII в. Академический университет закончил М. В. Ломоносов,

ставший первым русским академиком. Интерес к научным знаниям в первые

десятилетия XVIII в. был связан с практическими потребностями Российского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7