скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Проблемма адаптации чужого в русской культуре XVIII века скачать рефераты

граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды

строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к

учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела. Всё это не было,

конечно, прихотью царя. Русская культура должны были высвободиться наконец

из-под власти церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейские страны.

Поэтому и пригласили из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов,

скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в

ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашней

Европе, соглашались далеко не лучшие художники, то наиболее способные из

русских учеников быстро обгоняли своих учителей. Но Пётр не только

приглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылал в

другие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей.

Об одном из них – портретисте Иване Никитиче Никитине он писал своей жене в

Данциг: “Попроси чтоб велел свою персону ему списать…дабы знали, что есть и

из нашего народа добрые мастера. Будущая столица возводилась на пустом

месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и

застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных

специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны.

В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое

мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные

конструкции так называемого «прусского образца» т.е. облегченный характер

стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. В

начале застройки Петербурга преобладал прагматизм, его ценили иностранцы, а

не русские люди. Для Петербурга характерна эклектика стилей: сочетание

нового и устойчивых традиций, своеобразная национальная, отличная от своих

прообразов архитектура. Технической новинкой Петербурга явились необычайно

высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко

распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого

типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С

размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные

основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без

существенного снижения прочности зданий. Например, во дворце А. Меншикова

на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или

даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство,

как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской

рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в

рекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным.

К концу царствования Петра –I он уже удивлял приезжих иностранцев величием

и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основание

записать: « сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен, что

перед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе

имеет знатное преимущество». В Петербурге впервые был разработан регулярный

план застройки города и ставший градообразующий его основой. Планировка

Васильевского острова имела барочный облик ( овальные мотивы, фонтаны,

статуи, синтез искусства) и была спроектированная Ж. Б. Леблоном. План

П.М.Еропкина (1737) и последующие за ним проекты закрепили эту

закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели и

петербургские площади. Они получили географические очертания с обостройкой

их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных

зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В середине

века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм

сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко

поднятых колоколен и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились

подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности,

отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и

несвойственные ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская

столица Петербург становится символическим воплощением образа самой

абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также

обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были

основанные в первой половине века «города- крепости» и «города-заводы».

Особое значение имел опыт строительства Таганрога, Воронежа, Азова,

перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы.

Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы,

работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.), сын

итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского

короля Людовика XIV , однако архитектурно-строительный опыт приобрел в

России ; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный

зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-

архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболее

известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге

(1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей

предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г.

Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в

создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г) в столице, Большой

дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) и многом, многом другом.

Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию

творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным

представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г). В

своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и

уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать, что Ринадьди

представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский

дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны

в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.) ,относимый к

уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.)

ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова . А.Ринальди выстроил

также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко-

пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни. Известным русским

представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик

архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г). К известным его

произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма

принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на

Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.). Необычайно

красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого здания

соответствовали все возрастающему престижу русского искусства. Известным

московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается Баженов

В.И. (1737-1799 г.). Начальные познания в зодчестве он получил в

архитектурной школе Д.В.Ухтомского и в гимназии Московского университета.

Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания профессора

Римской национальной академии искусств, членство в Флорентийской и

Болонской академиях художеств - поистине мировое признание его таланта. По

возвращении в Петербург (1765 г.) В.И. Баженова избрали академиком

Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-президентом. К

первым работам В.И. Баженова относятся строительство здания петербургского

Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не разгаданный проект Смольного

института ( не осуществлен). С 1767 г. все внимание широко образованного

зодчего поглотило ответственное поручение – проектирование и строительство

колоссального сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегий

на территории Московского Кремля. В связи с этим в 1768 г. была создана

специальная Экспедиция кремлевского строения, главным архитектором которой

был назначен В.И. Баженов. В его архитектурную команду вошли известнейшие

проектировщики того времени, одним из которых был величайший впоследствии

архитектор – М.Ф.Казаков. Новый дворец был задуман таким грандиозным

(соответственно престижу великого государства), что мог скрыть за собой

древние строения Соборной площади, а это бы нарушило традиционный облик

Кремля, именно по этому своей "Инструкцией к строительству..." сам Баженов

провозгласил необходимость сбережения древних построек Кремля. В 1772 г.

были завершены все проектные работы, а 1. июня 1773 г. произведена

официальная закладка дворца. В.И. Баженов писал: «народы европейские, узрев

восставший из недр земных новый Кремль, объяты будут удивлением величавости

и огромности оного и не увидят уже красот своих собственных великолепий ».

Однако дальше торжественной закладки строительство дворца дело не пошло, и

в 1775 г. была даже распущена архитектурная команда В.И. Баженова. Широко

разрекламированный проект и строительство дворца были средством укрепления

государственного престижа Екатерины II , которая стремилась показать, что

Россия под ее властью способна вести изнурительную войну и одновременно

затевать грандиозное строительство. И тем не менее, несмотря на то , что

выдающийся замысел В.И.Баженова осуществлен не был . его значение для

русской культуры было весьма велико, и прежде всего для окончательного

утверждения классицизма как основного стилистического направления в

развитии отечественного зодчества. Кроме того, на проекте перестройки

Кремля, прошли профессиональную подготовку многие известные мастера. Отказ

от строительства ,В.И.Баженов перенес стоически, неудачи не сломили

зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений по заказам

московского дворянства. К наиболее значимым строениям этого периода стоит

отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786

г.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшей степени

оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова

Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма. Из

усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни

Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением творчества

В.И.Баженова предстает проект строительства Михайловского замка в

Петербурге, однако, закончить его Баженову не удалось, и со значительными

изменениями дворец был достроен архитектором В.Ф. Бренном. Еще один

выдающийся русский архитектор – Казаков М.Ф. Свое образование он получил в

архитектурной школе Д.В.Ухтомского в Москве, большую роль в развитии

природного дарования М.Ф.Казакова сыграла работа в Твери,а затем семилетнее

пребывание а архитектурной команде В.И. Баженова в период работы над

проектом Большого Кремлевского дворца. Творческим кредо сформировавшегося

Казакова был классицизм в его строгом проявлении. Ярким примером этому

служит огромное здание Сената в Московском Кремле, искусно сооруженное им в

1776 – 1787 г. Можно предположить , что характер архитектурного решения

этого здания был навеян архитектурой неосуществленного Кремлевского дворца

В.И. Баженова. Следующим крупным общественным зданием, возведенным

Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой

улице (1786 – 1793 г.). Это здание является прекрасным образцом

классицизма, соответствующее престижу русской науки, имеющее строгий и

репрезентативный вид. Важное место в архитектуре московского классицизма и

в творчестве М.Ф.Казакова занимает известное общественное здание – дом

Благородного Собрания, мастерски перестроенный архитектором. Также

Казаковым была выстроена церковь Филлипа Метрополита на Второй Мещанской

улице (1777-1788 г.). В строительстве мастер так же использовал

классическую круглую композицию применительно к православному храму. Еще

очень и очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на

благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию зданий,

Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими странами.

Скульптура XVIII века.

В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления

новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.

Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая

эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической

скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский

скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии.

Школу Н.Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все

ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие

Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев,

Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Марос и другие. Рассмотрим наиболее известные работы и

стилевые тенденции этих и некоторых других выдающихся скульпторов того

времени. Наиболее полно овладевает принципами зрелого классицизма Иван

Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне классические произведения,

заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей формы от работ других

мастеров. После окончания Академии художеств Мартос для совершенствования

мастерства едет в Рим. Где непосредственно соприкасается с античной

скульптурой. Мартос – мастер широкого диапазона, обращавшийся к

разнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в разработке темы

классического надгробия и городского монумента. Он был известен и как

великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал заниматься

портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере раскрылось в

памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным произведением –

он нашел новые пути соединения монументальной пластики не только с

классическими зданиями, но и с пространственным городским ансамблем,

превзойдя всех своих предшественников. Последователен в своей эволюции к

классицизму был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению с другими

мастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская струя,

придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии

- это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в которых он

достигает исключительного совершенства формы в выражении величавой тишины,

гармонирующих с классическим строем интерьера. В этом же контексте

развивалось и искусство скульптора Федота Шубина (1740-1805 гг.). Благодаря

своему упорству и способностям он оказывается в Петербургской Академии

художеств, где начинается блестящий расцвет его таланта. Ф.Шубин становится

непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил множество

заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А.М.Голицина, З.П.Чернышева и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7