скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой) скачать рефераты

короткий отрезок времени появление выдающихся произведений, становящихся

уже межнациональным достоянием: опера А. Кенеля «Чанар Хус и Ах Чибек»,

опера Г. Челборакова «Горная девушка», симфония Ал. Крюкова на хакасские

темы, «Праздничная увертюра» Н. Киркора, «Хакасская сюита» А. Новикова,

«Хакасская поэма» для симфонического оркестра А. Стоянова и другие

произведения.

Хакасская музыкальная культура в своем развитии прошла в высшей

степени насыщенный период. Исчезло понятие «инородец». Произошло событие

чрезвычайно знаменательное для судеб обеих национальных культур:

сократилось историческое расстояние. То, что хакасская культура не прошла

всех этапов развития европейской культуры не отразилось на ее эстетических

качествах, на полноте и силе художественного мышления. Другое дело, что,

как и любая другая культура, хакасская музыкальная культура развивается

неравномерно. В определенный период времени одни жанры музыкального

искусства развиваются успешнее других. Позже эти ранее отстававшие жанры

нередко выдвигаются на первый план, завоевывая новые художественные высоты.

Известная неравномерность свойственная и нынешнему этапу развития

музыкальной культуры Хакасии. То, чего достигло ее песенно-художественное

творчество, еще впереди у симфонической музыки. Решение проблемы не в том,

чтобы от «легких» песенных жанров поднимать людей к «серьезным» жанрам, а в

общем гармоничном широком прогрессе всех жанров искусства.

В достижении всестороннего подъема национальных культур большую роль

играет такой способ взаимосближения и взаимообогащения, как коллективное

творчество исполнителей разных национальностей.

Межнациональные явления в развитии культуры и искусства в известной

мере стали типичными для нашего времени. Многие творческие коллективы

Абакана, в том числе симфонический оркестр, духовые оркестры, оркестр

русских народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр стали центрами

воспитания интернационалистов. Именно в них создается благоприятные условия

и открываются большие возможности для осмысления культурного наследия и

прогрессивных традиций всех народов.

Совместный труд людей разных национальностей в многонациональных

коллективах, решение единых задач, постоянные контакты, живое общение друг

с другом – все это свидетельствует о духовном единстве общества.

Интенсивное взаимодействие и взаимообогащение национальных культур в

настоящее время является все более актуальным выражением их общности,

воплощая современный уровень их сближения и развития, диалектической

взаимосвязи национального в мировой системе культуры.

Коллективная работа исполнителей разных национальностей над созданием

художественных произведений является интересным и одним из наиболее

распространенных способов взаимодействия и взаимообогащения музыкальных

культур. Решающее значение здесь приобретает содержательный, идейный

критерий. Коллективы с большим успехом представляют лучшие образцы

искусства Хакасии, а также пропагандируют творчество хакасских композиторов

как у нас в стране, так и за рубежом.

Например, симфонический оркестр Абаканского музыкального колледжа в

1992, 1995 годах успешно гастролировал по странам Западной Европы. Концерты

были даны в Германии, Швейцарии, Италии и Франции совместно с хором

кафедрального собора города Фрайбурга. Или: духовой оркестр под управлением

Г. Жульмина неоднократно представлял культуру Хакасии на Всесоюзных и

Международных фестивалях и смотрах-конкурсах духовой музыки. Надо отметить,

что качественный уровень исполнения произведений этими коллективами очень

высок и вполне соответствует международному. Об этом свидетельствует то,

что в 1990 году на Международном смотре-конкурсе духовых оркестров в Москве

духовой оркестр из Хакасии занял почетное II-е место.

Произведения хакасских композиторов, профессиональное мастерство

исполнителей-оркестрантов таким образом становится общим достоянием,

получают признание и оказывают воздействие на развитие общества:

составляются и успешно осуществляются планы сотрудничества, исполнительские

коллективы вносят большой вклад в укрепление дружбы между народами. При

этом результаты совместных усилий и творческих экспериментов оказываются

исключительно успешными. Они способствуют ознакомлению с произведениями

других культур, а также познанию и использованию в разных формах ценных

традиций. Они призваны на языке музыки воплотить дух времени, красоту

человеческой души. Как следствие, многократно возрастает ответственность

авторов и исполнителей за свое творчество перед обществом.

Взаимодействие и взаимообогащение национальных культур означает не

просто выявление, не пассивную демонстрацию накопленного каждой культурой

прогрессивного художественного опыта, но, прежде всего, создание новых

духовных ценностей, новых черт, особенностей культур, которых не было в них

до процесса взаимообогащения. Открытия и плодотворные новаторские поиски

одной культуры могут стать и часто становятся надежными ориентирами для

других культур. Они помогают им в их собственном национальном развитии.

Взаимодействия и взаимообогащение насущно необходимы каждой национальной

культуре. Они продиктованы задачами, потребностями и необходимостью общего

и внутринационального художественного развития, самой логикой его

общественного развития. У национального искусства не может быть своей

независимой замкнутой жизни. Общность культур составляют: идеологическое

содержание культуры, многообразие ее форм, принципы взаимоотношений

культуры и народа, определяющее значение творческого метода, нацеленного на

правдивое отражение действительности. То есть, в каждом конкретном случае

представляется возможность ставить вопрос не о наличии или отсутствии этих

принципов, а о конкретном характере их действия и применения, отвечающем

национальным особенностям склада и развития той или иной культуры. В

общности этих принципов коренятся закономерности многоаспектного сближения,

взаимообогащения национальных культур и укрепления их межнациональных

связей.

«Национальные культуры наших народов, если так можно сравнить,

представляют многоцветный ковер лугов, где каждый цветок по-своему красив и

приятен, но все цветы вместе составляют еще большую красоту, вызывая

многостороннюю эстетическую радость и духовное наслаждение» (из письма Н.Г.

Доможакова Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву от 02.12.1958)12.

Сочетание всего лучшего, что есть в национальной культуре, с

передовыми достижениями мировой культуры – это залог формирования новых,

огромных по своему значению эстетических ценностей. Теперь возникает

необходимость отметить особенности и значение самих художественных

ценностей, в которых в единое целое сливаются познавательные, идейные,

эстетические и эмоциональные начала. Художественные ценности характеризуют

качества творческих созданий, которое обуславливает длительность и

своеобразие их функционирования. Поэтому художественные ценности следует

рассматривать не как отвлеченную категорию, не как нечто обособленное от

самих произведений искусства, а как их важнейшие свойства. Можно сказать,

что художественные ценности равнозначны силе и глубине образного

проникновения в процессы жизни, внутренний мир людей, равнозначны

объемности творческих обобщений. Нетрудно заметить, что художественные

ценности и творческие обобщения – понятия, тесно связанные между собой, но

не тождественные друг другу. Творческие обобщения в искусстве составляют

неотъемлемое свойство многих видов и жанров музыкального творчества. Само

это понятие предполагает образное претворение реальных явлений

действительности, духовной жизни людей, черты художественного анализа и

синтеза. Изучение процессов взаимодействия и взаимообогащения культур дает

возможность проанализировать и рельефно показать реальное функционирование

эстетических ценностей, созданных разными народами и в разных условиях.

Особенность произведений искусства, возникающих в той или иной

национальной культуре, заключается сегодня во все возрастающей общности

проблематики, которая не только не ведет к нивелированию особых черт, но и

является основой для раскрытия богатства культур. Они воспринимаются

другими национальностями не только как чужие, то есть возникшие в других

конкретно-исторических и национальных условиях, но и как свои, то есть

ставящие близкие всем проблемы, порожденные общими процессами. Внутреннее

содержание художественных ценностей характеризуется тем, что оно сильно,

концентрированно и ярко передает богатство и многообразие действительности.

Тематика и проблематика произведение на современном этапе широка и

разнообразна, она отражает многие стороны человеческого бытия.

Современные произведения воплощают гуманизм, широту философских

концепций, интернационалистический пафос, углубление национального

самосознания. Современное искусство талантливо, многозначно, прогрессивно,

утверждает нравственное значение и гуманистические ценности. Очевидно, что

своеобразие национальной художественной культуры не является свойством,

которое по самой своей природе ей присуще и вытекает из одних лишь

особенностей национального характера. Оно, это своеобразие, - результат

развития и неотделимо от тех реальных достижений крупных мастеров

музыкального искусства, которые основываются на глубоком осмыслении и

образном претворении исторического духовного опыта народа. Глубоким

содержанием, профессиональным мастерством и своеобразием отмечено

творчество композиторов Хакасии: А.А. Кенеля, Г. И. Челборакова, Н. В.

Катаевой, А.К. Стоянова и других.

Признавая важной особенностью эстетических ценностей высокую меру

раскрытия общезначимого, меру совершенства его воплощения, к

межнациональным явлениям может быть причислено творчество отдельных

исполнителей. Художественные произведения, созданные ими, их творческие

обобщения стали активным фактором взаимодействия и плодотворного

взаимообогащения культур. Сегодня Хакасия располагает многочисленными

исполнительскими кадрами разных национальностей. Расцветает национальное

музыкальное искусство. Его серьезные достижения продолжают богатые традиции

фольклора и обогащают профессиональное искусство.

Среди популярных и любимых в Хакасии исполнителей следует назвать

народных артистов Республики Хакасия, заслуженных артистов Тувинской АССР,

заслуженных работников культуры РСФСР Клару Сунчугашеву и Владимира

Чаптыкова, народного артиста Республики Хакасия, заслуженного работника

культуры РСФСР Владимира Терешкова, заслуженных артистов РСФСР, заслуженных

артистов Республики Хакасия и Республики Бурятия Екатерину Кыштымову и

Леонида Третьякова, заслуженного работника культуры Республики Хакасия

Ирину Малину и других.

Творчество отдельных исполнителей и их огромную роль в развитии

культуры, на наш взгляд, можно определить как один из самых активных

способов взаимообогащения культур.

Контакты между авторами и исполнителями произведений приносят богатые,

многообразные плоды и углубляют чувство сопричастности и ответственности за

общее дело. Произведения, в которых они раскрывают процессы глубоких

социальных преобразований на хакасской земле и духовного возрождения ее

народа, становятся подлинно общественно и художественно значимыми.

Художественные ценности не обособлены от ценностей, накопленных

искусством прошлого. В процессе дальнейшего функционирования крупные

художественные произведения прошлого раскрывают разнообразные свойства

воплощенных в них идейно-эстетических обобщений. Вступая в соприкосновение

с новыми явлениями действительности, с явлениями духовной жизни общества,

творческие обобщения загораются новым светом, причем более ярким. Так

произошло в 1996 году с постановкой оперы Верди «Травиата» в концертном

варианте силами артистов Хакасской филармонии, ими же в 1998 году была

поставлена и другая опера Верни – «Аида».

Важной особенностью современной художественной культуры Хакасии

является то, что она развивается усилиями не только профессиональных

мастеров искусства, но и активным творчеством самодеятельных композиторов.

В Хакасии имеется широкий простор для развития художественной

самодеятельности и большие возможности для раскрытия своих способностей и

дарований. Самодеятельное народное творчество является полноправным

компонентом многонациональной культуры Хакасии, поэтому творчество

самодеятельных композиторов следует определить как следующий, десятый,

способ взаимообогащения культур. В его основе лежат те же общие

закономерности сближения и взаимовлияния культур.

В Хакасии имеется Республиканский научно-методический центр народного

творчества, который способствует развитию художественного творчества масс.

Оно проявляется в различных формах, большое распространение получило

сотрудничество музыкантов-профессионалов с самодеятельными композиторами.

творчество народных талантов содействует повышению культурного уровня

народа и совершенствованию его эстетического восприятия. Безусловно, это

необходимо для дальнейшего обогащения национальной культуры.

Исходя из того, что народ является основным творцом культуры, и именно

он пользуется ее богатствами, необходимо заботиться о привлечении

самодеятельных музыкантов к активной творческой деятельности. Диапазон

проявлений у музыкантов очень широк: лирическая откровенность,

доверительность сочетаются с философскими размышлениями о проблемах жизни.

Эпик спокойно и неторопливо исследует события и характеры, обстоятельно, с

исторической точностью. Эмоционально приподнято может быть творчество

другого композитора, оно сродни шумному всплеску, переполнено неукротимой

энергией. Именно так можно охарактеризовать творчество Анатолия

Иннокентьевича Токмашова.

А. Токмашов - самодеятельный композитор, энтузиаст, талантливый певец,

разноплановый инструменталист, играющий на чатхане, баяне, рояле, гитаре.

Это человек увлеченный, ищущий, неугомонный. Самая характерная его черта -

доброта, и тем удивительнее его бесконечная доброта, чем больше узнаешь о

его детдомовском детстве. Его жизненная позиция выражена следующим образом:

"Меня окружали и окружают добрые люди, таких людей большинство в этой

жизни, иначе она бы прекратилась". С этой позиции и исходит его творчество,

его направленность: любовь к жизни, любовь к родному краю, любовь к

женщине, призыв к доброте и милосердию.

Общение с его произведениями - это всегда задушевный разговор, дающий

многое для сердца, для души. Его произведения лаконичны, задушевны,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17