История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)
короткий отрезок времени появление выдающихся произведений, становящихся
уже межнациональным достоянием: опера А. Кенеля «Чанар Хус и Ах Чибек»,
опера Г. Челборакова «Горная девушка», симфония Ал. Крюкова на хакасские
темы, «Праздничная увертюра» Н. Киркора, «Хакасская сюита» А. Новикова,
«Хакасская поэма» для симфонического оркестра А. Стоянова и другие
произведения.
Хакасская музыкальная культура в своем развитии прошла в высшей
степени насыщенный период. Исчезло понятие «инородец». Произошло событие
чрезвычайно знаменательное для судеб обеих национальных культур:
сократилось историческое расстояние. То, что хакасская культура не прошла
всех этапов развития европейской культуры не отразилось на ее эстетических
качествах, на полноте и силе художественного мышления. Другое дело, что,
как и любая другая культура, хакасская музыкальная культура развивается
неравномерно. В определенный период времени одни жанры музыкального
искусства развиваются успешнее других. Позже эти ранее отстававшие жанры
нередко выдвигаются на первый план, завоевывая новые художественные высоты.
Известная неравномерность свойственная и нынешнему этапу развития
музыкальной культуры Хакасии. То, чего достигло ее песенно-художественное
творчество, еще впереди у симфонической музыки. Решение проблемы не в том,
чтобы от «легких» песенных жанров поднимать людей к «серьезным» жанрам, а в
общем гармоничном широком прогрессе всех жанров искусства.
В достижении всестороннего подъема национальных культур большую роль
играет такой способ взаимосближения и взаимообогащения, как коллективное
творчество исполнителей разных национальностей.
Межнациональные явления в развитии культуры и искусства в известной
мере стали типичными для нашего времени. Многие творческие коллективы
Абакана, в том числе симфонический оркестр, духовые оркестры, оркестр
русских народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр стали центрами
воспитания интернационалистов. Именно в них создается благоприятные условия
и открываются большие возможности для осмысления культурного наследия и
прогрессивных традиций всех народов.
Совместный труд людей разных национальностей в многонациональных
коллективах, решение единых задач, постоянные контакты, живое общение друг
с другом – все это свидетельствует о духовном единстве общества.
Интенсивное взаимодействие и взаимообогащение национальных культур в
настоящее время является все более актуальным выражением их общности,
воплощая современный уровень их сближения и развития, диалектической
взаимосвязи национального в мировой системе культуры.
Коллективная работа исполнителей разных национальностей над созданием
художественных произведений является интересным и одним из наиболее
распространенных способов взаимодействия и взаимообогащения музыкальных
культур. Решающее значение здесь приобретает содержательный, идейный
критерий. Коллективы с большим успехом представляют лучшие образцы
искусства Хакасии, а также пропагандируют творчество хакасских композиторов
как у нас в стране, так и за рубежом.
Например, симфонический оркестр Абаканского музыкального колледжа в
1992, 1995 годах успешно гастролировал по странам Западной Европы. Концерты
были даны в Германии, Швейцарии, Италии и Франции совместно с хором
кафедрального собора города Фрайбурга. Или: духовой оркестр под управлением
Г. Жульмина неоднократно представлял культуру Хакасии на Всесоюзных и
Международных фестивалях и смотрах-конкурсах духовой музыки. Надо отметить,
что качественный уровень исполнения произведений этими коллективами очень
высок и вполне соответствует международному. Об этом свидетельствует то,
что в 1990 году на Международном смотре-конкурсе духовых оркестров в Москве
духовой оркестр из Хакасии занял почетное II-е место.
Произведения хакасских композиторов, профессиональное мастерство
исполнителей-оркестрантов таким образом становится общим достоянием,
получают признание и оказывают воздействие на развитие общества:
составляются и успешно осуществляются планы сотрудничества, исполнительские
коллективы вносят большой вклад в укрепление дружбы между народами. При
этом результаты совместных усилий и творческих экспериментов оказываются
исключительно успешными. Они способствуют ознакомлению с произведениями
других культур, а также познанию и использованию в разных формах ценных
традиций. Они призваны на языке музыки воплотить дух времени, красоту
человеческой души. Как следствие, многократно возрастает ответственность
авторов и исполнителей за свое творчество перед обществом.
Взаимодействие и взаимообогащение национальных культур означает не
просто выявление, не пассивную демонстрацию накопленного каждой культурой
прогрессивного художественного опыта, но, прежде всего, создание новых
духовных ценностей, новых черт, особенностей культур, которых не было в них
до процесса взаимообогащения. Открытия и плодотворные новаторские поиски
одной культуры могут стать и часто становятся надежными ориентирами для
других культур. Они помогают им в их собственном национальном развитии.
Взаимодействия и взаимообогащение насущно необходимы каждой национальной
культуре. Они продиктованы задачами, потребностями и необходимостью общего
и внутринационального художественного развития, самой логикой его
общественного развития. У национального искусства не может быть своей
независимой замкнутой жизни. Общность культур составляют: идеологическое
содержание культуры, многообразие ее форм, принципы взаимоотношений
культуры и народа, определяющее значение творческого метода, нацеленного на
правдивое отражение действительности. То есть, в каждом конкретном случае
представляется возможность ставить вопрос не о наличии или отсутствии этих
принципов, а о конкретном характере их действия и применения, отвечающем
национальным особенностям склада и развития той или иной культуры. В
общности этих принципов коренятся закономерности многоаспектного сближения,
взаимообогащения национальных культур и укрепления их межнациональных
связей.
«Национальные культуры наших народов, если так можно сравнить,
представляют многоцветный ковер лугов, где каждый цветок по-своему красив и
приятен, но все цветы вместе составляют еще большую красоту, вызывая
многостороннюю эстетическую радость и духовное наслаждение» (из письма Н.Г.
Доможакова Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву от 02.12.1958)12.
Сочетание всего лучшего, что есть в национальной культуре, с
передовыми достижениями мировой культуры – это залог формирования новых,
огромных по своему значению эстетических ценностей. Теперь возникает
необходимость отметить особенности и значение самих художественных
ценностей, в которых в единое целое сливаются познавательные, идейные,
эстетические и эмоциональные начала. Художественные ценности характеризуют
качества творческих созданий, которое обуславливает длительность и
своеобразие их функционирования. Поэтому художественные ценности следует
рассматривать не как отвлеченную категорию, не как нечто обособленное от
самих произведений искусства, а как их важнейшие свойства. Можно сказать,
что художественные ценности равнозначны силе и глубине образного
проникновения в процессы жизни, внутренний мир людей, равнозначны
объемности творческих обобщений. Нетрудно заметить, что художественные
ценности и творческие обобщения – понятия, тесно связанные между собой, но
не тождественные друг другу. Творческие обобщения в искусстве составляют
неотъемлемое свойство многих видов и жанров музыкального творчества. Само
это понятие предполагает образное претворение реальных явлений
действительности, духовной жизни людей, черты художественного анализа и
синтеза. Изучение процессов взаимодействия и взаимообогащения культур дает
возможность проанализировать и рельефно показать реальное функционирование
эстетических ценностей, созданных разными народами и в разных условиях.
Особенность произведений искусства, возникающих в той или иной
национальной культуре, заключается сегодня во все возрастающей общности
проблематики, которая не только не ведет к нивелированию особых черт, но и
является основой для раскрытия богатства культур. Они воспринимаются
другими национальностями не только как чужие, то есть возникшие в других
конкретно-исторических и национальных условиях, но и как свои, то есть
ставящие близкие всем проблемы, порожденные общими процессами. Внутреннее
содержание художественных ценностей характеризуется тем, что оно сильно,
концентрированно и ярко передает богатство и многообразие действительности.
Тематика и проблематика произведение на современном этапе широка и
разнообразна, она отражает многие стороны человеческого бытия.
Современные произведения воплощают гуманизм, широту философских
концепций, интернационалистический пафос, углубление национального
самосознания. Современное искусство талантливо, многозначно, прогрессивно,
утверждает нравственное значение и гуманистические ценности. Очевидно, что
своеобразие национальной художественной культуры не является свойством,
которое по самой своей природе ей присуще и вытекает из одних лишь
особенностей национального характера. Оно, это своеобразие, - результат
развития и неотделимо от тех реальных достижений крупных мастеров
музыкального искусства, которые основываются на глубоком осмыслении и
образном претворении исторического духовного опыта народа. Глубоким
содержанием, профессиональным мастерством и своеобразием отмечено
творчество композиторов Хакасии: А.А. Кенеля, Г. И. Челборакова, Н. В.
Катаевой, А.К. Стоянова и других.
Признавая важной особенностью эстетических ценностей высокую меру
раскрытия общезначимого, меру совершенства его воплощения, к
межнациональным явлениям может быть причислено творчество отдельных
исполнителей. Художественные произведения, созданные ими, их творческие
обобщения стали активным фактором взаимодействия и плодотворного
взаимообогащения культур. Сегодня Хакасия располагает многочисленными
исполнительскими кадрами разных национальностей. Расцветает национальное
музыкальное искусство. Его серьезные достижения продолжают богатые традиции
фольклора и обогащают профессиональное искусство.
Среди популярных и любимых в Хакасии исполнителей следует назвать
народных артистов Республики Хакасия, заслуженных артистов Тувинской АССР,
заслуженных работников культуры РСФСР Клару Сунчугашеву и Владимира
Чаптыкова, народного артиста Республики Хакасия, заслуженного работника
культуры РСФСР Владимира Терешкова, заслуженных артистов РСФСР, заслуженных
артистов Республики Хакасия и Республики Бурятия Екатерину Кыштымову и
Леонида Третьякова, заслуженного работника культуры Республики Хакасия
Ирину Малину и других.
Творчество отдельных исполнителей и их огромную роль в развитии
культуры, на наш взгляд, можно определить как один из самых активных
способов взаимообогащения культур.
Контакты между авторами и исполнителями произведений приносят богатые,
многообразные плоды и углубляют чувство сопричастности и ответственности за
общее дело. Произведения, в которых они раскрывают процессы глубоких
социальных преобразований на хакасской земле и духовного возрождения ее
народа, становятся подлинно общественно и художественно значимыми.
Художественные ценности не обособлены от ценностей, накопленных
искусством прошлого. В процессе дальнейшего функционирования крупные
художественные произведения прошлого раскрывают разнообразные свойства
воплощенных в них идейно-эстетических обобщений. Вступая в соприкосновение
с новыми явлениями действительности, с явлениями духовной жизни общества,
творческие обобщения загораются новым светом, причем более ярким. Так
произошло в 1996 году с постановкой оперы Верди «Травиата» в концертном
варианте силами артистов Хакасской филармонии, ими же в 1998 году была
поставлена и другая опера Верни – «Аида».
Важной особенностью современной художественной культуры Хакасии
является то, что она развивается усилиями не только профессиональных
мастеров искусства, но и активным творчеством самодеятельных композиторов.
В Хакасии имеется широкий простор для развития художественной
самодеятельности и большие возможности для раскрытия своих способностей и
дарований. Самодеятельное народное творчество является полноправным
компонентом многонациональной культуры Хакасии, поэтому творчество
самодеятельных композиторов следует определить как следующий, десятый,
способ взаимообогащения культур. В его основе лежат те же общие
закономерности сближения и взаимовлияния культур.
В Хакасии имеется Республиканский научно-методический центр народного
творчества, который способствует развитию художественного творчества масс.
Оно проявляется в различных формах, большое распространение получило
сотрудничество музыкантов-профессионалов с самодеятельными композиторами.
творчество народных талантов содействует повышению культурного уровня
народа и совершенствованию его эстетического восприятия. Безусловно, это
необходимо для дальнейшего обогащения национальной культуры.
Исходя из того, что народ является основным творцом культуры, и именно
он пользуется ее богатствами, необходимо заботиться о привлечении
самодеятельных музыкантов к активной творческой деятельности. Диапазон
проявлений у музыкантов очень широк: лирическая откровенность,
доверительность сочетаются с философскими размышлениями о проблемах жизни.
Эпик спокойно и неторопливо исследует события и характеры, обстоятельно, с
исторической точностью. Эмоционально приподнято может быть творчество
другого композитора, оно сродни шумному всплеску, переполнено неукротимой
энергией. Именно так можно охарактеризовать творчество Анатолия
Иннокентьевича Токмашова.
А. Токмашов - самодеятельный композитор, энтузиаст, талантливый певец,
разноплановый инструменталист, играющий на чатхане, баяне, рояле, гитаре.
Это человек увлеченный, ищущий, неугомонный. Самая характерная его черта -
доброта, и тем удивительнее его бесконечная доброта, чем больше узнаешь о
его детдомовском детстве. Его жизненная позиция выражена следующим образом:
"Меня окружали и окружают добрые люди, таких людей большинство в этой
жизни, иначе она бы прекратилась". С этой позиции и исходит его творчество,
его направленность: любовь к жизни, любовь к родному краю, любовь к
женщине, призыв к доброте и милосердию.
Общение с его произведениями - это всегда задушевный разговор, дающий
многое для сердца, для души. Его произведения лаконичны, задушевны,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|