История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)
течением времени, осваивая все новые пласты действительности, духовной
жизни человека, композиторы овладевали всеми тайнами творчества, повышали
свою общую и профессиональную культуру, расширяли свой идейный и жизненный
кругозор. Процесс взаимовлияния все более усложнялся. Значение этого
воздействия сказалось не столько в прямом продолжении художественных начал,
традиций, сколько в стимулировании новых, причем часто неоднородных поисков
и открытий, в расширении творческого арсенала искусства в целом. Каждый по-
своему обогащает художественную культуру. Эстетические формы воплощения
общего идеала всегда неповторимы. Характерно многообразие выразительных
средств, национальных художественных форм и традиций. Способы эстетической
выразительности художник выбирает сам. И мы должны радоваться не
повторяемости или одновариантности культур, а их богатству и многообразию.
Итак, в 1996 году был создан Союз композиторов Хакасии, его
председателем была избрана Нина Викторовна Катаева – композитор-песенник,
преподаватель Абаканского музыкального колледжа.
Творчество Н. Катаевой, отличающееся своеобразием и свежестью мелодий,
тонкой интонацией и особой задушевностью, в Хакасии очень популярно. В 1990
году Хакасским отделением книжного издательства был выпущен сборник
«Хакасия – солнечный край», в который вошли многие ее песни, в том числе:
«Абаканские волны» на стихи И. Костякова, «Песня об Абакане» на стихи С.
Янгуловой, «Моя Хакасия» на стихи М. Кильчичакова, «Слово воина» на стихи
Т. Кидиекова и другие.
Фольклоризм, поэтика контрастов, развернутость и ассоциативность
образов – характерные черты выбранных ею стихов. Возникают целые
своеобразные серии размышлений о необходимости красоты для человека. Не
хлебом единым жив человек, ему необходима красота. Чувство прекрасного –
это то, без чего человек не может стать человеком. И размышления Катаевой о
красоте, о ее необходимости – это своеобразное утверждение значимости
духовных ценностей.
Внимание композитора Катаевой обращено не на внешнюю событийность, а
на внутренний мир героя, на диалектику души. Постоянным творческим
импульсом для нее всегда был не только самобытный фольклор, но и
первозданная природа родного края. Природа не может не волновать, не может
не вдохновлять, но, пожалуй, самый характерный мотив ее творчества – это
фольклорный мотив счастья, передающий ее собственное мироощущение.
Отталкиваясь от первоисточников – образа, мысли, попевки, Катаева свободно
развивает их, преломляя сквозь призму своей творческой индивидуальности,
своего видения, живого ощущения не только самого народно-песенного мелоса,
но и той среды хакасской жизни, которой эти образы фольклора были рождены.
Богатейшая россыпь народной интонации, вбирающая в себя все новые приметы
современности, дает неисчерпаемые возможности для выражения самых различных
эмоций, для раскрытия самых разных тем.
Многие песни Катаевой популярны и любимы, но особое признание получила
песня «Партизанские мадонны». «Благодарю Вас за песню «Партизанские
мадонны» от себя лично как автор, а также от имени всех партизан смоленских
бригад, в честь которых была написана эта песня... Я получил массу песен от
партизан ВОВ и даже не подозревал, что эта песня может вызвать такой бурный
отклик среди бывших партизан», - писал Катаевой автор стихов этой песни,
украинский поэт А.Д. Середа. Читая трогательные письма тех, кому песня
адресована, можно оценить творчество Катаевой-композитора: «Ваша музыка
прекрасна», «Удивительно чутко и талантливо», «Примите благодарность за Ваш
благородный труд», - вот выдержки из писем-откликов, написанных в 1983-1984
годах и любезно предоставленных нам для работы. Пожалуй, самая высокая
оценка и самое большое признание творчества композитора заключается в
предложении поэта А.Д. Середы написать музыку и к другим его стихам. Из
письма 12.03.1983: «Нина Викторовна, у меня есть неплохое, на мой взгляд,
стихотворение «Дороги лесные». Может быть, оно Вам понравится, и Вы найдете
возможным написать музыку», или в письме от 16.05.84 содержится просьба
написать музыку к стиху «Песня о друге».
Талант композитора Н. Катаевой востребован. Это – тоже качественный
показатель уровня развития музыкальной культуры Хакасии. Это, одновременно,
и пример того, как представители двух разных культур, Хакасии и Украины, на
базе взаимного обогащения при плодотворном сотрудничестве создают высокие
художественные ценности. Чем более зрелой и творчески сильной оказывается
национальная культура, чем выше ее достижения в освоении актуальной
общественно значимой тематики, тем заметнее ее собственный вклад в развитие
музыкальной культуры в целом.
Для творчества Н. Катаевой характерны пропорциональность и
классическая уравновешенность, новизна и оригинальность мышления, чистота и
неподдельный лиризм. И, неизменно обращаясь к массовой аудитории, она
остается верной своим главным принципам – доступности, понятности.
Интересной особенностью Союза композиторов Хакасии является то, что в
Союз входят музыканты, занимающиеся не только композицией, но и проблемами
развития хакасского инструментария. В данном случае, думается, можно
сказать о следующем, четвертом способе взаимообогащения культур на основе
изучения и развития национального инструментария, а также совершенствования
игры на национальных инструментах.
Хакасы прошли в своем музыкальном развитии стадию шумовых
инструментов. Реликтом в качестве такового остался один бубен, имевший
значение чисто культового инструмента при камлании. Музыкальный историк Г.
Молер замечает: «Искусство начинается с систематического употребления
струнных инструментов»9. Основные хакасские национальные музыкальные
инструменты (чатхан, хомыс, ыых), по номенклатуре предложенной профессором
Беляевым, относятся к бронзовому и началу железного веков. Безусловно,
можно согласиться с тем, что в результате охоты на животных, а также
приручения их, человек заимел струны из конских волос или жил, стал
использовать шкуры животных на корпусе бубна и хомыса. От исходных
инструментов – тростниковой дудки и тетивы на луке, был проделан огромный
тысячелетний путь до нашей эпохи. Тростниковая дудка была прообразом
духового инструмента, а тетива – прообразом струны. Музыка все же еще долго
оставалась вокальной, тесно связанной со словом. Изобретение инструментов
означало прогресс в смысле кристаллизации музыкальных форм, лада и, вообще,
приемов музыкального изложения.
Музыка, как и народные музыкальные инструменты, носит на себе
отпечаток тех окружающих людей условий, под влиянием которых совершалось
историческое развитие народа. «У всех народов, к каким бы темным
историческим эпохам они не принадлежали, в каких бы недоступных для
цивилизации пустынях они не обитали, мы всегда можем встретить свою
национальную музыку и свои национальные музыкальные инструменты»10.
Хакасское искусство вполне самобытно, в то же время являет черты общие
всему человечеству на определенной стадии развития музыкального мышления.
Подобное описание национальных инструментов (чатхана, хомыса, ыыха), а
также история их возникновения были даны выше, на основе изучения трудов
Кенеля, внесшего неизмеримо большой вклад в изучение хакасской музыкальной
культуры.
Если хомыс и ыых фактически остались такими же, какими они могли бы
быть века до нашей эры, то чатхан, появившись позже, совершил большую
эволюцию в своем развитии в смысле улучшения своего вида и звучания. Чатхан
оказался инструментом, представляющим гораздо бльшие исполнительские
возможности, чем другие. В этом плане был необычайно интересен и сыграл
очень большую роль сказитель Прокопий Кириллович Янгулов, живший в
Саралинском районе. Он сам изготавливал чатханы и знал огромное количество
наигрышей и тахпахов. Особенно значителен его вклад был в развитие техники
игры на чатхане. Он умел часто менять лады, употреблял форшлаги,
использовал подобие глиссандо, применял даже щелканье по струнам!
Практически – это почти полная общеевропейская школа игры на струнных
инструментах. Можно предположить, что на таком мастерском владении чатханом
отразилось ознакомление жителей с игрой на русских народных инструментах,
прежде всего, игрой на балалайке. Появление такой полной школы игры на
чатхане, как у П.К. Янгулова – это пример плодотворного взаимообогащения
культур.
А.А. Кенель не только дал подробное описание устройства инструмента,
но и внес значительный вклад в организацию обучения детей игре на чатхане.
На рубеже 50-х годов он вместе с чатханистом А.В. Янгуловым в Абаканской
музыкальной школе обучали игре на чатхане воспитанников интерната областной
национальной школы. Эта работа дала свои великолепные результаты: 7 ноября
1957 года в Абакане впервые выступил оркестр национальных музыкальных
инструментов: чатханов, хомысов и ыыхов.
С 1977 года, уже в Абаканском музыкальном училище, Г.И. Челбораков
ведет класс чатхана. Игре на чатхане обучаются все учащиеся коренной
национальности, которые учатся на любом отделении музыкального училища. В
1979 году были опубликованы методические рекомендации Челборакова «Уроки
игры на чатхане». Благодаря ему дети коренной национальности обучаются игре
на чатхане у его учеников во многих уголках Хакасии.
В настоящее время в быту, в музыкальной самодеятельности и
профессиональной исполнительской практике пользуются большим
распространением следующие музыкальные инструменты: чатхан, хомыс, ыых,
темир-хомыс, пырги, самысхи.
Более 20-и лет собиранием и изучением хакасского музыкального
фольклора занимается музыкант, член Союза композиторов Хакасии, Анатолий
Константинович Стоянов. Он, болгарин по национальности, хорошо владеет
игрой на всех перечисленных инструментах, ведет большую исследовательскую
работу: занимается собиранием изучением фольклора хакасов, тафаларов,
тувинцев, алтайцев и на этой основе пишет произведения: «Хакасская поэма»
для симфонического оркестра, «Тафаларская симфония» и другие произведения
для фортепиано, баяна, хомыса, балалайки. Музыкантам и мастерам-чатханистам
хорошо известны его статьи: «Хакасский чатхан в прошлом и настоящем» в
книге «Вопросы истории Хакасии» (Абакан, 1977), «Описание хакасского
чатхана и техника игры на нем» в книге «Вопросы хакасской филологии»
(Абакан, 1977), краткая монография «О чатхане» (Абакан, 1996). Занимается
он исследованием и других музыкальных инструментов: темир-хомыса, пырги и
самысхи. Думается, что коротко можно остановиться на их характеристиках.
Темир-хомыс малоупотребим у хакасов. По форме этот инструмент
напоминает камертон с его утолщением в нижней части. В середине, между
вилкой этой основы закреплена одним концом тонкая стальная платина,
загнутая концом кверху. Вилка темир-хомыса прикладывается к краю верхних и
нижних зубов исполнителя, в то время как звуковая пластинка приводится в
вибрацию частыми ударами пальца. Полость рта при этом играет роль
резонатора, увеличивающего силу звука инструмента и изменяющего его высоту.
Звук у темир-хомыса тихий и жужжащий. Аккомпанемент на этом инструменте
невозможен. Исполнитель вставляет в произведение его звучание как
украшение, иллюстрируя пение птиц и тому подобное. Инструмент хранят в
специальном деревянном футляре.
Другие инструменты – пырги и самысхи – относятся к охотничьим манкам.
Они имеют не музыкальное, а чисто промысловое значение. Охотничьи манки
издают неопределенный фиксированный звук. Эти инструменты, по существу,
являются одним из древнейших музыкальных орудий, появившихся уже в
неолитическую эпоху. Такие манки свойственны всем народам, занимающимся
охотой и звероловством. Из алтайских и присаянских народностей охотничьи
манки имеются у тувинцев, у шорцев, в меньшей степени – у хакасов, так как
охотничий промысел не является у хакасов самым важным фактором
хозяйственной экономической жизни.
Пырги - или по-шорски – Абарга – манок для подманивания мараловых
самок. Этот инструмент имеет вид длинной дудки от 35 см до 1 метра. Пырги
делаются из лиственницы, что, по наблюдениям, гарантирует ее от высыхания.
Инструмент состоит из двух половинок, которые складываются. На них
натягивается кишка теленка или барана и все скрепляется деревянными
кольцами. Охотники выбирают места, где пробегают животные, и кричат в эту
дудку. Узкий конец дудки берут в губы и для получения звука воздух
втягивают в себя. Когда хотят издать звук, то инструмент держат широким
отверстием вниз, а во время вздоха делают сильное круговое движение широким
концом вверх. Звуки пырги трудно назвать музыкальными, они довольно громкие
и по тембру отдаленно напоминают фагот.
Один из маленьких охотничьих манков – самысха. Это манок для
подманивания самок козуль. Самысха имеет чисто промысловое значение.
Инструмент представляет собой кусок бересты, сложенный вдвое. Взяв его в
рот, охотник кричит как козленок, зовущий мать. Длина инструмента всего 3-5
см.
Из всех национальных музыкальных инструментов самым распространенным и
любимым у хакасов всегда был и остается чатхан. Многие мастера-чатханисты
стремились к его усовершенствованию. Так например, в национальном театре
был сконструирован 16-струнный чатхан, что, безусловно, обогатило его
звучание. Следуя поэтическим фольклорным сказаниям и легендам. Анатолий
Чебодаев сделал чатхан с 60-ю струнами, напоминающий арфу.
Современные технологии изготовления чатхана постоянно развиваются. Об
этом свидетельствует множество направлений творческих поисков современных
мастеров по улучшению звучания. Поиски оптимальных форм инструментов
привели к возрождению качинских и кызыльских традиций: верхнюю деку стали
делать чуть выпускной, в среднем всего на 5 мм, но это способствовало
лучшему прижиманию струною порожка и улучшило качество игры. Использование
чатхана в концертной практике привело к появлению вспомогательных
приспособлений. Даже была предпринята попытка электрифицировать инструмент
известным в Хакасии мастером по изготовлению чатханов – Алексеем
Ананьевичем Шулбаевым. Им был сконструирован первый электрочатхан.
Безусловно, все эти поиски заслуживают внимания и способствуют
популяризации инструмента.
Нам необходимо остановиться на деятельности еще одного музыканта,
члена Союза композиторов Хакасии, популяризатора чатхана – Павла
Михайловича Кима, который успешно занимается проблемой синтеза чатахана с
другими хакасскими музыкальными инструментами.
Традиционным использованием чатхана считается его сольное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|