скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой) скачать рефераты

течением времени, осваивая все новые пласты действительности, духовной

жизни человека, композиторы овладевали всеми тайнами творчества, повышали

свою общую и профессиональную культуру, расширяли свой идейный и жизненный

кругозор. Процесс взаимовлияния все более усложнялся. Значение этого

воздействия сказалось не столько в прямом продолжении художественных начал,

традиций, сколько в стимулировании новых, причем часто неоднородных поисков

и открытий, в расширении творческого арсенала искусства в целом. Каждый по-

своему обогащает художественную культуру. Эстетические формы воплощения

общего идеала всегда неповторимы. Характерно многообразие выразительных

средств, национальных художественных форм и традиций. Способы эстетической

выразительности художник выбирает сам. И мы должны радоваться не

повторяемости или одновариантности культур, а их богатству и многообразию.

Итак, в 1996 году был создан Союз композиторов Хакасии, его

председателем была избрана Нина Викторовна Катаева – композитор-песенник,

преподаватель Абаканского музыкального колледжа.

Творчество Н. Катаевой, отличающееся своеобразием и свежестью мелодий,

тонкой интонацией и особой задушевностью, в Хакасии очень популярно. В 1990

году Хакасским отделением книжного издательства был выпущен сборник

«Хакасия – солнечный край», в который вошли многие ее песни, в том числе:

«Абаканские волны» на стихи И. Костякова, «Песня об Абакане» на стихи С.

Янгуловой, «Моя Хакасия» на стихи М. Кильчичакова, «Слово воина» на стихи

Т. Кидиекова и другие.

Фольклоризм, поэтика контрастов, развернутость и ассоциативность

образов – характерные черты выбранных ею стихов. Возникают целые

своеобразные серии размышлений о необходимости красоты для человека. Не

хлебом единым жив человек, ему необходима красота. Чувство прекрасного –

это то, без чего человек не может стать человеком. И размышления Катаевой о

красоте, о ее необходимости – это своеобразное утверждение значимости

духовных ценностей.

Внимание композитора Катаевой обращено не на внешнюю событийность, а

на внутренний мир героя, на диалектику души. Постоянным творческим

импульсом для нее всегда был не только самобытный фольклор, но и

первозданная природа родного края. Природа не может не волновать, не может

не вдохновлять, но, пожалуй, самый характерный мотив ее творчества – это

фольклорный мотив счастья, передающий ее собственное мироощущение.

Отталкиваясь от первоисточников – образа, мысли, попевки, Катаева свободно

развивает их, преломляя сквозь призму своей творческой индивидуальности,

своего видения, живого ощущения не только самого народно-песенного мелоса,

но и той среды хакасской жизни, которой эти образы фольклора были рождены.

Богатейшая россыпь народной интонации, вбирающая в себя все новые приметы

современности, дает неисчерпаемые возможности для выражения самых различных

эмоций, для раскрытия самых разных тем.

Многие песни Катаевой популярны и любимы, но особое признание получила

песня «Партизанские мадонны». «Благодарю Вас за песню «Партизанские

мадонны» от себя лично как автор, а также от имени всех партизан смоленских

бригад, в честь которых была написана эта песня... Я получил массу песен от

партизан ВОВ и даже не подозревал, что эта песня может вызвать такой бурный

отклик среди бывших партизан», - писал Катаевой автор стихов этой песни,

украинский поэт А.Д. Середа. Читая трогательные письма тех, кому песня

адресована, можно оценить творчество Катаевой-композитора: «Ваша музыка

прекрасна», «Удивительно чутко и талантливо», «Примите благодарность за Ваш

благородный труд», - вот выдержки из писем-откликов, написанных в 1983-1984

годах и любезно предоставленных нам для работы. Пожалуй, самая высокая

оценка и самое большое признание творчества композитора заключается в

предложении поэта А.Д. Середы написать музыку и к другим его стихам. Из

письма 12.03.1983: «Нина Викторовна, у меня есть неплохое, на мой взгляд,

стихотворение «Дороги лесные». Может быть, оно Вам понравится, и Вы найдете

возможным написать музыку», или в письме от 16.05.84 содержится просьба

написать музыку к стиху «Песня о друге».

Талант композитора Н. Катаевой востребован. Это – тоже качественный

показатель уровня развития музыкальной культуры Хакасии. Это, одновременно,

и пример того, как представители двух разных культур, Хакасии и Украины, на

базе взаимного обогащения при плодотворном сотрудничестве создают высокие

художественные ценности. Чем более зрелой и творчески сильной оказывается

национальная культура, чем выше ее достижения в освоении актуальной

общественно значимой тематики, тем заметнее ее собственный вклад в развитие

музыкальной культуры в целом.

Для творчества Н. Катаевой характерны пропорциональность и

классическая уравновешенность, новизна и оригинальность мышления, чистота и

неподдельный лиризм. И, неизменно обращаясь к массовой аудитории, она

остается верной своим главным принципам – доступности, понятности.

Интересной особенностью Союза композиторов Хакасии является то, что в

Союз входят музыканты, занимающиеся не только композицией, но и проблемами

развития хакасского инструментария. В данном случае, думается, можно

сказать о следующем, четвертом способе взаимообогащения культур на основе

изучения и развития национального инструментария, а также совершенствования

игры на национальных инструментах.

Хакасы прошли в своем музыкальном развитии стадию шумовых

инструментов. Реликтом в качестве такового остался один бубен, имевший

значение чисто культового инструмента при камлании. Музыкальный историк Г.

Молер замечает: «Искусство начинается с систематического употребления

струнных инструментов»9. Основные хакасские национальные музыкальные

инструменты (чатхан, хомыс, ыых), по номенклатуре предложенной профессором

Беляевым, относятся к бронзовому и началу железного веков. Безусловно,

можно согласиться с тем, что в результате охоты на животных, а также

приручения их, человек заимел струны из конских волос или жил, стал

использовать шкуры животных на корпусе бубна и хомыса. От исходных

инструментов – тростниковой дудки и тетивы на луке, был проделан огромный

тысячелетний путь до нашей эпохи. Тростниковая дудка была прообразом

духового инструмента, а тетива – прообразом струны. Музыка все же еще долго

оставалась вокальной, тесно связанной со словом. Изобретение инструментов

означало прогресс в смысле кристаллизации музыкальных форм, лада и, вообще,

приемов музыкального изложения.

Музыка, как и народные музыкальные инструменты, носит на себе

отпечаток тех окружающих людей условий, под влиянием которых совершалось

историческое развитие народа. «У всех народов, к каким бы темным

историческим эпохам они не принадлежали, в каких бы недоступных для

цивилизации пустынях они не обитали, мы всегда можем встретить свою

национальную музыку и свои национальные музыкальные инструменты»10.

Хакасское искусство вполне самобытно, в то же время являет черты общие

всему человечеству на определенной стадии развития музыкального мышления.

Подобное описание национальных инструментов (чатхана, хомыса, ыыха), а

также история их возникновения были даны выше, на основе изучения трудов

Кенеля, внесшего неизмеримо большой вклад в изучение хакасской музыкальной

культуры.

Если хомыс и ыых фактически остались такими же, какими они могли бы

быть века до нашей эры, то чатхан, появившись позже, совершил большую

эволюцию в своем развитии в смысле улучшения своего вида и звучания. Чатхан

оказался инструментом, представляющим гораздо бльшие исполнительские

возможности, чем другие. В этом плане был необычайно интересен и сыграл

очень большую роль сказитель Прокопий Кириллович Янгулов, живший в

Саралинском районе. Он сам изготавливал чатханы и знал огромное количество

наигрышей и тахпахов. Особенно значителен его вклад был в развитие техники

игры на чатхане. Он умел часто менять лады, употреблял форшлаги,

использовал подобие глиссандо, применял даже щелканье по струнам!

Практически – это почти полная общеевропейская школа игры на струнных

инструментах. Можно предположить, что на таком мастерском владении чатханом

отразилось ознакомление жителей с игрой на русских народных инструментах,

прежде всего, игрой на балалайке. Появление такой полной школы игры на

чатхане, как у П.К. Янгулова – это пример плодотворного взаимообогащения

культур.

А.А. Кенель не только дал подробное описание устройства инструмента,

но и внес значительный вклад в организацию обучения детей игре на чатхане.

На рубеже 50-х годов он вместе с чатханистом А.В. Янгуловым в Абаканской

музыкальной школе обучали игре на чатхане воспитанников интерната областной

национальной школы. Эта работа дала свои великолепные результаты: 7 ноября

1957 года в Абакане впервые выступил оркестр национальных музыкальных

инструментов: чатханов, хомысов и ыыхов.

С 1977 года, уже в Абаканском музыкальном училище, Г.И. Челбораков

ведет класс чатхана. Игре на чатхане обучаются все учащиеся коренной

национальности, которые учатся на любом отделении музыкального училища. В

1979 году были опубликованы методические рекомендации Челборакова «Уроки

игры на чатхане». Благодаря ему дети коренной национальности обучаются игре

на чатхане у его учеников во многих уголках Хакасии.

В настоящее время в быту, в музыкальной самодеятельности и

профессиональной исполнительской практике пользуются большим

распространением следующие музыкальные инструменты: чатхан, хомыс, ыых,

темир-хомыс, пырги, самысхи.

Более 20-и лет собиранием и изучением хакасского музыкального

фольклора занимается музыкант, член Союза композиторов Хакасии, Анатолий

Константинович Стоянов. Он, болгарин по национальности, хорошо владеет

игрой на всех перечисленных инструментах, ведет большую исследовательскую

работу: занимается собиранием изучением фольклора хакасов, тафаларов,

тувинцев, алтайцев и на этой основе пишет произведения: «Хакасская поэма»

для симфонического оркестра, «Тафаларская симфония» и другие произведения

для фортепиано, баяна, хомыса, балалайки. Музыкантам и мастерам-чатханистам

хорошо известны его статьи: «Хакасский чатхан в прошлом и настоящем» в

книге «Вопросы истории Хакасии» (Абакан, 1977), «Описание хакасского

чатхана и техника игры на нем» в книге «Вопросы хакасской филологии»

(Абакан, 1977), краткая монография «О чатхане» (Абакан, 1996). Занимается

он исследованием и других музыкальных инструментов: темир-хомыса, пырги и

самысхи. Думается, что коротко можно остановиться на их характеристиках.

Темир-хомыс малоупотребим у хакасов. По форме этот инструмент

напоминает камертон с его утолщением в нижней части. В середине, между

вилкой этой основы закреплена одним концом тонкая стальная платина,

загнутая концом кверху. Вилка темир-хомыса прикладывается к краю верхних и

нижних зубов исполнителя, в то время как звуковая пластинка приводится в

вибрацию частыми ударами пальца. Полость рта при этом играет роль

резонатора, увеличивающего силу звука инструмента и изменяющего его высоту.

Звук у темир-хомыса тихий и жужжащий. Аккомпанемент на этом инструменте

невозможен. Исполнитель вставляет в произведение его звучание как

украшение, иллюстрируя пение птиц и тому подобное. Инструмент хранят в

специальном деревянном футляре.

Другие инструменты – пырги и самысхи – относятся к охотничьим манкам.

Они имеют не музыкальное, а чисто промысловое значение. Охотничьи манки

издают неопределенный фиксированный звук. Эти инструменты, по существу,

являются одним из древнейших музыкальных орудий, появившихся уже в

неолитическую эпоху. Такие манки свойственны всем народам, занимающимся

охотой и звероловством. Из алтайских и присаянских народностей охотничьи

манки имеются у тувинцев, у шорцев, в меньшей степени – у хакасов, так как

охотничий промысел не является у хакасов самым важным фактором

хозяйственной экономической жизни.

Пырги - или по-шорски – Абарга – манок для подманивания мараловых

самок. Этот инструмент имеет вид длинной дудки от 35 см до 1 метра. Пырги

делаются из лиственницы, что, по наблюдениям, гарантирует ее от высыхания.

Инструмент состоит из двух половинок, которые складываются. На них

натягивается кишка теленка или барана и все скрепляется деревянными

кольцами. Охотники выбирают места, где пробегают животные, и кричат в эту

дудку. Узкий конец дудки берут в губы и для получения звука воздух

втягивают в себя. Когда хотят издать звук, то инструмент держат широким

отверстием вниз, а во время вздоха делают сильное круговое движение широким

концом вверх. Звуки пырги трудно назвать музыкальными, они довольно громкие

и по тембру отдаленно напоминают фагот.

Один из маленьких охотничьих манков – самысха. Это манок для

подманивания самок козуль. Самысха имеет чисто промысловое значение.

Инструмент представляет собой кусок бересты, сложенный вдвое. Взяв его в

рот, охотник кричит как козленок, зовущий мать. Длина инструмента всего 3-5

см.

Из всех национальных музыкальных инструментов самым распространенным и

любимым у хакасов всегда был и остается чатхан. Многие мастера-чатханисты

стремились к его усовершенствованию. Так например, в национальном театре

был сконструирован 16-струнный чатхан, что, безусловно, обогатило его

звучание. Следуя поэтическим фольклорным сказаниям и легендам. Анатолий

Чебодаев сделал чатхан с 60-ю струнами, напоминающий арфу.

Современные технологии изготовления чатхана постоянно развиваются. Об

этом свидетельствует множество направлений творческих поисков современных

мастеров по улучшению звучания. Поиски оптимальных форм инструментов

привели к возрождению качинских и кызыльских традиций: верхнюю деку стали

делать чуть выпускной, в среднем всего на 5 мм, но это способствовало

лучшему прижиманию струною порожка и улучшило качество игры. Использование

чатхана в концертной практике привело к появлению вспомогательных

приспособлений. Даже была предпринята попытка электрифицировать инструмент

известным в Хакасии мастером по изготовлению чатханов – Алексеем

Ананьевичем Шулбаевым. Им был сконструирован первый электрочатхан.

Безусловно, все эти поиски заслуживают внимания и способствуют

популяризации инструмента.

Нам необходимо остановиться на деятельности еще одного музыканта,

члена Союза композиторов Хакасии, популяризатора чатхана – Павла

Михайловича Кима, который успешно занимается проблемой синтеза чатахана с

другими хакасскими музыкальными инструментами.

Традиционным использованием чатхана считается его сольное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17