скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой) скачать рефераты

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ

(ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

Авторы: Надежда КОНДРАТОВА

Дмитрий КРУПИН

Абакан, 2000

Работа рекомендована в качестве учебного пособия для студентов и

преподавателей среднего и высшего звена по дисциплинам общекультурного

блока, а так же в помощь лекторам-музыковедам.

Рецензенты: Бухарина Н.А., зав. каф. культурологии, доцент, к.ф.н.

Малина И.Р., зав. музыкальной и репертуарной частью ХРФ, заслуженный

работник культуры Хакасии.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ

ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ

С РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития музыкальной культуры Хакасии и ее теоретическое

осмысление в настоящее время является актуальной в связи с тем, что повсюду

очень активно проявляются этнические процессы. Это связано с утверждением

тех уникальных культур народов, которые ранее считались «отсталыми» и

«неисторическими». Рост этнического самосознания народов вызван также их

сопротивлением воздействию современных технологий и моделей образа жизни,

их стремлением сохранить свою национальную самобытность и свои культурные

традиции. Изучение процесса формирования и развития музыкальной культуры

Хакасии, ее взаимодействия и взаимообогащения с русской музыкальной

культурой будет способствовать повышению общекультурного уровня и поможет

раскрыть характерные особенности национального профессионального

музыкального искусства. На сегодняшний день исследователями музыкальной

культуры Хакасии накоплен достаточно обширный материал, но обобщающих работ

пока нет. Важной проблемой культурологии является необходимость

исследования с позицией историзма, рассмотрение прошлого и настоящего в

едином процессе культурного развития. «Самое надежное в вопросе

общественной науки – не забывать основной исторической связи, смотреть на

каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории

возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и с

точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»1.

Такой подход к исследованию национальной музыкальной культуры актуализирует

изучение генезиса и становления национальной культуры, как философско-

социального исторического явления. В последнее время наметились пути

теоретического осмысления культуры как целостной социальной системы. Эти

исследования служат базой для развития единой культурологической теории как

системы знаний, обобщающих явления культуры. Весомый вклад в разработку

проблем развития культур внесли: Л. Анжиганова, А. Арнольдов, А.

Асиновская, Э. Баграмов, Н. Бердяев, М. Борбугулов, Ю. Борев, Т.

Бурмистрова, Ж. Бычкова, В. Вербицкий, Л. Гумилев, Ч. Гусейнов, К.

Ельницкий, А. Зись, М. Каган, Л. Коган, Н. Катанов, А. Кенель, Г.

Котожеков, С. Киселев, М. Куличенко, Л. Кызласов, Н. Кюнер, Г. Ломидзе, А.

Лосев, Ю. Лукин, В. Майногашева, И. Нестьев, В. Петров, В. Полевой, Г.

Потанин, В. Радлов, Т. Роменская, П. Словцов, Ю. Суровцев, С. Тарбонакова,

М. Унгвицкая, М. Храпченко, В. Шевцов, В. Шеда, Н. Ядринцев и другие.

Данная работа является попыткой обобщения многочисленных, но

разрозненных сведений по формированию и развитию музыкальной культуры

Хакасии, осмысления закономерностей ее развития. В исследовании весь

процесс становления и развития хакасской музыкальной культуры дается

целостно, в историческом и теоретическом аспектах, рассмотренных в

совокупности. В исследовании даны краткие теоретические выводы, анализ

современного состояния музыкальной культуры Хакасии и рассмотрены

перспективы дальнейшего развития.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ХАКАССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Духовная культура представляет собой целостную систему, охватывающую

все сферы человеческой деятельности как материальную, так и духовную. Это

качественная характеристика общественной жизни, включающая

мировоззренческие, философские, социальные идеи и взгляды людей,

просвещение и образование, нравственные нормы, регулирующие отношения между

людьми, а также их отношение к природе. Это специфический способ

жизнедеятельности людей, выражающийся в результатах деятельности и

представляющий собой производство, хранение, распространение и потребление

ценностей, также включающий научно-техническое творчество.

Как специфический вид человеческой деятельности, художественная

культура является сложной системой, характеризующейся следующими

компонентами: художественно-освоенная действительность, создатель

художественных произведений, искусство как совокупность эстетических

ценностей, потребитель искусства, в котором воплощаются соответствующие

потребности общества, способность людей осваивать мир ценностей. В самом

общем виде понятие «духовная культура» можно было бы определить как

исторически обусловленную определенным способом материального производства

совокупность духовных, эстетических ценностей, идей и достижений в области

идеологии, науки, образования, искусства, а также и сам процесс, творческую

деятельность, направленную на производство, закрепление, восприятие и

потребление этих ценностей.

В настоящее время предпринимаются шаги к созданию единой

культурологической теории как системы знаний, обобщающих явления культуры.

В осмыслении ее общей природы, как целостного явления, существуют две

основные концепции, способствующие формированию основных направлений

разработки проблем теории культуры. Часть исследователей понимает культуру

как творческий процесс (А. Арнольдов, Л. Коган), как совокупность созданных

человеком в ходе истории ценностей в области искусства, науки. Другие

исследователи (В. Давидович, М. Каган) рассматривают культуру как

специфический способ человеческой деятельности, тяготеют к пониманию

культуры как совокупности отношений человека к природе, обществу, самому

себе. Они отмечают стремление человека зафиксировать его взаимодействия с

действительностью, отражение форм и способов этого взаимодействия во

внутреннем мире людей.

Мы придерживаемся той точки зрения, что духовную культуру нельзя

сводить только к совокупности каких-либо ценностей. Понятие «культура»

включает в себя и процесс, всю совокупность связей духовной культуры с

материальной, процесс духовного производства, процесс передачи духовных

эстетических ценностей и их восприятие и функционирование в обществе.

Многообразие культур означает, что каждый народ вносит свой вклад в общую

сокровищницу духовной культуры, создает духовные ценности, которые нередко

являются подлинными завоеваниями общечеловеческой культуры.

Территория Хакасии была обитаема до нашей эры. Древнее населении

Хакасии уже достигло весьма значительного культурного уровня. Об этом

свидетельствуют многочисленные курганы, наскальные рисунки, художественные

изделия из золота и бронзы, приводящие в восторг всех археологов мира.

Раскопки курганов подарили нам предметы каменного, бронзового и железного

веков. Условно отдельные этапы называются археологами Афанасьевской эпохой

(III-II тысячелетие до Н.Э., век древнекаменный и бронзы), Андроновской

(середина II тысячелетия до Н.Э.). Карасукской (XIII-VIII века до Н.Э.),

Тагарской (VII-II века до Н.Э., век железа), Таштыкской (I век до Н.Э. – V

век Н.Э.) эпохами.

«От Саянских гор, что полукругом обошли широкую степь, до темных

лесов, обнявших ее с севера, на сотни верст нескончаемой вереницей тянутся

десятки тысяч могильников. Как сторожевой пикет на степном бугре, они

заполнили степь от края до края. Высокие, в человеческий рост плоские

камни, врытые в землю и поставленные стоймя, окружают каждую могилу, словно

берегут ее. Могильные камни, заросшие травой огромные оросительные каналы,

засыпанные землей шахты и подземные ходы для добывания меди, серебра и

золота, да таинственные письмена, начертанные на высоких скалах, угрюмо

нависших над Енисеем, где летают только орлы, - вот все, что осталось от

могучего народа, когда-то наполнявшего степь и жившего огромной жизнью. Он

унес все с собой в могилу, унес свои медные стрелы, свои чудные бронзовые

ножи и странные золотые и серебренные украшения, он похоронил свое прошлое,

свою историю, свой язык, даже самое имя свое. Тиха и мертва Абаканская

степь. Степь пуста и тиха, только саянский орел медленно плавает в синей

высоте безоблачного неба, да Енисей плещет сонной волной»1...

Имен народов того человеческая память не сохранила. Впервые в

середине первого тысячелетия до нашей эры старинные китайские летописи

называют коренное население Енисейской долины динлинами, описывая их

белокурыми и голубоглазыми. «Изучение сведений о динлинах выявило, что

данные о них появились в источниках IV-III вв. до Н.Э. Наиболее ранние их

них легендарны. Это представления о живущих в северных землях вечных

всадниках, как бы сросшихся со своими корнями, о своеобразных кентаврах»2.

Древнехакасское государство сформировалось к VI веку, после того, как по

сообщению источников, «их (кыргызов) племя смешалось с динлинами»3.

Древнехакасское государство было крупной феодальной державой, в нем в эпоху

расцвета проживало разноэтническое население общей численностью около двух

миллионов человек. Это было высокоразвитое государство с большим

экономическим потенциалом, устойчивой высокоорганизованной социальной

структурой. Этим оно отличалось от огромных, но быстро распадавшихся

каганатов древних тюрок, уйгуров, тюргешей и др. Вплоть до монгольского

нашествия и своей гибели в 1293 году, оно занимало всю территорию Южной

Сибири: Горный Алтай, Туву и Хакасско-Минусинскую котловину до Ангары на

севере.

До Октябрьской революции 1917 года хакасский народ считали не имеющий

своей собственной культуры и называли «неисторическим». Лишь теперь

отмечают, что «благодаря специальному литературоведческому анализу

сохранившихся древнехакасских эпитафий, недавно было показано, что у

древних хакасов существовала самобытная поэзия и своя многолетняя

художественная литературная традиция»4. Отчасти древняя культура хакасов

была забыта, но народ в своем творчестве сохранил наследие предков и сумел

донести его до наших дней, еще раз доказав, что нет народа, у которого не

развивалась бы художественная культура.

Самобытная и богатейшая художественная культура Хакасии, как и любая

другая культура, немыслимая без фольклора, потому что именно в фольклоре

сконцентрированы представления, исторический опыт, запечатлена мораль и

воплощена эстетика народной жизни. Музыкальное прошлое сибирских народов

изучено недостаточно, так как многие путешественники описывали увиденное

подряд: уклад жизни, обряды, пищу, музыкальные инструменты, орудия труда,

нравы и верования. Вследствие этого данные о народном музыкальном

творчестве просто тонули в общем потоке информации. Весьма скудные сведения

относительно музыкального искусства народов, обитавших в Абаканской долине,

к сожалению, не принадлежат самим хакасам. Это были заметки китайских

летописей, перса Гардизи (X век), Путешественников XI-XIV веков Марко Поло,

Рубруквиса, Штильтбергера и других.

К первым образцам хакасской музыки, дошедшим до нас, относятся

образцы обрядовой музыки – шаманские заклинания. По религии древние хакасы

были шаманистами. Гардизи описывал верования хакасов следующим образом:

«Среди них есть люди, которых называют фагинунами, каждый год они приходят

в определенный день, приводят всех музыкантов и приготовляют все для

веселого пира. Когда музыканты начинают играть, фагинун лишается сознания,

после этого его спрашивают обо всем, что произойдет в этом году: о нужде и

изобилии, о дожде и засухе, о страхе и безопасности, о нашествии врагов. Он

все предсказывает, и большей частью бывает так, как он сказал»5.

Шаманизм базировался на том, что люди признавали существование и злых

духов, населяющих весь окружающий мир. Духов почитали, их умилостивляли,

принося им различные жертвы. Шаман считался посредником между людьми и

духами, только он мог понять язык духов и общаться с ними. «Слово «шаман»,

по-видимому, тунгусско-манчжурского происхождения»6. Чаще всего шамана

звали для лечения больного. Люди считали, что злые духи похитили душу

больного, а шаман может ее найти и вернуть. В зависимости от возраста

больного шаман определял размер жертвоприношения, например, чтобы вылечить

взрослого человека, кололи лошадь или корову. Считалось, что мясо животных

отдавалось духам за душу больного.

Камлания шаманов у народов Южной Сибири носили ярко выраженный

театральный характер. Это было целое драматическое представление,

рассчитанное на зрителей, и шаман был в нем главным действующим лицом. Он

должен был обладать ярким артистизмом, хорошей памятью, эмоциональной

возбудимостью и очень развитым художественным мышлением, Г.Е. Грумм-

Гржимайло отмечал, что «...искренне верящим в свое призвание шаманом может

быть только человек с сильным воображением и склонный даже к мистицизму:

одновременно обладая природной наблюдательностью и пониманием

действительного значения некоторых сил и зданий природы, он может всеми ему

доступными средствами влиять на ум и воображение окружающих его людей»7.

Хакасские шаманы приходили целую систему посвящения в шаманы, включающую

прохождение «...мимо половинчатого шалаша, означающего пасть чудовища, он

должен разделать жертвенное животное по суставам, выворачивая внутренности,

что означало переход через море по волосяному мостику через смертельную

жару и холод. Пройдя этот обряд, побывав у хозяина горы или предка,

вооружившись соответствующими духами-помощниками, он становится шаманом»8.

Безусловно, совершить этот обряд, не обладая высоко развитым воображением,

невозможно.

Для камлания шаман обязательно надевал свой ритуальный костюм. Это

была замшевая куртка с пришитыми к ней разноцветными лоскутками,

бубенчиками и колокольчиками, на плечи которой прикреплялись крылья хищной

птицы. Клюв и перья этой птицы пришивались к остроконечной замшевой шапке,

края которой также обвешивались разноцветными тесемками, закрывающими лицо

шамана. Шаманский ритуальный костюм, в целом, символизировал птицу, в

которую шаман мог превратиться в нужный для него момент. Имел шаман и свой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17