скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Финансовое состояние предприятия и пути его улучшения скачать рефераты

Основные задачи управления запасами представлены в таблице 26

Определение сроков и объемов закупок материальных ценностей - это одна из самых важных и сложных для предприятия задач анализа состояния запасов.

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Продажа в кредит, отсрочка платежей, деловая жизнь организаций при наличии постоянной дебиторской и кредиторской задолженности - обычное явление, атрибут нашего времени, следствие нормальных хозяйственных отношений в условиях рынка. В этом, в принципе, нет ничего плохого, если взаимные долги оправданы и сбалансированы, если ими разумно управляют.

Особое значение имеет управление дебиторской задолженностью, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платеж-ных средств из оборота.

Существует ряд приемов и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате. Для этого ООО «Персона» рекомендуется:

1. С целью обеспечения возврата существующих долгов и снижения потерь при их невозврате:

необходимо иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных, либо используя накопленную статистику. На сумму вероятных безнадёжных долгов необходимо сформировать резерв по сомнительным долгам;

погашать задолженность путем зачета, новации, отступного, то есть предоставления встречного однородного требования, замены первоначального обязательства другим или предоставления иного исполнения долговых обязательств;

реализовывать долги дебиторов банку, осуществляющему факторинговые операции, или другим организациям на основе договора цессии, если потери от невозвращенного долга существенно меньше, чем время и средства, которые необходимо потратить на его взыскание;

обменивать дебиторскую задолженность на акции или доли участия в уставном капитале предприятия-должника с целью усиления своего влияния в его бизнесе.

2. С целью предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности:

разработать политику оценки кредитоспособности покупателей и избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представляющих организации, отрасли или страны, испытывающие серьезные финансовые трудности;

периодически пересматривать предельную сумму услуг в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного;

регулярно проводить анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

проводить анализ задолженности по видам услуг для определения невыгодных с точки зрения инкассации видов услуг;

определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним по отрасли, с данными у конкурентов и с показателями прошлых лет;

осуществлять мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота, оборачиваемости, возраста дебиторской задолженности и т.д.) для своевременного выявления негативных тенденций и принятия соответствующих мер для их устранения;

предоставлять скидки за сокращение сроков оплаты текущей задолженности (спонтанное финансирование) и наоборот, использовать гибкое ценообразование для защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть привязаны к общему индексу инфляции, либо зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов, либо учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств. При прочих равных условиях, скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату;

одной из причин увеличения просроченной дебиторской задолженности является недостаток сведений о потенциальном дебиторе, его кредитном поведении, репутации. Для снижения риска возникновения безнадёжных долгов при заключении договоров с отсрочкой платежа с покупателями, можно сформировать так называемую «базу должников». Для этого на добровольных началах обменяться с конкурирующими фирмами, работающими в данной отрасли, списками должников, серьёзно нарушающих сроки расчётов, с тем, чтобы не отпускать этим предприятиям товары в кредит, работать с ними только на условиях стопроцентной предоплаты.

Проведенный анализ выявил довольно низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Персона». При этом отрицательным фактором в работе предприятия является высокие размеры дебиторской задолженности. Поэтому в ходе дипломной работы для повышения эффективности функционирования предприятия ООО «Персона» предложим применение современных банковских инструментов для ее реструктуризации.

Дебиторская задолженность -- один из элементов (как правило, количественно значительный) оборотных активов предприятия, кредиторская задолженность -- один из заемных источников покрытия оборотных активов (также, как правило, значительный по сумме). Исходя из этого, можно рассматривать несколько практических аспектов вопроса:

1. Чем быстрее оборачивается дебиторская задолженность, т.е. чем чаще поступают платежи от дебиторов, тем меньше балансовые остатки дебиторской задолженности на каждую дату, и наоборот.

Соответственно, точно такая же связь имеет место между скоростью оборота кредиторской задолженности и ее балансовыми остатками.

2. Из изложенного в пункте 1 следуют два вывода:

а) при быстрой оборачиваемости дебиторской задолженности и медленной оборачиваемости кредиторской задолженности последняя полностью покрывает дебиторскую задолженность и сверх того служит источником финансирования других элементов оборотных активов. С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление -- кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия.

Разумеется, здесь и далее речь может идти лишь о нормальной дебиторской и кредиторской задолженности, а не о просроченной или безнадежной, но еще не списанной; под нормальной подразумевается задолженность, образующаяся в соответствии с договорными или законодательно установленными сроками расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами;

б) одновременно быстрая оборачиваемость дебиторской и медленная - кредиторской задолженности может привести к снижению показателей платежеспособности предприятия. Поэтому даже при наличии возможностей управлять сроками платежей дебиторов и сроками расчетов с кредиторами нельзя безгранично уменьшать первые и увеличивать вторые. Границами здесь являются уровни коэффициентов платежеспособности.

3. Почему из всех элементов оборотных активов и источников их финансирования мы выбрали для сопоставления оборачиваемости лишь дебиторскую и кредиторскую задолженность? Особая важность такого сопоставления состоит в следующем: если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно и полностью расплачиваться по своим долгам с кредиторами. Известно, что дебиторская задолженность -- это главным образом долги покупателей, т.е. те долги, на базе которых формируется выручка от продаж. Кредиторская задолженность -- это в основном долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и по единому социальному налогу, т.е. те долги, на базе которых в значительной степени формируются затраты на продаваемую продукцию. Как правило, при условии рентабельности продаж нормальная дебиторская задолженность за какой-то период выше нормальной кредиторской задолженности. Но это утверждение верно только в случае, когда оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности равны.

При соблюдении всех этих условий проблемы просроченной задолженности просто не было бы. Она возникает либо из-за нарушения сроков платежей дебиторами, либо из-за невыгодного для предприятия соотношения установленных сроков платежей дебиторов и сроков расчетов с кредиторами, либо из-за убыточности продаж и т. д.

Тогда появляются просроченные долги предприятия, управлять которыми необходимо уже не финансовыми, а юридическими методами.

Таким образом, нормальное состояние оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности - это одно из условий отсутствия сбоев в деятельности предприятия и осуществления им нормальных циклов деятельности.

4. На практике описанных идеальных условий, как правило, не бывает. Предприятию приходится решать проблемы, возникающие из-за отсутствия идеальных условий расчетов с дебиторами и кредиторами. Вот некоторые из них:

а) сроки расчетов с дебиторами и кредиторами. Если дебиторы платят предприятию реже, чем предприятие должно платить кредиторам, может наступить недостаток денежных средств в обороте, могут потребоваться дополнительные источники финансирования большой дебиторской задолженности;

б) суммы платежей дебиторов и суммы, которые надо заплатить кредиторам на каждую дату, соответствующую срокам платежей. Если кредиторам по состоянию на определенную дату надо заплатить больше, чем мы имеем на эту дату от дебиторов, придется изыскивать дополнительные источники финансирования для погашения кредиторской задолженности иначе она превратится в просроченную;

в) совместное влияние на расчеты обоих обстоятельств, названных в пп. 4а и 4б.

На практике возникает необходимость регулярной (иногда повседневной) количественной оценки таких ситуаций, т.е. недостатка средств для расчетов с кредиторами, для принятия соответствующих мер, чтобы не превращать кредиторскую задолженность в просроченную. Возможна, однако, и противоположная ситуация: платежи дебиторов позволяют полностью и своевременно рассчитаться с кредиторами, и после этих расчетов остается сумма уплаченной дебиторской задолженности, которую можно направить на другие цели. Это так называемые временно свободные средства в обороте. Если они есть, надо оценить, в течение какого времени они свободны.

Анализ, проведенный во второй главе работы, показал, что предприятие ООО «Персона» имеет значительный размер дебиторской и кредиторской задолженности, увеличивающейся к 2006 году.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности представлены в таблице 27

Таблица 27 - Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Показатель

2005 год

2006 год

1

2

3

Краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.

376

655

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

1334

1249

Кредиты, тыс. руб.

0

1000

Выручка от реализации продукции

5955

9576

Длительность оборота дебиторской задолженности, дни

23

25

Таким образом, имеет место превышение кредиторской задолженности над дебиторской.

Отрицательным также является высокий размер длительности одного оборота дебиторской задолженности. Покупатели рассчитываются за приобретенную продукцию, оказанные услуги в среднем в течение 25 дней, то есть около 1 месяца.

Значительный размер дебиторской задолженности предприятия сдерживает финансовые потоки денежных средств за реализованную потребителям продукцию и оказанные услуги и тормозит дальнейший финансово-хозяйственный процесс. Следовательно, главной рекомендацией по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности для предприятия ООО «Персона» является оптимизация размера дебиторской задолженности.

Для уменьшения размеров дебиторской задолженности предлагается использование факторинга.

Слово factor в переводе с английского языка означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специального учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

1. факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) - специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;

2. поставщик - предприятия, осуществляющие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг своим контрагентам на условиях товарного кредита;

3. покупатели - предприятия, имеющие задолженность срок платежа по которой возникает в будущем или уже наступил.

Факторинг - разновидность торгово-комиссионной операции в сочетании с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур финансовому агенту - банку за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Целью факторинговых операций является создание для поставщика условий для перевода капитала из товарной формы в денежную и ускорение оборачиваемости капитала.

Предметом факторинговых операций, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, так и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем. Факторинг является альтернативной формой кредитования в рамках пополнения дефицита оборотного капитала и представляет собой более удобный способ финансирования оборота для предприятий, активно ведущих торговую деятельность. В тот момент, когда дефицит оборотных средств становится особенно острым в силу резкого увеличения числа торговых контрагентов, Вы получаете от финансового агента - банка наибольший объем (около 80% от суммы требований) денежных средств. Другими словами, факторинг - покупка банком у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. В течение 2-3 дней он оплачивает от 70 до 80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств. Преимущества применения факторинга представлены на рисунке 14

Преимущества применения факторинга

v

Осуществляется финансирование клиента сразу же, не дожидаясь срока платежа

v

Дает 100%-ную гарантию на получение всех платежей, уменьшая финансовый риск предприятия

v

Предприятие уменьшает свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, т.к. факторинговая фирма берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета

v

Повышается уровень информации о платежеспособности покупателей

Рисунок 14- Преимущества применения факторинга

Анализ эффективности предложенных мероприятий

Стоимость факторинговых услуг определяется как сумма стоимости предоставленного поставщику финансирования и факторинговой комиссии по текущим ставкам банка.

Базой для определения стоимости факторинговых услуг является процент от суммы требований и количество дней отсрочки платежа покупателем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13