скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекция: Лекции по этике СЗАГСа скачать рефераты

и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-

психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком

составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных

служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии

профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики

государственного служащего.

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего

является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой

личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип

гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению

её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и

достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального).

Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры

в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения

способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии,

законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе

начало в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на

человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому

профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя

принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с

пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить

рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить

как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и

приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм

включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего

образуют её каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных

житейских ситуациях.

13.2 Требования к государственным служащим.

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно

разделить на 4 группы:

1. Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и

распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне,

где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность,

профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

2. Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт,

что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в

профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека

с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность,

исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти

качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

3. Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре

профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь

важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится

более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои

населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем

доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как

коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать

и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение

себя подать;

4. Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение

государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание

людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба

– это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение

ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те

качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения

о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики

государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные,

которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении

на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных

полномочий:

· Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству;

государственный служащий должен ставить государственные интересы выше

индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других

общественных объединений;

· Соблюдение принципов государственной службы;

· Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных

законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой

присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по

государственной должности;

· Честная служба государству;

· Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные

способы выполнения государственных задач и функций;

· Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов

дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и

привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

· Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и

преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

· Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями

государственной службы;

· Никогда не использовать никакую информацию, полученную

конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как

средство получения личной выгоды;

· Не заниматься предпринимательской деятельностью;

· Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных

органах;

· Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и

коллегами;

· Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

· Не высказывать публично своего личного мнения о действующих

политических деятелях;

· Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной

личной заинтересованности;

· В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и

во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести

себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение,

беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в

существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение

ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и

принимаемых управленческих решений.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может

признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является

преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием

государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им

своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил

поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения

закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия;

систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном

нарушении государственным служащим данной им присяги.

Попытаемся раскрыть более подробно отдельные этические требования, возможно,

не самые основополагающие и принципиальные, но, тем не менее, играющие

немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть

моральный облик государственного служащего.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение

населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти,

является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к

человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности,

профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным

этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность

уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального

положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное

существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек –

главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности.

Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности

в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял,

видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствии нахождения государственных

служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике

духовного мира государственного служащего – постоянном преодолении желания

сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и

общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор

является показателем целостности его духовной культуры, основанной на

стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности,

чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за

последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через

отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни

служения, начиная от такого социального образования, как государство

(фактически абстрактный уровень). Абстрактно служить государству никто не

может, поскольку оно выражпет интересы своих граждан и за его политическими

партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди с их нуждами,

интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий

за всё, что он делает, ответственен перед людьми.

14. Основные тенденции изменения госслужбы и влияние этих процессов на

мораль госслужащих.

14.1 Основные тенденции изменения

госслужбы.

Традиционная структура госслужбы, с пирамидальным и линейным устройством, с

распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в

относительно неизменном виде существовала до второй половины ХХ века.

Проблемы возникли с вступлением мира в цивилизацию индустриального общества

и переходом к постиндустриальной цивилизации. Страны Западной Европы и

Америка достигли индустриальной стадии развития к 30-м годам ХХ века, но за

время второй мировой войны были отброшены в своём развитии назад. К 50-м гг.

большинство стран восстановили свой потенциал, и начался переход к

постиндустриальному обществу. Процессы, происходящие в мире, усложнились.

Преобразования не просто ускорились, а спрессовались. Существенно осложнило

положение и проявление глобальных проблем человечества (экологический кризис,

накопление запасов оружия массового поражения и т.д.). Традиционная этика

государственной службы, сформировавшаяся за предшествующую историю, во многом

перестала работать, выполнять свои функции регулятора отношений как внутри

госслужбы, так и в отношениях государственной службы с населением. Она

перестала успевать за быстро меняющейся ситуацией.

В изменении этики госслужбы оформилось несколько тенденций, которые являются

предметом осмысления, как учёными, так и практиками, занимающимися проблемами

развития морали в сфере государственного управления.

Основные направления, по которым происходили изменения в традиционной системе

государственной службы:

1. Изменения в организационной стороне госслужбы:

a) Появление штабных подразделений (в администрации президента

есть социологический центр). Появление института советников.

b) Появление вне традиционной структуры государственного

управления подразделений, организованных по матричному типу, для работы над

проектами.

c) Перераспределение функций между уровнями управления в сторону

увеличения прав и возможностей на уровне территорий (децентрализация

управления). Эта тенденция стала проявляться с 70-х гг.

2. Нарастание глобальных проблем и необходимость объединения

усилий по их решению привело к ускоренному процессу создания разнообразных

международных организаций и структур, координирующих деятельность государств

по тем или иным вопросам. Появление таких организаций заставило задуматься о

необходимости сближения как правовых норм функционирования государственных

аппаратов, а это в свою очередь привело к появлению базовых образовательных

центров, готовящих управленцев высших звеньев, так и о постепенном сближении

этических кодексов госслужб. Это было веянием времени.

3. Постепенный перевод государственной службы на рельсы

умеренной либерализации. В одних странах это произошло резко (Великобритания

– Маргарет Тэтчер), в других более плавно (страны восточной Европы). Россия

тоже провозглашает переход на умеренную либерализацию. Государства постепенно

освобождают себя от заботы о потребностях людей и от выполнения взятых ранее

на себя социальных гарантий населению. Это связано с нарастанием кризисных

явлений в мировой экономике с постоянным удорожанием всего процесса

функционирования государства.

4. Значительное и очень быстрое преобразование технической

оснащённости деятельности государственной службы (компьютеризация

деятельности, образование единых коммуникативных систем, связь), изменение

всей системы канцелярских предметов, оснащения. Такое преобразование, с одной

стороны, труд упростило, а с другой – поставило перед большими отрядами

госслужащих совершенно новые проблемы, в том числе переосмысление характера

ответственности, необходимость приобретения новых навыков в принятии решений,

в понимании своего долга и т.д.

5. Сращивание этики госслужбы и этики (морали) политики.

Основными причинами перечисленных изменений служат прежде всего

цивилизационные изменения, такие, как глобализация экономики и потеря малыми

и средними городами развитых стран налогооблагаемой базы при переводе

предприятий в страны с развивающейся экономикой и дешёвой рабочей силой;

процессы дефедерализации и децентрализации управления в системе

государственной службы и муниципального управления и формирование большей

автономности деятельности органов управления на местах; продолжающееся в

условиях перехода в постиндустриальную цивилизацию расслоение общества на всё

меньшие по численности и существенно различающиеся по интересам слои и группы

населения и т.д.

14.2 Влияние изменений в госслужбе на мораль госслужащих.

«В последнее время осознана первостепенная роль в управлении, в том числе и

государственном, культурных факторов, формирования новой культуры

государственной службы. Магистральным направлением здесь стала «этизация»

государственной службы, т.е. усиление внимания к морально – этическим аспектам

поведения государственных служащих. Считается, что без этического компонента

любые административные реформы имеют мало шансов на успех».

[5]

На этом фоне разворачиваются следующие объективные процессы, о которых уже

говорилось. В последнее время государственные служащие стали тесно

взаимодействовать с другими этическими группами, и, прежде всего, с политиками

и бизнесменами, а «исполнение индивидом многочисленных ролевых функций в

современном обществе часто приводит к наложению или скрещиванию кодексов норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11