скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекция: Лекции по этике СЗАГСа скачать рефераты

По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме

того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный

уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального

выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью

человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают

ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне

пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает

выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов

выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу

выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических

учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими

особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним

обстоятельствам.

Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется

моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так

сложились.

Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения

называется моральный волюнтаризм.

И та, и другая точка зрения выводят моральный выбор личности за пределы добра

и зла. На самом деле, в ситуации морального выбора объективные обстоятельства

и личное решение взаимообусловлены, и являются системой объективных и

субъективных сторон свободы. Требование следовать в своём решении

нравственной необходимости выражается не только в единоличном поступке;

единичный выбор обнаруживает ориентации в предшествующих выборах и во многом

определяет последующую нравственную деятельность. Поэтому часто случается

ситуация, когда выбор, обусловленный предшествующими поступками и

обстоятельствами, будет только один. Решение «Не могу иначе» – не допускает

других, формально возможных, вариантов.

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся

обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или

иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и

возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.

В ситуации морального выбора возникает проблема активности субъекта, которая

соответствовала бы определённым обстоятельствам – это задача поиска поступка,

который соответствовал бы этим обстоятельствам.

Очень часто человек обнаруживает, что осуществление поступка по законам

добра, следуя одной ценности, приводит к тому, что этот поступок противоречит

пониманию добра в другой ценности. Ситуация, при которой в результате выбора

не может быть прямого добра, а выбор осуществляется между большим и меньшим

злом, называется:

Моральный конфликт. Выбор в ситуации морального конфликта в наибольшей степени

зависит от системы моральных ценностей самого человека, который осуществляет

выбор. Иногда структура ценностей человека так жёстко закреплена, что выбор в

ситуациях морального конфликта становится однотипным, а человек –

предсказуемым. В этих случаях мы говорим о линии поведения.

История этических учений.

3. Античная этика.

3.1 Предэтика.

Под античностью в истории понимается период с VII – VI вв. до н.э. по IV – V

вв. н.э. (около 10 веков). Культура античности развивается в греции и Древнем

Риме, а также в греческих и римских колониях, в Европе, Африке, Азии.

Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя

и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего

целого. Наиболее полно представление о неразделимости «Мы» и «Я» описано в

произведениях Гомера. Первоначально этические взгляды формировались в русле

философских течений, почвой для этого служили развитая система мифологии,

господствующие религиозные взгляды на место человека в мире и взаимоотношения

с другими людьми. На этом этапе высказывание этических идей выражалось в

чувственно – образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению

сложившегося практического поведения.

Главными вехами этого этапа были:

1. Формирование «семью греческими мудрецами» первых относительно

абстрактных добродетелей.

2. Определение труда как высшей нравственной ценности. Это было сделано

Гесиодом в поэме «Труды и дни» (6 в. до н.э.). Он считал, что всё

справедливо, что нажито праведным трудом, и всё несправедливо, что является

плодом чужого труда (присвоенного).

3. Гераклит впервые формулирует основное противоречие морали. Нормы

рождаются в общественном сознании; носят предельно общий абстрактный

характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение.

«Миром правит всемирный закон – Логос, но люди поступают так, как будто его

нет, так как они опираются на личный опыт и предрассудки (религиозные в том

числе), люди тешат свою чувственность» (Гераклит).

4. Пифагор разрабатывает основные элементы и механизмы функционирования

замкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической

форме, а в реальной практике при создании школы учеников и разработке основ

функционирования этой школы.

3.2 Классический этап развития античной этики.

Классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита

(5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические

идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка

сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве

такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а

удовольствие как философский термин. Под удовольствием Демокрит понимал

спокойное состояние души после совершённого поступка. «Если за удовольствием

спустя некоторое время воспоследует неудовольствие, то, следовательно, и

первое деяние не было добром».

Нужда, по его мнению, заставляет человека трудится, преобразует его из дикого

состояния. «Труд сделал человека».

Демокрит большое внимание уделил процессу воспитания. Воспитание, по мнению

Демокрита, без принуждения невозможно. Нельзя научится письму и счёту, если

не осваивать прописи и арифметику. Принуждение может быть внешним (физическое

и моральное) или внутренним.

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель.

В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам

самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания

человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат

его индивидуальных размышлений.

Школа «Софистов» (софия – мудрость). После Демокрита они продолжили

разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных

положения.

1. Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание

через право).

2. Единство нравственного и художественного воспитания. Идея о сращивании

нравственного и художественного воспитания использовалась прежде всего в

разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении

образцов требуемого поведения и т.д.

3.3 Поздний этап развития античной этики.

Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В этот

период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм,

скептицизм, стоицизм и др.

Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции

гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности,

рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три

группы:

1. Естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);

2. Естественные но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, красиво

одеваться и т.д.);

3. Неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе,

стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.)

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения

потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного,

достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо

собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять 2

последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это

положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный

институт и др.) – холодные обливания, простая одежда и т.д.

4. Религиозная этика.

4.1 Буддизм.

Буддизм возник в Индии в 6 в. до н.э., это первая монотеистическая религия,

причём религия без Бога – творца. Это первая религия, где действует

богочеловек. Слово «Будда» означает «Просветлённый, Пробуждённый». По

историческим преданиям, Будда – реальный человек, принц Сиддхартха Гаутама из

очень богатого, но не входившего в высшую касту рода Шакьямуни. Отец создал

для своего сына идеальные условия существования, он не соприкасался с внешним

миром. Но однажды он увидел больного человека, потом встретил старика, а

потом столкнулся и со смертью. Он покинул свой дворец и отправился в

странствия по миру, желая искупить своё бездействие и найти ответ на вопрос –

как избавить людей от несчастий. Но после семи лет странствий он понял, что

ничто не способно дать ответы на его вопросы. И тут Будда понял: «Жизнь есть

страдание. Причиной страданий является сама жизнь».

Будда предлагает реальный путь избегания страдания (восьмеричный путь). На

этом пути должны быть праведные слова, поступки, мысли и т.д. Постепенно, идя

по этому пути, человек улучшает себя, он отстраняется от внешней, реальной

жизни и замыкается во внутренней сущности. Последний этап познания себя –

нирвана (состояние человека, достигаемое работой над собой и тренингом).

Человек настолько выключает себя из жизни, что не страдает и даже не отдаёт

себе отчёта в том, что он не страдает. Освобождение от страданий

осуществляется в самой жизни. Достижение состояния нирваны прерывает действие

закона «кармы» (цепь многократных перевоплощений, через которые человек

совершенствуется).

Первоначально идеология буддизма заинтересовала многих, так как она выступала

против всяческих делений людей по вере, по касте, по социальному статусу. Это

привлекало другие религии. С другой стороны, соблюдение многочисленных правил

восьмеричного пути было невозможно для многих простых людей. В своём

первоначальном варианте буддизм складывался как религия монахов, которые

отказавшись от всего земного, оставляли свои семьи и вливались в монашеский

странствующий орден спасения. Они жили подаянием, не работали, так как работа

мешала самосовершенствованию. Особенность монашеского существования в том,

что выйти из ордена можно было в любое время. Внутри раннего буддизма

возникло крайнее крыло, монахи которого чрезвычайно строго выполняли все

предписания. Например тезис – «Не причинять страдания другому» – воспринимали

совершенно буквально.

В самой Индии буддизм получил не слишком широкое распровтранение из – за

сложности требований 1-го этапа и потому, что он выступал против

традиционного образа жизни (деления на касты). Но из Индии он начал активное

шествие по планете, переместился в Индонезию, страны Юго-восточной Азии, в

Китай и в Тибет (в 9 веке).

Каждая страна, в зависимости от образа жизни, рождала свои, специфические

формы буддизма. Буддизм – это религия индивидуального спасения, здесь нет

религиозной общности. Это идеология разобщения даже с самыми близкими людьми.

Индивидуальный путь давал перспективу каждому человеку, главная идея – мне

никто не причиняет страданий, а я сам их не порождаю.

К началу новой эры в буддизме был разработан ряд новых позиций. На пути к

достижению нирваны были созданы ад и рай, то есть, промежуточные ступени,

куда любой может попасть. К 1 веку произошло обожествление религии и

появились фигуры поклонения: сам Будда и Бодисатвы (прославившиеся святые),

начали делать их фигуры, статуи, изображения, сложился развитый культ святых.

Достигнув состояния нирваны, человек остаётся в миру, и может рассказывать о

своём пути (об открывшихся ему истинах).

В ХХ веке на основании старых, но осовремененных представлений родилось

несколько новых течений буддизма. На юге Китая развился возникший в 7 веке

Дзэнбуддизм, который, став известным на Западе, положил начало идеологии Хиппи.

Буддизм сыграл роль в модернизации Японии (40% японцев – буддисты). Буддизм

оказал существенное влияние на все стороны жизни принявших его стран. К ХХ в.

буддистские общины стали принимать участие в разнообразных политических акциях.

Наиболее влиятельная буддистская организация – созданное в 1950 г. всемирное

братство буддистов.[1]

4.2 Христианство.

Христианство складывается на рубеже старой и новой эры. Истоками христианства

служат:

1. Уже развившийся к тому времени буддизм, с его идеями богочеловека и

спасения. Христианство пошло дальше в идее богочеловека, это уже простой

человек, сын плотника.

2. Иудаизм, из священной книги иудеев, Торы, взяты произведения, вошедшие

в Ветхий Завет, который состоит из множества книг, написанных в разное время

(13 – 1 вв. до н.э.).Документы Ветхого завета различаются по территории их

создания. Часть из них создана на территории Аравийского полуострова, другая

часть – скотоводческими племенами, жившими по побережью Средиземного моря.

Первоначально документы Ветхого Завета имели как минимум двух богов, а

праздники – разную окраску (земледельческие и скотоводческие). В 5 в. до н.э.

документы Ветхого завета были переписаны, из них исчезло упоминание о втором

боге. Это период перехода от политеизма к монотеизму (единобожию). В 5 в. до

н.э. территория Иудеев была завоёвана, как государство, Израиль прекратил

своё существование. В этих условиях религия и большой Иерусалимский храм

стали единственным фактором, который позволял еврейскому населению держаться

вместе. Поэтому тексты Ветхого Завета вместе с иудеями попали в колонии

других народов, жизнь евреев, которые следовали заветам, вызывала всеобщий

интерес, и в 1 в. до н.э. появляется перевод Ветхого Завета на

древнегреческий язык. Эти документы стали доступны большому количеству людей.

3. Древневосточные культы. Христианство позаимствовало идею умирающего и

возрождающегося бога, которая характерна для древнеегипетского,

зороастрийского и ряда других культов. Также в вынесенных с Востока солдатами

Римской империи отдельных культах существовал культ богини Света Митры,

который праздновался в день зимнего солнцестояния – 25 декабря. В

христианстве из этого культа родилась культовая дата – Рождество Христово. Из

восточных культов, а также из язычества Древнего Рима в христианство перешли

религиозные мистерии (красочные религиозные представления).

4. Следующий источник христианства – философия и этика стоиков.

Христианство зарождается в колониях Римской империи в период распада Рима,

когда колонии по отношению к метрополии стали беднеть, так как их обложили

высокими налогами. Первые христианские идеи возникают в группах обедневших

людей, ушедших в целях выживания от притеснений в недоступные районы. Главным

для них было – правильно распределить то малое, что у них было. На первом

этапе все они очень отрицательно относились к состоятельным людям. Если

такого человека всё же принимали в общину, он должен был отказаться от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11