скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Организация международных грузовых автомобильных перевозок скачать рефераты

При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в

сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар

перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом

транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах

сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене),

стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических

отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,

выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных

услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный

транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.

Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие

указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и

развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000

год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и

достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]

Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в

следующем:

. маневренность — возможность концентрации транспорта там, где

требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без

перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно

эта характеристика в большей степени, чем любая другая,

принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают

предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми

другими видами транспорта;

. срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов

может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для

погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие

груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка

может быть организована по системе «just in time» — точно в

срок;

. большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с

перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и

загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель,

осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность

перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших

объемах или даже не требуется поскольку, как правило,

отсутствует перевалка грузов.

Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на

внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и

специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые

связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного

обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты

работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях

самофинансирования и валютной окупаемости.

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000

субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных

автомобильных перевозок.

Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный

рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных

и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке

высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую

работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках

Западной Европы, стран Балтии и СНГ.

1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид

деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на

автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются

международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров,

внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными и

городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная

деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного

транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка

стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом

Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды

деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и

внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию

республиканского унитарного предприятия международных автомобильных

сообщений «Интеравтотранс».

В системе лицензирования к внутригородским относятся перевозки грузов

и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта

и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за

пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах

Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки,

осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным

перевозкам.

К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная

деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и

получение, а также выполнение других связанных с перевозкой операций, по

договору транспортной экспедиции.

На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна

лицензия, сроком на пять лет.

В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют

следующие серии:

. АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в

пределах Республики Беларусь);

. АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в

пределах Республики Беларусь);

. АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за

пределы Республики Беларусь);

. АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за

пределы Республики Беларусь);

. МА - транспортно-экспедиционная деятельность;

. ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.

Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на

лицензируемые виды деятельности в 1992 году.

В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию

«Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции

эти функции перешли к ней.

Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется

юридическими и физическими лицами в указанной последовательности:

1. Получение перечня документов, необходимых для оформления

лицензии.

2. Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.

3. Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для

предварительной проверки и проверка готовности предприятия,

индивидуального предпринимателя.

4. В случае если весь пакет документов соответствует предъявляемым

требованиям, юридическое или физическое лицо заполняет заявление

и подает документы. При несоответствии предъявляемым требованиям

- документы не принимаются.

5. Получение лицензии.

6. Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при

первичном обращении не требуется, за исключением документов,

связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).

7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные

документы соответствуют предъявляемым требованиям).

Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому

лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом

хозяйствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего

срока лицензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии

осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект

хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию на международные перевозки

пассажиров и грузов автомобильным транспортом, вправе осуществлять

междугородные перевозки пассажиров и грузов на основании этой лицензии.

Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех

представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности

юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой

деятельности на транспорте.

В случае изменения наименования (без реорганизации или смены

собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае

утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление

о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]

Внесение изменений в лицензию осуществляется путем оформления нового

бланка лицензии. В случае изменения других сведений, указанных в документах

при получении лицензии, субъект хозяйствования на транспорте в месячный

срок обязан письменно сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.

Необходимо иметь в виду, что согласно приказу МВД Республики Беларусь

от 19 марта 1999 года № 45 к управлению транспортными средствами, занятыми

на перевозках опасных грузов, допускаются водители не моложе 21 года,

имеющие стаж работы на транспортных средствах категорий «В», «С» не менее

трех лет, а также удостоверение о профессиональной пригодности,

подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей по перевозке таких

грузов.

К управлению грузовыми автомобилями, занятыми на перевозке грузов на

международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не

менее трех лет в качестве водителя транспортных средств категории «С».

К управлению составами транспортных средств с тягачами, участвующими в

перевозке грузов в международном сообщении, допускаются водители, имеющие

общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя категорий «С» и

«Е», в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории «Е».

При использовании подвижного состава по договору сублизинга необходимо

предоставить разрешение основного лизингодателя. Договор сублизинга должен

соответствовать требованиям «Положения о лизинге на территории Республики

Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики

Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1769.

Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении ими

лицензируемой на автомобильном транспорте деятельности осуществляет

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через

Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия

международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».

Контроль за лицензируемой деятельностью на транспорте осуществляется

непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на

транспорте, а также на линии. [8, стр. 35]

Субъект хозяйствования на транспорте обязан в указанный срок устранить

нарушения и в трехдневный срок после устранения сообщить об этом в

Транспортную инспекцию по области.

При выявлении нарушений лицензируемой деятельности на транспорте могут

применяться следующие меры воздействия:

. сообщение соответствующим территориальным органам надзора и контроля

по месту регистрации субъекта хозяйствования на транспорте;

. предписание субъекту хозяйствования на транспорте об устранении

выявленных нарушений;

. приостановление действия лицензии на определенный срок или до

устранения выявленных нарушений;

. аннулирование лицензии;

. изъятие (аннулирование) лицензионной карточки.

В случае осуществления юридическими или физическими лицами

лицензируемой деятельности на транспорте без лицензии они несут

ответственность в соответствии с действующим законодательством.

С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об

автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон определяет

правовые, экономические и организационные основы деятельности на

автомобильном транспорте в Республике Беларусь.

В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности и

качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и

коммуникаций может устанавливать дополнительные лицензионные требования и

вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды

перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время

разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования

автомобильных перевозок.

В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев

лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.

Перевозка грузов автомобильным транспортом является сложным

производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий

технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к

получателям состоит из трех основных элементов:

. погрузки груза на автомобильное средство в пунктах отправления;

. перемещение груза автомобильным средством от пунктов отправления

до пунктов назначения;

. выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.

При доставке груза возникает также необходимость выполнения различных

других работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у

грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза

во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т. д.).

Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с

момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте

назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.

В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы

могут быть комплексными и местными.

Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у

отправителя до момента сдачи его получателю.

Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в

пути следования и по месту прибытия.

Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими

грузоотправителями и грузополучателями, так и специальными организациями,

специализирующимися на транспортной логистике.

Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой предприятиями и

организациями автомобильного транспорта, — организация доставки груза от

складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев

(отправителей и получателей) от несвойственных им функций, связанных с

процессом перевозки — получение груза в пункте отправления, охрана груза в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7