Организация международных грузовых автомобильных перевозок
При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в
сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар
перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом
транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах
сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене),
стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических
отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,
выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных
услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный
транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.
Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие
указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и
развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000
год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и
достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]
Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в
следующем:
. маневренность — возможность концентрации транспорта там, где
требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без
перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно
эта характеристика в большей степени, чем любая другая,
принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают
предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми
другими видами транспорта;
. срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов
может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для
погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие
груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка
может быть организована по системе «just in time» — точно в
срок;
. большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с
перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и
загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель,
осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность
перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших
объемах или даже не требуется поскольку, как правило,
отсутствует перевалка грузов.
Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на
внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и
специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые
связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного
обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты
работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях
самофинансирования и валютной окупаемости.
В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000
субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных
автомобильных перевозок.
Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный
рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных
и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке
высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую
работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках
Западной Европы, стран Балтии и СНГ.
1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид
деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на
автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются
международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров,
внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными и
городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная
деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного
транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка
стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом
Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды
деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и
внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию
республиканского унитарного предприятия международных автомобильных
сообщений «Интеравтотранс».
В системе лицензирования к внутригородским относятся перевозки грузов
и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта
и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за
пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах
Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки,
осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным
перевозкам.
К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная
деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и
получение, а также выполнение других связанных с перевозкой операций, по
договору транспортной экспедиции.
На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна
лицензия, сроком на пять лет.
В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют
следующие серии:
. АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в
пределах Республики Беларусь);
. АВ - междугородные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (в
пределах Республики Беларусь);
. АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за
пределы Республики Беларусь);
. АК - международные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за
пределы Республики Беларусь);
. МА - транспортно-экспедиционная деятельность;
. ОА - оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта.
Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на
лицензируемые виды деятельности в 1992 году.
В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию
«Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции
эти функции перешли к ней.
Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется
юридическими и физическими лицами в указанной последовательности:
1. Получение перечня документов, необходимых для оформления
лицензии.
2. Подготовка пакета документов для получения лицензии по перечню.
3. Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для
предварительной проверки и проверка готовности предприятия,
индивидуального предпринимателя.
4. В случае если весь пакет документов соответствует предъявляемым
требованиям, юридическое или физическое лицо заполняет заявление
и подает документы. При несоответствии предъявляемым требованиям
- документы не принимаются.
5. Получение лицензии.
6. Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при
первичном обращении не требуется, за исключением документов,
связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя).
7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные
документы соответствуют предъявляемым требованиям).
Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому
лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом
хозяйствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего
срока лицензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии
осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект
хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию на международные перевозки
пассажиров и грузов автомобильным транспортом, вправе осуществлять
междугородные перевозки пассажиров и грузов на основании этой лицензии.
Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех
представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности
юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой
деятельности на транспорте.
В случае изменения наименования (без реорганизации или смены
собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае
утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление
о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]
Внесение изменений в лицензию осуществляется путем оформления нового
бланка лицензии. В случае изменения других сведений, указанных в документах
при получении лицензии, субъект хозяйствования на транспорте в месячный
срок обязан письменно сообщить об этом в Транспортную инспекцию по области.
Необходимо иметь в виду, что согласно приказу МВД Республики Беларусь
от 19 марта 1999 года № 45 к управлению транспортными средствами, занятыми
на перевозках опасных грузов, допускаются водители не моложе 21 года,
имеющие стаж работы на транспортных средствах категорий «В», «С» не менее
трех лет, а также удостоверение о профессиональной пригодности,
подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей по перевозке таких
грузов.
К управлению грузовыми автомобилями, занятыми на перевозке грузов на
международном сообщении, допускаются водители, имеющие общий стаж работы не
менее трех лет в качестве водителя транспортных средств категории «С».
К управлению составами транспортных средств с тягачами, участвующими в
перевозке грузов в международном сообщении, допускаются водители, имеющие
общий стаж работы не менее трех лет в качестве водителя категорий «С» и
«Е», в т.ч. не менее одного года в качестве водителя категории «Е».
При использовании подвижного состава по договору сублизинга необходимо
предоставить разрешение основного лизингодателя. Договор сублизинга должен
соответствовать требованиям «Положения о лизинге на территории Республики
Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 31 декабря 1997 года № 1769.
Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении ими
лицензируемой на автомобильном транспорте деятельности осуществляет
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через
Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия
международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».
Контроль за лицензируемой деятельностью на транспорте осуществляется
непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на
транспорте, а также на линии. [8, стр. 35]
Субъект хозяйствования на транспорте обязан в указанный срок устранить
нарушения и в трехдневный срок после устранения сообщить об этом в
Транспортную инспекцию по области.
При выявлении нарушений лицензируемой деятельности на транспорте могут
применяться следующие меры воздействия:
. сообщение соответствующим территориальным органам надзора и контроля
по месту регистрации субъекта хозяйствования на транспорте;
. предписание субъекту хозяйствования на транспорте об устранении
выявленных нарушений;
. приостановление действия лицензии на определенный срок или до
устранения выявленных нарушений;
. аннулирование лицензии;
. изъятие (аннулирование) лицензионной карточки.
В случае осуществления юридическими или физическими лицами
лицензируемой деятельности на транспорте без лицензии они несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об
автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Закон определяет
правовые, экономические и организационные основы деятельности на
автомобильном транспорте в Республике Беларусь.
В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности и
качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и
коммуникаций может устанавливать дополнительные лицензионные требования и
вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды
перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время
разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования
автомобильных перевозок.
В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев
лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.
Перевозка грузов автомобильным транспортом является сложным
производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий
технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к
получателям состоит из трех основных элементов:
. погрузки груза на автомобильное средство в пунктах отправления;
. перемещение груза автомобильным средством от пунктов отправления
до пунктов назначения;
. выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения.
При доставке груза возникает также необходимость выполнения различных
других работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у
грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза
во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т. д.).
Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с
момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте
назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.
В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы
могут быть комплексными и местными.
Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у
отправителя до момента сдачи его получателю.
Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в
пути следования и по месту прибытия.
Транспортно-экспедиционная работа может выполняться как самими
грузоотправителями и грузополучателями, так и специальными организациями,
специализирующимися на транспортной логистике.
Цель транспортно-экспедиционной работы, выполняемой предприятиями и
организациями автомобильного транспорта, — организация доставки груза от
складов отправителей до складов получателей с освобождением грузовладельцев
(отправителей и получателей) от несвойственных им функций, связанных с
процессом перевозки — получение груза в пункте отправления, охрана груза в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|