Организация международных грузовых автомобильных перевозок
и провозная способность транспортных средств, которые используют эти сети.
Создать и реализовать в современных условиях эффективную стратегию
управления направленным развитием отрасли без наличия достаточно глубокой
научной разработки фундаментальных проблем организации, механизмов
разрешения противоречий, рационального комплексного использования ресурсов,
практически невозможно. Это обусловлено тем, что в процессе современного
развития возникают принципиально новые проблемы, не имеющие аналогов в
прошлом, для решения которых требуется поиск новых методологических
подходов и новых средств их разрешения. Потребность в таких новых подходах
проявляется и имеет особую значимость в переходных периодах развития
социальных формаций, при переходе к новым рыночным отношениям, когда роль
государственного регулирования не только не должна снижаться, а значительно
усиливается в целях повышения уровня организации общества и государства, но
не исключает активизацию процессов самоорганизации.
2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта.
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового
автомобильного транспорта применяется система показателей, позволяющая
оценивать степень эффективности использования подвижного состава и
результаты его работы.
Объемными показателями работы автомобильного транспорта являются
выполненный объем перевозок в тоннах (т) и грузооборот в тонно-километрах
(ткм).
Показатель, характеризующий среднее расстояние перевозки 1 т груза:
[pic],
где Р – грузооборот, ткм;
Q – выполненный объем перевозок, т.
Технико-эксплуатационные показатели, характеризующие интенсивность
использования подвижного состава, можно разделить на четыре группы:
1. использование подвижного состава во времени (дни, автомобиле-дни
эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на
маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой или
остановочных пунктах и коэффициент использования рабочего времени);
2. использование скоростных свойств подвижного состава (скорости движения
— техническая и эксплуатационная);
3. использование пробега подвижного состава (коэффициенты использования
пробега за различные периоды времени работы на линии);
4. использование грузоподъемности подвижного состава (коэффициенты
использования грузоподъемности— статический и динамический).
Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта подразделяются
на:
. единичные — коэффициент использования парка, скорость движения,
коэффициент использования пробега, коэффициенты использования
вместимости подвижного состава;
. комплексные — время цикла процесса перемещения, скорость
доставки (сообщения) грузов или пассажиров, производительный
пробег и производительность за анализируемый период времени.
Коэффициент использования парка показывает долю рабочего времени парка
подвижного состава от всего календарного времени; определяется отношением
суммарного времени нахождения транспортных средств в работе к суммарному
времени нахождения их на балансе транспортного предприятия.
Скорость движения характеризуется отношением пройденного пути к
затраченному времени без учета простоев под коммерческими и техническими
операциями (техническая скорость) или с учетом этих простоев
(эксплуатационная или коммерческая скорость).
Коэффициент использования пробега определяется отношением
производительного пробега транспорта (с грузом, пассажирами) к общему
пробегу за тот же период времени.
Степень использования грузоподъемности характеризуется статическим и
динамическим коэффициентами.
Статический коэффициент использования определяется отношением
физически выполненного объема перевозок за данное число операций
транспортирования к возможному за то же число операций при полной загрузке
подвижного состава; динамический коэффициент использования — отношением
фактически выполненной транспортной работы за данный производительный
пробег к возможной за этот же пробег при полной загрузке подвижного
состава.
Время цикла процесса перемещения включает производительный пробег,
простои под коммерческими и грузовыми операциями, непроизводительный пробег
по подаче подвижного состава под очередную загрузку; определяется
расстоянием транспортирования, длиной непроизводительного пробега,
технической скоростью движения и простоями в погрузочно-разгрузочных
пунктах и в пути движения. Ускорение цикла перемещения за счет повышения
скорости транспортирования и сокращения простоев является одной из важных
задач на транспорте. [18, стр. 43]
Скорость доставки (сообщения) определяется отношением расстояния
транспортирования к затраченному на это времени, которое состоит из времени
движения и простоев в пути подвижного состава как под коммерческими,
техническими операциями, так и во время отдыха водителей.
Производительный пробег и производительность указывают на
интенсивность эксплуатации подвижного состава транспорта; определяются
пробегом (км), объемом перевозок (т) и транспортной работой (ткм),
выполненными за конкретный период рабочего или календарного времени (час,
сутки, месяц, год) парком или единицей подвижного состава.
Производительность подвижного состава может быть выражена в пересчете на 1
т грузоподъемности.
Основными технико-экономическими показателями работы транспорта
являются себестоимость перевозок и производительность труда.
Себестоимость грузовых или пассажирских перевозок определяется
величиной эксплуатационных затрат, приходящихся на единицу транспортной
продукции:
[pic],
где ЗЭ – эксплуатационные затраты;
Р – транспортная работа, ткм.
Производительность труда определяется в натуральном или денежном
выражении и представляет собой отношение выполненной транспортной продукции
(ткм или руб.) к трудовым затратам. За календарный период (например, за
год) она определяется как отношение транспортной продукции к численности
работников.
При планировании и организации перевозок основными задачами являются:
повышение технико-эксплуатационных показателей (кроме простоев) подвижного
состава; сокращение простоев под погрузкой-разгрузкой (посадкой-высадкой);
снижение себестоимости перевозок.
Своевременный анализ технико-эксплуатационных показателей позволяет
принимать меры по управлению транспортным процессом с целью повышения его
эффективности.
Рассмотрим, какие технико-экономические показатели применяются для
описания процесса перемещения грузов.
Перемещение — это совокупность операций, связанных с движением грузов
в пространстве.
В результате перемещения груз Q транспортируется на определенное
расстояние lr и при этом совершается транспортная работа Р (ткм), равная:
[pic],
Операция перемещения — часть процесса, выполняемая с помощью одного
или системы совместно действующих механизмов или вручную. Транспортирование
- операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до
места разгрузки или перегрузки.
Перемещение включает операцию транспортирования груза и начально-
конечные операции: подготовку, погрузку, разгрузку, подачу транспортных
средств, перегрузку, складирование.
Погрузка — операция перемещения груза с места постоянного хранения или
временного накопления на транспортное средство, а разгрузка — с
транспортного средства — на место постоянного хранения или временного
накопления.
Перегрузка — операция перемещения груза с одного транспортного
средства на другое или с одного места хранения на другое.
Складирование — операция размещения грузов в определенном порядке для
хранения или временного накопления.
Перемещение выполняется в соответствии с транспортно-технологической
схемой (ТТС). Это схема производственного процесса или его части, в которой
все производственные операции, в том числе перемещения, даны в
последовательности и взаимосвязи.
Циклом процесса перемещения называется законченный комплекс операций
по доставке груза с момента погрузки до следующей погрузки.
На автомобильном транспорте под циклом процесса перемещения понимается
время ездки
[pic],
где [pic] – время погрузки, ч;
[pic] - время перевозки (движение с грузом), ч;
[pic] - время разгрузки, ч;
[pic] - время подачи транспортных средств для следующей погрузки
(время на движение без груза), ч;
[pic] - время на движение за ездку, ч;
[pic] - время погрузки – разгрузки, ч.
Объем перевозок груза за оборот
[pic],
где qi – количество перевозимого груза за i-ую поездку;
m – число поездок с грузом за оборот.
Рассмотрим показатель общей грузоподъемности автомобильного парка
предприятия:
[pic],
где [pic]- общая грузоподъемность автомобильного парка предприятия;
ni – количество автомобилей с i-ой грузоподъемностью;
(qобщ)i – грузоподъемность автомобилей i-ого вида;
k – количество видов автомобилей в автомобильном парке.
Рассмотрим технико-экономические показатели, описывающие работу парка
подвижного состава.
Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства
(автомобили, тягачи, прицепы) автомобильного транспортного предприятия.
Списочный (инвентарный) парк подвижного состава — это парк, числящийся на
балансе предприятия на данный период. По своему техническому состоянию он
подразделяется на парк, готовый к эксплуатации Ат, и парк, находящийся в ТО
и ремонтах Ар:
[pic].
Часть парка Ат используется на перевозках, а другая часть находится в
простое:
[pic],
где АЭ – число автомобилей на линии;
АП – число автомобилей в простое.
Для каждой единицы парка подвижного состава число календарных дней:
[pic],
где ДЭ – дни в эксплуатации;
ДР – дни в ТО и ремонтах;
ДП – дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии.
Для определения дней эксплуатации, ремонта или простоя парка
подвижного состава пользуются показателем автомобиле-дни:
[pic],
где АД - суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в
рассматриваемом состоянии;
АДк - суммарное число автомобиле-дней k-й группы автомобилей
(например, одной грузоподъемности);
n - число групп автомобилей.
Погрузочно-разгрузочными работами называется комплекс операций,
связанных с погрузкой груза на подвижной состав в пунктах отправления и
разгрузкой в пунктах назначения.
Общее время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой за
одну ездку включает следующие элементы: ожидание погрузки-разгрузки;
маневрирование подвижного состава в пунктах погрузки-разгрузки; выполнение
непосредственно погрузочно-разгрузочных работ; оформление документов.
Время непосредственного выполнения погрузочно-разгрузочных работ
является основным элементом общего времени простоя и состоит из времени,
затрачиваемого на открытие и закрытие бортов и дверей кузова, увязку груза,
укрепление брезента, взвешивание и пересчет груза, навешивание пломбы и т.
д.
Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ зависит от способа их
выполнения, грузоподъемности и типа подвижного состава, рода груза.
Величина общего времени определяется предельными нормами простоя подвижного
состава под погрузкой-разгрузкой, которые устанавливаются тарифами на
грузовые перевозки.
Норма времени на погрузочно-разгрузочные работы делится на основную
(механизированный способ выполнения работ) и дополнительную (связана с
ручным производством работ или дополнительными операциями — взвешивание
груза, пересчет грузовых мест, производство лабораторных анализов и т. п.).
Сокращение времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями
достигается: повышением уровня механизации работ и применением
производительных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов; использованием
специализированного подвижного состава (самосвалов, самопогрузчиков);
укрупнением грузовых мест; равномерным поступлением подвижного состава на
пункты погрузки-разгрузки; организацией работы автомобилей-тягачей со
сменным (оборотным) прицепным составом; четкой организацией работ.
Производительность грузового автомобильного транспортного средства
определяется количеством выполненных тонно-километров или перевезенных тонн
груза за единицу времени. Она может быть отнесена к грузоподъемности
автомобиля. Наиболее часто при расчетах пользуются часовой и суточной
производительностью.
Поскольку за средневзвешенную ездку единицы подвижного состава
перевозится [pic]тонн груза и выполняется [pic]тонно-километров, то часовая
производительность:
[pic] или [pic],
где Qe – среднее количество перевезенного груза;
Ре – среднее количество транспортной работы;
te – среднее время одной полной ездки.
Себестоимость перевозок является обобщающим показателем работы
транспорта, представляющим собой затраты на выполнение единицы транспортной
продукции Таким образом, для определения себестоимости грузовых перевозок
необходимо затраты, связанные с осуществлением транспортной работы за
определенный период, разделить на выполненную за то же время транспортную
работу, т. е.
С = З/Р.
В полную себестоимость автомобильных перевозок грузов (транспортные
народнохозяйственные издержки) входят затраты на транспортирование,
учитываемые предприятием, на подготовку груза к перевозке, на погрузочно-
разгрузочные работы, а также дорожная составляющая. Затраты на
транспортирование можно разделить на переменные расходы, связанные с
движением подвижного состава (топливо, эксплуатационные материалы, шины, ТО
и ремонт, амортизационные отчисления на капитальный ремонт и восстановление
подвижного состава) и постоянные, практически не зависящие от пробега
автомобиля (накладные расходы и условно заработная плата водителей).
Переменные расходы устанавливают на 1 км пробега подвижного состава, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|