Организация международных грузовых автомобильных перевозок
Организация международных грузовых автомобильных перевозок
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И
ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы
Республики Беларусь…………………………………………6
2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых
перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64
ВВЕДЕНИЕ
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших
признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в
высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в
европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом
для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем
места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики
Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую
систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими
западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к
росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того,
геостратегическое расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом
для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы,
Азии и Ближнего Востока.
Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские
перевозки на территории Республики Беларусь, является транспортная система,
к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении
качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов
и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В
соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Республики Беларусь
должно отвечать требованиям европейской интеграции.
Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики
Беларусь является рациональное использование существующих транспортных
сетей, реализация преимуществ их географического расположения и
коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским
странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы
Республики Беларусь как можно быстрее преобразились в транспортные системы
мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей
транспортной отрасли.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг
является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные
условия представляется возможным с применением логистики, т. е.
управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-
математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов
транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Недостаточное развитие в Беларуси логистических прогрессивных транспортно-
технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных
расходов, следовательно, к потере рынка.
Не простая экономическая ситуация в нашей стране, требует от
работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении
вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении
этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности
планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных
транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Только на основе точных
расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем
перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного
развития автотранспортного предприятия и получения им стабильной прибыли.
Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.
Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных
перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система
грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.
В работе использованы монографии таких авторов, как Ковалев В.П. [11],
Ходош М.С [22] и ряда других авторов. При написании работы использовались
также различные справочники и периодические издания.
Данная работа исследует существующую организацию грузовых перевозок в
Республике Беларусь и предлагает пути совершенствования грузовых перевозок.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы РБ.
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию
своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только
обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с
городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью
инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и
развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние
на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных
регионов и страны в целом.
Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо
отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы
экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а
только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами,
оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю,
увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек,
которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям
промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в
лесной промышленности, где они могут достигать 50%. [3, стр. 35]
Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере
производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта
страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости
продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он
играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной
организации производительных сил.
Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических
проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой
является одним из факторов привлечения населения и производства, служит
важным преимуществом для размещения производительных сил и дает
интеграционный эффект.
Транспортный фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее
географическим положением и неравномерным размещением ресурсов, населения и
основных производственных фондов. Транспорт создает условия для
формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к
рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной
стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия,
что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой
стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без
транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому
транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является
её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три
стадии.
На первой стадии производство и транспорт находились в
непосредственном единстве, между ними нельзя было провести
разграничительную черту.
На второй стадии они сформировали самостоятельные системы,
функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт
выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся
устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация
пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы –
учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).
Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная
система Беларуси.
На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую
производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют
в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции
обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план
выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии. [7, стр. 15]
Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как
активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует
перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само
производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы
развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция
транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном
обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и
своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с
колеблющимися ритмами работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся и в
перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей
производства в транспортных услугах.
Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать
в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые»
потребности в перевозках — вот те требования, которые предъявляются
современным транспортным системам.
Перечисленные выше особенности транспортной системы страны ставят
целый ряд проблем его территориальной организации. Важную роль в их решении
призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем,
особенностей и закономерностей становления и развития территориальных
транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географичеких
отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-
экономическими системами.
Интенсивный путь расширенного производства ставит перед транспортом
ряд важных проблем, требующих неотложного решения:
. комплексное развитие транспортной системы;
. замена малопроизводительных транспортных средств более
производительными;
. создание современной техники для погрузочно-разгрузочных работ;
. совершенствование структуры автомобильного транспорта (по типу
кузова и грузоподъемности);
. подготовка и повышение квалификации работников, занятых не
только эксплуатацией новой техники, но и техническим
обслуживанием, и текущим ремонтом;
. совершенствование организации производства и труда;
. сокращение внутрисменных простоев транспортных средств, потерь
сырья и топлива, рабочего времени;
. ускорение темпов строительства дорог с твердым покрытием.
При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так
называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по
повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция
транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность,
улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.
Транспортная система представляет собой большой и сложный
народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны.
В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной
(внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Далеко не последнее место в транспортной системе принадлежит железным
дорогам. Их роль определяется высокой провозной способностью,
независимостью от климата и условий погоды. На их долю приходится более 35
% перевозок. В 2002 г. удельный вес железных дорог в грузообороте всех
видов транспорта составлял 30,6 %. [13, стр. 7]
Трубопроводами выполняется значительный объем работ по транспортировке
сырой нефти и нефтепродуктов. И это неудивительно: перекачка нефти по
трубопроводам обходится в 2—3 раза дешевле, чем перевозка ее по железной
дороге. Преимущества этого вида транспорта по сравнению с другими
заключаются также в меньшем объеме капиталовложений, более низком удельном
расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы. Кроме
того, на трубопроводном транспорте можно при относительно небольших
затратах быстрее осуществить автоматизацию производственных процессов и
добиться высокой производительности труда. Поэтому тенденция роста
удельного веса трубопроводного транспорта сохранится и на перспективу.
Однако необходимо иметь в виду, что строительство трубопроводов
экономически обосновано только при наличии мощных и устойчивых потоков
нефти или нефтепродуктов.
Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее
массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте
занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.
Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч
километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом
плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории
республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении
стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000
жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.
Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики
Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в
грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что
автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие
расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается
объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень
сохранности перевозимых грузов и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|