Организация международных грузовых автомобильных перевозок
постоянные—на 1 ч его работы.
Величина затрат на перевозки зависит от многих факторов. Главными из
них являются:
грузоподъемность автомобилей, применение автопоездов, тягачей с
полуприцепами и прицепами, конструктивные и динамические качества
транспортных средств;
условия эксплуатации, использование экономико-математических методов и
вычислительной техники при рационализации перевозок, расстояние перевозок,
структура груза, использование грузоподъемности транспортных средств;
концентрация и специализация парка автомобилей на предприятии, уровень
централизованных перевозок;
уровень агрегатно-участкового метода текущего ремонта и технического
обслуживания транспортных средств, состояние производственно-технической
базы для их ремонта и обслуживания, соблюдение амортизационных сроков
службы подвижного состава;
уровень оплаты и стимулирования труда водителей, ремонтных рабочих и
инженерно-технических работников;
уровень цен на транспортные средства, оборудование, топливо, запасные
части, тепловую и электрическую энергию, воду, использование вторичных
ресурсов;
развитие и состояние дорожной сети.
Снижение себестоимости перевозок достигается за счет уменьшения
удельных переменных Зпер и постоянных Зпост затрат, а также повышения
коэффициента использования пробега, коэффициента использования
грузоподъемности и сокращения времени простоев под погрузкой-разгрузкой.
Важным мероприятием по снижению себестоимости перевозок является
повышение коэффициента использования пробега. С помощью экономико-
математических методов и электронно-вычислительной техники осуществляется
оптимальное планирование перевозок грузов, что обеспечивает рост
коэффициента использования пробега это, в свою очередь, оказывает влияние
на снижение переменных и части постоянных расходов. Повышение коэффициента
приводит к росту производительности автомобилей без увеличения пробега, а,
следовательно, без увеличения переменных расходов. Остаются неизменными и
постоянные расходы.
Снижению себестоимости способствует повышение показателей
использования подвижного состава: коэффициента выпуска автомобилей на
линию, продолжительности их пребывания в наряде, технической скорости и
времени простоя под загрузкой и разгрузкой.
Повышение технического состояния транспортных средств оказывает
существенное влияние на снижение транспортных расходов. Оно во многом
зависит от принятой системы технического обслуживания и текущего ремонта.
[18, стр. 135]
Существенное влияние на снижение себестоимости грузовых перевозок
оказывают дорожные условия. При работе в плохих дорожных условиях
увеличивается расход топлива и смазочных материалов, износ шин, сокращается
периодичность проведения технического обслуживания подвижного состава, чаще
возникает необходимость в текущем ремонте. Себестоимость перевозок на
дорогах с усовершенствованным покрытием снижается на 12-15%.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
3.1. Совершенствование организационных структур
Особенность автомобильного транспорта (равно как и других его видов)
состоит в том, что производственный процесс в этой отрасли складывается из
работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных
средств. Производственный процесс выходит за рамки непосредственно
предприятия. Он требует более четкого взаимодействия отдельных служб и
подразделений по обеспечению перевозок грузов, хранению, техническому
обслуживанию и ремонту подвижного состава, а точнее, по эффективному
использованию подвижного состава, материальных и денежных ресурсов,
выполнению перевозок в установленные сроки и качественно.
Совершенствование управления технической службой автотранспортного
предприятия — один из факторов, позволяющих улучшить техническое состояние
транспортных средств без значительных затрат.
Повышение технической готовности во многом зависит от рациональной
организации обслуживания и ремонта подвижного состава.
Служба эксплуатации является главным структурным подразделением
автотранспортного предприятия. Основные задачи службы — организация и
осуществление перевозок грузов в установленные сроки и по номенклатуре при
минимальных расходах, рациональное и эффективное использование транспортных
средств в процессе перевозок.
В Министерстве Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь накоплен
положительный опыт по организации и управлению службой эксплуатации
автотранспортного предприятия и транспортного управления. Суть опыта
заключается в четком определении задач организации и планирования грузовых
перевозок, структуры грузовой службы. Такими задачами являются выполнение
оперативного плана в определенные сроки; высокопроизводительное
использование подвижного состава за счет сокращения порожних пробегов
автомобилей и времени простоя их под погрузочно-разгрузочными операциями.
На грузовую службу предприятий возложены следующие функции:
. заключение договоров с клиентурой на все виды перевозок и
расчеты за выполненные перевозки;
. оперативное планирование и диспетчерское руководство работой
подвижного состава предприятий на линии;
. контроль за осуществлением перевозок грузов.
Основными техническими мероприятиями повышения эффективности грузового
автомобильного транспорта являются: подготовка водителей и ремонтных
рабочих к приему новой техники; создание производственно-технической базы
для обслуживания и текущего ремонта транспортных средств; совершенствование
структуры транспортных средств.
Подготовка водительского состава. Правильная эксплуатация новых
моделей автомобилей требует от работников глубоких знаний и
производственного опыта. Приобретение навыков правильного выбора передач
позволяет создать оптимальный режим работы двигателя, повысить срок службы
трансмиссии и тормозов. [10, стр. 54]
Подготовка ремонтных рабочих. Техническое состояние транспортных
средств, их надежность в эксплуатации во многом зависят от квалификации
ремонтных рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом
подвижного состава.
Увеличение продолжительности работы подвижного состава на линии
является одним из главных технико-эксплуатационных показателей,
способствующих росту объемов перевозок.
Рациональный выбор маршрутов позволяет увеличить пробег автомобилей с
грузом.
Улучшение использования грузоподъемности автомобилей позволяет
увеличить объемы перевозок при неизменной численности водительского
состава. Снижение веса строительных конструкций, комплектующих изделий
способствует изысканию эффективных методов более полного использования
грузоподъемности автомобиля и прицепа.
Большим резервом повышения эффективности перевозок является дальнейшая
механизация погрузочно-разгрузочных работ и тарно-штучных грузов. Уровень
механизации этих работ на автомобильном транспорте составляет лишь 3 %.
Повысить его можно путем применения специализированных транспортных средств
с автономными перегрузочными устройствами: подъемными бортами, консольными
и портальными кранами. Как показывает зарубежный опыт, полуприцепы-
контейнеры грузоподъемностью от 8 до 30 т оборудуются автономными
перегрузочными устройствами.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг
является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные
условия представляется возможным с применением логистики, т. е.
управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-
математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов
транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Недостаточное развитие в Республике Беларусь логистических прогрессивных
транспортно-технологических систем перевозок приводит к увеличению
транспортных расходов, следовательно, к потере рынка.
Для большинства грузовладельцев транспорт является одной из важнейших
статей затрат в общей логистической цепочке. Действительно, на транспорт
приходится около половины всех остальных затрат, включая производство, сбыт
и пр. Производители и покупатели, поставщики и потребители обычно весьма
далеки территориально друг от друга, что вызывает необходимость построения
так называемой "цепочки поставок", системы связей между местами хранения
товаров. В этой системе транспортировка выполняет роль своеобразного моста.
Таким образом, основной задачей экспедиторских компаний,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с продажей
транспортных услуг, является обеспечение непрерывного транспортного
процесса от места погрузки до места выгрузки товара с минимальными сроками
доставки и обеспечением сохранности грузов.
В этой связи экспедиторские и операторские компании должны постоянно
искать новые пути снижения себестоимости перевозок за счет привлечения
большого объема грузопотока и более четкой координации работы всех
участников перевозки.
Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь также
предпринимает ряд мер, направленных на повышение эффективности грузопотоков
на территории Республики Беларусь. В частности, Министерством Транспорта и
Коммуникаций Республики Беларусь была разработана инвестиционная программа.
[10, стр. 55]
Главная цель Программы, рассчитанной на 2003 год, состоит в том, чтобы
обеспечить оживление производства и экономический рост организаций,
подведомственных Министерству и открытых акционерных обществ в которых
Министерство осуществляет владельческий надзор. С помощью использования
такого инструмента инвестиционной политики, как привлечение эффективных
иностранных инвестиций. Минтранс намерен создать для этого максимально
благоприятный климат.
В 2003 году основной задачей Программы является привлечение не менее 20
млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций, зарубежных
кредитных ресурсов.
Достижение этого результата возможно через осуществление
дополнительного комплекса мероприятий по созданию благоприятного
инвестиционного климата, реализацию всех установленных заданий
департаментами «Белавтодор», автомобильного и водного транспорта
министерства, подведомственными организациями Министерства и открытыми
акционерными обществами, в которых Министерство осуществляет владельческий
надзор, а также оказание соответствующей государственной поддержки по
конкретным инвестиционным проектам.
Еще одним направлением совершенствования организационной структуры
автомобильных грузоперевозок является применение логистики.
Задачи, решаемые логистической системой, и выработка по ним стратегии
можно разделить на три группы:
1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания,
прогнозом материалопотока, его обработкой в обслуживающей системе (склад
поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по
оперативному управлению и регулированию материального потока.
2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного
процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план
формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).
3. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах,
складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными
средствами, информационными системами.
Решение этих задач особенно актуально в условиях рынка.
Оптимизация и решение этих задач зависит от конкретной ситуации,
исходных данных, условий и требований к эффективной работе логистической
системы, а также проблем, связанных с обеспечением производства сырьем и
полуфабрикатами, с устранением узких мест в технологии доставки различных
видов продукции в пункты производства, складирования и сбыта. Необходимо
учитывать, что на предприятиях с конвейерной системой технологического
процесса, установленный темп производства сохраняется при условии, если на
входе сырье подается на поточную линию постоянно в нужном количестве и
отсутствуют сбои в транспортировке, которые могут быть вызваны скоплением
готовой продукции на выходе. Здесь примером могут служить заводы фирмы
TOYOTA, на которых запас комплектующих позволяет проработать 2 часа при
возможных сбоях. На предприятиях, работающих в дискретном режиме необходимо
также учитывать колебания поставок, создавая гарантийный запас для
сглаживания этих колебаний.
Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и
логистической концепции построения модели транспортного обслуживания
потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах
перевозки и составления графиков доставки продукции потребителям, т.е.
маршрутизация перевозок.
Маршрутизация перевозок — это наиболее совершенный способ организации
материалопотоков грузов с предприятий оптовой торговли, оказывающий
существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при рациональном и
эффективном его использовании.
Создание маршрутов позволит точно определить объем перевозок грузов со
снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих
эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и
разгрузкой, эффективному использования подвижного состава и высвобождению
из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с
тем маршрутизация позволяет повысить производительность автомобилей при
одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на
предприятие при том же объеме перевозок.
Если маршруты созданы, определены и соблюдаются сроки поставки, то
производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза, снижая
тем самым затраты на складирование.
Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем,
что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и
оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов
перевозок.
Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов
перевозок будут способствовать своевременному и бесперебойному выполнению
поставок продукции и эффективному взаимодействию снабсбытовых и
автотранспортных организаций.
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)
Техническое качество автомобильной дороги зависит от ее значения в
республиканском масштабе: чем больше транспортный поток на дороге, тем выше
требования к ее техническому качеству. Число автомобилей, проходящих по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|