скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Романтизм как направление в искусстве скачать рефераты

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между

героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то

плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в

романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики

выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы,

катаклизмы.

5. РОМАНТИЗМ В РОССИИ.

Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной

исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию

нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей

возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты

революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала

XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной

стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной

инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не

довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные

послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский

романтизм.

Особенности русского романтизма:

( Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология

ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха

не исчерпал себя.

( Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь

с ним.

( Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному.

В архитектуре он не читался вообще. В живописи -- иссяк к середине XIX

века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе

романтизм проявился последовательно.

Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы

выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а

жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой

особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое

веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в

русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в

явлениях совершенно оригинальных так оценивал поэт и критик Аполлон

Григорьев -- это уникальное культурное явление, и в его характеристике

показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь

вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но и

на протяжении всей своей жизни.

Аполлон Григорьев точно определил и характер воздействия

романтической школы на литературу и жизнь, и в том числе на тогдашнюю

прозу: не простое влияние или заимствование, а характерное и мощное

жизненное и литературное веяние, давшее в молодой русской литературе

явления совершенно оригинальные.

а) Литература

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный

(1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития.

Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в

глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и

Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и

сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели,

устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное

влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко

укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям.

Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны

«жалобы на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по

утраченному счастью, которое Бог знает, в чем состояло». Действительно, в

лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань

сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным

томлением, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской

критике получил название «романтизм средних веков».

Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия,

откровенная чувственность, гимн наслаждению.

Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического

гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский

находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за

ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали,

общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный

смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» высших истин, оно было

для него «священным». Для немецких романтиков характерно отождествление

поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал:

«Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно

близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к

«невыразимому» в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена

тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко

замирает на пороге «оного таинственного света». Поэт, по меткому выражению

Белинского, «любит и голубит свое страдание», однако страдание это не

уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его

внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову,

«сыну неги и веселья», он называет поэта-эпикурейца «родным по Музе», то

трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному

Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: «Отвергни

сладострастья, погибельны мечты!».

Батюшков - фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек

сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его

физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину

безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и

печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от

Жуковского - была чужда «золотая середина». Хотя его поэзии также

свойственны восхваления чистой дружбы, отрады «смиренного уголка», но его

идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной

неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен

чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость

науки:

Ужели в истинах печальных

Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

Сидящих в платьях погребальных,

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость

Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы,

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его

творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под

диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором

отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел,

В России романтизм как литературное направление сложился к двадцатым

годам девятнадцатого столетия. У его истоков стояли поэты, прозаики,

писатели, они и создавали русский романтизм, который отличался от

«западноевропейского» своим национальным, самобытным характером. Русский

романтизм развивался поэтами первой половины девятнадцатого века, и каждый

поэт вносил что-то новое. Русский романтизм получил широкое развитие,

приобрел характерные черты, стал самостоятельным направлением в литературе.

В "Руслане и Людмиле" А.С. Пушкина есть строки: "Там русский дух, там Русью

пахнет". Это же можно сказать и о русском романтизме. Герои романтических

произведений — поэтические души, стремящиеся к «высокому» и прекрасному. Но

существует враждебный мир, который не дает почувствовать свободу, который

оставляет непонятыми эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая душа

бежит в другой, где есть идеал, она стремится к «вечному». На этом

конфликте основывается романтизм. Но поэты по-разному относились к этой

ситуации. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из одного, по-разному строят

отношения своих героев и окружающего их мира, поэтому и пути к идеалу у их

героев были разные.

Действительность ужасна, груба, нахальна и эгоистична, в ней нет места

чувствам, мечтам и желаниям поэта, его героев. «Истинное» и вечное — в

потустороннем мире. Отсюда концепция двоемирия, к одному из этих миров

стремится поэт в поисках идеала.

Позиция Жуковского не была позицией человека, вступившего в борьбу с

окружающим миром, бросившего ему вызов. Это был путь через единение с

природой, путь гармонии с природой, в мире вечном и прекрасном. Свое

понимание этого процесса единения Жуковский, по мнению многих

исследователей (в том числе и Ю.В. Манна), высказывает в "Невыразимом".

Единение —это полет души. Красота, окружающая тебя, наполняет твою душу,

она в тебе, и ты в ней, душа летит, ни времени, ни пространства не

существует, а существуешь ты в природе, и в этот миг ты живешь, тебе

хочется петь об этой красоте, но нет слов, чтобы выразить твое состояние,

есть только ощущение гармонии. Тебя не тревожат окружающие тебя люди,

прозаические души, тебе открыто большее, ты свободен.

Иначе подошли к этой проблеме романтизма Пушкин и Лермонтов.

Несомненно, что влияние, оказанное Жуковским на Пушкина, не могло не

отразиться на творчестве последнего. Для раннего творчества Пушкина

характерен "гражданский" романтизм. Под влиянием "Певца во стане русских

воинов" Жуковского и произведений Грибоедова Пушкин пишет оду "Вольность",

"К Чаадаеву". В последнем он призывает:

"Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы... ". Это то же

стремление к идеалу, которое было у Жуковского, только идеал Пушкин

понимает по-своему, поэтому и путь к идеалу у поэта другой. Он не хочет и

не может стремиться к идеалу один, поэт зовет за собой. Пушкин взглянул на

действительность и идеал иначе. Нельзя назвать это бунтом, это размышление

о бунтующей стихии. Это отразилось в оде "Море". Это сила и мощь моря, море

свободно, оно достигло своего идеала. Человек тоже должен стать свободным,

свободным должен быть его дух.

Поиск идеала — главная характерная черта романтизма. Она проявилась и в

творчестве Жуковского, и у Пушкина, и у Лермонтова. Все три поэта искали

свободу, но искали по-разному, по-разному понимали ее. Жуковский искал

свободу, посланную "создателем". Обретя гармонию, человек становится

свободным. Для Пушкина была важна свобода духа, которая должна проявиться в

человеке. Для Лермонтова только бунтующий герой свободен. Бунт ради

свободы, что может быть прекраснее? Такое отношение к идеалу сохранилось и

в любовной лирике поэтов. На мой взгляд, это отношение обусловлено

временем. Хотя все они творили почти в один и тот же период, время их

творчества было разное, события развивались с необыкновенной быстротой.

Характеры поэтов тоже сильно влияли на их отношения. Спокойный Жуковский и

бунтующий Лермонтов совершенно противоположны. Но русский романтизм получил

развитие именно потому, что различны были натуры этих поэтов. Они вносили

новые понятия, новые характеры, новые идеалы, дали полное представление о

том, что такое свобода, что такое настоящая жизнь. Каждый из них

представляет свой путь к идеалу, это право выбора каждой личности.

Само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира

теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое “я” стало

трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала

рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке

романтизм был очень распространён. Но не все поэты, называвшие себя

романтиками, передавали сущность этого течения.

Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков

прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное,

наиболее обширная группа - та, которая объединяла в себе “формальных”

романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень

точно передают свои чувства. Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова

(1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались

романтической формой, считая её наиболее подходящей для достижения своей

художественной цели. Так, Д.Веневитинов пишет:

Я чувствую, во мне горит

Святое пламя вдохновенья,

Но к тёмной цели дух парит...

.....................................

Найду ли я утёс надёжный,

Где твёрдой обопрусь ногой?

Это типичное романтическое стихотворение. В нём использована

традиционная романтическая лексика - это и “пламя вдохновенья”, и “парящий

дух”. Таким образом, поэт описывает свои чувства. Но не более того. Поэт

скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Всё упрощено до каких-

то штампов.

Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были

А.С.Пушкин и М.Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму

наполняли собственным содержанием. Романтический период в жизни А.Пушкина

был коротким, поэтому романтических произведений у него немного.

«Кавказский пленник» (1820-1821) - одна из наиболее ранних романтических

поэм А.С. Пушкина. Перед нами классический вариант романтического

произведения. Автор не даёт нам портрета своего героя, мы не знаем даже его

имени. И это не удивительно - все романтические герои похожи друг на

друга. Они молоды, красивы... и несчастны. Сюжет произведения тоже

классически романтический. Русский пленник у черкесов, в него влюбляется

молодая черкешенка и помогает ему бежать. Но он безнадёжно любит другую...

Поэма заканчивается трагически - черкешенка бросается в воду и погибает, а

русский, освободившись от “физического” плена, попадает в другой, более

мучительный плен - плен души. Что мы знаем о прошлом героя?

В Россию дальний путь ведёт...

.....................................

Где обнял грозное страданье,

Где бурной жизни погубил

Надежду, радость и желанье.

Он пришёл в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10