Романтизм как направление в искусстве
самобытное национальное начало. Романтизм в России дал неожиданный взлет
тогда, когда это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два
композитора XX в., Скрябин и Рахманинов, вновь воскресили такие черты
романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики. Поэтому
XIX в. называют веком музыкальной классики.
Время (1812 год, восстание декабристов, последовавшая реакция) наложило
отпечаток на музыку. Какой бы жанр мы не взяли – романс, оперу, балет,
камерную музыку – везде русские композиторы сказали свое новое слово.
Музыка России при всей ее салонной изящности и строгой приверженности
традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-
симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и
ритмическом строе русского фольклора. Одни - широко опирается на бытовую
песню, другие - на оригинальные формы музицирования, а третьи – на
старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.
Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. До
сих пор звучит и радует слушателей скромная искренняя лирика Александра
Александровича Алябьева ( 1787-1851). Он писал романсы на стихи многих
поэтов, но бессмертными являются “Соловей“ на стихи Дельвига, “Зимняя
дорога”, “Я вас люблю” на стихи Пушкина.
Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим
спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам “Красный сарафан”,
”На заре ты меня не буди”, “Белеет парус одинокий”.
Александр Львович Гурилев (1803-1858) -- композитор, пианист, скрипач и
педагог, ему принадлежат такие романсы, как “Однозвучно звенит
колокольчик”, “На заре туманной юности” и др.
Самое видное место здесь занимают романсы Глинки. Никто другой тогда
еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина,
Жуковского.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – современник Пушкина (на 5 лет
моложе Александра Сергеевича), классик русской литературы, стал
основоположником музыкальной классики. Его творчество – одна из вершин
русской и мировой музыкальной культуры. В нем гармонично сочетаются
богатства народной музыки и высочайшие достижения композиторского
мастерства. Глубоко народное реалистическое творчество Глинки отразило
мощный расцвет русской культуры 1-й половины XIX в., связанный с
Отечественной войной 1812 и движением декабристов. Светлый,
жизнеутверждающий характер, стройность форм, красота выразительно-певучих
мелодий, разнообразие, красочность и тонкость гармоний – ценнейшие качества
музыки Глинки. В знаменитейшая опере “Иван Сусанин”(1836) получила
гениальное выражение идея народного патриотизма; моральное величие русского
народа прославляется и в сказочной опере “Руслан и Людмила“. Оркестровые
сочинения Глинки: “Вальс-фантазия”, “Ночь в Мадриде” и особенно
“Камаринская”, составляют основу русского классического симфонизма.
Замечательна по силе драматического выражения и яркости характеристик
музыка к трагедии “Князь Холмский”. Вокальная лирика Глинки (романсы ”Я
помню чудное мгновенье”, ”Сомнение”) -- непревзойденное воплощение в музыке
русской поэзии.
6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ
а) Живопись
Если родоначальницей классицизма была Франция, то “чтобы отыскать
корни… романтической школы, -- писал один из современников, -- нам следует
отправиться в Германию. Там родилась она, и там образовали свои вкусы
современные итальянские и французские романтики”.
Раздробленная Германия не знала революционного подъема. Многим из
немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они
идеализировали средневековье. Отдавались безотчетным душевным порывам,
рассуждали о брошенности человеческой жизни. Искусство многих из них было
пассивным и созерцательным. Лучшие свои произведения они создали в области
портретной и пейзажной живописи.
Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777—1810). Портреты этого
мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной
внутренней жизнью.
Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Он внимательно
разглядывает себя и видит темноволосого, темноглазого, серьезного, полного
энергии, вдумчивого, самоуглубленного и волевого молодого человека.
Художник-романтик хочет познать себя. Манера исполнения портрета быстрая и
размашистая, будто бы уже в фактуре произведения должна быть передана
духовная энергия творца; в темной красочной гамме выступают контрасты
светлого и темного. Контрастность – характерный живописный прием мастеров-
романтиков.
Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу
всегда будет пытаться художник романтического склада. И в этом отношении
благодатным материалом будут служить для него детские портреты. В портрете
детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и
непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения
особый прием, который восхищает пленэрные открытия 2-ой пол. XIX в. Фоном в
картине является пейзаж, который свидетельствует не только о
колористическом даре художника, восхищенном отношении к природе, но и о
появлении новых проблем мастерского воспроизведения пространственных
отношений, световых оттенков предметов на открытом воздухе. Мастер-
романтик, желая слить свое “я” с просторами Вселенной, стремиться
запечатлеть чувственно-осязаемый облик природы. Но этой чувственностью
изображения он предпочитает видеть символ большого мира, “идею художника”.
Рунге одним из первых художников-романтиков поставил перед собой задачу
синтеза искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Ансамблевое
звучание искусств должно было выразить единство божественных сил мира,
каждая частичка которого символизирует космос в целом. Художник
фантазирует, подкрепляя свою философскую концепцию идеями знаменитого
немецкого мыслителя 1-ой пол. XVII в. Якоба Беме. Мир – некое мистическое
целое, каждая частичка которого выражает целое. Данная идея родственна
романтикам всего европейского континента. В стихотворной форме английский
поэт и художник Уильям Блейк то же самое выразил так:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зеркале песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
Цикл Рунге, или, как он его называл, “фантастико-музыкальная поэма”
“Времена дня” – утро, полдень, ночь, -- выражение этой концепции. Он
оставил в стихах и прозе объяснение своей концептуальной модели мира.
Изображение человека, пейзаж, свет и цвет выступают символами всегда
изменчивого круговорота природной и человеческой жизни.
Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих
(1774—1840) предпочел всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении своей
семидесятилетней жизни только картины природы. Основным мотивом творчества
Фридриха является идея единства человека и природы.
“Прислушайтесь к голосу природы, который говорит внутри нас”, -- дает
наставление художник своим ученикам. Внутренний мир человека олицетворяет
бесконечность Вселенной, поэтому, услышав себя, человек в состоянии постичь
и духовные глубины мира.
Позиция вслушивания определяет основную форму “общения” человека с
природой и ее изображения. Это величие, тайна или просветленность природы и
сознательное состояние наблюдателя. Правда, очень часто в ландшафтное
пространство своих картин Фридрих не позволяет “войти” фигуре, но в тонкой
проникновенности образного строя раскинувшихся просторов ощущается
присутствие чувства, переживания человека. Субъективизм в изображении
пейзажа приходит в искусство только с творчеством романтиков, предвещая
лирическое раскрытие природы у мастеров 2-ой пол. XIX в. Исследователи
отмечают в работах Фридриха “расширение репертуара” пейзажных мотивов.
Автора интересуют море, горы, леса и разнообразные оттенки состояния
природы в различное время года и суток.
1811—1812 гг. отмечены созданием серии горных пейзажей как результата
путешествия художника в горы.”Утро в горах” живописно представляет новую
природную реальность, рождающуюся в лучах восходящего солнца. Розовато-
лиловые тона окутывают и лишают их объема и материальной тяжести. Годы
сражения с Наполеоном (1812—1813) обращают Фридриха к патриотической
тематике. Иллюстрируя, вдохновляясь драмой Клейста, он пишет “Могилу
Арминия” – пейзаж с могилами древних германских героев.
Фридрих был тонким мастером морских пейзажей: “Возрасты”, “Восход луны
над морем”,”Гибель “Надежды” во льдах”.
Последние работы художника – “Отдых на поле”, “Большое болото” и
“Воспоминание об Исполиновых горах”,”Исполиновые горы” – череда горных
кряжей и камней на переднем затемненном плане. Это, видимо, возвращение к
пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на
“вершину мира”, стремление к светлеющим непокоренным высям. Чувства
художника особым образом компонуют эти горные громады, и опять читается
движение от тьмы первых шагов к будущему свету. Горная вершина на заднем
плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Картина очень
ассоциативна, как любое творение романтиков, и предполагает различные
уровни прочтения и толкования.
Фридрих очень точен в рисунке, музыкально- гармоничен в ритмическом
построении своих картин, в которых старается говорить эмоциями цвета,
световых эффектов. “Многим дано мало, немногим многое. Каждому открывается
душа природы по-иному. Поэтому никто не смеет передавать другому свой опыт
и свои правила в качестве обязательного безоговорочного закона. Никто не
является мерилом для всех. Каждый несет в себе меру лишь для самого себя и
для более или менее родственных себе натур”, -- это размышление мастера
доказывает удивительную целостность его внутренней жизни и творчества.
Неповторимость художника ощутима лишь в свободе его творчества – на этом
стоит романтик Фридрих.
Более формальным кажется размежевание с художниками – “классиками” –
представителями классицизма другой ветви романтической живописи Германии –
назарейцев. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) “Союз
Святого Луки” объединял мастеров идеей возрождения монументального
искусства религиозной проблематики. Средневековье было излюбленным периодом
истории для романтиков. Но в своих художественных исканиях назарейцы
обратились к традициям живописи раннего Возрождения в Италии и Германии.
Овербек и Гефорр были инициаторами нового союза, к которому позднее
присоединились Корнелиус, Ю.Шнофф фон Карольсфельд, Фейт Фюрих.
Этому движению назарейцев соответствовали свои формы противостояния
академикам-классицистам во Франции, Италии, Англии. Например во Франции из
мастерской Давида выделились так называемые художники-“примитивисты”, в
Англии – прерафаэлиты. В духе романтической традиции они считали искусство
“выражением времени”, “духом народа”, но их тематические или формальные
предпочтения, сначала звучавшие как лозунг объединения, через некоторое
время превратились в такие же доктринерские принципы, как и у Академии,
отрицаемой ими.
Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Первое, что
отличало его от аналогичных движений в других странах, -- это активный
наступательный (“революционный”) характер. Поэты, писатели, музыканты,
художники отстаивали свои позиции не только созданием новых произведений,
но и участием в журнальной, газетной полемике, что исследователями
характеризуется как “романтическая битва”. В романтической полемике
”отточили свои перья” знаменитые В.Гюго, Стендаль, Жорж Санд, Берлиоз и
многие другие писатели, композиторы, журналисты Франции.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция
классицистической школе Давида, академическому искусству, именуемому
«школой» в целом. Но понимать это нужно шире: это была оппозиция
официальной идеологии эпохи реакции, протест против ее мещанской
ограниченности. Отсюда и патетический характер романтических произведений,
их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим
и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой
повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот,
мечтательность и полное отсутствие активности.
Представители «школы», академисты восставали прежде всего против языка
романтиков: их возбужденного горячего колорита, их моделировки формы, не
той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на
сильных контрастах цветовых пятен; их экспрессивного рисунка, преднамеренно
отказавшегося от точности и классицистической отточенности; их смелой,
иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого
спокойствия. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил,
что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех
художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в
том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Но это было не
простое столкновение двух ярких, абсолютно разных индивидуальностей, это
была борьба двух различных художественных мировоззрений.
Борьба эта длилась почти полстолетия, романтизм в искусстве одерживал
победы не легко и не сразу, и первым художником этого направления был
Теодор Жерико (1791—1824) — мастер героических монументальных форм, который
соединил в своем творчестве и классицистические черты, и черты самого
романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное
влияние на искусство реализма середины XIX в. Но при жизни он был оценен
лишь немногими близкими друзьями.
С именем Теодора Жарико связаны первые блестящие успехи романтизма. Уже
в ранних его картинах (портреты военных, изображения лошадей) античные
идеалы отступили перед непосредственным восприятием жизни.
В салоне в 1812 г. Жерико показывает картину “Офицер императорских
конных егерей во время атаки”. Это был год апогея славы Наполеона и
военного могущества Франции.
Композиция картины представляет всадника в необычном ракурсе
“внезапного” момента, когда конь вздыбился, а всадник, удерживая почти
вертикальное положение коня, повернулся к зрителю. Изображение такого
момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Конь
имеет одну точку опоры, он должен обрушиться на землю, ввинтиться в
схватку, которая довела его до такого состояния. Многое сошлось в этом
произведении: безусловная вера Жерико в возможность владения человеком
своими силами, страстная любовь к изображению лошадей и смелость
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|