скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Романтизм как направление в искусстве скачать рефераты

жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова

приходится бежать. Но куда? Обратно в тот мир, где он “обнял грозное

страданье”.

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далёкий полетел

С весёлым призраком свободы.

Но “призрак свободы” так и остался призраком. Он вечно будет

преследовать романтического героя. Ещё одна романтическая поэма - «Цыганы».

В ней автор снова не даёт читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя -

Алеко. Он пришёл в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную

свободу. Ради неё он бросил всё, что раньше его окружало. Стал ли он

свободен и счастлив? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему

приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не

смог признать воли в другом человеке. В этой поэме проявилась ещё одна из

чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя - эгоизм и

совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко наказан не

смертью, а страшнее - одиночеством и прением. Он был одинок в том мире,

откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова остался один.

Перед тем как написать «Кавказского пленника», Пушкин однажды сказал:

“Я не гожусь в герои романтического стихотворения”; однако в то же время, в

1820 году, Пушкин пишет своё стихотворение «Погасло дневное светило...». В

нём можно найти всю лексику, присущую романтизму. Это и “берег отдалённый”,

и “угрюмый океан”, и “волнение и тоска”, мучающие автора. Через всё

стихотворение проходит рефрен:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Он присутствует не только в описании природы, но и в описании чувств

героя.

...Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

То есть природа становится ещё одним действующим лицом, ещё одним

лирическим героем стихотворения. Позже, в 1824 году, Пушкин напишет

стихотворение «К морю». Романтическим героем в нём, как и в «Погасло

дневное светило...», снова стал сам автор. Здесь Пушкин обращается к морю

как к традиционному символу свободы. Море - это стихия, а значит - свобода

и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я...

Можно сказать, что это стихотворение завершает романтический период

жизни Пушкина. Его пишет человек, который знает, что после достижения так

называемой “физической” свободы романтический герой не становится

счастливым.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы...

В это время Пушкин приходит к выводу, что истинная свобода может

существовать только внутри человека и только она может делать его по-

настоящему счастливым.

Вариант байроновского романтизма прожил и прочувствовал в своем

творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. У Пушкина

был дар внимания к людям, и всё же самая романтическая из романтических

поэм в творчестве великого поэта и прозаика, бесспорно, является

«Бахчисарайский фонтан».

Поэма «Бахчисарайский фонтан» всё же только продолжает поиски Пушкина

в жанре романтической поэмы. И несмненно, что этому помешала смерть

великого русского писателя.

Романтическая тема в творчестве Пушкина получила два различных

варианта: есть героический романтический герой («пленник», «разбойник»,

«беглец»), отличающийся твёрдой волей, прошедший через жестокое испытание

бурными страстями, и есть страдающий герой, в котором тонкие душевные

переживания несочетаемы с жестокостью внешнего мира («изгнанник», «узник»).

Страдательное начало в романтическом характере теперь приобрело у Пушкина

женское обличье. «Бахчисарайский фонтан» разрабатывает именно этот аспект

романтического героя.

В «Кавказском пленнике» всё внимание было уделено «пленнику» и очень

мало «черкешенке», теперь наоборот — хан Гирей фигура не более чем

малодраматическая, а действительно главным героем является женщина, даже

две — Зарема и Мария. Найденное в предыдущих поэмах решение двойственности

героя (через изображение скованных братьев) Пушкин использует и здесь:

страдательное начало изображено в лице двух персонажей — ревнивой, страстно

влюблённой Заремы и печальной, утратившей надежды и любовь Марии. Обе они

являются двумя противоречивыми страстями романтического характера:

разочарование, уныние, безнадежность и одновременно душевная пылкость,

накал чувств; противоречие решается в поэме трагически — смерть Марии не

принесла счастья и Зареме, поскольку они связаны таинственными узами. Так и

в «Братьях-разбойниках» смерть одного из братьев навсегда омрачила жизнь

другого.

Однако, справедливо отметил Б.В.Томашевский, «лирическая замкнутость

поэмы определила и некоторую скудость содержания… Моральная победа над

Заремой не приводит к дальнейшим выводам и размышлениям… «Кавказский

пленник» имеет ясное продолжение в творчестве Пушкина: и Алеко, и Евгений

Онегин разрешают… вопросы, поставленные в первой южной поэме.

«Бахчисарайский фонтан» такого продолжения не имеет…»

Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции

человека: всего хочет только для себя.

Лермонтовская поэма «Мцыри» тоже не полностью отражает характерные

признаки романтизма.

В этой поэме два романтических героя, поэтому, если это и романтическая

поэма, то она очень своеобразна: во-первых, второй герой, передается

автором через эпиграф; во-вторых, автор не соединяется с Мцыри, герой

решает проблему своеволия по-своему, а Лермонтов на протяжении всей поэмы

лишь думает над решением этой проблемы. Героя своего он не судит, но и не

оправдывает, однако встает в определенную позицию - понимания. Получается,

что романтизм в русской культуре трансформируется в размышление. Получается

романтизм с точки зрения реализма.

Можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать

романтиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическим

законам - в драме ‘Маскарад’). Своими экспериментами поэты показали, что в

Англии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России - нет.

Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открыли

путь для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическое

произведение: «Борис Годунов», затем «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,

«Герой нашего времени» и многие другие.

б) Живопись

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в

живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре. Яркими

представителями романтизма в изобразительном искусстве были русские

живописцы-романтики. В своих полотнах они выразили дух свободолюбия,

активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению

гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются

бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи --

опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как

живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическая

живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической

обстановкой и традицией.

Особенности русской романтической живописи:

(Просветительская идеология ослабла но не потерпела крах, как в Европе.

Поэтому романтизм не был ярко выражен.

(Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь

с ним.

(Академическая живопись в России еще не исчерпала себя.

(Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к

академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла.

Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-

х годах (работы Феодосия Яненко "Путешественники, застигнутые бурей"

(1796), "Автопортрет в шлеме" (1792). В них очевиден прототип - Сальватор

Роза, весьма популярный на рубеже XVIII и XIX столетий. Позднее влияние

этого проторомантического художника будет заметно в творчестве

Александра Орловского. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь

его творческий путь. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к

русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и

жанровых сцен совершенно новое эмоциональное настроение.

В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В

первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной

аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов,

художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно

ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836

гг) и В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг).

Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной

характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818),

«Портрет А.С.Пушкина» (1827), «Автопортрет» (1846) поражают не

портретным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением

во внутренний мир человека.

Портрет сына -- Арсения Тропинина -- один из лучших в творчестве

мастера. Изысканная, неяркая золотистая цветовая гамма напоминает валерную

живопись XVIII в. Однако по сравнению с типичным детским портретом в

романтизме XVIII в. здесь бросается в глаза непредвзятость замысла -- этот

ребенок позирует в очень малой мере. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя,

одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут. Отсутствие

репрезентативности -- в необычайной фрагментарности композиции: голова

заполняет почти всю поверхность холста, изображение срезано по самые

ключицы, и тем самым лицо мальчика машинально придвинуто к зрителю.

Необычайно интересна история создания “Портрета Пушкина”. По

обыкновению своему, для первого знакомства с Пушкиным Тропинин пришел в дом

Соболевского на собачьей площадке, где тогда жил поэт. Художник застал его

в кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по

первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое

время он оставался вне поля зрения преследователей. Только почти через сто

лет, к 1914 году, его опубликовал П.М. Щекотов, который писал, что из всех

портретов Александра Сергеевича он “наиболее передает его черты… голубые

глаза поэта здесь наполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и

черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные

черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из

дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, -- добавляет Щекотов, --

почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и

ценителей поэта”. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в

нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных

“околичностей”. И Пушкин здесь не народный “вития” не “гений”, а прежде

всего человек. И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-

зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти

невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание.

Перебирая в памяти все прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот

этюд по силе человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина,

вылепленной советским скульптором А.Матвеевым. Но не эту задачу поставил

перед собой Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и

заказывал изобразить поэта в простом, домашнем виде.

В оценке художника Пушкин был “царь-поэт”. Но он был также народным

поэтом, он был своим и близким каждому. “Сходство портрета с подлинником

поразительное”, -- писал по окончании его Полевой, хотя и отмечал

недостаточную “быстроту взгляда“ и “живость выражения лица”, изменяющегося

и оживляющегося у Пушкина при каждом новом впечатлении.

В портрете все до мельчайшей детали продумано и выверено, и в то же

время ничего нарочистого, ничего привнесенного художником. Даже перстни,

украшающие пальцы поэта, выделены настолько, насколько придавал им значение

в жизни сам Пушкин. Среди живописных откровений Тропинина портрет Пушкина

поражает звучностью своей гаммы.

Романтизм Тропинина имеет отчетливо выраженные сентименталистические

истоки. Именно Тропинин явился основателем жанрового, несколько

идеализированного портрета человека из народа («Кружевница» (1823)). “И

знатоки и не знатоки, -- пишет Свиньин о “Кружевнце”, -- приходят в

восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты

живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение,

колорит ясный, естественный, сверх того, в сем портрете обнаруживается душа

красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то,

вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со

взором, работа прекратилась, вылетел вздох из девственной груди, прикрытой

кисейным платком, -- и все это изображено с такой правдою и простотой, что

картину сию можно принять весьма легко за самое удачное произведение

славного Греза. Побочные предметы, как-то: кружевная подушка и полотенце,

--расположены с большим искусством и отработаны с окончательностью…”

В начале XIX века значительным культурным центром России являлась

Тверь. Все выдающиеся люди Москвы бывали здесь на литературных вечерах.

Здесь же молодой Орест Кипренский встретил А.С.Пушкина, портрет которого,

написанный позднее, стал жемчужиной мирового портретного искусства, а

А.С.Пушкин посвятит ему стихи, где назовет его «любимцем моды

легкокрылой». Портрет Пушкина кисти О. Кипренского – живое олицетворение

поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных

на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и

свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это

зеркало мне льстит». В работе над портретом Пушкина в последний раз

встречаются Тропинин и Кипренский, хотя встреча эта происходит не воочию, а

спустя много лет в истории искусств, где, как правило, сопоставляются два

портрета величайшего русского поэта, созданные одновременно, но в разных

местах – один в Москве. Другой в Петербурге. Теперь это встреча равно

великих по своему значению для русского искусства мастеров. Хоть и

утверждают почитатели Кипренского, что художественные преимущества на

стороне его романтического портрета, где поэт представлен погруженным в

собственные мысли, наедине с музой, но народность и демократизм образа

безусловно на стороне “Пушкина” тропининского.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10