скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Романтизм как направление в искусстве скачать рефераты

“раздвоенность” его сознания, вечная неудовлетворенность, вызванная

стремлением к познанию мира. Гуно не смог передать всю многогранность и

сложность образа гетевского Мефистофеля, воплотившего дух воинствующего

критицизма той эпохи.

Одна из главных причин популярности “Фауста” состояла в том, что в ней

сконцентрировались лучшие и принципиально новые черты молодого жанра

лирической оперы: эмоционально непосредственная и ярко индивидуальная

передача внутреннего мира героев оперы. Глубокий философский смысл

“Фауста” Гете, стремившегося раскрыть исторические и социальные судьбы

всего человечества на примере конфликта главных героев, получил у Гуно

воплощение в виде гуманной лирической драмы Маргариты и Фауста.

“Фауста“ по праву можно считать одним из первых и лучших классических

образцов в жанре лирической оперы.

Французский композитор, дирижер, музыкальный критик Гектор Берлиоз

вошел в историю музыки как крупнейший композитор-романтик, создатель

программной симфонии, новатор в области музыкальной формы, гармонии и

особенно инструментовки,. В его творчестве нашли яркое воплощение черты

революционного пафоса и героики. Берлиоз был знаком с М.Глинкой, музыку

которого высоко ценил. Находился в дружеских отношениях с деятелями

”Могучей кучки”, восторженно принимавшими его сочинения и творческие

принципы.

Он создал 5 музыкальных сценических произведений, в том числе оперы

“Бенвенуто Чиллини”(1838), “ Троянцы”,”Беатриче и Бенедикт” (по комедии

Шекспира “Много шума из ничего”, 1862); 23 вокально-симфонических

произведений, 31 романс, хоры, его перу принадлежат книги “Большой трактат

по современной инструментовке и оркестровке”(1844), “Вечера в

оркестре”(1853), “Сквозь песни” (1862), “Музыкальные курьезы”(1859),

“Мемуары”(1870), статьи, рецензии.

Немецкий композитор, дирижер, драматург, публицист Рихард Вагнер вошел

в историю мировой музыкальной культуры как один из величайших музыкальных

творцов и крупнейших реформаторов оперного искусства. Целью его реформ было

создание монументального программного вокально-симфонического произведения

в драматической форме, призванного заменить все виды оперной и

симфонической музыки. Таким произведением явилась музыкальная драма, в

которой музыка течет непрерывным потоком, сливающим воедино все

драматургические звенья. Отказавшись от законченного пения, Вагнер заменил

их своеобразным эмоционально насыщенным речитативом. Большое место в

операх Вагнера занимают самостоятельные оркестровые эпизоды, являющиеся

ценным вкладом в мировую симфоническую музыку.

Руке Вагнера принадлежат 13 опер:“Летучий

голандец”(1843),”Тангейзер”(1845),“Тристан и Изольда”(1865), “Золото

Рейна”(1869) и др.; хоры, фортепьянные пьесы, романсы.

Еще одним выдающимся немецким композитором, дирижером, пианистом,

педагогом, музыкальным деятелем был Феликс Мендельсон–Бартольди. С 9 лет

начал выступать как пианист, в 17 лет создал один из шедевров - увертюру к

комедии “Cон в летнюю ночь” Шекспира. В 1843 г. основал в Лейпциге первую

в Германии консерваторию. В творчестве Мендельсона, ”классика среди

романтиков”, соединяются романтические черты с классическим строем

мышления. Его музыке присущи яркая мелодичность, демократизм выражения,

умеренность чувств, спокойствие мысли, преобладание светлых эмоций,

лирических настроений, не без легкого налета сентиментальности,

безупречность форм, блестящее мастерство. Р.Шуман назвал его “Моцартом Х1Х

столетия”, Г. Гейне -- “музыкальным чудом “.

Автор пейзажных романтических симфоний (“Шотландская“,

“Итальянская”), программных концертных увертюр, популярного скрипичного

концерта, циклов пьес для фортепьяно “Песня без слов”; оперы “Свадьба

Камачо”.Написал музыку к драматическому спектаклю “Антигона” (1841),

“Эдип в Колоне”(1845) Софокла, “Аталия” Расина (1845), “Сон в летнюю

ночь” Шекспира (1843) и другие; оратории “Павел”(1836), ”Илия” (1846); 2

концерта для фортепьяно и 2 для скрипки.

В итальянской музыкальной культуре особое место принадлежит Джузеппе

Верди – выдающемуся композитору, дирижеру, органисту. Основная область

творчества Верди -- опера. Выступал главным образом как выразитель героико-

патриотических чувств и национально освободительных идей итальянского

народа. В последующие годы он уделял внимание драматическим конфликтам,

порожденным социальным неравенством, насилием, угнетением, обличал в своих

операх зло. Характерные черты творчества Верди: народность музыки,

драматический темперамент, мелодическая яркость, понимание законов сцены.

Он написал 26 опер: “Набукко”, “Макбет”, “Трубадур”, “Травиата”,

“Отелло”, “Аида” и др. , 20 романсов, вокальные ансамбли .

Молодой норвежский композитор Эдвард Григ (1843-1907) стремился к

развитию национальной музыки. Это выражалось не только в его творчестве,

но и в пропаганде норвежской музыки.

В годы жизни в Копенгагене Григ написал много музыки: “Поэтические

картинки” и “ Юморески”, сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату,

песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как

композитора-норвежца. В тонких лирических “Поэтических картинках” (1863)

еще робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура часто

встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих

мелодий Грига.

Творчество Грига обширно и многогранно. Григ писал произведения самых

различных жанров. Фортепьянный концерт и Баллады, три сонаты для скрипки и

фортепиано и соната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствует о

постоянной тяге Грига к крупной форме. Вместе с тем неизменен был интерес

композитора к инструментальной миниатюре. В той же мере, как и

фортепьянная, композитора привлекала и камерная вокальная миниатюра –

романс, песня. Не будь основной у Грига, область симфонического творчества

отмечена такими шедеврами, как сюиты “ Пер Гуно”, “Из времен Хольберга”.

Один из характерных видов творчества Грига- обработки народных песен и

танцев: в виде несложных фортепьянных пьес, сюитного цикла для фортепиано в

четыре руки .

Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля

композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской

народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями,

интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и

танцевальных мелодий.

Замечательное мастерство вариационного и вариантного развития мелодии,

свойственное Григу, коренится в народных традициях многократного повтора

мелодии с изменениями ее. “Я записал народную музыку моей страны”. За этими

словами скрывается благоговейное отношение Грига к народному искусству и

признание его определяющей роли для собственного творчества.

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы:

(На возникновение романтизма повлияло три главных события: Великая

французская революция, наполеоновские войны, подъем национально-

освободительного движения в Европе.

(Романтизм как метод и направление в художественной культуре был

явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое

национальное выражение. Романтики занимали разные общественные и

политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной

революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но

при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты:

( Все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических

канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника.

( Открыли принцип историзма (просветители судили о прошлом

антиисторически для них существовало "разумное" и "неразумное"). Увидели в

прошлом человеческие характеры, сформированные своим временем. Интерес к

национальному прошлому породил массу исторических произведений.

( Интерес к сильной личности, которая противопоставляет себя всему

окружающему миру и опирается только сама на себя.

. Внимание к внутреннему миру человека.

(Романтизм получил широкое развитие как в странах Западной Европы, так

и в России. Однако романтизм в России отличался от западноевропейского в

угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Настоящей

причиной возникновения романтизма в России стала Отечественная война 1812

г., в которой проявилась вся сила народной инициативы.

Особенности русского романтизма:

( Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология

ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха

не исчерпал себя.

( Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь

с ним.

( Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному.

В архитектуре он не читался вообще. В живописи -- иссяк к середине XIX

века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе

романтизм проявился последовательно.

(В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в

живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре.

(Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого

не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира.

Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не

последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность

художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены

новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство

второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил

академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков

должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй

половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа,

захватывающего многообразие идей и окружающего мира. Романтизм в живописи

тесно связан с сентиментализмом.

(Благодаря романтизму личное субъективное видение художника принимает

форму закона. Импрессионизм до конца разрушит преграду между художником и

натурой, объявив искусство впечатлением. Романтики говорят о фантазии

художника, “голосе своих чувств”, который позволяет остановить работу

тогда, когда мастер считает это нужным, а не как требуют академические

мерки законченности.

(Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его

представителями были: в русской литературе Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов

и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж.

Констебл, У. Тернер, О. Кипренский, А.Венецианов, А.Орлорский, В.Тропинин и

др.; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф.

Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное

внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла,

мастерски раскрыли человеческие страсти и др.

(Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали

великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств

первенство отдавали музыке.

(Романтизм в России как мироощущение существовал в своей первой волне с

конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Линия романтического в русском

искусстве не прервалась на 1850-х годах. Открытая романтиками для

искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников "Голубой

розы". Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты.

Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных

стилей, направлений, творческих объединений. Романтическое мироощущение

или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных.

(Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно

молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно

живёт в мировом искусстве.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амминская А.М. Алексей Гаврилович Внецианов. -- М: Знание, 1980

2. Ацаркина Э.Н. Алексдр Осипович Орловский. -- М: Искусство, 1971.

3. Белинский В.Г. Сочинения. А.Пушкин. – М: 1976.

4. Большая советская энциклопедия (Гл.ред. Прохоров А.М.). – М:

Советская энциклопедия, 1977.

5. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. –

Л: Музыка, 1983.

6. Василий Андреевич Тропиин (под ред. М.М.Раковской). -- М:

Изобразительное искусство, 1982.

7. Воротников А.А., Горшковоз О.Д., Ёркина О.А. История искусств. – Мн:

Литратура, 1997.

8. Зименко В. Александр Осиповч Орловский. -- М: Государственное

издательство изобразительного искусства, 1951.

9. Иванов С.В. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. – М: 1989.

10. Музыкальная литература зарубежных стран (под ред. Б.Левика).— М:

Музыка, 1984.

11. Некрасова Е.А. Тернер. -- М: Изобразитнельное искусство, 1976.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Государственное

издательство иностранных и русских словарей, 1953.

13. Орлова М. Дж. Констебль. -- М: Искусство, 1946.

14. Русские художники. А.Г.Венецианов. – М: Государственное

издательство изобразительного искусства, 1963.

15. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1 половина). – М:

Высшая школа,1976.

16. Турчин В.С. Орест Кипренский. -- М: Знание, 1982.

17. Турчин В.С. Теодор Жерико. -- М: Изобразительное искусство, 1982.

18. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры.-- Мозырь:

Белый ветер, 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10