скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекции по курсу Культурология скачать рефераты

Простолюдин в Китае не раз становился даже императором, тем более он мог

стать даосом, буддийским монахом, а позже мусульманином или христианином.

Но в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он

вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем

незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.

Как известно, основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению

идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон

которого сам мудрец видел в правлении легендарных мудрецов древности — тех

самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко

ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают

идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством

долга. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека явилось одной

из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее

мощным бюрократическим аппаратом.

Экзистенциальная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма

(философия Лао-Цзы, старшего современника Конфуция) — учения, ставившего

своей целью раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы

жизни и смерти. В центре даосизма — учение о великом Дао, всеобщем Законе и

Абсолюте, господствующем везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто

не создал, но все происходит от него; невидимое и неслышимое, недоступное

органам чувств, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму

всему на свете; даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему,

слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил

популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди

долголетия и бессмертия. Исходя из идеи о том, что тело человека

представляет собой микрокосм, подобный макрокосму (Вселенной) даосизм

предложил ряд рецептов достижения бессмертия:

1) ограничение до минимума в еде (путь, изученный в совершенстве индийскими

аскетами — отшельниками); 2) физические и дыхательные упражнения, начиная

от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами (здесь

видно влияние индийской йоги); 3) совершение свыше тысячи добродетельных

поступков; 4) принятие пилюль и эликсира бессмертия; не случайно увлечение

волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное

развитие алхимии.

Древняя Япония. Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских

культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых,

необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась

в значительной степени под влиянием буддизма, к тому же она впитала в себя

достижения великих культур Азии.

Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет

сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры.

Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены

гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом

торгашеских европейцев, считает японский ученый Какузо Ока кура. По его

мнению, “Япония — музей азиатских культур, и даже больше, чем музей”. Во-

вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна

исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что

нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями

основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут

играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо

Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни:

“Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме

аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в

наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были

продуктом просвещения Сун”. Это значит, что Япония сохраняет истинно

азиатскую душу, хотя она и “вплетает” ее в современные силы.

Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она

насыщена контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная

вежливость, гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с

другой стороны — острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к

самопожертвованию, которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом

воинов ислама. Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и

глубокой преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы;

необычное даже для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором

сочетаются скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды,

убранства, интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти

душевный покой в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре

крохотным двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать

и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое,

национальное, своеобразное, японское. Достаточно указать на дзэн-буддизм

как чисто японское явление в отличие от китайского дзань-буддизма.

Синто — путь богов. Это древняя японская религия, и хотя ее истоки до сих

пор не установлены, все исследователи единодушны в том, что она возникла и

развивалась в Японии независимо от китайского влияния. Синто представляет

собой род древней мифологии, ибо в раннем, буддийском синтоизме речь идет о

сверхъестественном мире — мире богов и духов (коми), которые издревле

почитались японцами. Известно, что истоки синтоизма восходят к глубокой

древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы

верований и культов — тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей

и т.д. Подобно другим народам, древние японцы одухотворили все окружающие

их явления природы и с благоговением относились к посредникам с миром духов

и богов — к магам, колдунам и шаманам. Только позже под влиянием буддизма

первобытные синтоистские шаманы стали жрецами, которые совершали ритуалы в

честь различных богов и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

Буддизм, как известно, проник в Японию еще до нашей эры, однако решительное

влияние на психологию японцев она стала оказывать только в V—VI вв., когда,

в Японию стали прибывать буддийские монаху, а вместе с ними и священные

буддийские книги, написанные на китайском языке. И хотя среди историков нет

до сих пор единогласия в объяснении причин успешного проникновения буддизма

в японское общество, тем не менее, почти полуторатысячелетняя история его в

Японии — своеобразный ренессанс после второй мировой войны (в виде так

называемых “новых религий”) свидетельствует о том, что буддизм нашел в этой

стране благодатную почву. Достаточно отметить, что буддизм явился

теоретической основой управления государством и именно в Японии в полной

мере воплотился принцип сэйкё-итти — единства политики и религии.

Древняя Греция. Веками классическая культура Древней Греции занимала

воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей

древневосточных культур, только приобрела новые черты и стала колыбелью

европейской культуры. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры

является ее интерактивный (от слова интеракция — взаимодействие) характер.

Действительно, в Грецию ахейцы прибыли в XXI в. до н.э. с севера и северо-

запада и создали в Афинах, Микенах, Тиринфе, Пилосе и Фивах свои царства; а

около XVI в. до н.э. завоевали Крит. Именно на Крите, в Пилосе, обнаружено

и расшифровано линейное письмо, которое является уже греческим. Однако

культура ахейцев все еще слишком была зависима от критской культуры. В

результате взаимопроникновения возникла культура, представлявшая собой

своеобразную мешанину критской и архейской культур, остатки которой еще

можно увидеть в раскопанных археологами руинах дворцов в Нилосе, Микенах и

Тиринфе. Завоеватели принесли с собой прагреческий (индоевропейский) язык.

Интересно, что по времени это вторжение совпадает с появлением хеттов,

также пришедших с севера, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Иными словами,

это был единый процесс расселения ариев с их прародины — Дона и Северного

Причерноморья. Именно из сокровищницы архейской культуры с ее развитой

мифологией черпали сюжеты Гомер и древнегреческие трагики, создавая

прекрасные произведения европейской литературы.

Интерактивная культура греков породила интерактивную технику, первым

выражением которой стало военное искусство и применяемая в нем тактика.

Благодаря чему греки одерживали победы в битвах и победоносно завершили

персидские войны; первым применил эту технику афинянин Мильтидат под

Марафоном, затем спартанец Леонид под Фермопилами. Если в войнах Гомера

главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то

греческая фаланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного

воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным

выражением интерактивной культуры греческих городов-государств (полисов). В

этих полисах не было ни монархов, ни жреческих каст, а осуществлялась

античная рабовладельческая демократия.

Демократия — другая черта классической древнегреческой культуры.

Государство не существовало “вне” и “над” гражданами, они сами в своей

живой совокупности и были государством со всеми его культовыми,

гражданскими и эстетическими установлениями. Отсюда в значительной мере

свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека.

Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и

эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального,

которое достигает своего кульминационного выражения именно в классической

культуре. Конечно, существование такого рода культуры было возможно лишь в

сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело

уже с иной культурой.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является

пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание,

восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор — агон двух

полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их

шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата,

разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках

трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между

тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое

значение спор — агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою

классическую форму в Олимпийских играх.

И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой

культуры, как энтропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдер

провозглашает знаменитое изречение “человек есть мера всех вещей”, а в

софокловской “Антигоне” лучше всего выражено удивление свершениями

человека. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом

всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный

к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной

темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками.

Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Антропоцентризм

характерен и для других сфер классической греческой культуры.

Древний Рим. До сих пор широко распространено представление о том, что

древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались

подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все

перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие

исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь

она представляет собой определенное единство, возникшее в результате

сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не

следует забывать того существенного момента, что древнеримская и

древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной

гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей,

которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким

ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской

общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея

верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и

героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в

Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии,

науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет

значение и отсутствие жреческой касты.

Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для

взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры

на римскую. Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом

отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого

начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями,

что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и

историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в

центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те,

кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь

помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к

римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских

добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности,

гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но

и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои

особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное

значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их

противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны

использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к

праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной

стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала

ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания

их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в

религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества.

Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой

культуры.

Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом — если

греческое искусство и литература благополучно были “пересажены” на римскую

почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика

перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как

бы “засыхали” в силу интеллектуального уровня “потребителей” римской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13