Лекции по курсу Культурология
педагогика в самом широком смысле этого слова.
Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен
“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи,
музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной
неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного”
вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в
структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных
миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура
представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов,
которые требуется синтезировать в единое целое.
В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что она
отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных
разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями
традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе
с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре
широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко
эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя
это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два
века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура
рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература
получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой
толкучего рынка”.
16. Революция театра в 20 веке и искусства рожденного техникой. Кино.
Театр –его истоки в глубокой древности, в обрядовой практике.
Греческий театр возник из обрядов посвященных богу Дионису, праздновавшихся
с 24 марта, в течение 10 дней (свита бога - сатиры). Люди одевались в
костюмы, готовили сценарии, тексты. Затем стали создаваться театральные
постановки – комедии и трагедии. Они шли в следующем порядке: 3 трагедии
(«козлиная песня»), затем 1 комедия.
В России возникновение театра также связано с обрядовой практикой (в
Заонежье до начала 20 в. сохранились пародийные свадьбы, «розыгрыши»). 1805
г. в Карелии появился первый любительский театр.
Екатерина Великая – «народ, который поет и пляшет, не мыслит худого». При
ней активно развивались театрализованные маскарады, праздничные гуляния,
театры создавались в крупных поместьях.
20 век – профессиональный театр в Петрозаводске. 16 актеров из Питера и
несколько местных жителей из любительских театров. Делали по 3 премьеры в
месяц.
Революция театра в России:
А) Станиславский и Немирович-Данченко – правдо- и жизнеподобие.
Б) Брехт, Маяковский, Мейерхольд – отстранение, гротеск, буффонада.
Петрозаводск – 1918 –профессиональный театр, революционные идеи; 1930 –
национальный финский театр.
17. Телевидение – от средства доставки информации к искусству.
Как всякое массовое искусство несет 3 функции: развлечение, отдых,
мифологическая (обнадеживающая).
Минусы телевидения: «жвачка для ума», «ящик для дураков», отсутствие живого
звука, сопричастности, сопереживания, которые присутствуют в кино и
концертном зале, а также в театре.
Плюсы телевидения: иллюзия непосредственного участия, доверительного
контакта (не ты идешь к кому-то, а кто-то пришел к тебе).
Телевидение дает поверхностную, оглушающую информацию, крайне редко можно
увидеть серьезные вещи (как правило, это классика кино и театра, отдельные
публицистические и литературные программы).
18. Понятие контркультуры.
Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен
появился раньше.
Массовая культура Элитарная культура
(упрощенная) (усложненная)
Контркультура
2 группы художников:
а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество –
заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad
marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством
не дает им возможности заработать на жизнь.
б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не
дают им это сделать.
|Культура |Контркультура |
|Признается государственная|Отрицание всех старых |
|система, правовые |структур власти, |
|учреждения, экономическая |судопроизводства, |
|система |экономики. Анархизм. |
|Политические и |Отказ от политики и |
|идеологические доктрины |идеологии. Деполитизация и|
| |деидеологизация общества. |
|Система образования и |Отказ от старой системы |
|воспитания |образования; отрицание |
| |всякой системы в |
| |воспитании и образовании |
|Искусство |Нетрадиционное искусство: |
| |поп-рок, панк-искусство |
|Религия |Нетрадиционные формы |
| |религии: мистика, |
| |восточные культы |
19. Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры.
Вспомним песню В. Высоцкого «Охота на волков», люди которые не вписываются
в окружающую действительность – отстреливаются, не имеют права на
существование. Но если преодолеть страх перед красным флажком, есть шанс
выбраться из этого круга.
Разрешение вопроса – «как вырваться из круга?» – задача, которую решает
антитоталитарное искусство.
Еще современники Маркса критиковали его за то, что в основу общественного
богатства он положил – капитал, труд, природные ресурсы. А где интеллект,
мысль, талант, гений?
Накопление творческого потенциала человека стало цениться выше, таланты и
гении поощряются, награждаются, вызывают гордость и желание добиться того
же.
20. Массовая и элитарная культура. Культура и массовые коммуникации.
Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое
явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не
культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”. Здесь нет места
искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении
посредством искусства, ни о собственно художественном наслаждении. Нет
смысла рассуждать о “художественном качестве”, “эстетической ценности” и
тому подобном. Все эти слова — из словаря высокой культуры. Но именно
высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в
европейском художественном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась
в их тени.
Сегодня кое-кто желает считать масскульт “фольклором промышленной эпохи”.
Но фольклор, народное искусство, потому и зовется “народным”, что всегда
зарождается в низах общества, в народных глубинах. Напротив, масскульт
создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами
(эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры, и
сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное
художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру,
паразитирует на ней. Достаточно вспомнить многочисленные оперетты и
мюзиклы, использующие классические сюжеты и тексты, экранизации и
инсценировки классики, поражающие безвкусицей.
В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы
олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна
из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры,
слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного
искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям
Индостана. Двести лет — срок слишком малый для зарождения и развития
общенационального фольклора, тем более в столь разноязыком и разнородном
обществе, которое образовалось в американских промышленных городах
вследствие обильной иммиграции со всего света.
Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои
эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих
поколений, культурное сознание. Зарождались эти сказания у оседлых народов
среди крестьян, живших миром, общиной, являвшейся некой культурной и
экономической общностью.
Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы
быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой
национальной традиции.
Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации
европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие
европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и
телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.
Главную роль здесь, безусловно, играют достижения в области электронных
средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения и передачи
информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску, кабельному
телевидению и пр. Печатные материалы в виде книг, журналов и газет
экономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи
последних известий и развлекательных программ по радио и телевидению.
Компьютеры и высокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно
стирают различие между печатной и визуальной информацией. Информационное
сообщение все чаще поступает от записывающей аппаратуры репортера
непосредственно на воспринимающий аппарат редактора, а оттуда на экран
домашнего телевизора, и при этом оно ни разу не фиксируется на бумаге.
Развитие электронных средств связи — основная историческая тенденция,
имеющая непосредственное отношение к проблеме культурного многообразия.
Некоторые скептически настроенные культурологи склонны считать, что новая
техника телекоммуникаций несет с собой еще большее засилье американской
“поп-культуры” с той лишь разницей, что воспроизводить ее будет японская
электроника. Другие указывают на то, что у технических усовершенствований
имеется одна особенность, которая может расширить культурные связи. Речь
идет о так называемой теории последствий развития средств коммуникации.
Все это может привести к изменению традиционной тенденции, при которой с
появлением телевидения и других средств массовой информации в развивающихся
странах увеличивался спрос на американские и европейские программы.
21. Основные направления современной молодежной культуры.
22. Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной
культуры.
Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково
в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная
культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю
и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми
вытекающими отсюда особенностями.
Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,
которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.
Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека
добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь
собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,
регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.
Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование
их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с
помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое
поведение.
Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,
которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта
этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,
с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта
неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда
преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они
старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо
наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве
магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм
представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в
себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию
изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его
превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и
специализированной культуры.
Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет
собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с
тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма
контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу
регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер
пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу
был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и
обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том
числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи
(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,
что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из
новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине
дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему
сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в
мучительных страданиях.
К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу
помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.
Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт
самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-
экономической сфере.
Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о
важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном
творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции
древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно
представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,
тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры
или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем
мифологическом сознании осваивал пространство и время.
23. Культура Древнего мира:
Древний Египет. Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом
древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное
бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в
области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в
ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|