скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекции по курсу Культурология скачать рефераты

педагогика в самом широком смысле этого слова.

Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен

“конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи,

музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной

неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного”

вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в

структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных

миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура

представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов,

которые требуется синтезировать в единое целое.

В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что она

отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных

разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями

традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе

с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре

широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко

эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя

это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два

века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура

рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература

получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой

толкучего рынка”.

16. Революция театра в 20 веке и искусства рожденного техникой. Кино.

Театр –его истоки в глубокой древности, в обрядовой практике.

Греческий театр возник из обрядов посвященных богу Дионису, праздновавшихся

с 24 марта, в течение 10 дней (свита бога - сатиры). Люди одевались в

костюмы, готовили сценарии, тексты. Затем стали создаваться театральные

постановки – комедии и трагедии. Они шли в следующем порядке: 3 трагедии

(«козлиная песня»), затем 1 комедия.

В России возникновение театра также связано с обрядовой практикой (в

Заонежье до начала 20 в. сохранились пародийные свадьбы, «розыгрыши»). 1805

г. в Карелии появился первый любительский театр.

Екатерина Великая – «народ, который поет и пляшет, не мыслит худого». При

ней активно развивались театрализованные маскарады, праздничные гуляния,

театры создавались в крупных поместьях.

20 век – профессиональный театр в Петрозаводске. 16 актеров из Питера и

несколько местных жителей из любительских театров. Делали по 3 премьеры в

месяц.

Революция театра в России:

А) Станиславский и Немирович-Данченко – правдо- и жизнеподобие.

Б) Брехт, Маяковский, Мейерхольд – отстранение, гротеск, буффонада.

Петрозаводск – 1918 –профессиональный театр, революционные идеи; 1930 –

национальный финский театр.

17. Телевидение – от средства доставки информации к искусству.

Как всякое массовое искусство несет 3 функции: развлечение, отдых,

мифологическая (обнадеживающая).

Минусы телевидения: «жвачка для ума», «ящик для дураков», отсутствие живого

звука, сопричастности, сопереживания, которые присутствуют в кино и

концертном зале, а также в театре.

Плюсы телевидения: иллюзия непосредственного участия, доверительного

контакта (не ты идешь к кому-то, а кто-то пришел к тебе).

Телевидение дает поверхностную, оглушающую информацию, крайне редко можно

увидеть серьезные вещи (как правило, это классика кино и театра, отдельные

публицистические и литературные программы).

18. Понятие контркультуры.

Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен

появился раньше.

Массовая культура Элитарная культура

(упрощенная) (усложненная)

Контркультура

2 группы художников:

а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество –

заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad

marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством

не дает им возможности заработать на жизнь.

б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не

дают им это сделать.

|Культура |Контркультура |

|Признается государственная|Отрицание всех старых |

|система, правовые |структур власти, |

|учреждения, экономическая |судопроизводства, |

|система |экономики. Анархизм. |

|Политические и |Отказ от политики и |

|идеологические доктрины |идеологии. Деполитизация и|

| |деидеологизация общества. |

|Система образования и |Отказ от старой системы |

|воспитания |образования; отрицание |

| |всякой системы в |

| |воспитании и образовании |

|Искусство |Нетрадиционное искусство: |

| |поп-рок, панк-искусство |

|Религия |Нетрадиционные формы |

| |религии: мистика, |

| |восточные культы |

19. Антитоталитаризм как главное содержание контркультуры.

Вспомним песню В. Высоцкого «Охота на волков», люди которые не вписываются

в окружающую действительность – отстреливаются, не имеют права на

существование. Но если преодолеть страх перед красным флажком, есть шанс

выбраться из этого круга.

Разрешение вопроса – «как вырваться из круга?» – задача, которую решает

антитоталитарное искусство.

Еще современники Маркса критиковали его за то, что в основу общественного

богатства он положил – капитал, труд, природные ресурсы. А где интеллект,

мысль, талант, гений?

Накопление творческого потенциала человека стало цениться выше, таланты и

гении поощряются, награждаются, вызывают гордость и желание добиться того

же.

20. Массовая и элитарная культура. Культура и массовые коммуникации.

Известный американский ученый Д. Макдональд предложил рассматриваемое

явление именовать “масскультом”, так как “в действительности это вовсе не

культура. Масскульт — это пародия на высокую культуру”. Здесь нет места

искусству, а потому не стоит говорить ни о нравственном очищении

посредством искусства, ни о собственно художественном наслаждении. Нет

смысла рассуждать о “художественном качестве”, “эстетической ценности” и

тому подобном. Все эти слова — из словаря высокой культуры. Но именно

высокая, истинная культура наряду с фольклором всегда главенствовала в

европейском художественном сознании. Пошлость массовой культуры скрывалась

в их тени.

Сегодня кое-кто желает считать масскульт “фольклором промышленной эпохи”.

Но фольклор, народное искусство, потому и зовется “народным”, что всегда

зарождается в низах общества, в народных глубинах. Напротив, масскульт

создается и навязывается сверху специалистами-мастерами, профессионалами

(эстрадные композиторы, текстовики, певцы, теле- и кинорежиссеры, и

сценаристы, менеджеры и т.д.). И если народное искусство имеет собственное

художественное достоинство, то масскульт лишь пародирует высокую культуру,

паразитирует на ней. Достаточно вспомнить многочисленные оперетты и

мюзиклы, использующие классические сюжеты и тексты, экранизации и

инсценировки классики, поражающие безвкусицей.

В сознании многих европейцев североамериканский масскульт стал как бы

олицетворением всей американской культуры, американского образа жизни. Одна

из причин этого — относительная слабость американской высокой культуры,

слишком юной пока, и отсутствие разветвленного, богатого народного

искусства, о котором можно говорить в применении к европейцам или жителям

Индостана. Двести лет — срок слишком малый для зарождения и развития

общенационального фольклора, тем более в столь разноязыком и разнородном

обществе, которое образовалось в американских промышленных городах

вследствие обильной иммиграции со всего света.

Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои

эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих

поколений, культурное сознание. Зарождались эти сказания у оседлых народов

среди крестьян, живших миром, общиной, являвшейся некой культурной и

экономической общностью.

Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы

быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой

национальной традиции.

Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации

европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие

европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и

телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.

Главную роль здесь, безусловно, играют достижения в области электронных

средств связи. Бумага и фотопленка как средство хранения и передачи

информации уступают место магнитофонной ленте и лазерному диску, кабельному

телевидению и пр. Печатные материалы в виде книг, журналов и газет

экономически еще оправдывают себя, но их значение снижают передачи

последних известий и развлекательных программ по радио и телевидению.

Компьютеры и высокоскоростная аппаратура передачи информации постепенно

стирают различие между печатной и визуальной информацией. Информационное

сообщение все чаще поступает от записывающей аппаратуры репортера

непосредственно на воспринимающий аппарат редактора, а оттуда на экран

домашнего телевизора, и при этом оно ни разу не фиксируется на бумаге.

Развитие электронных средств связи — основная историческая тенденция,

имеющая непосредственное отношение к проблеме культурного многообразия.

Некоторые скептически настроенные культурологи склонны считать, что новая

техника телекоммуникаций несет с собой еще большее засилье американской

“поп-культуры” с той лишь разницей, что воспроизводить ее будет японская

электроника. Другие указывают на то, что у технических усовершенствований

имеется одна особенность, которая может расширить культурные связи. Речь

идет о так называемой теории последствий развития средств коммуникации.

Все это может привести к изменению традиционной тенденции, при которой с

появлением телевидения и других средств массовой информации в развивающихся

странах увеличивался спрос на американские и европейские программы.

21. Основные направления современной молодежной культуры.

22. Начало человеческой культуры: первобытное общество. Зарождение духовной

культуры.

Можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково

в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная

культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю

и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми

вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,

которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека

добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь

собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,

регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование

их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с

помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое

поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,

которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта

этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,

с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта

неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда

преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они

старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо

наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве

магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм

представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в

себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию

изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его

превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и

специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет

собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с

тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма

контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу

регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер

пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу

был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и

обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том

числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи

(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,

что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из

новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине

дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему

сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в

мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу

помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.

Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт

самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-

экономической сфере.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о

важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном

творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции

древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно

представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,

тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры

или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем

мифологическом сознании осваивал пространство и время.

23. Культура Древнего мира:

Древний Египет. Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом

древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное

бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в

области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в

ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13