скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекции по курсу Культурология скачать рефераты

в зримых явлениях красоты — достаточно строгой, твердой и незамутненной,

чтобы пропускать чистый свет духовного смысла, — приходится искать

центральные идеи древнерусской культуры. Творчество красоты приняло на себя

дополнительные функции, которые в других культурах принимало на себя

абстрактное мышление. Другая черта древнерусской культуры и в Киевской

Руси, и в Московской Руси — это религиозность, т.е. можно говорить о том,

что древнерусская культура — это религиозная культура. В то время, когда в

Западной Европе происходил кризис Реформации, сферы бытия русского человека

были пронизаны православным религиозным воздействием и во многом

определялись им. На Руси возникают целые города — памятники православного

искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-

заповедниках: Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др.

Наши храмы монументальные и веселые, украшенные. Если хотите, тут даже

какой-то элемент Востока или, точнее, элемент веселой красоты: православное

христианство — самое веселое христианство. Русский храм благодаря светлому,

яркому, сияющему иконостасу, благодаря очеловеченному устройству

пространства, его космизму и золоту огня, просто красив и светел.

И, наконец, характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие —

сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев. Действительно, так

как язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно

мирным путем. Столкнули в воду языческих идолов, простоявших в Киеве

несколько лет, поплакали и забыли о них. И заметьте — не порубили, не

сожгли, а проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду,

доверяя ее реке. И все — древние боги ушли, а вот язычество в своих

земледельческих и бытовых нравственных формах живо до сих пор.

Необходимо помнить, что древнерусская культура, главным очагом которой

являлся Киев, по своему происхождению и характеру была европейской

культурой, но она впитала также значительные воздействия культур Востока.

Древняя Русь в X—XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими

европейскими и восточными народами и странами, и этим тоже объясняется

стремительный взлет древнерусской культуры. Несомненно, наиболее важными и

плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время

являлась мировым культурным центром и общим источником культурных явлений.

Как полагают современные ученые, византийское культурное влияние со

временем поднялось на Руси до довольно высокого уровня общения развитых

культур. За сравнительно короткое время киевскими книжниками были освоены

громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно

происходило усвоение образцов византийского искусства, прежде всего

архитектуры и живописи.

Определенное своеобразие имеет и русская литература, возникшая еще в Х в.

Официальное принятие христианства древнерусским государством потребовало не

только множества переводных богослужебных и просветительских книг, но и

составления, собственных, русских сочинений. Из памятников гражданской

литературы до нас дошло так называемое “Поучение Владимира Мономаха”,

обращенное к детям князя. Литературный прием обращения отца к детям был

широко распространен в средневековой литературе, нет ни одной страны на

Западе и на Востоке, где бы не было такого рода произведения. Но “Поучение”

Владимира Мономаха выделяется среди них своей целенаправленностью и высокой

художественностью. Исходя из собственного опыта, Мономах четко формулирует

основные жизненные принципы. Он не ограничивается простым призывом сыновей

к единству и прекращению усобиц, а обращает внимание и на образ самого

князя, который в его представлении должен быть мужественным и смелым,

деятельным и неутомимым правителем Русской земли. Князь должен проявлять

заботу о смерде, челяди, “вдовицах”, не давать сильным погубить человека.

Дав крестное целование, нужно блюсти его, чтобы “не погубить души своей”.

Нужно заботиться о хозяйстве, рано вставать, поздно ложиться, не лениться,

быть всегда готовым к походу. Князь должен думать о распространении славы

Русской земли, чтить “гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли,

или знатный, или посол... ибо они по пути прославят... по всем землям...”

Известны также сочинения церковного характера: жития русских святых Бориса

и Глеба, Ольги, Владимира и др., поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты

и, наконец, “Слово о законе и благодати” первого русского митрополита

Иллариона. Тема “Слова” — тема равноправности народов, резко противостоящая

средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория

вселенской империи, или вселенской церкви. Илларион указывает, что

Евангелием и крещением бог “все народы спас”, прославляет русский народ

среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном

праве на “богоизбранничество” только одного народа.

Фундаментальная идея о необходимости прекращения своевольства и усобиц, о

единении князей для защиты Русской земли пронизывает изумительный памятник

древнерусской литературы — “Слово о полку Игореве”.

Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит

летописи. Русское летописание возникает в XI в. и продолжается до XVII в. В

разное время своего существования оно имело разный характер и разное

значение. Достигнув значительного развития в XI—XII вв., летописание затем

в результате монголо-татарского нашествия приходит в упадок. Во многих

старых летописных центрах оно прекращается, в других сохраняется, но носит

узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается только

после Куликовской битвы. Летописи — это не просто перечисление исторических

фактов, в них воплотился широкий круг представлений и понятий

средневекового общества. Летописи являются памятниками и общественной

мысли, и литературы, и даже зачатков научных знаний. Они представляют собой

как бы синтетический памятник русской средневековой культуры. Можно без

преувеличения сказать, что у нас нет более ценных и интересных памятников

прошлой культуры, чем наши летописи — от знаменитой “Повести временных лет”

киевского монаха Нестора до последних летописных сводов XVII в.

В ходе своего развития достигает расцвета древнерусское искусство. Во

второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских

художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, во

второй половине XIV в. работал в Новгороде, а затем в Москве. Для стиля

фресковых росписей Феофана и его икон характерна особая экспрессивность,

эмоциональность. Он не всегда тщательно прорисовывал свои изображения, но

достигал огромной силы воздействия на чувства зрителя. Этот характер

живописи соответствовал и темпераменту художника, о котором говорили, что

он “изограф нарочитый и живописец изящный в иконописях”.

Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360—1430). Великолепный

колорист, Андрей Рублев создавал умиротворенные композиции. В годы кровавых

феодальных междоусобиц, вражеских набегов он отразил в живописи народную

мечту о мире, спокойствии, благополучии, человеческой близости. Эти черты

особенно ярко проявились в самом знаменитом произведении, созданном им

совместно с учениками, — “Троице”. Традиции Андрея Рублева продолжались в

живописи второй половины XV—XVI в. Особенно выделяются фресковые росписи

Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в

Белозерском крае), не только своеобразные по композиции, но и с неповторимо

нежным колоритом. Искусство иконописания сохранило для нас не только имя

Дионисия; но и имена Прохора с Городца, Даниила Черного, Прокопия Чирина,

Истомы Савина, Симона Ушакова. Во второй половине XVI в. в живописи

появляются уже и портретные изображения с чертами реального сходства.

Достижения искусства средневековой Руси вошли в плоть и кровь русской

культуры XVIII—XIX вв.

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски.

Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью

праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой

сопровождались “игрища меж села”, княжеские развлечения. Красочная картина

описания пира богача дается в “Слове о богатом и убогом”, где описывается

выступление артистов-музыкантов “с гусьлями и свирелями”, певцов, танцоров,

шутов.

К числу наиболее замечательных археологических достижений нашего времени по

праву относится открытие берестяных грамот в Новгороде. Береста играла на

Руси такую же роль, как папирус в Египте или вощеные таблички в Риме.

Феодальные акты, подлежащие вечному хранению, писались на пергаменте, но

повседневные нужды в письменном слове удовлетворялись с помощью березовой

коры. Именно на ней запечатлевали хозяйственные распоряжения, долговые

расписки, заметки для памяти и частные письма. Авторами и адресатами их

были лица разного достоинства и сословной принадлежности — и бояре, и

представители знати, и рядовые ремесленники, и крестьяне, и служилые люди.

32. Русская культура периода Петра I. Развитие светского начала.

XVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ.

Будущий великий преобразователь родился в день Исаакия Далматского, 30 мая

1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной

Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его

формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер

Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей - Федору

Алексеевичу. Тот правил недолго - умер в 1682 г. Престол оказался в руках

родственников царя от второго брака - Нарышкиных. На нем сидел 10-летний

Петр.

Среди реформ петровского времени следует выделить реформы в области

культуры. Они также вызывали всегда самые противоречивые оценки. Перечислим

основные из этих реформ:

В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое

летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как

считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать

первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве было начато издание

первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего

церковно-славянского был введен новый шрифт. Но особенно большое внимание

Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа

математических и навигацких наук" в Москве, впоследствии переведенная в

Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию.

В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во

всех губерниях стали открываться "цифирные школы". По приказу Петра в

епархиях были открыты церковные школы. Было значительно улучшено

преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. Была открыта и

медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались

ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались

учебники.

Большое значение Петр придавал научным исследованиям. Были организованы

значительные географические экспедиции, началась интенсивная

картографическая работа. Сам Петр создал первую астрономическую

обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук. При Петре в России

начинают свободно покупать и продавать книгу. Меняется быт, особенно

дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало "Юности честное

зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных

авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе.

Вводятся ассамблеи - собрания знати.

Реформы в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное

значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры

зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют

европеизацией русской культуры.

Одной нз таких реформ было строительство Петербурга - своего рода феномена

русской культуры петровского времени, преломившего в себе многие тенденции

и процессы той поры; города, воплотившего в себе саму суть основных

идеологических исканий преобразователя России.

Устье Новы, где возник Петербург, с давних времен относилось к Новгородским

землям, составляя Спасский погост Водской пятины. Однако по Столбовскому

миру все Приневье отошло к Швеции и стало называться Ингерманландией. Тогда

же при устье реки Охты был поставлен город-крепость Ниеншанц, ставший

важным стратегическим пунктом. Возвращение этих земель, утверждение на них

стало одной из важнейших задач России в первый период Северной войны.

Создание и вечное существование Петербурга поэтически отложилось в сознании

народа. "Много людей, - рассказывает одна легенда, - в старые годы

принимались строить город на невском болоте, но это никому не удавалось,

потому что топкое болото поглощало всякий раз постройку. Но вот пришел сюда

русский богатырь-волшебник и решил строить город, построил он один дом -

поглотила трясина, построил другой, третий - все также исчезают они в

болоте. Рассердился тогда богатырь и придумал хитрое, небывалое дело: взял

он и сковал на руках вокруг целый город и поставил его на болото; не смогло

оно тогда поглотить богатырский город и держит его до сих пор".

33. Русская культура XIX века, ее мировое значение.

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение

имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В

результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной

монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко

проявилось в “золотой век” Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось

министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на

укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый “дух времени”,

в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на

русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к

свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и

народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь, оказывая

влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории

европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская

философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в

первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П.

Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других.

Культурно-исторический процесс в России в XIX в. имеет свои особенности. С

одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных

сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой — усложнение

самого культурного процесса, т.е. большее “соприкосновение” и взаимовлияние

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13