Лекции по курсу Культурология
требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо
сохранившиеся мумии.
Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счигать медицинские
знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что
характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной
и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой
истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.
Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика,
одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной
системы счисления. Любая административная и техническая деятельность
(особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская
административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На
достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой
степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В
“Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на
вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне
также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели
решать уравнения с одним и двумя неизвестными.
Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в
Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III
тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я
спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние
нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего
сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы
нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне
свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип
древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном
богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”,
“истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю
богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями
установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие
хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было
ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.
Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской
культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе
календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете,
египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко
закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно
“гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит
древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали
влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве
прототипа латинского алфавита.
Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую
литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих
к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к
двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее
достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет
перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов
и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих
лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия,
Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и
от них перейдут к поэтам Возрождения.
Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен
культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в
Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее
пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов
египетской религии и сделало их своими органическими элементами.
Древняя Месопотамия. Если Древний Египет представлял империю со всеми
вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в
Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром,
имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации
цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем
Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.
Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в
долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли
первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе
Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные
формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было
воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур,
Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны
развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и
Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь
производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин
были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили
дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего
хозяйственного и культурного развития Месопотамии.
Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали
клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до
н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров
благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.
Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели
эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до
н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию,
примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала
60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский
математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным
изобретением в истории человечества.
В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи
вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого
научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на
недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить
сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную
концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В
общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей
и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и
шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако
они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой
материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно
шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как
царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”,
сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской
цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь
самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и
боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и
искусство писца, мир, победа, доброта и пр.
Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,
показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи
представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и
систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов,
не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное,
государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том,
“дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была
справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер,
устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.
Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и
преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до
Посягательства на имущество и преступлений против личности.
Древняя Индия. Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории
мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении
более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще
творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим
собственным фундаментальным ценностям. Первые центры культуры в Индии
существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в
западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития
достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас
поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не
расшифрованная.
В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями.
Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами,
наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены.
Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не
найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого
совершенства достигло искусство в области малых форм — гравюры на печатях,
статуэтки.
Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых
создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор
почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху,
когда создавались древнейшие из ведических гимнов, арии достигли уже
преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком
уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной
ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные
формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны, арии не создали
городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных
скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы”
выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре
сословия — жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи),
зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование “варна” (неточно
переводимое “каста”, а буквально означающее “цвет”) указывает на то, что
произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой
культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).
Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского
феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из
ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными
нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего,
первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом
иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе
выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из
нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего
индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в
пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от
членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и
предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к
существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права
заниматься ничем иным).
Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие
собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как
творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со
своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну — это порядок и гармония
природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри — богиня
любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них — Рама, герой
одноименного эпоса, другое — Кришна, обычно является ребенком или юношей.
Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или
аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в
руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет
страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы
символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.
Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной
задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии
необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных
в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки
индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах,
как “Упанишады”, “Бхага-вад-Гита” и “Веданта Сутра”.
Древний Китай. Каждая из великих классических культур Востока уникальна.
Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится, прежде
всего, к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного
сознания давно уже получил достаточно точное название — “китайские
церемонии”. Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им
формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и
так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-
мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних
обществ. Место мифических культурных героев заняли искусно
демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость
были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих
богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных
клановых и семейных предков, а “живые боги” были вытеснены немногими
абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало
безлично-натуралистическое Небо.
Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении
Конфуция. В конфуцианстве понятие “ли” (“этика ритуала”), охватывающее
родственные понятия (“правила поведения”, “обряд”, “обычай”,
“благопристойность” и др.) стало высшим символом ритуализованной этики,
превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже
идеализированного, социального устройства и поведения человека: “Правитель
руководит подданными посредством ли”, “Преодоление себя и обращение к ли
составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли,
поднебесная вернется к гуманности”.
Нормы “китайских церемоний” четко предписывали каждому китайцу его
поведение, в соответствии с его статусом, который, кстати, мог меняться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|