Лекции по курсу Культурология
являлась их полная или частичная принадлежность к экономике кочевого
скотоводства, “варвар”, как таковой, был скорее “не исторической
реальностью, а мифическим образом” (У. Джонс). Следует считать
бессмысленными споры о том, можно ли считать кочевые культуры
цивилизациями. Кочевые цивилизации возникали, вбирая в себя порою весьма
значительные земельные, экономические и человеческие ресурсы, затем
распадались. И снова возникали под действием экономических и исторических
законов, а также фактора времени, через призму которого эти законы
проявляли свою силу.
В истории человечества наблюдается взаимодействие, зачастую столкновение
между цивилизациями земледельцев и кочевников, когда пересекались два
разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский
эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев — это города, дороги,
государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание,
крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы,
племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом
белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с
животными, и, прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим
оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными,
бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. В
глазах кочевников оседлые безвольны, изнежены, растленны, крайне
сластолюбивы, в общем - недостойны тех благ, которыми обладают. Поэтому
было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного.
Панорама культуры XX в. весьма пестра. Известная часть населения мира
(собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая
часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5
млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры.
Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и
информации современная культура оказывает влияние на архаическую и
традиционную культуры многих народов мира.
Всякое общество представляет собой наследие институтов, т.е. организованных
норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты —
нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной
памяти. Во всех обществах, даже архаических, эта ткань изменяется под
резким или плавным воздействием истории.
Начавшийся в прошлых веках процесс программирования институционализации
культурных изменений ныне быстро расширяется. Наука и искусство становятся
индустрией, механизм развития которой ускользает от их создателей. Обучение
становится все более и более формализованным: школа распространяет свое
влияние, и учеба становится отныне заботой государства; человеческое
поведение на всех своих стадиях дает повод для уроков, лекций, программ и
экзаменов. Для всех этих разнообразных начинаний необходимы базис,
организация, бюрократия, четко определенные нормы. На смену медленным
процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение какого-
то постоянства культурной среды, пришло ее производство. В определенном
смысле сейчас происходит необычное смещение культуры как среды в сторону
культуры как горизонта.
6. Культурная деятельность человека в разных сферах жизни. Интеллигенция.
Всякий человек есть человек определенной культуры. Что такое культурный
человек? Существует 4 типа (модели) культурного человека:
1. Античная или платоновская модель: способность к длительному и
целенаправленному образованию (образованность); внутренняя
организованность, собранность (умение владеть собой); высокая
нравственность.
2. Гуманистическая модель (Эпоха Возрождения): активная политическая и
общественная деятельность; разнообразная творческая деятельность.
3. Модель культурного человека Нового времени (XVII в.): специализация в
какой-либо отрасли знаний.
4. Модель культурного человека современной эпохи: владение планетарным
мышлением (человек не замыкается на себе, а живет глобальными проблемами
мира); широкое образование; культурный плюрализм.
Главный признак культурного человека – способность понимать и оценивать
интеллектуальное и художественное достояние своей собственной и других
стран, а также способность воспринимать, усваивать эти духовные богатства.
Важные черты: знание, образование, умение общаться, нравственность,
терпимость к инакомыслию.
Культура помогает формировать целостное понимание мира. Освоение мира:
познание и осмысление. Культура помогает функциональности человеческой
жизни.
Интеллигенция – специфический русский феномен, за рубежом – интеллектуалы,
т.е. люди занимающиеся умственным трудом.
Русский интеллигент – имеет «больную» совесть, чувство вины, чрезвычайно
морален и ответственен.
Интеллигент для народа «свой – чужой», слишком умный («а еще в шляпе»).
Недоверие к нему вызывает чувство вины за все. Видит свою задачу в том,
чтобы привести «глупый простой народ» к счастью.
7. Личность как субъект культуры. Функции культуры в человеческой
деятельности.
В отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект
культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее
воздействием. Это значит, что становление мира культуры является
результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной
эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:
1) способность общественного человека продуцировать культуру является
итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в
себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец
культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры;
2) переход от до человеческой стадии к человеческой происходил постепенно и
прогрессирующим образом в течение длительного времени.
Иными словами, не только история развития культуры есть история
объективирования духовных способностей, но и история развития духовных
способностей человека есть история превращения культуры в “ингредиент” этих
способностей.
Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от
животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от
определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к
неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает
инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый
момент жизни. Исследования в области этнологии показывают, что поведение
одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в
основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как
поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует
отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив.
Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения)
сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории
и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он
действительно не знает, что должен делать.
Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения
и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе
генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным
арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность
человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не
существующих событий при помощи различных стратегий.
8. НТР и судьба культуры.
В изучении культуры также необходимо учитывать ряд факторов современного
мира — ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения
окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая
взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторы
приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается в
фундаментальную необходимость выживания человечества.
По мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Сарагосы,
“установление подлинного культурного плюрализма — единственный путь,
позволяющий противостоять растущему единообразию, которое несет в себе
экспансия технической цивилизации”. Этот путь должен рассматриваться как
фактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество,
обеспечивающее сближение людей и идей, расширение взаимопонимания и
солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта
развития, представляющего цель всякого развития.
Одна из решающих трудностей западного общества — это значительное
отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека.
Человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей — все еще в
каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть
независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он
предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей
жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы
и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные страсти — влечение к
разрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется перед властью,
деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдает должное
учениям великих духовных вождей человечества — Сократа, Иисуса, пророков,
Будды, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. В
связи с этим известный западный психолог Э. Фромм ставит вопрос: “Как же
человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между
преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной
отсталостью?” Ответ здесь один: необходимо все большее понимание важнейших
фактов социального бытия, необходимо осознание, которое может предохранить
человечество от непоправимых безумств.
9. Религия и культура. Религиозное знание и вера.
Атеист – лишенный бога. Атеистическое мировоззрение сегодня тяготеет к
меньшему культурному уровню человека. Атеист – невежественный. Агностик –
незнающий.
Вера – некритическое принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных,
опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание –
научное знание.
Источники веры:
1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень прочна).
2. Духовные поиски интеллектуала, личный опыт.
3. Проповедническая деятельность.
4. Пограничный опыт (тяжелая болезнь, клиническая смерть, смерть близких и
т.д.).
5. Мистический опыт – личное переживание от контакта с высшим священным
началом (во сне, духовное рождение при жизни (православные святые),
практика исихазма – одинокое моление в замкнутом пространстве).
Вера это дар божьей благодати. Веру надо заслужить.
Культура и религия, мифология и религия – лежат в основе каждой культуры.
Миф – дух, тотем. Религия – высшее священное начало (бог). Тотем – близкий
«свой – чужой» (зверь), бог – далекий «свой – чужой».
Отношение к тотему – чувство сакральное, реализуется в доверии и страхе. К
богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе.
Религия не возможна без мифа, миф возможен без религии. Они лежат в основе
любой культуры и содержат основные ценности той или иной культуры.
Религия есть самоутверждение личности в вечности.
10. Культурологическое значение библии.
Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий древнего
мира. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль,
т.к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама -
двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также
религией Моисея, Моисеевым законом по имени легендарного законодателя
евреев. Огромно количество посвященных ей сочинений. Для верующих евреев и
христиан, особенно для католического и православного духовенства,
основная священная книга евреев Библия остается отнюдь не историческим
источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом,
книгой, написанной по вдохновению святого духа. Это не одно сочинение, а
большое количество разных литературных призведений. Согласно традиции,
они делятся на три большие группы.
Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора) или так называемое
"Пятикнижие Моисея", - книги, составление которых приписывается легендарно-
мифическому Моисею. В Пятикнижии изложены основные постулаты иудаизма;
христианство также отталкивается от Пятикнижия как сердцевины ветхого
завета, и его догматы представляются дальнейшим развитием идей Пятикнижия.
Начальная библейская книга Пятикнижия у евреев называется "В начале", а у
христиан - книгой Бытия. Дело в том, что у евреев сложилась древняя
традиция называния книги по первому ключевому слову; христиане
сохраняют приверженность принципу именования книги по содержанию.
Книга Бытия - это рассказ о сотворении богом мира и человека, о жизни
первых людей в раю, об их изгнании из рая, о размножении человечества и его
древней истории, о всемирном потопе и о спавшемся от него Ное с
семейством, о патриархах - родоначальниках еврейского народа - Аврааме,
Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте.
Вторая книга называется Исход (или по-еврейски «Измена») - книга, которая
повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об
освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10
заповедей бога и другие религиозные предписания.
Третья книга называется Левит (или «И воззвал») - книга религиозного
законодательства.
Четвертая книга - Числа (или «В пустыне») повествует о законодательстве и
истории евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины.
Пятая и последняя книга - Второзаконие (или Слова) - книга религиозного
законодательства.
Вторую группу библейских книг составляют "исторические" книги или
"писания". В эту группу входят: книга притчей Соломоновых, книга Песни
Песней, Псалтырь (Псалмы, книга религиозных гимнов, приписываемых царю
Давиду), книги Царств.
Третью группу составляют пророческие книги: пророков Даниила, Черекииля,
Иеремия и книги 12 "малых пророков": Авдия, Аггея, Осия, Амоса и других.
Все эти книги вместе взятые христиане называют Ветхим Заветом, в отличии от
собственно христианских (евреями не признаваемые) книг Нового Завета. После
смерти Иисуса Христа, его воскресения и вознесения на небо община христиан
несколько десятилетий не имела другого священного писания, кроме Танаха.
Одновременно христиане с самого начала располагали своим преданием, т.е.
довольно обширным собранием устных рассказов о Христе, о его учении, а
также о его Христовой этике и так далее. Определенные части начинают
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|