скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекции по курсу Культурология скачать рефераты

являлась их полная или частичная принадлежность к экономике кочевого

скотоводства, “варвар”, как таковой, был скорее “не исторической

реальностью, а мифическим образом” (У. Джонс). Следует считать

бессмысленными споры о том, можно ли считать кочевые культуры

цивилизациями. Кочевые цивилизации возникали, вбирая в себя порою весьма

значительные земельные, экономические и человеческие ресурсы, затем

распадались. И снова возникали под действием экономических и исторических

законов, а также фактора времени, через призму которого эти законы

проявляли свою силу.

В истории человечества наблюдается взаимодействие, зачастую столкновение

между цивилизациями земледельцев и кочевников, когда пересекались два

разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский

эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев — это города, дороги,

государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание,

крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы,

племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом

белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с

животными, и, прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим

оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными,

бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. В

глазах кочевников оседлые безвольны, изнежены, растленны, крайне

сластолюбивы, в общем - недостойны тех благ, которыми обладают. Поэтому

было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного.

Панорама культуры XX в. весьма пестра. Известная часть населения мира

(собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая

часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5

млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры.

Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и

информации современная культура оказывает влияние на архаическую и

традиционную культуры многих народов мира.

Всякое общество представляет собой наследие институтов, т.е. организованных

норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты —

нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной

памяти. Во всех обществах, даже архаических, эта ткань изменяется под

резким или плавным воздействием истории.

Начавшийся в прошлых веках процесс программирования институционализации

культурных изменений ныне быстро расширяется. Наука и искусство становятся

индустрией, механизм развития которой ускользает от их создателей. Обучение

становится все более и более формализованным: школа распространяет свое

влияние, и учеба становится отныне заботой государства; человеческое

поведение на всех своих стадиях дает повод для уроков, лекций, программ и

экзаменов. Для всех этих разнообразных начинаний необходимы базис,

организация, бюрократия, четко определенные нормы. На смену медленным

процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение какого-

то постоянства культурной среды, пришло ее производство. В определенном

смысле сейчас происходит необычное смещение культуры как среды в сторону

культуры как горизонта.

6. Культурная деятельность человека в разных сферах жизни. Интеллигенция.

Всякий человек есть человек определенной культуры. Что такое культурный

человек? Существует 4 типа (модели) культурного человека:

1. Античная или платоновская модель: способность к длительному и

целенаправленному образованию (образованность); внутренняя

организованность, собранность (умение владеть собой); высокая

нравственность.

2. Гуманистическая модель (Эпоха Возрождения): активная политическая и

общественная деятельность; разнообразная творческая деятельность.

3. Модель культурного человека Нового времени (XVII в.): специализация в

какой-либо отрасли знаний.

4. Модель культурного человека современной эпохи: владение планетарным

мышлением (человек не замыкается на себе, а живет глобальными проблемами

мира); широкое образование; культурный плюрализм.

Главный признак культурного человека – способность понимать и оценивать

интеллектуальное и художественное достояние своей собственной и других

стран, а также способность воспринимать, усваивать эти духовные богатства.

Важные черты: знание, образование, умение общаться, нравственность,

терпимость к инакомыслию.

Культура помогает формировать целостное понимание мира. Освоение мира:

познание и осмысление. Культура помогает функциональности человеческой

жизни.

Интеллигенция – специфический русский феномен, за рубежом – интеллектуалы,

т.е. люди занимающиеся умственным трудом.

Русский интеллигент – имеет «больную» совесть, чувство вины, чрезвычайно

морален и ответственен.

Интеллигент для народа «свой – чужой», слишком умный («а еще в шляпе»).

Недоверие к нему вызывает чувство вины за все. Видит свою задачу в том,

чтобы привести «глупый простой народ» к счастью.

7. Личность как субъект культуры. Функции культуры в человеческой

деятельности.

В отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект

культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее

воздействием. Это значит, что становление мира культуры является

результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной

эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:

1) способность общественного человека продуцировать культуру является

итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в

себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец

культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры;

2) переход от до человеческой стадии к человеческой происходил постепенно и

прогрессирующим образом в течение длительного времени.

Иными словами, не только история развития культуры есть история

объективирования духовных способностей, но и история развития духовных

способностей человека есть история превращения культуры в “ингредиент” этих

способностей.

Мир культуры тесно связан с процессом гоминизации, с процессом перехода от

животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от

определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к

неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает

инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый

момент жизни. Исследования в области этнологии показывают, что поведение

одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в

основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как

поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует

отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив.

Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения)

сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории

и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он

действительно не знает, что должен делать.

Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения

и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе

генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным

арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность

человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не

существующих событий при помощи различных стратегий.

8. НТР и судьба культуры.

В изучении культуры также необходимо учитывать ряд факторов современного

мира — ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения

окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая

взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторы

приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается в

фундаментальную необходимость выживания человечества.

По мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Сарагосы,

“установление подлинного культурного плюрализма — единственный путь,

позволяющий противостоять растущему единообразию, которое несет в себе

экспансия технической цивилизации”. Этот путь должен рассматриваться как

фактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество,

обеспечивающее сближение людей и идей, расширение взаимопонимания и

солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта

развития, представляющего цель всякого развития.

Одна из решающих трудностей западного общества — это значительное

отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека.

Человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей — все еще в

каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть

независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он

предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей

жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы

и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные страсти — влечение к

разрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется перед властью,

деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдает должное

учениям великих духовных вождей человечества — Сократа, Иисуса, пророков,

Будды, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. В

связи с этим известный западный психолог Э. Фромм ставит вопрос: “Как же

человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между

преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной

отсталостью?” Ответ здесь один: необходимо все большее понимание важнейших

фактов социального бытия, необходимо осознание, которое может предохранить

человечество от непоправимых безумств.

9. Религия и культура. Религиозное знание и вера.

Атеист – лишенный бога. Атеистическое мировоззрение сегодня тяготеет к

меньшему культурному уровню человека. Атеист – невежественный. Агностик –

незнающий.

Вера – некритическое принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных,

опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание –

научное знание.

Источники веры:

1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень прочна).

2. Духовные поиски интеллектуала, личный опыт.

3. Проповедническая деятельность.

4. Пограничный опыт (тяжелая болезнь, клиническая смерть, смерть близких и

т.д.).

5. Мистический опыт – личное переживание от контакта с высшим священным

началом (во сне, духовное рождение при жизни (православные святые),

практика исихазма – одинокое моление в замкнутом пространстве).

Вера это дар божьей благодати. Веру надо заслужить.

Культура и религия, мифология и религия – лежат в основе каждой культуры.

Миф – дух, тотем. Религия – высшее священное начало (бог). Тотем – близкий

«свой – чужой» (зверь), бог – далекий «свой – чужой».

Отношение к тотему – чувство сакральное, реализуется в доверии и страхе. К

богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе.

Религия не возможна без мифа, миф возможен без религии. Они лежат в основе

любой культуры и содержат основные ценности той или иной культуры.

Религия есть самоутверждение личности в вечности.

10. Культурологическое значение библии.

Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий древнего

мира. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль,

т.к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама -

двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также

религией Моисея, Моисеевым законом по имени легендарного законодателя

евреев. Огромно количество посвященных ей сочинений. Для верующих евреев и

христиан, особенно для католического и православного духовенства,

основная священная книга евреев Библия остается отнюдь не историческим

источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом,

книгой, написанной по вдохновению святого духа. Это не одно сочинение, а

большое количество разных литературных призведений. Согласно традиции,

они делятся на три большие группы.

Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора) или так называемое

"Пятикнижие Моисея", - книги, составление которых приписывается легендарно-

мифическому Моисею. В Пятикнижии изложены основные постулаты иудаизма;

христианство также отталкивается от Пятикнижия как сердцевины ветхого

завета, и его догматы представляются дальнейшим развитием идей Пятикнижия.

Начальная библейская книга Пятикнижия у евреев называется "В начале", а у

христиан - книгой Бытия. Дело в том, что у евреев сложилась древняя

традиция называния книги по первому ключевому слову; христиане

сохраняют приверженность принципу именования книги по содержанию.

Книга Бытия - это рассказ о сотворении богом мира и человека, о жизни

первых людей в раю, об их изгнании из рая, о размножении человечества и его

древней истории, о всемирном потопе и о спавшемся от него Ное с

семейством, о патриархах - родоначальниках еврейского народа - Аврааме,

Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте.

Вторая книга называется Исход (или по-еврейски «Измена») - книга, которая

повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об

освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10

заповедей бога и другие религиозные предписания.

Третья книга называется Левит (или «И воззвал») - книга религиозного

законодательства.

Четвертая книга - Числа (или «В пустыне») повествует о законодательстве и

истории евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины.

Пятая и последняя книга - Второзаконие (или Слова) - книга религиозного

законодательства.

Вторую группу библейских книг составляют "исторические" книги или

"писания". В эту группу входят: книга притчей Соломоновых, книга Песни

Песней, Псалтырь (Псалмы, книга религиозных гимнов, приписываемых царю

Давиду), книги Царств.

Третью группу составляют пророческие книги: пророков Даниила, Черекииля,

Иеремия и книги 12 "малых пророков": Авдия, Аггея, Осия, Амоса и других.

Все эти книги вместе взятые христиане называют Ветхим Заветом, в отличии от

собственно христианских (евреями не признаваемые) книг Нового Завета. После

смерти Иисуса Христа, его воскресения и вознесения на небо община христиан

несколько десятилетий не имела другого священного писания, кроме Танаха.

Одновременно христиане с самого начала располагали своим преданием, т.е.

довольно обширным собранием устных рассказов о Христе, о его учении, а

также о его Христовой этике и так далее. Определенные части начинают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13