Лекции по культурологии
1. Петровские реформы и их последствия в сфере культуры.
2. “Век Екатерины” – дворянская или барская культура?
3. “Вольтер и кнут”: быт и нравы эпохи.
Петровские реформы кардинально изменили не только политическую, но и
культурную ситуацию в России. Смена основополагающих культурных ориентиров
(Восток-Запад), подчинение церкви интересам государства, выдвижение на
первое место служилого сословия вместо родовой знати – все эти факторы
обусловили и необходимость кардинальных реформ в сфере образования: стране
в новых условиях ее исторического бытия нужны были профессионалы.
Организация в этой связи специальных профессиональных школ – Навигацкой,
Горного дела и других, а впоследствии открытие Академии наук, основание
Петербургского и Московского университетов, Академии художеств, Шляхетского
корпуса, Смольного института – все это важнейшие вехи на пути преодоления
Россией своей исторически обусловленной относительной культурной
отсталости.
XVIII в. выдвинул на авансцену российской и европейской! жизни новую
столицу – Петербург. Сама по себе эта “полночная столица” уже стала
характернейшим культурно-историческим памятником эпохи. Город, сооружены в
“мгновение ока” прихотью его создателя “назло надменному соседу” являл
собой чудо творческих возможностей не только знаменитых архитекторов, но и
безвестных русских крепостных строителей, большинству из которых так и не
довелось увидеть того, что они строили в условиях режима каторжных работ.
Однако, создаваемый в столь сжатые сроки и нечеловеческих условиях, к тому
же с привлечением зодчих самого разнообразного национального происхождения,
художественных школ и вкусов, Санкт-Петербург, тем не менее, отличался
удивительно цельным художественным обликом.
Таланты французов Ж.Б.Валлен-Деламота и Э.Фальконе, итальянцев
В.В.Растрелли, Д.Трезини, Дж.Кваренги, К.И.Росси, швейцарца Г.И.Маттарнови,
англичан Ч.Камерона и А.Менеласа, шотландца Л.Руски, русских самородков от
А.В.Квасова до А.Д.Захарова – слили воедино во славу Петра и его замыслов,
во славу России, становившейся великой империей. Однако, петербургский
период строительства ни в коей мере не означал угасания Москвы. Напротив,
своеобразное “соревнование” двух городов стимулировало общий культурный
рост стремительно “цивилизовавшейся” России, и если, скажем, дворцы и парки
Северной Пальмиры значительно превосходили аналогичные памятники Москвы, то
жилые городские усадьбы Москвы, созданные великими зодчими баженовым,
Казаковым, Жилярди, отличались в лучшую сторону от петербургских большим
своеобразием и каким-то особенным уютом. Вообще парадный чиновный Петербург
и домашняя, хлебосольная Москва удачно дополняли друг друга. В ту пору
говорили, что работается лучше в Петербурге, а отдыхается - в Москве. И в
самом деле, по части развлечений Москва опережала новую столицу: тут и
театр, открывшийся раньше петербургского, и разнообразные домашние
крепостные театры, развлекавшие “гостей со всех волостей” в подмосковных
усадьбах Шереметева, Юсупова, Голицына прекрасные оркестры “роговой
музыки”, а для простонародья – всевозможные гулянья, балаганы, потехи,
которые в Москве имели давнюю и прочную традицию.
Художественным выражением эпохи стала эволюция от пышного,
причудливого, порою вычурного барокко, впрочем, отличавшегося от
европейского, значительно большей теплотой и известной преемственностью с
культурными традициями допетровской эпохи (например, знаменитая церковь в
Филях) к строгому, размеренному, упорядоченному классицизму,
незатронувшему, однако, глубоко российскую социо-культурную ауру, но
заставившему лишь несколько европеизировать фасады старозаветных российских
городов, наконец, уже на исходе века - к самому модному в то время на
Западе трогательному камерному сентиментализму. Здесь для нас представляет
несомненный интерес то, что, если барокко в своих зрелых, классических
образцах проявилось у нас лишь во второй четверти XVIII в. в связи со
строительством стилистически выдержанного роскошного Зимнего дворца
(архитектор В.Растрелли), что означало опоздание по сравнению с Европой
примерно на 100 лет, то классицизм как господствующий художественный стиль
утвердился в начале царствования Екатерины II, в то время как в Европе он
еще продолжал свое владычество, хотя уже и сходил со сцены. И вот, наконец,
сентиментализм, как и все последующие художественные стили, переживал в
России все этапы своего развития практически одновременно с европейскими
державами. Таким образом, запущенный Петром механизм способствовал
чрезвычайно быстрому преодолению страной культурной отсталости, по крайней
мере, в ее внешних формах.
Впрочем, и содержательно русская наука, культура, искусство совершили
за этот период гигантский рывок. Постоянные контакты со странами Западной
Европы, прежде всего, с Германией, Францией, Италией обусловили успешное
взаимодействие и взаимопроникновение старорусской и европейской культурных
традиций. Русские не довольствовались ролью прилежных и робких учеников,
как это иногда трактуется в тенденциозных панславистских антизападнических
работах не вполне добросовестных отечественных историков, но всегда
творчески, по-своему, преломляли западные влияния и веяния. Так, например,
Д.И.Фонвизин только формально следовал канонам французской классической
комедии, однако создал совершенно русскую, прежде всего по языку,
характерам, юмору историю о господах Скотининых, породивших Митрофанушку.
Или можно вспомнить замечательную комическую оперу “Мельник, колдун,
обманщик и сват” Аблесимова и Пашкевича, до сих пор ставящуюся на сцене и
вызывающую интерес у современного зрителя (пример тому – спектакль Театра
на Малой Бронной в 1993 г.), где авторы формально используя итальянский
сюжет и соблюдая все формальные принципы классицистического театра, создали
на его основе совершено русский жанр – нечто вроде первого российского
“мюзикла”. С другой стороны, русскому скульптору-самордку, вчерашнему
крепостному, гениальному Федоту Шубину прекрасное знание лучших образцов
мировой портретной скульптуры и внешне строгое следование канонам
французского классицизма отнюдь не помешало, а лишь помогло выразить в
совершенной художественной форме абсолютно русские, безудержные во всех
проявлениях своих необузданных страстей характеры вельмож екатерининского
“первого призыва”.
То же самое можно сказать и о самобытных баснях А.П.Сумарокова, где он,
переводя Ш.Лафонтена, заставляет прославленного француза выражаться вполне
по-русски – в басенной “Вороне и лисице”, написанной за пятьдесят лет до
классического варианта И.А.Крылова, А.П.Сумароков резюмирует строго, точно
и очень по русски: “...Раскрыла дура рот – упал кусок!”; и о грациозных
постройках В.И.Баженова, И.Е.Старова, А.А.Ухтомского, которые даже
стилистически трудно отнести к европейскому классицизму, в чистом виде –
настолько очевидно в них влияние традиции древнерусского зодчества, с одной
стороны, и попытки художественно выразить “дух вольности дворянской” второй
половины XVIII в. – с другой (Пашков дом В.И.Баженова или Таврический
дворец И.Е.Старова).
Конечно, как неоднократно справедливо отмечалось, заимствование порою
бывало и рабским, что представляется вполне естественным, учитывая характер
и темпы петровских преобразований и что вообще свойственно периоду
становления светских национальных культур (а Россия переживала именно такой
период).
Плодами подобного скороспелого перестроившегося на западный лад, но
усвоившего только поверхностные манеры, да и то усвоившего чрезвычайно
плохо при постоянном “смешении языков французского с нижегородским”, стали
давно и слишком хорошо, к сожалению, вошедшая в российский менталитет
восторженная исступленная “осанна” всему, что нисходит на российскую землю
с парижских высот, как-то странно сочетающаяся с патриотизмом на уровне
спорта, балета и водки. Истоки подобного коренятся, безусловно, в реформах
Петра, однако было бы несправедливо все сваливать на предков.
“Засилье иностранцев в России” в то время означало для российской
культуры, прежде всего кипучую, самоотверженную деятельность на благо
формально чужой им страны многочисленных талантов нерусского происхождения.
Назовем здесь хотя бы немцев Г.В.Рихмана и А.Л.Шлеццера (физика, история),
француза П.С.Палласа (геология), итальянцев Ф.Арайи и Дж.Сарти (оперная
музыка), П.Горзаго (театрально-декоративное искусство), уже упоминавшихся
многочисленных зодчих – творцов Петербурга и его окрестностей.
Основная же заслуга принадлежала и в это время русским деятелям. Здесь
надо подчеркнуть тот несомненный, с нашей точки зрения, факт, что основным
стимулятором развития культуры стала официальная продворянская политика
Екатерины II, нашедшая свое законодательное выражение в серии актов,
даровавших особые права и привилегии дворянам, в первую очередь, в
знаменитой “Жалованной грамоте дворянству”. Освобожденное от обязательной
воинской и государственной службы, от телесных наказаний, внесословного
суда и обременительных налогов, сверхпривилегированное сословие создало в
результате своего более чем столетнего особого развития уникальную по
своему характеру и мировому значению культуру. Эту культуру можно назвать
“барской”, поскольку базисом ее было все более ужесточавшееся крепостное
право, а надстройкой – формально абсолютно праздное, господствующее
сословие. Но фасадная сторона этого барства была и очень привлекательной и,
вполне европейской по самым передовым тогдашним меркам и плодотворной в
условиях господствующих тогда во всей Европе устремлений просвещенного
рациональнализма и духовного общения без национальных и конфессиональных
перегородок.
Характерным выражением отмеченных выше особенностей в России стали так
называемые “просвещенные дилетанты” – своеобразное сословие внутри
сословия. Люди, как правило, широко и достаточно свободно мыслящие,
прекрасно ориентировавшиеся и самостоятельно творившие в самых разных
областях человеческого знания, они зачастую не имели специального
образования и занимались скорее всем понемногу, однако стали очень
серьезной составной частью отечественной культуры эпохи, во многом формируя
ту гуманитарную базу, на которой поднялась потом и пышно расцвела русская
культура “золотого” XIX в. Вот имена только некоторых: И.П.Елагин (1725-
1794) – сенатор, писатель, журналист, историк, театрал, переводчик, поэт-
сатирик и к тому же известный масон; А.Н.Оленин (1763-1843) – археолог,
историк, художник, художественный критик, гравер, крупный чиновник,
директор Петербургской публичной библиотеки и президент Академии художеств;
Н.А.Львов (1751-1804) – архитектор, художник, поэт, блистательный скрипач,
музыковед-фольклорист, инженер-строитель, педагог и хозяин одного из самых
популярных салонов.
Вообще в салонах, появившихся в эпоху Екатерины, но получивших особую
популярность уже при Александре I, культурная жизнь представала во всем ее
многообразии и разнообразии (разумеется, речь идет только о дворянской
среде) – поэты впервые читали там свои стихи, композиторы исполняли только
что написанные произведения, художники спорили напропалую и взахлеб
описывали красоты Италии, Швейцарии, куда их стали отпускать в “творческие
командировки” за казенный счет; ветераны усаживались за карточные столы и
вели вперемешку с классическим вистом разговоры о высокой и не очень
высокой политике, вспоминали былые “золотые времена” и ругали вовсю
молодежь. Возникали “клубы по интересам” – английские клубы в Петербурге и
Москве, музыкальные салоны братьев Виельгорских и Зинаиды Волконской, и,
однин из первых – литературно-масонский кружок Елагина. В салонах
формировались и оттачивались вкусы, создавались репутации, в известной
степени формировалась политика, так как вхожи туда были и чиновники самого
различного калибра. Именно салоны создали славу Г.Р.Державину и
И.И.Дмитриеву, там впервые прозвучали произведения Е.И.Фомина,
Д.С.Бортнянского, И.Е.Хандошкина и там же “почетные граждане кулис”
обсуждали и формировали сценическую репутацию П.А.Плавильщикова,
Я.Е.Шушерина, А.С.Яковлева.
Важной формой культурной жизни второй половины XVIIIвека становится
журналистика. Вообще это было время, сопоставимое для журналов с “золотым
XIX веком” литературы. Можно сказать, что русская классическая литература
вышла из русской журналистики XVIII в. В стране выходило огромное
количество самых разнообразных журналов (чему, разумеется, способствовало
разрешение властей на открытие частных типографий и ведение частного
предпринимательства в литературе) от серьезных общественно-политических
типа “Вестника Европы” до чисто литературных “Живописец”; от сатирических
(“Трутень”, “Пчела”), до журналов для женщин (“Аглая”); от развлекательных
(“И то и се”) до специальных, профессиональных (“Жизнь земледельца”). Пока
еще журналы не стали, как впоследствии, рупором общественной жизни, но
судьба журналистов, пытавшихся быть независимыми, была порою трагичная,
как, впрочем, и писателей, осмеливавшихся критиковать “неприятные стороны”
российской действительности – Шлиссельбургская крепость для писателя,
философа, журналиста Н.И.Новикова, тюрьма и ссылка для А.Н.Радищева,
шельмование, арест и наконец спровоцированное самоубийство для Я.Б.Княжнина
– только немногие примеры борьбы с “культурой сопротивления” в ее самых
робких ростках.
Великая французская революция, потрясшая всю Европу, заставила и Россию
слегка притормознуть на пути прогресса. Просвещенный абсолютизм все чаще
забывал о том, что он “просвещенный” и старался распространить свою
абсолютную власть на всю страну, в том числе и на культуру. Да и само по
себе сосуществование европейски образованной элиты и абсолютно
бескультурного, дикого средневекового рабства, противоестественное по своей
сути, провоцировало неотвратимый в будущем социальный взрыв.
Социокультурный зародыш потрясений 1917 и последующих годов уже
сформировался. Необходимо было только время, чтобы дать ему окрепнуть и
развиться. Охотников же способствовать процессу развития и воспитания этого
страшного зародыша оказалось в России немало и, прежде всего, среди
нарождавшейся дворянской интеллигенции, которая, “безмятежно расцветая в
садах Лицея”, еще только готовилась к самостоятельному выходу на
историческую авансцену, выходу, который оказался для нее столь эффектным, с
одной стороны, и столь трагическим, в конечном счете – с другой.
Лекция 2-3. Русская национальная культура эпохи расцвета (XIX – первая
четверть ХХ вв.)
Основные вопросы темы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|