скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лекции по культурологии скачать рефераты

откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее

доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.

Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее

традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой

родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной

деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми.

Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный

мифологическими представлениями.

Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и

природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое.

Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим

характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни –

робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией

природного мира.

Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но

мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом.

Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой,

универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении

ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если

основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно

подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в

основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец,

если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого

общества как своему миру.

С другой стороны, общество сохраняет жизнеспособность лишь там, где у

граждан есть убеждение в осмысленности его норм, в наличии в обществе

собственных общезначимых ценностей и потенциальной осуществимости этих

ценностей, в значительности его традиций. Между тем сама действительность

не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных

оснований, поскольку она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы

видеть, а интересы каждого никогда не могут полностью и целиком совпасть с

общими интересами. Неизбежно возникающий зазор если не исчезает, то

отступает на второй план лишь там, где человек способен верить в свое

общество и его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но,

в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь идет на помощь

мифология. Вера как мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта

всей жизни, общества, культуры.

В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу

неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности,

т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного

искусства: это – и познание, самоутверждение человека, и систематизация

мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и

т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного

непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с

развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности

лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже

различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется

свободное время, т.е. когда решена основная проблема – проблема выживания и

решается уже другая, качественно иная проблема – жизни. Однако, первобытное

искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем

коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное

бессознательное эпохи – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично,

образно. В Европе – от России до Франции на территории протяженностью

несколько десятков тысяч километров с запада на восток – найдено огромное

количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых

обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки

некоторых образов, например, так называемых “палеолитических Венер”,

символов плодородия, продолжения рода.

В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек

обращается к магии. В основе магии лежал принцип аналогии – вера в

получение власти над предметом через овладение его образом (ведь в

мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали,

неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту.

Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах

пещер и отдельных предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных следов

являются сознательно оставленными человеком знаком своего присутствия в

данном месте. Позднее этот знак становится знаком обладания и приобретает

тем самым магический смысл.

В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с различными

видами искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в которых

использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные рисунки и

наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны

искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где

начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен

экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики,

живописи.

Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его

социальных особенностей и характера самого уклада общества, о которых уже

говорилось выше, был относительно неширок, однако, со временем, создавались

естественные возможности для его расширения. С течением времени, с

развитием ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого

зачаточного, первобытного искусства и первобытной культуры выросли не

только культура скотоводческих племен, которая так и оказалась обреченной

на замкнутый характер развития в условиях консервации кочевых форм жизни и

примитивного ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу

человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Это прежде

всего:

. культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных

землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные

государственные образования, поскольку государство оказывалось

необходимым для проведения крупномасштабных оросительных работ как

условия продуктивного земледельческого хозяйства;

. культура древних греков и римлян, опирающаяся на развитое ремесло,

мореплавание, международную торговлю, культура, которая базировалась

в “городах-государствах” нового типа, отличавшихся более высоким

уровнем ремесленного производства, обеспечивавшим, в свою очередь, и

более высокий уровень духовной и художественной жизни.

Литература

Введение в культурологию /Рук. авт.колл. и отв.ред. Е.В. Попов. М., 1995.

Алексеев В.П. Первобытное общество: проблемы изучения. М., 1993.

Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.

Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1994.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. М., 1980.

Тема 2. Древнейшие культуры и цивилизации

Основные вопросы темы

1. “Восток” как культурная традиция.

2. Характерные черты и особенности древнейших культур и цивилизаций.

“Восток” и “Запад” – две во многом противоположные культурные традиции,

два типа духовности, две системы мировоззрения, две системы миропонимания,

что находит свое выражение в образе жизни народов, их психологии,

нравственных принципах и ценностных ориентациях. Это “две системы

координат”, два мира, каждый из которых шел своей дорогой развития в своем

ритме. Восток, оставаясь для Запада загадкой (вспомним хорошо известное

высказывание Р.Киплинга: “Восток есть Восток, Запад – Запад, а вместе они

никогда не сойдутся”), оказывал, тем не менее огромное влияние на поиски

Западом путей самобытного духовного развития, а Запад, в свою очередь, как

бы “подстегивал” Восток в процессе переосмысления своих традиций,

универсализации своего уникального опыта. Можно сказать, что при всем своем

различии Восток и Запад как бы дополняют друг друга, с одной стороны,

помогая осознать себя в общем цивилизационном процессе, с другой – придавая

мировому культурному процессу дополнительную глубину, объемность,

многокрасочность.

Обладая огромным, техническим, земледельческим, духовным потенциалом,

Восток зачастую получал плоды индустриальной цивилизации от Запада, причем,

зачастую ценою огромных жертв и потерь. Научно-исследовательская,

познавательная деятельность для народов Востока всегда имела

самостоятельную ценность, независимо от практического применения. Можно

сказать, что в широком смысле для Востока чувство пути было значительно

более важным, чем чувство цели. Практически-прагматическому, целесообразно

ориентированному Западу Восток противопоставил внутреннюю собранность,

сосредоточенность, познание ради знания, а не ради преобразования, как на

Западе.

Восточные общества всегда уделяли особое внимание науке, образованию,

вообще духовной сфере человеческой жизнедеятельности, развивая производство

материальных благ до определенного предела. На Востоке не было материально-

технических и социальных условий для обособления отдельных семей от общины.

Единение человека с общиной и природой обуславливали и дополняли друг

друга. Отсюда проистекало благоговейное отношение как к правилам

совместного коллективного общежития, так и к природе, преклонение перед ее

красотой и таинственностью.

Связь человека и природы на Востоке проявлялись в том, что практически

вся деятельность человека увязывалась с окружающей средой. Государство на

Востоке было предметом общественного производства, а в его руках была

сосредоточена вся собственность на землю. Собственность и власть были в

традиционных восточных обществах слиты воедино. Абсолютная власть царя-

деспота была непререкаемой, она освящалась и религией, и философией. Особая

роль государства на Востоке с гигантским управленческим аппаратом

обусловила особый, зависимый, с одной стороны, и чрезвычайно властный, с

другой, тип бюрократии. Тотальная регламентация всех сторон общественной

жизни и отмеченные выше особенности бюрократии традиционных восточных

государств всегда были связаны с главной целью восточного общества –

стремлением к стабильности и неизменности во всем. Поддержанию стабильности

восточного общества служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и

законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных

корпораций – от общин до каст и сословий. Стремление восточного общества к

стабильности наложило отпечаток и на развитие труда, и на развитие личности

на Востоке. Разделение труда в рамках общины не подрывало, как это было в

Европе, а сплачивало ее. Общественные отношения на Востоке в целом

препятствовали уже в столетия нашей эры развитию рынка и капиталистического

способа производства. Для перехода на путь капитализма Востоку понадобился

толчок извне. Но и сам человек на Востоке изначально не соответствовал

характеру капиталистического способа производства. Некоторая экономическая

застойность Востока отнюдь не означала, что здесь не было никакого

индивидуального развития человека. Неразвитость и пассивность человека в

восточном обществе была относительной и касалась тех сфер деятельности, в

которых европейцы, начиная с XVI в. явно преуспели: производство

материального богатства, развитие экспериментальной науки, покорение

природы.

На Востоке существовала своя система норм и правил поведения человека.

Они сдерживали стремление человека к богатству, поддерживали уклад жизни.

Труд был естественным свойством человека и освящался волей богов.

Полезность для восточного человека определялась тем, что обеспечивало ему

гармонию с окружающим миром. Важнейшей чертой общественного сознания на

Востоке, сознания архаического аграрного общества было представление о

неизменности человеческого бытия, цикличности жизни. Отсутствовало жесткое

противопоставление души и тела, игнорировалось различие между человеческим

и божественным. Особенностью восточной цивилизации был относительная

религиозная терпимость. Личное, индивидуальное на Востоке – это, прежде

всего, духовное совершенство, проявляющееся в творчестве, искусстве.

Религия считалась здесь искусством жизни, а созерцательное мироощущение

требовало полного слияния с природой. Тип личности, сформировавшейся на

Востоке, практически исключал грабительское отношение к природе, забвение

духовной жизни во имя приращения материального богатства, совершенствование

технологии, которое нарушало бы установившийся порядок вещей и образ жизни.

История культуры народов Востока восходит к далекой древности и

связывается многими историками с переходом человечества от стадии

первобытности к цивилизации. В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила,

Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры

древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с

элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных

систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все

население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь

определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь

письменно фиксировать результаты.

Именно на Востоке появилась письменная культура, которая на многие

тысячелетия определила культурные ритмы не только Востока, но и Запада.

Изобретенная в Шумере в виде клинописи, письменная система

совершенствовалась, дав возможность финикийцам изобрести алфавит, который

впоследствии стал основой большинства современных алфавитов.

Сакрализация власти объединяла людей, возвышала правителя над

обществом, и, следовательно, позволяла мобилизовывать ресурсы на

приоритетных направлениях деятельности: строительстве гидросооружений,

городов, дворцов и храмов там, где требовалось привлечь массы людей. Вся

культура древневосточных обществ была тесным образом связана с религией,

обслуживая ее потребности. Архитектура, скульптура и живопись здесь были

подчинены строгим религиозным канонам. Искусство цивилизаций Древнего

Востока роднит стремление к реализму при сохранении условности,

плоскостность изображения, ограничение красочной гаммы локальными тонами,

неумение передавать светотень и перспективу. В древневосточной

земледельческой культуре появляется портретное изображение конкретного

человека – царствующей персоны, фараона, потом обычного человека в виде

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12