скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

в бесконечной череде приходящих вещей и состояний. Определяющим признаком

является естественность. Человек не в силах изменить естественный порядок

вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода

событий и стремление постичь «Дао». Даосизм утверждает принцип не деяния.

Его смысл заключается в продуманном спокойствии, при котором возможны

только самые необходимые действия. Чтобы сохранить себя необходимо

сообразовать собственное поведение с непреложными законами природы. Это

этика невзыскательности, удовлетворения своей судьбой, отказа от желаний и

стремлений.

Китайская культура является философской и светской в широком смысле

слова. Здесь уже в древности этико-ритуальные принципы и соответствующие

формы поведения были решительно поставлены на первый план. Со временем они

заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира. Не мистические

ощущения и верования, а ритуалы и церемонии определяли облик этой

цивилизации. Человек в Древнекитайской культурной системе стремился к жизни

в ее природной полноте и рациональной устроенности.

3. Ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение

целостного торгового и налогового пространства в ореоле караванного пути из

Индии в страны Средиземноморья. Объединение племен и стирание различий

между ними, а также замирание торговых городов и воинственных бедуинов,

живущих за счет грабежа караванов, произошло благодаря упразднению культов

сотен родовых божеств и провозглашения единым богом Аллаха.

Пятью столпами (основные элементы) являются: вера в единственность

Аллаха; почитание пророка Мухаммеда; молитва; пост; паломничество в Мекку.

Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не

с христианским богом, а с иудейским. Коран запрещает поклонение ангелам и

пророкам, кроме Мухаммеда. Обычай молиться Мухаммеду, заимствован у иудеев.

Мусульмане молятся в течение суток 5 раз. Перед молитвой обязательно

совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку,

земле и пыли с одежды. Пост мусульмане соблюдают в течение месяца рамадан и

заключен он в том, что есть и пить разрешено только ночью, после захода

солнца. Милостыня для мусульман означает в первую очередь уплату налога

казне.

Мекка была местом паломничества для арабов еще до ислама. Ислам

характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с

протестантизмом. Экономическая деятельность человека также оценивается с

точки зрения морали. Ислам не осуждает богатство. Характерная черта ислама

в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд

и не создание материальных ценностей, а расширение контролируемых

территорий путем захвата. Основной политической идеей ислама является

создание халифата – мощной целостной империи.

Халифом может стать авторитетный мусульманин из рода курейшитов, т.е.

потомок пророка Мухаммеда. Между общиной и халифом заключается договор,

который является основой государственного строя. Теоретически халиф не

пользуется никакими привилегиями. Он следит за соблюдением законов, и сам

подчинен нормам мусульманского права.

Таким образом, существенной чертой исламского общественного устройства

является то, что хотя глава государства выбирается большинством

мусульманского населения исполняет он не его волю, а незыблемые законы

шариата. Исламскую цивилизацию, по мнению Тойнби, можно отнести к

цивилизациям задержанным, т.е. зафиксированным в определенном состоянии.

Секрет долгожительства этой цивилизации Тойнби объясняет тем, что иерархия

и механизм управления обществом были отделены от носителей власти, не

только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще.

Военная и управленческая иерархии состоят из маммонов – янычар,

воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. Так, на

дипломатической службе после падения Византии в Османской империи стояли

образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по

иерархической лестнице было неограниченно, но подконтрольно. Смерть могла

угрожать за любой проступок. Положение завоевателей, оставалось незыблемым,

и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби

связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.

Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в

странах этого региона. Прежде всего, это коснулось развития исторического

жанра и литературы. Если в Западноевропейской историографии единая

хронология формировалась, начиная с 11 века, то исламские историки,

датируют события и располагают их в хронологическом порядке, уже с 8 века.

Кочевое прошлое арабов сказалось и на мусульманской культуре. Она не

стала городской в смысле дискретности восприятия пр-ва, где она вне города

воспринималась как пустота. Весь природный ландшафт для кочевника

представляет самостоятельную ценность. При распространении ислама вся

территория, начиная с Мекки,, приобрела непрерывную религиозную значимость.

Мусульманские храмы, где бы они не находились, ориентировались на Мекку. В

этом смысле все пространство мира для мусульманина организовано вокруг

единого религиозного центра. Понятие природы, как среды чуждой для человека

в исламе не существует. Все пространство являлось сферой человеческой

деятельности. Такое восприятие пространства обуславливает активное освоение

всех завоеваний мусульманских земель. Вся территория империи покрылась

сетью дорог, соединяющих города с промежуточными селениями. Каждый город

был очередным рубежом распространения веры и цивилизации.

Иррационализм мусульманского бога влечет за собой и неопределенность

его внешнего облика. Причем иррационализм ислама настолько последователен,

что существует поговорка: «Не думай, есть тот, кто уже подумал». В этих

целях любое изображение божества воспринималось бы как покушение на

религию. Значение религиозного изображения преобразует священный текст, его

каллиграфическое воплощение.

Не менее святотатственным представляется мусульманам изображение

людей и животных, т.к. это напоминает процесс сотворения, который доступен

только богу.

Графическое изображение слова по мусульманским представлениям

является как бы стадией воплощения божества вслед за идеями разума и

словом, звучанием.

Арабская вязь не просто образец каллиграфии и эстетического письма,

она становится существенной частью образной системы ислама. Само письмо

арабы сравнивают с драгоценностями и цветами, чернила – с духами. В поэзии

красота тела сравнивается с линиями букв. Иррациональность не только не

допускает изображение бога, но и значительно увеличивает сакральный смысл

его реальных воплощений. Мир оказывается символом бога, а мечеть – моделью

и символом мира как бога.

Тип мусульманского храма, колонная мечеть, сложился в 7 веке. Основные

архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования

мусульманского понятия о красоте: «джамал» – божественная, совершенная

красота (купол мечети); «джалал» – божественное величие (минарет); «сифат»

– божественное имя (изречения из Корана на внешних поверхностях мечети).

1. Истоки, этапы и характер Древнегреческой культуры.

2. Зарождение рац-ти. Древнегреческая философия и наука.

Термин античность (от латинского «древний») со времени возрождения

закрепился за древнегреческой и древнеримской цивилизациями в значении их

фундаментальной роли в становлении культуры. У истоков греческой культуры

стояли цивилизации острова Крит и города Микены в материковой Греции,

расцвет которых приходится на период с 20 по 13 век до н.э. Это была

близкая к восточному типу «дворцовая» культура с централизованной системой

управления, наличием жреческого сословия, бюрократии. К концу 13 века в

силу внутренних конфликтов, природных катаклизмов и нашествия массы племен

происходило крушение государственной системы Крита и Микен и их

окончательная гибель в 12 веке.

Следующий этап (11-9 века до н.э.) назван гомеровским, т.к. основным

источником информации о культуре этого времени являются «Илиада» и

«Одиссея». Для указанной эпохи характерны общий застой и культурный

упадок, утрата обществом письменной и профессиональной традиции, разрушение

старой религиозности. Но, переселившиеся северо-балканские народы (дорийцы)

обладали железным оружием. Они начали железный век, заложили предпосылки

великого подъема Древней Греции. 11-9 века до н.э. стали временем борьбы

родовой знати этих народов за славу, доблесть, богатство. Достижение этих

целей было рагламентировано «героическим кодексом» и ….

Дух культуры выявлялся через состязательность (агональность - от

имени божества состязания Агона), которая закрепилась в качестве принципа

греческого культуротворчества. Так начинается развитие индивидуальных норм

культуры и соответствующего им самосознания. Оно закрепляется формированием

мира новых богов, в котором люди в своей любви к славе могут стать героями

и подняться на божественный уровень. При этом самый тяжелый грех –

превышение границ меры, что может нарушить божественную гармонию мира.

Последующая эпоха стала временем экономического подъема и интенсивного

духовного творческого поиска. Греки проводят внутреннюю и внешнюю

колонизацию. Их выход на побережье Средиземного, Черного и Мраморного морей

утверждает открытость в характере греческой культуры и способность к

заимствованию культурных традиций иных народов. Происходит окончательное

разложение родовой общины, формируется этнический полис – город –

государство, который можно определить как форму человеческого общежития,

где община свободных граждан выступает собственником средств производства и

политического организма. В материальном производстве закрепляется труд

раба. Раздробленная в политическом отношении Греция в эту же эпоху

объединяется со знанием духовного единства и утверждает охватывающее весь

греческий мир понятие «Эллада». Зримым выражением единства служат греческие

святилища и единый пантеон греческих богов-олимпийцев, возглавляемый

Зевсом. Антропоморфные олимпийские боги поддерживают установленный

космический и социальный порядок, покровительствуют всем видам деятельности

людей. Игры (Олимпийские) в честь некоторых богов выступают важным фактором

культурного развития. Полисная жизнь укоренена в священном, божественном

законе, реализуемом через закон общественный. Последний, выступает как

безличная правовая норма, равнообязательная для всех. Равное положение

граждан перед законом ограничивает состязательную культуру и ставит в

позицию принудительного социального творчества. Важную роль в этом переходе

сыграли социально-политические и экономические реформы афинского

политического деятеля и поэта Солона. Их содержание определялось интересами

афинского демоса.

Эпоха классики (5-4 века до н.э.) – взлет греческого гения, его полное

и завершенное выявление во всех областях культуры: искусстве, архитектуре,

литературе, философии и науке. Она была подготовлена складыванием системы

рабовладения, полным развитием полисной демократии, накоплением

гражданского самосознания, преимуществом закона перед деспотизмом. Классика

формирует представление о – человеке, как самостоятельной личности.

Подтверждение – общественная жизнь Афин в пору правления Перикла.

Складывается общественный идеал полноценного гражданина полиса – личности

сильной, энергичной, полной достоинства. Культура предстает как целостная

интегрированная система, где все подчинено задаче утверждения общезначимых

ценностей. Общественная связь регулируется законом, который приобретает

характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.

С 4 века до н.э. начинается полоса кризиса античного полиса, что

повлекло …….

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра

Македонского, результатом которого стало создание огромной мировой империи;

начинается эпоха Эллинизма – распространения греческой культуры на всей

территории державы и ее соединение с восточными элементами, что особенно

проявилось в специфике духовной жизни и художественных формах. Утвердилась

единая эллинистическая культура, сохранившаяся и после распада империи на

ряд царств.

После завоевания эллинистической Греции Древним Римом, формы

эллинистической культуры были восприняты и продолжили существование.

Сущность культуры Древней Греции сформировалась в эпоху классики и

выявилась через определенные черты. Важнейшие из них:

1. ……

Момента кульминации это единение достигло в эпоху классики, когда все

проявления личного смогли смоделироваться и выявиться только через

общие……

2. Греческую культуру отличал специфический античный космизм.

Греческий космос выступает абсолютным божеством и противостоит

хаосу упорядоченностью и красотой. Одновременно он предстает как

чувств-й, разумный,, одушевленный и, хотя, только богам доступны

законы природы, человеку также дан шанс вмешиваться в космические

дела, поскольку космическая гармония, симметрия и мера воплощены в

человеческом теле и это делает доступным для человека космический

ритм.

3. Антропоцентризм как постоянное соотношение космоса с человеком,

природных объектов с человеческим телом, такой подход утвердил

культ человеческого тела, как мерила всех форм художественной

культуры, настрой греков на любовь к земной жизни, ее неоспоримым

преимуществом над смертью.

Специфику культуры античной Греции выявляли также такие черты, как

состязательность во всех сферах жизни; праздничность, оформленная в

красочные и зрелищные формы, установка на созерцание природы, красоты и

гармонии.

Таким образом, эмоционально-эстетическое восприятие мира древними

греками сочеталось с различным подходом к нему. Такой подход и понимание

мира формировали новый тип культуры с активно преобразующей внешней

функцией. Это нашло отражение во всех основных, культурных формах: мифе,

религии, философии, науке, художественном творчестве.

2. Духовная эволюция древнегреческого мира определяется постоянным

нарастание гуманизма, интересом к человеку и становлением рационального по

характеру философского мышления. Переход от религии к философии обнаружился

в пору архаического мировидения и был обусловлен совокупностью социальных и

природно-биологических факторов. При этом следует выделить:

. политическую свободу слова, как внешнюю форму свободы мысли;

. разрыв с традиционной религиозностью и высвобождение на этой основе

познавательного интереса;

. отсутствие …….

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12