Культурология
в бесконечной череде приходящих вещей и состояний. Определяющим признаком
является естественность. Человек не в силах изменить естественный порядок
вещей, поэтому удел человека – пассивное созерцание естественного хода
событий и стремление постичь «Дао». Даосизм утверждает принцип не деяния.
Его смысл заключается в продуманном спокойствии, при котором возможны
только самые необходимые действия. Чтобы сохранить себя необходимо
сообразовать собственное поведение с непреложными законами природы. Это
этика невзыскательности, удовлетворения своей судьбой, отказа от желаний и
стремлений.
Китайская культура является философской и светской в широком смысле
слова. Здесь уже в древности этико-ритуальные принципы и соответствующие
формы поведения были решительно поставлены на первый план. Со временем они
заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира. Не мистические
ощущения и верования, а ритуалы и церемонии определяли облик этой
цивилизации. Человек в Древнекитайской культурной системе стремился к жизни
в ее природной полноте и рациональной устроенности.
3. Ислам возник как идеологическое и организационное обеспечение
целостного торгового и налогового пространства в ореоле караванного пути из
Индии в страны Средиземноморья. Объединение племен и стирание различий
между ними, а также замирание торговых городов и воинственных бедуинов,
живущих за счет грабежа караванов, произошло благодаря упразднению культов
сотен родовых божеств и провозглашения единым богом Аллаха.
Пятью столпами (основные элементы) являются: вера в единственность
Аллаха; почитание пророка Мухаммеда; молитва; пост; паломничество в Мекку.
Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не
с христианским богом, а с иудейским. Коран запрещает поклонение ангелам и
пророкам, кроме Мухаммеда. Обычай молиться Мухаммеду, заимствован у иудеев.
Мусульмане молятся в течение суток 5 раз. Перед молитвой обязательно
совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку,
земле и пыли с одежды. Пост мусульмане соблюдают в течение месяца рамадан и
заключен он в том, что есть и пить разрешено только ночью, после захода
солнца. Милостыня для мусульман означает в первую очередь уплату налога
казне.
Мекка была местом паломничества для арабов еще до ислама. Ислам
характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с
протестантизмом. Экономическая деятельность человека также оценивается с
точки зрения морали. Ислам не осуждает богатство. Характерная черта ислама
в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд
и не создание материальных ценностей, а расширение контролируемых
территорий путем захвата. Основной политической идеей ислама является
создание халифата – мощной целостной империи.
Халифом может стать авторитетный мусульманин из рода курейшитов, т.е.
потомок пророка Мухаммеда. Между общиной и халифом заключается договор,
который является основой государственного строя. Теоретически халиф не
пользуется никакими привилегиями. Он следит за соблюдением законов, и сам
подчинен нормам мусульманского права.
Таким образом, существенной чертой исламского общественного устройства
является то, что хотя глава государства выбирается большинством
мусульманского населения исполняет он не его волю, а незыблемые законы
шариата. Исламскую цивилизацию, по мнению Тойнби, можно отнести к
цивилизациям задержанным, т.е. зафиксированным в определенном состоянии.
Секрет долгожительства этой цивилизации Тойнби объясняет тем, что иерархия
и механизм управления обществом были отделены от носителей власти, не
только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще.
Военная и управленческая иерархии состоят из маммонов – янычар,
воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. Так, на
дипломатической службе после падения Византии в Османской империи стояли
образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по
иерархической лестнице было неограниченно, но подконтрольно. Смерть могла
угрожать за любой проступок. Положение завоевателей, оставалось незыблемым,
и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби
связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.
Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в
странах этого региона. Прежде всего, это коснулось развития исторического
жанра и литературы. Если в Западноевропейской историографии единая
хронология формировалась, начиная с 11 века, то исламские историки,
датируют события и располагают их в хронологическом порядке, уже с 8 века.
Кочевое прошлое арабов сказалось и на мусульманской культуре. Она не
стала городской в смысле дискретности восприятия пр-ва, где она вне города
воспринималась как пустота. Весь природный ландшафт для кочевника
представляет самостоятельную ценность. При распространении ислама вся
территория, начиная с Мекки,, приобрела непрерывную религиозную значимость.
Мусульманские храмы, где бы они не находились, ориентировались на Мекку. В
этом смысле все пространство мира для мусульманина организовано вокруг
единого религиозного центра. Понятие природы, как среды чуждой для человека
в исламе не существует. Все пространство являлось сферой человеческой
деятельности. Такое восприятие пространства обуславливает активное освоение
всех завоеваний мусульманских земель. Вся территория империи покрылась
сетью дорог, соединяющих города с промежуточными селениями. Каждый город
был очередным рубежом распространения веры и цивилизации.
Иррационализм мусульманского бога влечет за собой и неопределенность
его внешнего облика. Причем иррационализм ислама настолько последователен,
что существует поговорка: «Не думай, есть тот, кто уже подумал». В этих
целях любое изображение божества воспринималось бы как покушение на
религию. Значение религиозного изображения преобразует священный текст, его
каллиграфическое воплощение.
Не менее святотатственным представляется мусульманам изображение
людей и животных, т.к. это напоминает процесс сотворения, который доступен
только богу.
Графическое изображение слова по мусульманским представлениям
является как бы стадией воплощения божества вслед за идеями разума и
словом, звучанием.
Арабская вязь не просто образец каллиграфии и эстетического письма,
она становится существенной частью образной системы ислама. Само письмо
арабы сравнивают с драгоценностями и цветами, чернила – с духами. В поэзии
красота тела сравнивается с линиями букв. Иррациональность не только не
допускает изображение бога, но и значительно увеличивает сакральный смысл
его реальных воплощений. Мир оказывается символом бога, а мечеть – моделью
и символом мира как бога.
Тип мусульманского храма, колонная мечеть, сложился в 7 веке. Основные
архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования
мусульманского понятия о красоте: «джамал» – божественная, совершенная
красота (купол мечети); «джалал» – божественное величие (минарет); «сифат»
– божественное имя (изречения из Корана на внешних поверхностях мечети).
1. Истоки, этапы и характер Древнегреческой культуры.
2. Зарождение рац-ти. Древнегреческая философия и наука.
Термин античность (от латинского «древний») со времени возрождения
закрепился за древнегреческой и древнеримской цивилизациями в значении их
фундаментальной роли в становлении культуры. У истоков греческой культуры
стояли цивилизации острова Крит и города Микены в материковой Греции,
расцвет которых приходится на период с 20 по 13 век до н.э. Это была
близкая к восточному типу «дворцовая» культура с централизованной системой
управления, наличием жреческого сословия, бюрократии. К концу 13 века в
силу внутренних конфликтов, природных катаклизмов и нашествия массы племен
происходило крушение государственной системы Крита и Микен и их
окончательная гибель в 12 веке.
Следующий этап (11-9 века до н.э.) назван гомеровским, т.к. основным
источником информации о культуре этого времени являются «Илиада» и
«Одиссея». Для указанной эпохи характерны общий застой и культурный
упадок, утрата обществом письменной и профессиональной традиции, разрушение
старой религиозности. Но, переселившиеся северо-балканские народы (дорийцы)
обладали железным оружием. Они начали железный век, заложили предпосылки
великого подъема Древней Греции. 11-9 века до н.э. стали временем борьбы
родовой знати этих народов за славу, доблесть, богатство. Достижение этих
целей было рагламентировано «героическим кодексом» и ….
Дух культуры выявлялся через состязательность (агональность - от
имени божества состязания Агона), которая закрепилась в качестве принципа
греческого культуротворчества. Так начинается развитие индивидуальных норм
культуры и соответствующего им самосознания. Оно закрепляется формированием
мира новых богов, в котором люди в своей любви к славе могут стать героями
и подняться на божественный уровень. При этом самый тяжелый грех –
превышение границ меры, что может нарушить божественную гармонию мира.
Последующая эпоха стала временем экономического подъема и интенсивного
духовного творческого поиска. Греки проводят внутреннюю и внешнюю
колонизацию. Их выход на побережье Средиземного, Черного и Мраморного морей
утверждает открытость в характере греческой культуры и способность к
заимствованию культурных традиций иных народов. Происходит окончательное
разложение родовой общины, формируется этнический полис – город –
государство, который можно определить как форму человеческого общежития,
где община свободных граждан выступает собственником средств производства и
политического организма. В материальном производстве закрепляется труд
раба. Раздробленная в политическом отношении Греция в эту же эпоху
объединяется со знанием духовного единства и утверждает охватывающее весь
греческий мир понятие «Эллада». Зримым выражением единства служат греческие
святилища и единый пантеон греческих богов-олимпийцев, возглавляемый
Зевсом. Антропоморфные олимпийские боги поддерживают установленный
космический и социальный порядок, покровительствуют всем видам деятельности
людей. Игры (Олимпийские) в честь некоторых богов выступают важным фактором
культурного развития. Полисная жизнь укоренена в священном, божественном
законе, реализуемом через закон общественный. Последний, выступает как
безличная правовая норма, равнообязательная для всех. Равное положение
граждан перед законом ограничивает состязательную культуру и ставит в
позицию принудительного социального творчества. Важную роль в этом переходе
сыграли социально-политические и экономические реформы афинского
политического деятеля и поэта Солона. Их содержание определялось интересами
афинского демоса.
Эпоха классики (5-4 века до н.э.) – взлет греческого гения, его полное
и завершенное выявление во всех областях культуры: искусстве, архитектуре,
литературе, философии и науке. Она была подготовлена складыванием системы
рабовладения, полным развитием полисной демократии, накоплением
гражданского самосознания, преимуществом закона перед деспотизмом. Классика
формирует представление о – человеке, как самостоятельной личности.
Подтверждение – общественная жизнь Афин в пору правления Перикла.
Складывается общественный идеал полноценного гражданина полиса – личности
сильной, энергичной, полной достоинства. Культура предстает как целостная
интегрированная система, где все подчинено задаче утверждения общезначимых
ценностей. Общественная связь регулируется законом, который приобретает
характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.
С 4 века до н.э. начинается полоса кризиса античного полиса, что
повлекло …….
Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра
Македонского, результатом которого стало создание огромной мировой империи;
начинается эпоха Эллинизма – распространения греческой культуры на всей
территории державы и ее соединение с восточными элементами, что особенно
проявилось в специфике духовной жизни и художественных формах. Утвердилась
единая эллинистическая культура, сохранившаяся и после распада империи на
ряд царств.
После завоевания эллинистической Греции Древним Римом, формы
эллинистической культуры были восприняты и продолжили существование.
Сущность культуры Древней Греции сформировалась в эпоху классики и
выявилась через определенные черты. Важнейшие из них:
1. ……
Момента кульминации это единение достигло в эпоху классики, когда все
проявления личного смогли смоделироваться и выявиться только через
общие……
2. Греческую культуру отличал специфический античный космизм.
Греческий космос выступает абсолютным божеством и противостоит
хаосу упорядоченностью и красотой. Одновременно он предстает как
чувств-й, разумный,, одушевленный и, хотя, только богам доступны
законы природы, человеку также дан шанс вмешиваться в космические
дела, поскольку космическая гармония, симметрия и мера воплощены в
человеческом теле и это делает доступным для человека космический
ритм.
3. Антропоцентризм как постоянное соотношение космоса с человеком,
природных объектов с человеческим телом, такой подход утвердил
культ человеческого тела, как мерила всех форм художественной
культуры, настрой греков на любовь к земной жизни, ее неоспоримым
преимуществом над смертью.
Специфику культуры античной Греции выявляли также такие черты, как
состязательность во всех сферах жизни; праздничность, оформленная в
красочные и зрелищные формы, установка на созерцание природы, красоты и
гармонии.
Таким образом, эмоционально-эстетическое восприятие мира древними
греками сочеталось с различным подходом к нему. Такой подход и понимание
мира формировали новый тип культуры с активно преобразующей внешней
функцией. Это нашло отражение во всех основных, культурных формах: мифе,
религии, философии, науке, художественном творчестве.
2. Духовная эволюция древнегреческого мира определяется постоянным
нарастание гуманизма, интересом к человеку и становлением рационального по
характеру философского мышления. Переход от религии к философии обнаружился
в пору архаического мировидения и был обусловлен совокупностью социальных и
природно-биологических факторов. При этом следует выделить:
. политическую свободу слова, как внешнюю форму свободы мысли;
. разрыв с традиционной религиозностью и высвобождение на этой основе
познавательного интереса;
. отсутствие …….
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|