скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

Византии.

1. В истории Византии обычно выделяют 5 этапов:

1-ый (IY-YII в). В этот период происходит формирование

многонационального государства и сословной структуры общества.

Одновременно формируется многочисленная военная бюрократия,

группирующаяся вокруг императора, которому принадлежит вся полнота

власти. В отличие от Западно-Римской империи в Византии в этот

период существует множество городов, в стране активно ведется

строительство.

2-ой (2 пол-на YII – 1-я пол-на IX в.). В этот период Византия

была вынуждена со всем напряжением сил отражать нашествие арабов и

славян. В результате территория державы сокращается вдвое,

выравнивается национальный состав: преобладающими этническими

группами становятся греки и славяне. На этом же этапе усиливается

также конфликт между церковью и государством, первые признаки

которого дали о себе знать уже в конце 1-го этапа. В итоге церковь

вышла победителем, и культура в целом оказывается в атмосфере

консерватизма и охранительства.

3-й (2 пол-на IX – cер. XI в.). Он считался “золотым веком”

истории Византии. Он характеризуется бурным развитием экономики и

беспрецендентным расцветом культуры. Города продолжают расти и

множиться, возрождается школа и университеты, создается

превосходная библиотека, разворачивается миссионерская

деятельность. В 1054 г. происходит разделение христианской церкви

на Восточную и Западную, что отделяло Византию от Запада и

обеспечивало ей духовную независимость. Однако на этот же период

приходится и поражение, которое Византия в 1071 г. потерпела от

турок-мусульман, однако это еще не было падением империи.

4-ый (2 пол-на XI – нач. XIII в.). Он был временем нового подъема.

Турки были частично оттеснены, и их власть ослабела, но империя

подрывалась многочисленными внутренними смутами. В результате в

1204 г. рыцари IY Крестового похода без особых усилий завоевали

Константинополь и основали на Босфоре Лат. империю. Императорская

власть утрачивает свою объединяющую роль и на первый план выходит

церковь.

5-ый (1261 – 1453). Он начинается с освобождения Константинополя от

латинян. Тем не менее, империя не смогла возродиться в своем былом

великолепии. Страна была разоренной и слишком ослаблена и в таком

состоянии Византия смогла сохранить свою культуру. Более того, к

сокровищнице прежних достижений были добавлены результаты

небывалого для таких ущербных эпох развития философии, богословия,

искусства. Но в 1453 г. турецкая армия осадила и взяла

Константинополь. Этот год был и концом Византии.

Говоря об истоках и особенностях Византийской культуры, следует,

прежде всего, что она в отличие от Западно-Европейской культуры не

подвергалась сильному воздействию со стороны варваров. С момента своего

возникновения империя оформилась как христианская держава, тогда как Запад.

Римская империя сталкивалась с серьезными проблемами христианизации

варваров. Преобладающая роль греческого населения Византии позволила

непосредственно усваивать достижения Древне-Греческой культуры. В отличие

от Зап. Римск. империи церковь в Византии не имела самостоятельности и

выступала в качестве части государственной машины, не имеющей, практически,

никаких политических функций. Естественным следствием такого подчиненного

положения церкви является культ императора в качестве настоящей сакральной

фигуры. Такой сакрализации светской власти христианский Запад никогда не

знал. Истоки и особенности Византийской культуры останутся непонятными и

без учета более высокого (вплоть до 12 века), по сравнению с Западом,

уровня развития материального производства.

Если на Западе античные города были разрушены и разорены, в результате

набегов варварских племен, то Византия сохранила и развила городскую

структуру Античности. Есть и еще один важный момент: отсутствие сословно-

корпоративных отношений, характерных для Зап. Средневековья, и происходящих

из родовых общественных связей. Эти связи возродились под воздействием воли

варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни.

2. Второй крупной силой в Византии, после императора, была церковь.

Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В

действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая

патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия не только обладала

всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на

религиозные верования. В то же время церковь имела огромное воздействие на

византийское общество. Несмотря на то, что в Византии христианство было

признано в IY веке государственной религией, она оставалась еще

полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранилось

до конца Y века. В деревне даже в XII веке продолжал существовать культ

Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству ….. Юлиан

хоть и получил христианское воспитание, но став императором выразил

приверженность язычеству, реформировав его на основе неоплатонизма. За

издание эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его

Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане

уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. В Александрии в конце IY века

был разрушен Серапиум – центр языческого культа и сожжена знаменитая

библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков христиан погибла женщина философ

Ипатия (370-415). Было запрещено проведение Олимпийских игр. Имущество

закрывавшихся языческих храмов отбиралось в пользу казны. Постепенно

языческое сознание умирало, сменяясь новым – христианством, которое все

больше определяло духовную жизнь Византии. В Византии церковь вела борьбу с

ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от

официального учения. По мнению церковников человек должен был постичь

содержание священного писания вне прикосновения и сохранить данные ему

божественные истины, не менять их знание и не изобретать новых. В то же

время во мнениях не было единообразия. Богословы и еретики по-разному

понимали священное писание, а поэтому духовная жизнь средних веков

представляет собой поле битвы, где люди отстаивали свою трактовку любой

фразой из писания. В течение первых двух веков существования Византийской

церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и

догматичными спорами.

На Вселенских соборах речь шла о правомерном или неправомерном учении,

от членов общины требовалось соблюдение обрядов и признания церковных

догматов. Страстные споры разгорелись вокруг главного догмата христианства

– о единой и неделимой Троице, включающей Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа

Святого. Особенно волновал людей того времени вопрос о природе Христа. Бог

он или человек? В христологических спорах мнения участвующих постоянно

расходились, менялись на Эдиска (431) и Халкидонском (451) соборах победило

мнение, которое пыталось обосноват миф о земной жизни Христа. С течением

времени возрастали противоречия между Зап. (католич) и Вост. (православн)

церковью. Шла борьба между Папой Римским и Конст. Патриархом за

политическое и религиозное первенство. В IX веке Восточная церковь

обособилась от Зап.

В XI веке произошел раскол, вследствие чего католическая и

православная церкви стали независимыми ответвлениями христианства. Говоря

об особенностях положения Византийской церкви, следует иметь в виду ее

относительную бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами,

которые были в распоряжении церкви на Западе. Куда менее богатым был, по

сравнению с Папой и Константин Патриарх. Не было у Византийской церкви и

вассалов. Для достижения своих целей Византийская церковь обращалась к

социальным низам и почти всегда добивалась успеха. Церковные деятели видели

свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия,

гасить волны политических страстей. Несмотря на постоянные конфликты между

церковью и государством их объединяло одно – стремление сохранить

традиционный порядок вещей, не допустить никаких существенных изменений.

Христианское мироощущение пронизывает и повседневную жизнь. Высшими

ценностями явл. аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается

в качестве подготовки к переходу к вечно жизни.

Отсутствие «разрывов» в развитии культуры приводит Византию к

настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается не только

священное писание и священное предание, но и античная, художественная и

философская классика. Взаимодействие античной традиции и христианского

мировоззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. В IY-YI

веках античные литературные жанры были еще широко распространены.

Встречалась даже любовная лирика и эротическая поэзия, но уже с конца YI

века особое значение приобретают новые жанры (церковная поэзия,

назидательное чтение для широких народных масс – житие святых).

Огромных успехов Византийская культура добилась в ИЗО и архитектуре. И

в этих областях проявилось взаимодействие двух линий влияния – Античной и

церковной. Византийским мастерам удалось сохранить и усовершенствовать

античную технику ИЗО. В то же время эта техника использовалась для передачи

новых христианских образов и символов.

3. В культуре Византии полностью торжествуют обобществленные духовные

принципы, общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от

реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

Окончательно складываются и основные принципы в Византийской эстетике.

Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и она теперь

описывается с помощью таких эстетических категорий, как, прекрасное, свет,

цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных

проблем искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве

получил преобладание традиционализм, каноничность. Искусство теперь не

противоречит догмам официальной религии. Однако двойственность Византийской

культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений

не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной

церковной идеологии.

В XI –XII веках в Византийской культуре происходят серьезные

мировоззренческие сдвиги: рост провинциальных городов, подъем ремесла и

торговли, формирование политического и интеллектуального самосознания

горожан, консолидация господствующего класса при сохранении

централизованного государства, сближение с Западом, не могли не отразиться

на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных

наук, расширение представлений человека о земле и Вселенной, потребности

мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного

общения со странами Европы и арабским миром, все это –приводит к обогащению

Византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении Византийского

общества. Это было время подъема научных знаний, и зарождение рационализма

философской мысли Византии. Рационалистические мысли у Византийских

философов и богословов так же как у Западно-Европейских схоластов XI – XII

веков проявились, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а

порою и поставить разум выше веры.

Важной предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап

возрождения Античной культуры, осмысление античного наследия как единой,

целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI – XII

веков воспринимали от античных философов уважение к разуму, на смену слепой

веры, основанной на авторитете, приходят исследования причинности явлений в

природе и обществе.

Византийская философия основана на античных философских учениях разных

школ, а не только на трудах Аристотеля.

Подводя итого развития Византийской культуры в XI – XII веках можно

отметить новые черты:

. безусловно, культура Византийской империи в это время еще

оставалась средневековой, традиционной, каноничной, но уже

пробивались ростки рационализма и свободомыслия, усиливалась борьба

различных общественных группировок в сфере культуры, растет

социальное недовольство.

. В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и

сюжета, к индивидуализации авторского лица, к появлению авторской

позиции, в ней зарождалось критическое отношение к аскетическому

монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения.

Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают

литературные кружки.

. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское

искусство. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году привел

к распаду Византийской империи.

……………

В области архитектуры собственно возрождаются планировочные и

пластические принципы, начинают проявляться в ряде городов Германии:

Аугсбурге, Нюрнберге, Галле. Они сливаются с традициями готики, что придает

германской возрождающейся архитектуре изощренность и вычурность. Во многих

сооружениях, строительство которых продолжалось десятки лет вообще

невозможно установить границу, разделяющую готику от более поздних стилей.

Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в

Кельне, собор в Умли, а также ряд замковых дворцовых сооружений. Интерьеры

церквей украшены скульптурой, фресками, реже витражами, алтарями и

станковой живописью.

Церкви выполняли функции музея наряду с отправлением культовых

моментов. В целом достижения архитектуры Северного Возрождения менее

самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре.

Интересна и музыка времен Северного Возрождения. К 16 веку существовал

богатый фольклор (вокальный). Музыка звучала в Германии повсеместно: на

гуляниях, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крест. война и

реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало

выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое

пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский

хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей Европейской музыки, но в

первую очередь, на музыкальность самих немцев, которые и сегодня

музыкальное образование считают не менее важным, чем естественно научное.

Европейская культура Нового Времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12