скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

для людей новые границы свободы и, индивидуально реализуя его способности к

общению и созданию символов. Мир культуры – это идеальная символическая

вселенная, которая важнее для людей, чем природный мир.

Пони мание культуры, как мира символов, выражает ценности социального

общения, глубокие верования и идеалы народов, растворившись в системе

коммуникаций, делает язык предметом культурологических исследований.

Методы, сложившиеся в науке о языке исследователи символической школы

переносят в науки общественные. Общественные отношения стали

рассматриваться по аналогии между значимыми единицами языка и речи. В ход

пошли методы структ. языкознания, социологии языка, трактовка языка, как

голоса бытия, открытие в языке шифров бытия и т.д.

Данная методология стала базой для оформления особой линии в изучении

культуры – структурализма и постструктурализма. Его представители исходят

из того, что культура и все ее формы (экономика, политика, одежда, жилище и

т.д.) структурирована как язык и процессы, происходящие в ней можно

истолковать как обмен сообщениями. Поэтому и всю культуру можно

истолковать, как текст с бесконечным количеством сообщений, но при первом

же анализе конкретного текста он начинает до бесконечности рассыпаться на

обрывки из других текстов, чужие мысли, слова.

По сравнению с распыленностью сообщений, язык, на котором они

составлены, представляет прочность своей структуры, способной производить

все новые сообщения. Именно механизм порождения текстов, спрятанный в

языке, а не сами тексты интересуют структуралистов, которые считают, что

язык, средства сообщения струатурируют общественные процессы по своему

образу и подобию. Даже менталитет народа зависит от того, каким образом

передается сообщение (письменно, устно, по радио, письмом азбучным или

иероглифами и т.д.).

Работу с текстами продолжил постструктурализм. Чтобы преодолеть

противоречие между жизнью и культурой, было предложено брать текст в момент

его становления, что и дает возможность заглянуть под маску наличных

форм культуры. Туда, где еще нет знакомых форм, все значения смещены.

Подобный процесс исследования получил название деконструкции. Деконструкции

подверглись не только философские тексты, но и само постмодернистское

искусство выступает примером деконстукции классических текстов культуры.

Эпоха постмодернизма заставила многих мыслителей Запада четко

сформулировать свое отношение к духовному наследию возрождения и нового

времени. Постмодернист. разрыв с классической традицией встреч.

противодейстие в ….. теоретиков, которые считают, что совокупные

проблемы человека сегодня требуют осознания общегуманистических ценностей

на базе которых герменефтический разум призван постоянно воссоздавать и

переосмысливать культурно-исторический процесс, вести диалог с прошлым,

рисовать возможные контуры будущего.

4. Структура и функции культуры.

1. Системная организация культуры и основные компоненты ее структуры.

2. Содержание и классификация языка культуры.

3. Функции культуры.

1. Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную

многоуровневую систему. Ее исследователи предлагают структурный анализ.

Структура – это совокупность установившихся связей культуры, обеспечивающих

ее целостность, т.е. сохранение основных свойств, при различных внутренних

и внешних изменениях. По смыслу, понятие структура принято соотносить с

понятием система, организация. Структ. целостность определена взаимной

обусловленностью и взаимовлиянием основных видов и содержания элементов

культуры, проявляется в иерархии ценностей, их различном положении в шкале

значимости для человека. Целостность культуры – это целостность самой жизни

человека, целостность тех материальных и духовных ,

которые сотворены его трудом и потому выступают как «артефакты»

(искусственно созданные). Для удобства научного анализа в структуре

культуры выделяют или ее принято делить на материальную, духовную,

социальную.

1. Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и

формам «артефакты», где природный материал и объект превращаются в вещь,

т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Сюда относят

разнообразные средства материального производства, производственные

отношения, все виды материальных ценностей - архитектуру, здания, средства

коммуникации и транспорта, парки и т.д. Материальная культура оценивается с

точки зрения создаваемых ею средств и условий совершенствования самого

человека.

2. Духовная культура включает в себя как совокупность результатов

духовной деятельности, так и саму духовную деятельность. «Артефакты»

духовной культуры проявляют себя через такие элементы, как обычаи, нормы и

образцы поведения, а также идеалы и ценности, идеи и научные знания. Обычай

появляется в архаичных обществах в качестве основного регулятора

поведения.

Обычай – это привычные целостные образцы поведения людей. Они включают

в себя традиции, которые реализуются через обряды и ритуалы. Обычаи

закреплены в общественной памяти и передаются из поколения в поколение.

Мировоззренческой основой обычая выступают поверья и предания. С появлением

государства многие обычаи закрепились в виде правовых норм.

Нормы – это общепризнанное правило или образец поведения, действия.

Выделяют общекультурные нормы, нормы национальной культуры, а также

универсальные, профессиональные нормы. Они отражают отношение человека к

культуре данного общества, к окружающим людям (если ваш друг прошел мимо и

не поздоровался, вы сразу же встревожитесь, т.к. это не соответствует

норме). Норма является не только правилом, она содержит в себе и оценку,

выступает образцом, т.е. показателем необходимого уровня поведения. Образцы

поведения – это нормальное поведение.

Ценности относятся к более высокому уровню духовной культуры. Они

включают в себя не только нормы или обычаи, но и интерес и потребность,

долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность предполагает выбор. Иерархия

ценности складывается постепенно, как результат опыта культурной

деятельности человека и выглядит следующим образом:

. сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание,

одежда, гигиена, комфорт и т.д.);

. отдельные духовные ценности (социальные, политические, религиозные,

идеологические, художественно-эстетические, семейно-родственные и

трудовые);

. моральные ценности, прежде всего признание ценности личности.

Обогащение культуры происходит путем ассимилирования и синтезирования

ценностей. Устойчивость развитых культур обеспечивается наличием механизмов

согласования ценностей без взаимного их разрушения.

Максимально ограниченные ценности образуют ядро культуры, которое

представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентаций.

Ядро формирует основные идеалы. Ценностная ориентация культуры может

меняться в зависимости от ряда факторов (экономическая целостность,

этические нормы, эстетические идеалы и критерии удобства). Например,

современную культуру часто называют обществом всеобщего потребления, т.к.

на первый план выдвинуты именно эти ценностные основания.

Знание – это объем сведений или информации, проверенных практикой и

зафиксированных форме представлений, текстов, суждений и теорий. Знание

открывает новые виды реальностей, включая их культуру творчества, повышая

продуктивность и эффективность деятельности человека. Полнота творческой

деятельности человека достигается через создание и использование

разнообразных культурных форм. В качестве таковых выступают: миф, религия,

нравственность, искусство, философия, наука.

Миф – это первоначальная форма духовной культуры, когда человек не

выделяет себя из природной и общественной среды, а его мышление было почти

неотличимо от эмоциональной сферы

Религия выражает потребность человека в ощущении своей сопричастности

к основам бытия. Однако эту основу человек ищет в сфере трансцендентного

обожествления. Не природа, а сверхъестественные силы человека, прежде всего

Дух, с его свободой и творчеством. Развитая религия освобождала человека от

мифологической слитости с природой.

Нравственность возникает после ухода в прошлое мифа. Человеку

требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономии от

коллектива. Так возникают первые нравственные регуляторы: долг, честь,

стыд. Нравственность – это внутренняя саморегуляция в сфере свободы.

Искусство – это выражение потребности человека в образно-символическом

отражении и переживании значимых моментов в своей жизни. Искусство создает

2вторую реальность» – мир жизненных переживаний. Выражается специальными

средствами.

Философия возникла как духовное преодоление мифа. Она стремится к

рациональному объяснению бытия. Философия выступает как теоретическая душа

культуры.

Наука – это рациональная реконструкция мира на основе постижения его

сущности законом.

3. Социальная культура представляет собой отношения, которые

складываются в обществе, и реализуются через социальные институты. В

культурологии существует множество критериев, на основании которых

классифицируется культура. В зависимости от ее носителей выделяют: мировую

и национальные культуры, культуры социальных общностей (классовая,

городская, сельская и др.). В едином поле культуры выделяют два уровня:

специализированный и обыденный. Специализированный уровень подразделяется

на:

1. кумулятивный (где накапливается профессиональный социокультурный

опыт, аккумулятивные ценности);

2. трансляционный.

На кумулятивном уровне культура предстает как взаимосвязь элементов

отражающих предрасположенность человека к определенной деятельности. К ним

относятся: хозяйственная культура, политическая; правовая, философская,

религиозная, научно-техническая, художественная. Каждому из элементов на

кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне.

Экономической культуре соответствует ведение семейного бюджета, домашнего

хозяйства. Политической – нравы и обычаи, правовой – мораль. Философии –

обычное мировоззрение, религии – суеверие и предрассудки, художественной –

обыденная эстетика (архитектура, искусство украшения жилища).

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между

кумулятивным и обыденным уровнями. Каналами связи являются: сфера

образования, средства массовой коммуникации, социальные институты,

институты культуры. Однако главным средством коммуникации в культуре

выступает язык.

2. Язык культуры – это те средства, знания, формы, символы, тексты,

которые позволяют людям вступать в коммуникации друг с другом,

ориентироваться в пространстве культуры.

Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности. С

помощью языка осуществляется понимание, диалог, как между культурами разных

эпох (по вертикали), так и между культурами, существующими одновременно (по

горизонтали). Трудность заключается в переводе смыслов с одного языка на

другой в силу множества систематических и грамматических особенностей. К

примеру, как перевести с русского на грузинский язык слово «тоска», если в

нем отсутствует понятие, отражающее смысл слова. Проблему языка культуры

относят к фундаментальным проблемам.

Во-первых, освоить культуру, ее ценности, невозможно не овладев

системой ее языков.

Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки,

ценности, все то, что определяет его картину мира. Язык культуры – это

способ ее хранения и передачи от поколения к поколению.

В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку

свободу, помогает осознать свое место в культуре. Язык выступает и

продуктом культуры и структурным ее элементом и условием культуры. Он

концентрирует и воплощает в единстве все основы человеческой жизни.

В культурологии принята следующая классификация языков:

. естественные, как основное и исторически первичное средство

познания и коммуникации (русский, английский, белорусский и т.д.).

Они не имеют автора, возникают и изменяются совершенно, закономерно

и независимо от воли людей. Для них характерен непрерывный процесс

изменения, ассимиляции и отмирания. Словарный запас человека, в

среднем, 10-15 тысяч слов, часть из них он использует, другие

понимает, но не использует сам.

. искусственные языки науки, где знание фиксировано и существуют

строгие рамки использования – формулы. К искусственным языкам

относят и язык условных сигналов (азбука Морзе, дорожные знаки).

. вторичные – это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над

естественно-языковым уровнем (язык живописи, танца, музыки и др.).

Т.к. сознание человека есть сознание языковое, то все виды,

надстраивающиеся над сознанием людей могут быть определены как вторичные

моделирующие системы.

Художественная структура позволяет передавать такой объем информации,

который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка

(пересказ стиха обычной речью разрушает структуру, доносит не тот объем

информации).

Культура способна реализовывать себя через систему знаков и символов.

Знак – это материальный предмет (событие, явление), выступающий

объектом заместителем некоторого другого предмета, свойства и используемый

для приобретения, хранения, переработки и передачи информации знаний. Его

характеризует прямая связь с обозначаемым предметом; бытует в разных сферах

общественной жизни: науке, религии, искусстве и т.д. (В письме – буква,

музыке – нота).

Символ в культуре – это категория, раскрываемая через сопоставление

предметного образа и глубинного смысла. Символом называют структуру

значения, где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и

другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть

понят лишь через первый.

Символ возник с развитием психики, когда было осознано разделение на

разум и чувства, различают реальный мир и его отражение в иск. формах. Он

бытует в культуре.

Символ обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к

сознанию, уводит за пределы реальности, тяготеет к графическому

изображению, отображает форму. Жизнь человека символами и знаками, которые

регулируют его поведение, что-то разрушая или запрещая, олицетворяя и

наполняя смыслом. Знаки видимого мира ведут к миру идей. Через обнаружение

смысла формы, человек проникает в смысл содержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12