скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культурология скачать рефераты

природы и человека. Исходным убеждением эволюционистов является то, что

прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения

существующих примитивных обществ, что «пережитки», встречающиеся в

современных культурах способны послужить ключом к разгадке тайн

исторической родословной этих современных культур.

Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейная и

многолинейная. Согласно однолинейной концепции Тайлора, Моргана, Фрейзера и

др., в процессе эволюции человека и его культуры выделяют три

последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство,

цивилизация.

Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем

организации общества и человека. Эволюционные представления

были усовершенствованы в марксизм.

По мнению Маркса в своем развитии человечество проходит через этапы

первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, общественно-

экономической информации, стремясь к воплощению идеала коммунизма. Прогресс

рассматривается как зигзагообразное, неравномерное развитие, в основе

которого лежит диалектика производительных сил и производственных

отношений. У Маркса основной источник культурной динамики содержат

противоречия. Преобладающим в развитии культуры является экономическое

начало.

Немецкий философ Ницше, для различных типов культур, используя

образы богов греческого, Олимпа выделил два начала бытия и художественного

творчества: апполонистическое и дионистическое. Все многообразие культуры

Ницше сводил к двум типам противоположных по природе своего рождения. Через

человека – творца. Через человека-творца проявляются противоположные образы

мира, которые обусловливают наличие в культуре двух начал:

«аполлонистического и дианистического». Именно с этой двойственностью и

связано поступательное движение культуры.

Многоликая эволюционная модель отказыв. от всеобщих законов эволюции

и признает множество путей социокультурного развития. Основное внимание

сосредоточено на проблеме культ. адаптации, понимаемой как процесс

приспособления к среде в ходе которой происходит усложнение культуры,

возникновение новых культурных феноменов.

Циклическая модель культурной динамики представлена в работах

Данилевского, Шпетлера, Тойнби, Гумилева. Основной ее идеал – каждая

культура, проходящая определенный жизненный цикл, от рождения до смерти,

двигается по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса.

Данилевский отрицал существование всеобщего исторического закона

возникновения культуры. Само понятие прогресса в истории связывает не с тем

«чтобы идти всем в одном направлении, а с тем, чтобы исходить все поле,

составляющее поприще истории».

Для Шпенглера возникновение культуры связано со стремлением к

самовыражению, которое находит себя в архитектурных, художественных,

языковых, философских формах.

По мнению Тойнби, развитие любой культуры обусловлено действиями т.н.

«вызова и ответа». В основе истории лежит взаимодействие мирового закона

Бога (это и есть вызов) и человечества (ответ). При этом «вызов» и «ответ»

могут проявляться в различных формах, а историческое движение определяется

интенсивностью и наполненностью «ответа» и «вызова». Более того, всегда

возможны различные варианты развития, и разные ответы на один вызов.

В теории этногенеза Гумилева, рождение культуры связано с появлением

нового этноса. Процесс этногенеза, а вместе с тем, и культурогенеза,

состоит из цикла, включающего и фазы: возникновение, подъем, упадок,

умирание. По мнению Гумилева, при возникновении этноса и культуры действует

импульс пассионарности (пассио – страсть). Пассионарность – способность и

стремление к изменению окружения, это неодолимое стремление людей к

осуществлению своих идеалов. Пассионарность лежит в основе всяких деяний,

оставляющих след в истории. К пассионариям – носителям этого признака,

Гумилев относил Македонского, Цезаря, Невского, Наполеона и др. Пассионарии

переносят свою избыточную энергию на управление соплеменниками. В

результате деятельности на протяжении одного – двух поколений некоторой

массы пассионариев, возникает новый этнос и культура.

2. Для наиболее полного изучения феномена культуры применяется метод

классификации или типологии. Типология – способ научного познания,

в основе которого лежит расчленение системы объектов и их

группировка с помощью обобщающей модели. У истоков современных

историко-типологических представлений о культуре стоит немецкий

социолог М.Вебер.

Он предложил теорию, так называемых, идеальных типов культуры, которые

представляют собой абстрактные модели, не имеющие реальных аналогов в

истории культуры. Вебер выделил три идеальных типа культуры:

. рациональный,

. традиционный,

. хоризматический.

Рациональному типу соответствует правовой тип государства, который

характеризуется подчинением закону, а не авторитету.

Традиционный тип основывается на святости обычаев и традиций. Ему

соответствует патриархальная общность.

Третий тип связан с хоризмой – определенными качествами личности,

позволяющими вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу, хоризмой

обладают основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед, великие

полководцы, выдающиеся политики).

Теоретическую модель культуры можно представить следующим образом:

этнонациональный, социальный и исторический типы культуры.

Этнонациональные типы включают в себя региональную, локальную и

национальную культуру. В основе региональной лежит деление миров культуры

на культурные регионы: европейско-североафриканский (культура Древнего

Египта, Античности, Романского, Германского и Славянского культурных

миров), Дальневосточный, Арабо-мусульманский; Тропические – Африканский,

Латиноамериканский. Локальная культура обозначает разнообразие

географических и социальных параметров, которые с одной стороны

накладываются на культуру, а с другой – осваивают ее, что ведет к

складыванию конкретных исторических типов культуры.

Национальная культура – это символы, верования, нормы поведения,

которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране,

государстве.

По социальному основанию типы культуры подразделяются следующим

образом:

. субкультура;

. народная;

. элитарная;

. массовая.

Под субкультурой понимают те социальные образования внутри общества,

которые отличаются от преобладающей культуры по некоторым культурным

признакам: обычаями, нормами, стилем поведения и т.д.

Характерными чертами субкультуры являются: стиль, предполагающий

создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.);

манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);

жаргон. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень,

различают: элитарную (высокую), народную (фольклор), массовую культуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества и

включает в себя: изящное искусство, классическую музыку, классическую

литературу.

В отличие от элитарной, народная культура создается анонимными

творцами не имеющими профессиональной подготовки. Она включает: мифы,

легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от

места их проживания и ориентирована на коммерческие цели. Массовая культура

порождена научно-технической революцией, притоком населения в город,

разрушением замкнутых сельских общностей.

6. Первобытная культура.

1. Понятие первобытной культуры. Проблема культурогенеза.

2. Периодизация культуры эпохи первобытности.

3. Характер первобытной культуры. Миф. Магия. Ритуал.

1. Становление мира и культуры прямо сопряжено с процессом

гоминизации, т.е. выделения человека из мира животных.

Наука считает, что этот период растянулся на 3-3,5 млн.

лет и выступил как единый в своей основе процесс

становления и человека и общества. В самом начале

человеческое развитие подчинялось законам биологическим и в

меньшей степени культурной эволюции.

Приблизительно 40-35 тысяч лет тому назад человек приобрел современный

физический облик. Культурная эволюция стала решающей. Переход из мира

естественной природы в мир культуры зафиксировал появление человека

разумного, которому предшествовал человек умелый и прямоходящий. Но наука

не может дать достоверных представлений о причинах этого превращения. Есть

несколько научных теорий, объясняющих истоки культурогенеза, т.е.

появления существа мыслящего, творческого, социального.

Наиболее обстоятельно разработана орудийно-трудовая теория, особенно в

марксистских традициях. Согласно этой концепции человек выделился из

животного мира благодаря труду, как целесообразной деятельности. Сознание и

речь, социальное общение рассматриваются в качестве результатов

деятельности по производству орудий труда. Орудия труда действительно

играли огромную роль в жизни и развитии человека. Но новейшие исследования

доказывают, что моторно-сенсорные координации, в производстве и

использовании простейших орудий не требуют значительной остроты мысли.

Поэтому спорным становится предположение о развитии на такой основе высшего

человеческого интеллекта. К тому же теория не дает ответа на вопрос о том,

откуда появляется нечто подобное интеллекту, чтобы заняться трудом?

Основатель психоанализа Фрейд в книге « Тотем и Табу» раскрывает

культурогенез через разгадку первоначального смысла тотемизма. По его

мнению, ритуальное убийство тотема свидетельствует, что был первоначальный

грех: убийство пралюдьми первобытного «отца» из-за сексуального

соперничества. Проснувшееся раскаяние вызвало к жизни феномен совести и

породило культуру как средство преодоления навязчивых видений. Возник

аппарат запрета на каннибализм, страсть к убийству, кровосмешению. Пралюди

сорганизовались в экзогамный род, т.е. обретают способность к социальной

жизни. Даже этнографическая версия Фрейда не подтверждена.

Еще в начале 20 века учеными было установлено, что тотемизм не

является древнейшей формой религии, и далеко не все народы прошли через

тотемическую стадию; к тому же почти вся теория Фрейда строится на идее

приобретения совести, но если этого социального чувства не было у

пралюдей, то откуда было взяться раскаянию. Психоаналитическая версия

культурогенеза выглядит малоубедительной и в силу того факта, что именно

история и культура раскрывают в человеке разрушительные потенции, тогда как

у Фрейда культура – есть средство их обуздания.

К числу достаточно популярных концепций культурогенеза можно отнести

теорию игры, как предвестия культуры. Она наиболее разработана в трудах

голландского историка культуры Хейзинга. Он считает, что игра старше

культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в животных, и она

перешагивает рамки биологической или физической деятельности. По Хейзингу

культура первоначально разыгрывалась раньше, чем изменять окружающую среду,

человек сделал это в собственном воображении в сфере игры. По мере

развития культуры игровой момент отступал на задний план, но во все времена

и всюду, даже форма высокоразвитой культуры может проявляться в полную

силу. Выделив символический характер игровой деятельности, Хейзинг не

ответил на главный вопрос культурогенеза. Все животные обладают

способностью к игре. Откуда берется непреодолимая тяга к игре у одного

вида? Человек не только играет, но и создает культуру. Почему другие живые

существа этого не делают?

Большое распространение в настоящее время получила символическая

концепция культурогенеза. Ее создатель Кассирер выводит феномен культуры из

факта несовершенства биологической природы человека, который утратил свою

природу по неизвестным причинам. Прачеловек оказался существом свободным,

но лишь негативно свободным. Он вышел за рамки вида, не имея позитивной

программы существования. При отсутствии полной программы инстинктов

прачеловек бессознательно присматривался и подражал животным. Эта

склонность к подражанию изменила сам способ человеческого существования.

Превращаясь как бы то в одно, то в другое существо, человек наработал

определенную систему ориентиров, символов, которые надстраивались над его

первоначальными инстинктами, по-своему дополняли их. Так, по мнению

Кассирера, из самой природы, из подражания возникла социальная программа,

потом складывалась особая система. Человек стал творцом и создателем

символов, в которых полагалось закрепить различные стандарты поведения.

Символическая теория также не отвечает на ряд вопросов по проблемам

культурогенеза.

По образному выражению Яскерса то, что сделало человека человеком,

осталось за пределами переданной нам истории. Там, где обыденное мышление

поражает примитивность, культурологическая мысль видит уникальный и

неповторимый по своей глубине скачок в развитии Вселенной. Космическое

событие, появление существа, в котором природа приобретает завершенность и

способность к «самоосмыслению».

Исследование человеческого первобытия является предметом

культурологии. Культура периода появления человека разумного, деятельность

которого уже основывалась на социальном опыте лежит в основе

функционирования мировой культуры современности, составляющей те

первоначала, которые всегда присутствовали в жизни человека.

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества

определяется по материалу изготовления орудий труда и называется каменным

веком. Еще мыслители древности высказывали такое понимание направления в

развитии человека. Первую близкую к современной классификацию начальных

периодов истории дал Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей». Он

разделил историю на каменный, бронзовый и железный века. В 20 веке ученые

благодаря совокупности различных методов изучения первобытной культуры

получили возможность не только анализировать технику обработки, химический

состав орудий труда, выявлять места расселения первобытного человека, но и

оценивать как целостность мир его культуры. Кроме различных предметов в нем

присутствовали уникальные и неповторимые духовные феномены.

Начало каменного века отстоит от нашей эпохи на 3-5 млн. лет. Этот

период разделен учеными на палеолит (древний каменный), мезолит (средний),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12