скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Жанрово-речевая проблема в студенческих печатных изданиях скачать рефераты

p align="left">Так, основной целью оперативно - новостной группы текстов является максимально кратко, точно, оперативно предоставить информацию, отвечающую запросам аудитории, что и осуществляется в жанре заметки.

Оперативно - исследовательские тексты представляют собой истолкование сообщаемой информации: сообщают детали и подробности того или иного события, комментируют, оценивают происходящее. Представлены жанрами репортажа, отчета, интервью.

Группа иследовательско-новостных текстов (жанры корреспонденции, комментария, рецензия) объединяет стремлениежурналиста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации, а с другой - проанализировать, дать оценку описываемым фактам. Таким образом, акцент переносится с изложения факта на его интерпретацию, комментарий.

Логический, рациональный анализ, система рассуждений журналиста в центре повествования, использование различных источников информации, сопоставление различных точек зрения - все это является чертами исследовательских текстов, которые представлены жанрами статьи, письма, обозрения.

К последней группе исследовательско-образных текстов относятся жанры очерка, фельетона и памфлета, для которых основополагающим является метод образного познания действительности.

В нашей работе при анализе газеты «ПУ» мы будем опираться на концепцию Л. Е. Кройчика, который утверждает, что в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала), Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000. С. 126-129. серьезно встает проблема пересмотра традиционной классификации жанров и тщательного изучения её основных речевых характеристик. Данная классификация отражает все особенности, (отмеченные ранее) жанровой системы современных СМИ.

Глава 3. Жанрово-речевая проблема студенческих печатных изданий. Газета «Петрозаводский университет»

Современная российская пресса очень разнообразна: региональные издания, развлекательные газеты и журналы, «качественная», бульварная пресса, женские, мужские издания, публикации для детей и юношества. На сегодняшний день молодежная пресса представляет совершенно особый сегмент средств массовой информации. Это типологически особая группа периодики, которая выполняет несколько иные задачи, имеет иную функциональную направленность по сравнению с остальными типами СМИ. М. Е. Аникина отмечает, что в силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежной аудитории основной функцией в таких изданиях становится социализаторская функция, которая заключается в «представлении аудитории и распространении различных моделей поведения, в оказании определенного влияния на принимаемые читателем решения и разумной, тактичной корректировки их деятельности, в широком смысле - во введении в общественную жизнь, помощи молодежи в адаптации к существующим условиям». См.: Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007. С. 179. Кроме того молодежные периодические издания выполняют целый ряд иных функций: информируют, развлекают, организуют и поддерживают общественный диалог, что является для молодого читателя очень важным (газетная полоса выступает как «площадка для обмена мнениями»). Сегодня отмечается падение интереса молодежной аудитории к печатным СМИ, но в то же время они играют значительную роль в процессе получения новым поколением знаний, усвоения системы сложившихся в обществе норм и нередко становятся источником жизненного опыта, недостаточного в силу возраста.

При всем различии содержания и стилистики молодёжных изданий существует категория, которая объединяет прессу, составляет ее как единое целое. Такую категорию некоторые учёные называют «моделью газеты» См.: Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

Там же. С. 59. (или имиджем) См.: Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. М. 1996. Мы будем использовать традиционное наименование «особенности»: содержательно-тематические, жанровые, речевые.. Под моделью газеты понимается, с одной стороны, графическое оформление издания и, с другой стороны, жанрово-речевые особенности газеты. Так, например, С.М. Гуревич и В.В. Попов в работе «Производство и оформление газеты» говоря о композиционно-графической схематической конструкции, включают в ее состав основную тематику газеты, ее постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания. Попов Д.Б., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977. С. 16.

Э.А. Лазарева в монографии «Системно-стилистические характеристики газеты» рассматривает лингвистическую модель газеты. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993. Автор использует новый термин «экспрессивно-стилистическая модель газеты», определяя его через выделение трех групп дифференцирующих признаков: жанровых, структурных и экспрессивных. В жанровую модель газеты входит круг жанровых форм и особенности текстов в аспекте жанрообразующих признаков, в структурную - характеристики построения полосы, подборки и отдельного текста (отраженные в заголовочном комплексе), экспрессивная модель - это анализ использования экспрессивных средств в текстах и заголовках. Там же. С. 59.

А теперь обратимся к газете и рассмотрим ее жанровые и речевые особенности.

3.1 Жанровые особенности газеты

Публицистические материалы: заметки, репортажи, интервью, очерки, статьи, в которых освещаются различные факты и события, поднимаются актуальные вопросы политики, экономики и культуры - образуют жанровую систему газеты. Прежде чем выделить жанровые особенности газеты «Петрозаводский университет» целесообразно обратиться к статье Л. Е.Кройчик «Система журналистских жанров», в которой исследователь определяет обусловленность жанра на газетной полосе: Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 136.

конкретными задачами, решаемыми данным изданием, которые определяются составом аудитории, функциями, целями.

объективными свойствами анализируемого или описываемого факта, то есть тематикой.

мировоззрением и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста.

Основываясь на данных критериях, мы проанализируем жанровые особенности студенческой газеты «Петрозаводский университет».

Студенческая газета "Петрозаводский университет" существует с 1956 года. Это еженедельное издание с тиражом 800 экземпляров. На сегодняшний день в штате газеты четыре человека (редактор, корреспондент, обозреватель, оператор компьютерной верстки). Авторский коллектив - студенты, преподаватели, сотрудники, выпускники университета.

Некоторые учёные считают основополагающим признаком молодежной прессы характер аудитории. См.: Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007. С. 179. Мы разделяем мнение этих учёных. Анализируемая нами газета принадлежит к числу изданий для студентов различных вузов, хотя круг ее читателей широк и неоднороден по возрасту, уровню образования, интересам, роду деятельности.

Газета "Петрозаводский университет", как правило, сообщает новости, описывает студенческие будни, публикует решения ректората и пр. В ней наиболее ярко выражены функции: информационная, культурно-образовательная, воспитательная, развлекательная. По своему целевому назначению материалы студенческой газеты можно отнести к публикациям информационно-публицистического типа.

Таким образом, анализируемое нами издание решает следующие задачи:

максимально точно представить информацию, удовлетворяющую запросы своего читателя,

анализировать, давать оценку происходящим фактам и событиям,

воспитывать молодежную аудиторию

От состава аудитории, целевой установка редакции газеты, круга поставленных ею задач зависит тематика и жанровая принадлежность публикаций. Молодёжное, и в частности студенческое, издание направлено на удовлетворение познавательных или развлекательных интересов конкретной социальной группы людей.

Как было уже отмечено, материалом нашего исследования стала газета «Петрозаводский университет» за 1991-1992 (81 номер) и 2008 (10 номеров) годы. В основу жанрового распределения публицистических текстов нами была положена классификация Л. Е. Кройчика. В таблицах (См.: Приложение 1, таблица 1, 2) наглядно представлено количественное соотношение жанров в соответствии с годом и номерами изданий. В виду небольшого объема газеты (8 страниц) для получения наиболее точных, объективных результатов в таблице представлен детальный анализ первых десяти номеров за каждое десятилетие: 1991-92, 2008 годов (всего 410 текстов)

Проанализировав полученные данные, мы выявили существенное количественное превосходство жанров оперативно-новостной группы (заметка) и оперативно-исследовательской (репортаж, отчет, интервью), которые в равной степени представлены как в публикациях за 1991, так и за 2008 годы. Сравнительно в меньшем количестве представлены жанры исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия) и исследовательские (статья, обозрение), которые неравномерно отражены в анализируемых изданиях. При сравнительном анализе заметное численное превосходство жанра исследовательско-новостной группы - рецензии (в 10 номерах - 9) в изданиях за 1991 год по сравнению с публикациями за 2008 (3), зато, такому исследовательскому жанру как статье отводится значительное место (в 10 номерах - 6 - 2008 год; 2 - 1991). Жанры исследовательско-образные в таблице не представлены.

Таким образом, правомерным в данном случае является тезис о зависимости количественного состава жанров от целей, задач и характера издания. Причину доминирования одних жанров на страницах газеты и почти полного отсутствия других невозможно установить без содержательно-тематического анализа текстов.

3.2 Содержательно - тематический анализ текстов

По нашим наблюдениям в газете «Петрозаводский университет» значительное место отводится новостям о проведении конкурсов или олимпиад, научных конференций, выставок («Школьная олимпиада: это и есть профориентация» // «ПУ», №8, 1991, стр. 1, «Образование и наука Карелии» // «ПУ», №6, 2008, стр.1, «Первенство России» // «ПУ», №8, 2008, стр.2.). Газета также сообщает читателям о событиях в стране, рассказывает о жизни и деятельности других российских вузов (эти сообщения выделены в отдельную рубрику «В вузах страны»)

Очень популярным в «Петрозаводском университете» за 1991-1992 года является освещение успеваемости на разных факультетах, отчет о прошедших сессиях, говорят об успехах, неудачах, четко называют фамилии отличников, тех, кто отчислен, у кого долги. Данная тематика занимает первою полосу газеты и представлена в разных оперативно-исследовательских жанрах, как то: отчет (С. Беляев, зам. Декана ЛИФ, «Экзаменационный марафон» // «ПУ», №3, 1991, стр 1; Н. Тищенко зам декана ФФ «Размышления после сессии» // «ПУ», №6, 1991, стр. 1) или интервью («Количество не перешло в качество» К.Серова берет интервью у Н. Н. Шабалиной доцента финского отделения // «ПУ», №5, 1991, стр.1) и в оперативно - новостных, например, в заметке («О пользе зачетной недели» Н. Реттиев, зам декана матфака //«ПУ», №5, 1991, стр. 1, «Статистика в зеркале статистики», В. Акулов, декан ЭФ; «Целевики - это не так уж плохо» А. Мезенцев, начальник учебного отдела // «ПУ», № 7, 1992, стр. 1).

Очень много публикаций посвящено политическим проблемам, вопросам перехода к рыночной экономике, т. о. печатается очень много нормативных документов («Условия перехода к рыночной экономике» // «ПУ», №6, 1991, стр. 3); «Предвыборная программа В. Н. Васильева» // «ПУ», №3, 1991, стр. 2, «Пособия на детей» // «ПУ», №4, 1991, стр. 3.; «Обращение парткома ПГУ к преподавателям, сотрудникам и сотрудникам университета» // «ПУ» №9, 1991, стр. 1.; «Предложения по законодательной реформе высшего образования» // «ПУ», №28, 1991, стр 2, «Положение о фонде социальной защиты» // «ПУ», №30, 1992, стр. 1.

Газета также содержит статьи на темы воспитания, культуры: В. Филлиповой (доцент кафедры философии) («До того как возникает МУССЕ» // «ПУ», №35, 1991, стр. 2, «Неужели отменят все?» // «ПУ», №28, 1992, стр. 1); И. Григович (профессор, зав. кафедрой детской хирургии) («Университет - интеллектуальный центр?» // «ПУ», №25, 1992, стр. 3-4); Г. Белая, прфессор РГТУ («Высшая школа в современной культурной ситуации» // «ПУ», №27, 1992, стр. 2), Л. Кириллова («Компьютеризация на фоне общей культуры» // «ПУ», №40, 1992, стр. 2). В студенческой прессе поднимаются проблемы языка, речевой культуры, обращается внимание на правильное произношение, написание. Этой тематике посвящены проблемные статьи с элементами конкретных правил («Аз, буки, ять» О. Гальченко // «ПУ»№16, 1992, стр. 3, «Защитим великий и могучий», Л. Лебедева (доцент кафедры русского языка) // «ПУ», № 14, 1991, стр. 4)

Немаловажными на страницах «Петрозаводского университета» являются, на наш взгляд, публикации литературно-художественного плана: фрагменты работы Д. С. Лихачева «О воспитании», стихи выпускника ПГУ Сергея Аркавина // «ПУ», №3, 1991, стр.4, «Маленькие фрагменты из «Большой этики Аристотеля» // «ПУ», №8, 1991, стр. 4, мемуары М. Рокфора «Броня крепка», «Таир» // «ПУ», №1, 2, 1992., рассказы М. Жванецкого, А. Аверченко, цитаты знаменитых философов, писателей, поэтов под рубрикой «Неплохо сказано».

В газете даются полезные советы под рубрикой «Бесплатные советы на любой вкус» («ПУ», №11,15,21,22,31. - 1992, стр. 4) как вывести пятна, как сдать сессию без стресса, практические советы по запоминанию, рецепты «тибетских монахов». Также постоянны рецензии на книжные новинки, журналы, словарные издания, поступившие в библиотеку ПГУ или недавно вышедшие. Немалое место занимаю и статьи «заимствованные» из региональных, столичных газет на проблемные, волнующие темы: «За экзамены денег не возьмут. Остальное неясно» Я. Бессараб («Комсомольская правда») // «ПУ», №16, 1992. стр. 4, «Студенты, а живут безбедно» («Известия») // «ПУ», №21, 1992, стр. 2.

Особенно актуальными в 90-е годы были темы рыночной экономики, патентной деятельности: публикации на тему «Как вести переговоры», как создать «имидж деловому человеку», «Памятка для владельца ваучера», «О работе банков с приватизационными чека», «Реклама: стратегия и тактика», «Дорога на внешний рынок» О. Добрынина (инженер по патентной работе).

Газета «Петрозаводский Университет» за 2008 также информирует читателей о жизни студентов, публикует репортажи с конкурсов красоты, игры КВН, но вместе с тем заметную роль на страницах издания чаще, чем в 90-е годы, появляются статьи проблемного характера, посвященные воспитательным, нравственно-этическим проблемам. Представлены статьи как студентов: «И все - таки самосовершенствование» под рубрикой «Опять воспитывать будете?» П. Яковлева // «ПУ», №1, 2008, стр. 4; «Вот это ламбада!» под той же рубрикой, А. Калинина (1 к., специализации «журналистика») // «ПУ», №2, 2008. Стр. 8 и др., так и преподавателей: «В человеке все должно быть прекрасно» И. Григович // «ПУ», №6, 2008, стр. 4; «Нравственная чистота» // «ПУ» №8, стр. 7; «Люби, любя..» // «ПУ», №10, 2008, стр. 6).

Таким образом, содержательно - тематический анализ показал: на страницах студенческого издания явное преобладание текстов новостного, информативного (группа оперативо-новостных жанров) и комментирующе-оценочного характера (группа оперативно- исследовательских текстов), что по своему содержанию отвечает читательским интересам и запросам. Структурные-языковые особенности именно этих групп текстов будут рассмотрены нами более подробно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15