скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Риторика скачать рефераты

p align="left">Третий принцип -- конкретность.

Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания.

Обязательно должны быть примеры -- конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.

Обратите внимание на образность речи.

Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус).

Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.

§1.4.3. Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон общей риторики -- закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Какие средства предлагает риторика, чтобы осуществить этот закон?

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен «все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не «застревая «и не возвращаясь к тому, что уже пройдено» (21,88).

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: «Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить -- неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу...»

(Аристотель Риторика: Книга третья. -- с.9) (О периоде смотри в лекции «Элокуция»).

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

§1.4.4. Закон эмоциональности

Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует» (21, 90). Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них -- это метафора (Смотри главу «Элокуция»). Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.

§1.4.5. Закон удовольствия

Четвертый закон риторики -- закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Как сделать речевое общение приятным? Прежде всего созданием игровой установки, «загадок», которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов -- вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю -- это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.

При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.

Вопросы для самопроверки и размышления.

1. Почему первый закон риторики назван законом гармонизирующего диалога? В каком отношении к нему находятся остальные три? Раскройте риторический смысл терминов «гармонизирующий» и «диалог»?

2. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы « возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?

3. Как составить «портрет» вашего будущего слушателя, адресата?

4. Почему второй закон риторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

5. Как называется третий закон риторики? О чем он гласит?

6. Назовите и сформулируйте четвертый закон риторики? Возможно ли его проявление в неприятных или трагических ситуациях?

Глава 1.5. Контакт с адресатом, чувство аудитории

§1.5.1. Контакт как психологическое понятие

Знание законов риторики, их практическое применение облегчает общение в любой ситуации: будь то светская, дружеская, деловая беседа или публичное выступление. В любой ситуации необходим контакт с адресатом. По определению психологов, контакт -- это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между говорящим и слушающим. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, когда решаются одни и те же проблемы, и называется она совместным интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание. (Вспомните закон эмоциональности). Умение оратора вовлекать аудиторию в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание еще называют чувством аудитории.

§1.5.2. Чувство аудитории и средства его воспитания

Чтобы выработать в себе это чувство, нужно помнить: всякая хорошая речь (не только публичная) -- это общение со слушающим, поэтому нужно научиться говорить не слушателям, а со слушателями. «... Коммуникативность речи, или ораторское чувство аудитории проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим: еще при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления слушатели чувствуют, что сейчас будут говорить с ними, что человеку есть что сказать и что он рад поделиться своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими» (21, 106).

Существует три средства, с помощью которых этот эффект достигается:

1) разговорность речи;

2) зрительный контакт;

3) голосовой контакт.

§1.5.3. Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией

Естественный, разговорный стиль в настоящее время является самым эффективным стилем публичной речи, тогда как в недавнем прошлом публичная речь выглядела как хорошо подготовленный спектакль. Психологи утверждают, что именно естественность поведения притягательны в человеке. Непринужденность свидетельствует о комфортном состоянии говорящего, которое передается и слушающему.

Чем отличается разговорная речь от кодифицированного литературного языка? Исследователи отмечают, что существеннейшей особенностью разговорной речи является «неофициальность ситуации, в которой она возникает, незапланированность разговорной речи, «равноправие» говорящего и адресата в ситуации общения»(21, 107).

Это совсем не значит, что оратор не должен готовиться к выступлению. Он должен научиться имитировать разговорную речь. Эта имитация вызывает у слушателей иллюзию естественного, непринужденного общения.

Несколько советов, как научиться имитировать разговорную речь:

1. Старайтесь, чтобы фразы были как можно короче. Помните, что сложные конструкции -- принадлежность письменной речи. Их трудно воспринимать на слух, в них легко запутаться самому оратору.

2. Избегайте официально-деловых штампов, книжных устойчивых оборотов. Особенно опасно употребление штампов в начале речи, так как у слушателя пропадает интерес к теме, не возникает желания вступать в контакт.

3. «Представьте себе, что вы сообщаете содержание вашего выступления близкому приятелю, знакомому в личной беседе. Не говорите в пространство, адресуясь к анонимному, «обобщенному» слушателю. Если вы стоите перед аудиторией, постарайтесь не думать: «Я делаю доклад» или: «Я выступаю», «Я отвечаю на вопрос» и т. п. Обратите внимание на то, что перед вами сидят живые люди, которые хотят услышать что-нибудь интересное... Аудитория -- это не многоголовое чудовище, даже если она многочисленна.

Постарайтесь поставить себя на место слушателя вашей речи... Говорите с живыми, реальными людьми, дайте себе труд их разглядеть, и они будут благодарны за внимание к ним, попытку учесть их положение слушателей (обрекающее их на неподвижность и молчание, что не так просто выдержать, если речь выступающего скучна), за всякое старание сделать речь интересной, легко воспринимаемой.

§1.5.4. Зрительный контакт и голосовой контакт

Взгляд -- важнейшее средство коммуникативного сотрудничества, поэтому необходимо научиться контролировать его во время речи. Выступающий делает грубую ошибку, когда смотрит: на потолок; в пол, себе под ноги; в пространство, на воображаемую линию горизонта; на преподавателя, на ведущего собрания или на одного из присутствующих в первом-втором ряду. Такой взгляд называют «невидящим», он не позволяет следить за реакцией слушателей. С другой стороны, слушатели не чувствуют, что речь обращена именно к ним. В результате внимание рассеивается, следить за смыслом трудно.

«Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. «Читайте» его реакцию по глазам. Следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним» (21, 109).

«Голос говорящего человека направляется вместе с его взглядом, поэтому успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой. Следствием будет то, что вы будете говорить не слишком тихо, а именно так, как это нужно для благоприятного восприятия вашей речи. Смотря в глаза кому-нибудь из слушателей, говорите для него, с ним» (там же).

Итак, мы рассмотрели три основных риторических средства, с помощью которых говорящий добивается того, что у слушателя возникает ощущение живого общения с ним.

§1.5.5. Три способа развития коммуникативности

Развить свои коммуникативные способности можно каждому. Риторика предлагает три способа работы над собой:

1) самоубеждение;

2) самоанализ;

3) самоконтроль.

1. Для выработки настоящего контакта нужно настроить себя должным образом.

«Убедите себя в том, что между беседой с товарищем и речью, предназначенной для нескольких человек или даже для большой аудитории, нет четкой и жесткой границы, ведь диалогическая и монологическая речь чередуются в процессе естественного общения...

Постарайтесь не думать о том, как вы говорите и держитесь, сконцентрируйте внимание на теме выступления -- она должна интересовать вас больше, чем вы сами. Самое главное для вас во время речи -- это то, о чем вы говорите, и реакция аудитории» (21, 110).

2. Используйте знания психологии, анализируя свои личностные свойства: кто вы в большей степени -- интроверт («обращенный внутрь») или экстраверт («обращенный вовне»).

Если вы по своей природе человек замкнутый, то с помощью специальных тренингов сможете стать «социальным экстравертом» -- человеком внешне вполне контактным.

3. Риторически образованный человек должен постоянно контролировать собственное речевое поведение. Это значит, что нужно интересоваться реакцией адресата на вашу речь, следить за ней и корректировать свое речевое поведение соответственно этой реакции.

Итак, подведем итоги всему сказанному в разделе «Риторика и речевое поведение человека». Главное требование риторики -- эффективность речи. Выполнить это требование можно, обладая определенными знаниями и умениями. Риторически образованный человек должен видеть речевую ситуацию и, учитывая особенности адресата, руководствуясь законами риторики, уметь приспособить к ней речь.

Вопросы для самопроверки и размышления.

1. Как вы понимаете термин «чувство аудитории»? Как его воспитать в себе?

2. Чем отличается разговорная речь от кодифицированного литературного языка?

3. Как установить зрительный контакт с аудиторией? А голосовой?

4. Назовите способы развития коммуникативных способностей?

Раздел 2. Риторический канон и современное публичное выступление

Глава 2.1. Изобретение содержания речи

§2.1.1. Риторический канон и современное красноречие

В предыдущих разделах мы говорили о том, как должен вести себя риторически образованный человек, чтобы его речевое поведение способствовало эффективности его речи. В этом разделе перед нами стоит другая задача: «… понять, как возникает и как организуется само содержание речи -- то, что мы говорим, -- и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Итак, перед нами задача -- исследовать путь от мысли к слову» (21, 121).

Создание речи -- процесс творческий. По-настоящему интересная речь та, в которой отражается индивидуальность автора, его мысли, чувства, его стиль.

Еще раз хочется подчеркнуть, что, употребляя слово «речь», мы имеем в виду не только публичное выступление, но и повседневную речевую практику. В учебном пособии «Риторика» Е. В. Клюев пишет о том, что риторику следует трактовать как науку, связанную с творческим мышлением, и что «…соотносилась она (риторика) изначально не столько с «искусством красиво говорить», сколько с «искусством говорить», а это, как очевидно, разные вещи. Так что с утратой риторики мы отнюдь не утратили прежде всего красноречия (это как-нибудь еще можно было бы пережить!) -- мы утратили фактически дар речи, что пережить уже гораздо труднее» (13, 4). Как же пробудить в себе дар речи? Каким образом сведения из области классической риторики использовать и в повседневной речи, и в практике делового общения? Об этом пойдет речь в следующих главах. Классическая риторика разработала образец (канон), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов (в соответствии с этими этапами называются и разделы риторики). Итак, риторика «возложила на себя контроль за всеми стадиями процесса трансформации предмета в слово». (13,10)

Назовем эти разделы (этапы):

1. Инвенция (лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» -- invenire quid dicere -- «изобрести, что сказать». На этом этапе, по рекомендации риторики, отбирался материал для будущего сообщения. Речь шла прежде всего отнюдь « не о языковом материале» -- речь шла о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению: во-первых, по отношению к «другим предметам», оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри.

Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении» (13, 11).

Итак, инвенция поставила во главу угла предмет и обеспечивала «доброкачественность предметного содержания сообщения».

2. Диспозиция (лат. Dispositio) -- «расположение»- inventa disponere -- «расположить изобретенное». Второй раздел, «получив в свое распоряжение уже «готовый к употреблению» предмет, превращал его в понятие и помещал в систему других понятий. Понятия становились объектом логических и аналогических процедур. Они определялись, делились, сочетались между собой, сополагались и противополагались». (13, 11). Весь этот процесс регулировался определенными правилами, соблюдение которых позволяло говорящему избежать логических ошибок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13