скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Риторика скачать рефераты

Риторика

2

Риторика

Содержание

  • Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение 5
    • Глава 1.1. Рождение риторики в древности и ее развитие 5
      • §1.1.1. Традиционное определение риторики 5
      • §1.1.2. Сила слова 5
      • §1.1.3. Рождение риторики в античности 5
      • §1.1.4. Софисты. Их роль в становлении риторики 6
      • §1.1.5. Сократ. Платон. Аристотель 6
      • §1.1.6. Из истории русской риторики 7
    • Глава 1.2. Современная риторика 9
      • §1.2.1. Определение современной риторики 9
      • §1.2.2. Общая риторика и ее разделы 10
      • §1.2.3. Частные риторики 11
      • §1.2.4. Связь риторики с другими науками и искусством 11
    • Глава 1.3. Риторика и речевое поведение человека 13
      • §1.3.1. Риторика и лингвистическая прагматика 13
      • §1.3.2. Речевое событие 13
      • §1.3.3. Поток речевого поведения, или дискурс 13
      • §1.3.4. Речевая ситуация 14
      • §1.3.5. Речевое действие (речевой акт) и типы речи 15
      • §1.3.6. Принцип гармонии речевого события 17
      • §1.3.7.Требования к поведению говорящего 18
    • Глава 1.4. Законы современной общей риторики 21
      • §1.4.1. Закон гармонизирующего диалога 21
      • §1.4.2. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения 21
      • §1.4.3. Закон продвижения и ориентации адресата 22
      • §1.4.4. Закон эмоциональности 23
      • §1.4.5. Закон удовольствия 23
    • Глава 1.5. Контакт с адресатом, чувство аудитории 24
      • §1.5.1. Контакт как психологическое понятие 24
      • §1.5.2. Чувство аудитории и средства его воспитания 24
      • §1.5.3. Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией 24
      • §1.5.4. Зрительный контакт и голосовой контакт 25
      • §1.5.5. Три способа развития коммуникативности 26
  • Раздел 2. Риторический канон и современное публичное выступление 27
    • Глава 2.1. Изобретение содержания речи 27
      • §2.1.1. Риторический канон и современное красноречие 27
      • §2.1.2. Мотивы отбора «фрагментов действительности» (фаза ориентации) 28
      • §2.1.3. Таксономия 30
      • §2.1.4. Топика 30
      • §2.1.5. Смысловые модели 31
      • §2.1.6. Тема и цель речи 34
      • §2.1.7 Фаза выбора и фаза погружения 35
    • Глава 2.2. Диспозиции 35
      • §2.2.1. Диспозиция как раздел науки 35
      • §2.2.2. Композиция описания и повествования 36
      • §2.2.3. Классический образец речи-рассуждения 37
      • §2.2.4. Структура современного публичного выступления 37
      • §2.2.5. Вступление 38
      • §2.2.6. Главная часть речи. Целевые установки и методы изложения материала 38
      • §2.2.7. Основная часть аргументирующей речи 39
      • §2.2.8. Заключение речи 40
    • Глава 2.3. Украшение содержания (элокуция) 40
      • §2.3.1. Элокуция как раздел риторики 40
      • §2.3.2. Прямое и косвенное сообщение 41
      • §2.3.3. Риторические тропы 42
      • §2.3.4. Риторические фигуры 44
    • Глава 2.4. Запоминание и произнесение речи 46
      • §2.4.1. Запоминание речи 46
      • §2.4.2. Импровизированная речь 47
      • §2.4.3. Произнесение речи 47
      • §2.4.4. Темп и громкость речи 48
      • §2.4.5. Мимика и жестикуляция оратора 48
  • Раздел 3. Деловая риторика 50
    • Глава 3.1. Деловое общение 50
      • §3.1.1. Понятие деловой риторики 50
      • §3.1.2. Деловое общение. Его цели и типы 50
      • §3.1.3. Основные характеристики делового общения 51
    • Глава 3.2 Беседа 52
      • §3.2.1. Понятие беседы 52
      • §3.2.2. Виды деловых бесед 52
      • §3.2.3. Кадровые беседы 53
      • §3.2.4. Дисциплинарная беседа 56
      • §3.2.5. Проблемные беседы 56
      • §3.2.6. Организационные беседы 56
      • §3.2.7. Творческие беседы 57
      • §3.2.8. Беседы с посетителями 57
      • §3.2.9. Подготовка к беседе 57
      • §3.2.10. Типы вопросов 58
    • Глава 3.3. Переговоры 59
      • §3.3.1. Переговоры и беседа. Отличие между ними 59
      • §3.3.2. Типология переговоров 60
      • §3.3.3. Важнейшие особенности переговоров 60
      • §3.3.4. Подготовка к переговорам 61
      • §3.3.5. Этапы переговоров и типы совместных решений 64
      • §3.3.6. Тактические приемы 65
      • §3.3.7. Ошибки при ведении переговоров 67
  • Литература 69

Данное учебно-методическое пособие «Риторика» знакомит студентов с историей рождения этой науки, с ее законами, с процессом создания публичной речи и ее совершенствования. Кроме традиционных разделов общей риторики в пособие включены и разделы из деловой риторики, которые знакомят с основами ведения беседы и переговоров. Полученные знания помогут будущим менеджерам, и всем, кто хочет овладеть секретами хорошей речи, не только в ситуациях делового общения, но и в повседневной жизни.

Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение

Глава 1.1. Рождение риторики в древности и ее развитие

§1.1.1. Традиционное определение риторики

Наука, к изучению которой мы приступаем, очень древняя: она родилась еще в античности. И, конечно же, за многие века своего существования претерпела значительные изменения, наполнилась новым содержанием, хотя суть ее осталась той же. Точное определение современной риторики вы найдете в конце главы. Оно явится выводом из сведений, которые дают представление об истории развития риторики. А пока обратимся к традиционному, общепринятому определению. Слово «риторика» произошло от греческого rheo -- «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи. (Заметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова -- «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Итак, традиционное определение звучит так:

риторика -- теория, мастерство и искусство красноречия.

Ключевое слово «красноречие» вызовет у современного человека неоднозначное толкование: один свяжет его с «краснобайством», умением увести от сути дела, другой -- с узко профессиональной сферой деятельности. И оба будут неправы, потому что владение словом включает в себя не только филологические проблемы, но и общекультурные, философские, социологические.

Чтобы убедиться в этом, вспомним о том, какое значение и какую силу имеет слово в предназначении человека.

§1.1.2. Сила слова

Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. Вера эта проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора. Софист Горгий, живший в древней Греции, сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и сегодня. Академик РАН П. П. Гаряев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают ее. Вот почему к слову нужно относиться очень бережно.

§1.1.3. Рождение риторики в античности

Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. -- М., 1969. -- С. 34-35). Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское искусство в специальных школах.

Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Но в истории риторики были и драматические моменты, когда она запрещалась. Так дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем весьма опасное занятие, которое дает власть над людьми.

Мы обратимся к лучшим страницам истории риторики, к именам тех, кто внес в ее развитие неоценимый вклад. На первых порах она была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Бродячие учителя красноречия, софисты, брались обучить любого желающего искусству спора и публичной речи.

§1.1.4. Софисты. Их роль в становлении риторики

Кто же такие софисты и почему рождение риторики связывают именно с ними? На второй вопрос нам ответил русский философ А. Ф. Лосев. «Хотя греки всегда любили поговорить, -- пишет А. Ф. Лосев, -- и славились своими проникновенными речами, как до софистов, так и после них, тем не менее, только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. -- М., 1969. -- С. 29). Ответ на первый вопрос будем искать, обратившись к истории слов софист, софизм, софистика. Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. Риторикой пренебрежительно называют пустое словесное украшательство, уводящее от главного. Появление у этих слов второго значения, несущего отрицательную оценку, связано с особенностями мировоззрения софистов. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь пестра, изменчива и бесконечно разнообразна. То, что было прекрасным для человека вчера, завтра становится безобразным. Все зависит от его настроения, возраста и т.д. «Так что же рассуждать? -- спрашивает софист Протагор. -- Я сказал, что докажу тождество безобразного и прекрасного…»

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего -- скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать.

2) Риторика софистов -- агональная (от греч. аgon -- борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого.

3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать.

§1.1.5. Сократ. Платон. Аристотель

В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470-399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику -- Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Об удивительном мастерстве Сократа Платон рассказывает в диалоге «Пир» устами юного Алкивиада: «Этот Марсий (древнее божество, достигшее совершенства в игре на арфе) приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось -- нельзя больше жить так, как я живу… Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой… Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и при том в самое чувствительное место -- в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно».

Риторический идеал Сократа можно определить как:

«1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли -- вот цель речевого общения и деятельности говорящего,

2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога -- не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения…,

3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи -- поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена» (21,383).

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову» (21,11).

Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика -- искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля -- это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,- не слишком интересно и важно для риторики. Ведь ее дело «не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения», т.е., убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное -- для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто пользуется доказательствами несогласно с истиной» (Аристотель. Риторика: Книга первая. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, -- динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств -- античных, затем европейских, в том числе и русских.

§1.1.6. Из истории русской риторики

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью.

Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие -обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия -- торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика -- торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям. то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13