скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Риторика скачать рефераты

p align="left">4) подумайте, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, вам придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы;

5)подумайте о переходах; если есть время, сформулируйте их.

§2.4.3. Произнесение речи

Произнесение речи -- не менее ответственный момент, чем подготовка к ней. «Трибуна является жестоким делом -- там человек стоит голым, как во время приема солнечной ванны», -- пишет Тухольский. Конечно, не всякий раз мы оказываемся на трибуне, произнося речь. Но при любом выступлении слушатели рассматривают внешность оратора критически. Лучшая манера держаться -- подтянутая и в то же время свободная.

Установив зрительный контакт с аудиторией, обратитесь к слушателям («Друзья», «уважаемые слушатели», «коллеги» и т.д. -- в зависимости от ситуации).

Во время исполнения речи не забывайте о темпе речи, ее громкости и следите за жестикуляцией.

§2.4.4. Темп и громкость речи

Темп речи трудно поддается регулированию, так как связан со свойствами личности. Многие ораторы, особенно начинающие, говорят слишком быстро. Поэтому на первых порах нужно хотя бы произносить более медленно самые важные мысли, затем научиться менять темп речи.

Основной темп речи выбирается в зависимости от содержания речи и повода, по которому она произносится. «В случае торжественной речи он медленнее и размереннее, чем в случае воинственной речи», -- пишет Леммерман (18, 223).

Оратору нужно учитывать и размеры помещения: чем больше зал, тем медленнее нужно говорить.

Говоря о темпе и о способности непрерывного мышления в речи, нельзя не сказать о роли паузы. Паузы не только интонационной, но и психологической. Интонационная -- часто совпадает с пунктуацией. А психологическая -- позволяет «вылить накопившиеся мысли и чувства» (14, 125). Через психологическую паузу слушатели в большей степени понимают говорящего.

Громкость.

Как научиться регулировать громкость голоса во время выступления? Всегда ли мы можем сказать: «Говорить громко во время публичного выступления -- значит говорить хорошо»?

Плохо, когда громкостью голоса стараются восполнить отсутствие доказательств, неубедительность аргументации. Такая речь не вызовет восторга у слушателей, внимание которых быстро рассеивается.

«Речь не должна быть шумовой атакой на барабанные перепонки, -- пишет Леммерман. -- Но, произнося речь, мы должны все же говорить так громко, чтобы нас понимали даже слушатели, сидящие в задних рядах» (18, 224).

Далее знаменитый ритор дает такой совет:

«Большей громкости можно достичь не напряжением голосовых связок, а следующими средствами:

1. Усилением потока воздуха при дыхании.

2. Усилением резонанса («несущей способности»).

3. Повышением четкости артикуляции.

4. Замедлением темпа» (18, 224).

§2.4.5. Мимика и жестикуляция оратора

Овладеть «языком движений -- это во многом овладеть вниманием слушателей: движение -- один из главных факторов внимания. Психологи утверждают, что человек способен ощущать те эмоции, которые испытывает окружающие. У слушателей (или зрителей) напрягаются те же мышцы, что и у человека, на которого они смотрят. Нужно владеть движениями своего лица и тела, чтобы использовать их в качестве эффективных средств воздействия.

«Хороший оратор не является ни непоседой, ни соляным столбом. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает ощущение настоящего головокружения. Оратор также не должен копировать часовых, неподвижно стоящих перед Букенгемским дворцом». (18, 226). Существует несколько правил, с которыми должно соизмеряться движение на трибуне. (О них пишет Михальская в «Основах риторики» на с. 304).

Чем живее чувство, тем сильнее движение.

Движение должно быть естественно и разнообразно.

Поза, жесты, выражения лица должны иметь собственный смысл, значение, помогать восприятию речи, а значит -- варьировать, меняться.

Поза оратора.

Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута (не сильно), центр тяжести перевести на другую ногу. Руки свободно опущены. В процессе речи можно сделать шаг -- другой в сторону, подойти ближе к аудитории. Но не нужно метаться из стороны в сторону или ходить, «заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по тюремному двору». (18, 228).

«Если вы говорите сидя, сядьте прямо, не облокачиваясь на спинку стула и не нависая над столом. Руки свободно лежат на столе или на коленях -- они готовы к жестам. Одна нога немного впереди, другая отодвинута несколько назад -- это позволяет легко и красиво встать, если понадобится. … не нужно вцепляться в кафедру, стол или спинку стула, это нарушит всю область пантомимического общения» (21, 305).

Жесты.

Жесты должны быть ваши, собственные, а не заученные. Избавляться надо от «манеризмов» -- непроизвольных движений, которые мешают слушать (когда человек трогает себя за нос, поправляет волосы, вертит ручку, нервно смеется, хмурится и т.д.)

Помните, что по направлению движений рук можно определить характер эмоций: «взлетающие» движения говорят о подъеме чувств, «падающие» -- сверху вниз -- о печали, подавленности. Одновременное падение обеих рук выражают безнадежность, тупик.

Если жестикуляция правой руки начинает сопровождаться синхронными движениями левой, интенсивность воздействия на слушателей возрастает.

Итак, запоминание и произнесение речи не менее ответственны, чем разработка ее содержания. Не секрет, что самая блестящая по содержанию лекция может провалиться, если оратор не владеет навыками ее исполнения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше подходит лично вам?

2. О чем нужно помнить, если вы в подготовленную речь вводите элементы импровизации?

3. Как влияет на восприятие речи слушателями ее темп, громкость, паузы?

4. Что значит «овладеть языком движений»? Почему это важно для оратора?

Подводя итоги раздела «Риторический канон и современное публичное выступление», подчеркиваем, что многие наработки древней риторики важны сегодня. Публичное выступление может состояться тогда, когда содержание речи, ее композиция и выразительность продуманы оратором. Но не менее важным является период подготовки к непосредственному выходу на публику и само выступление.

Раздел 3. Деловая риторика

Глава 3.1. Деловое общение

§3.1.1. Понятие деловой риторики

В этом разделе речь пойдет о частной риторике. Вернее об одном из её видов -- деловой риторике. Мы уже говорили о том, что частная риторика связана со сферами “повышенной речевой ответственности -- дипломатией, медициной, педагогикой, организационной деятельностью и т. д. Эти риторики тщательно разрабатываются за рубежом.

В нашей стране также появились учебники такого типа.

Нужно сказать, что “характерной особенностью русской риторики, отличавшей её от всех других риторик, было деление её на общую и частную. Эта традиция русской риторики шла от М. В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я. В. Толмачёвым, Н. Ф. Кошанским, М. М. Сперанским и другими. Так, например, содержанием “Частной реторики” Н. Ф. Кошанского были следующие разделы: словесность, письмо, разговоры, повествование, ораторство, учёность. Русская риторика и частная и общая переживала свой расцвет в первой половине XIX в.

После долгого забвения в нашей стране вновь возродился научный и общественный интерес к риторике. (Это произошло в 70х гг. XX века).

Он был вызван распространением информационных систем и необходимостью пропагандистского воздействия слова. Как следствие социального заказа появилась деловая риторика.

Деловая риторика -- наука об убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Обладание навыками деловой риторики позволит активным предприимчивым людям чувствовать себя уверенно в процессе социального, делового и профессионального общения.

§3.1.2. Деловое общение. Его цели и типы

Деловое общение играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех. Особую значимость оно приобретает для людей, занятых в управлении. Так, руководители -- менеджеры на общение расходуют 80% рабочего времени. И это неслучайно: ведь цель делового общения -- организация плодотворного сотрудничества.

В научной и методической литературе дается множество определений понятия “деловое общение”. Приведем одно из них, в котором подчеркивается цель. Деловое общение -- это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т.д.

Деловое общение -- сложное явление. На его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия. Деловым людям постоянно приходится общаться с лицами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы (по вертикали), а также с коллегами, сотрудниками одного уровня (по горизонтали). В первом случае это субординационные отношения, во втором -- партнерские.

Субординационные отношения обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами (например, руководитель -- подчиненный).

Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчиненного. Как часто руководитель, предпочитающий субординационный тип отношений, придерживается авторитарного стиля в общении, он выбирает закрытую стратегию монолога. Для него собеседник -- объект, которым можно манипулировать. Главное для него -- не слушать собеседника, а говорить самому. Он резко, категорично выражает свое мнение. Для него характерны фразы типа: меня интересует то-то и то-то; я считаю, что; хоть Вам это и неизвестно; нет, вы не правы.

Подобные отношения не могут способствовать успеху дела. Они сковывают инициативу, подавляют обратную связь, убивают интерес к делу.

Партнёрские отношения носят иной характер. Они руководствуются стратегией сотрудничества и взаимопонимания, учитывают общие интерес и потребности участников. Такие отношения соответствуют русскому риторическому идеалу сократического типа, платоновским диалогам.

“Неслучайно в деловой жизни наблюдается отход от строгих субординационных отношений к партнёрским, к утверждению по вертикали субординационно -- партнёрских отношений. Это повышает деловую и творческую активность людей, является важным фактором технологического процесса производства» (5, 40).

Что же характерно для делового общения? Этот вопрос разберем в следующем параграфе.

§3.1.3. Основные характеристики делового общения

Что же отличает деловое общение от других видов, например, от светского?

1. Регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям.

Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, национальными и культурными традициями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, который включает в себя правила приветствия и представления, поведение во время презентаций, на приёме, за столом, предписывает, как дарить и принимать сувениры. Так, в практике международных отношений часто используются слова «согласно протоколу». Дипломатический протокол -- это совокупность правил, условностей, традиций, которые регулируют порядок совершения дипломатических актов.

Регламентированность включает в себя также соблюдение речевого этикета.

2. Вторая особенность делового общения -- это строгое соблюдение речевого амплуа.

В главе “Речевое событие” мы уже говорили о том, что каждый человек в течение дня играет множество социальных ролей. То же происходит и в деловом общении. Деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнёром, и участником какого-либо мероприятия. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями конкретной обстановки и принятой ролью.

3. Еще одна особенность -- повышенная ответственность участников делового общения за его результат.

Успешное деловое взаимодействие определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Эти умения не должны быть формальными, а должны стать нормами нравственно-этического поведения человека.

4. И, наконец, еще одно требование, которое должно быть учтено участниками делового общения -- это строгое отношение к использованию речевых средств. Не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечия, жаргонизмы, диалектизмы, архаизмы.

От участников делового общения требуется хорошее знание языка своей профессии. Владение профессиональным языком предполагает освоение основных понятий данной сферы, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений. При этом следует учитывать, что общаться между собой могут люди одной и разных специальностей, а также специалисты с неспециалистами.

Мы дали общую характеристику делового общения. Далее рассмотрим самые распространенные виды делового общения -- беседу и переговоры.

Вопросы для самопроверки.

1.Что изучает деловая риторика?

2. Как в психологии определяется деловое общение?

3. Каковы цели делового общения?

4. Назовите типы деловых отношений.

5. Что отличает деловое общение от других типов общения?

Каковы его характеристики?

Глава 3.2 Беседа

§3.2.1. Понятие беседы

Самая распространенная форма общения -- это беседа. В «Словаре современного русского литературного языка» дается такое определение «беседы».

1. Разговор (обычно продолжительный); обмен мнениями. Дружеская, задушевная беседа // официальный разговор с кем-либо. Беседа с лечащим врачом // предназначенный для печати, передачи по радио, телевиденью и т.п. разговор, обмен мнениями журналиста с кем-либо, интервью. Беседа корреспондента с главой делегации.

2. Собеседование на политические, научные и т.п. темы, рассчитанные на обмен мнениями между присутствующими; выяснение кого-либо вопроса // о популярной лекции, передаваемой по радио, телевидению, или о научно-популярной статье в газете.

Аккумулируя эти значения слова, приходим к выводу, что беседа всегда имеет диалогический характер.

Беседы очень разнообразны по своим темам и видам.

По сфере использования беседы делятся на бытовые, «светские», деловые.

Бытовые -- связаны с нашей повседневной жизнью, с обиходом, с решением домашних вопросов.

«Светская» -- происходит скорее «из вежливости», «по необходимости». Она может создать предпосылки для дальнейшего общения. Это беседа на улице, в транспорте, за столом, когда приглашены в гости.

Деловые беседы ассоциируются с общением на работе, с исполнением

служебных обязанностей, решением производственных вопросов.

Нас интересуют деловые беседы, что же это такое?

Деловая беседа -- межличностное речевое общение, которое предполагает обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией и направлено на решение той или иной проблемы.

§3.2.2. Виды деловых бесед

Чем же определяется характер деловой беседы, особенности ее протекания в целом?

Прежде всего -- профессиональными и деловыми интересами ее участников. Но не менее важным является и тип отношений между собеседниками (субординационные «по вертикали» -- «сверху -- вниз», «снизу -- вверх» и партнерские «по горизонтали»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13