скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сущность и функции финансов. Финансовая политика скачать рефераты

Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам пред-приятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат работникам предприятия процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий.

Принцип обеспеченности финансовых резервов обусловлен необ-ходимостью формирования финансовых резервов, обеспечиваю-щих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском из-за возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском не возврата вложен-ных денежных средств.

39. ФИН. РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА, МЕСТО ФИН. РЫНКА В ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА.

Финансовый рынок является одной из функциональных частей рыночной экономики и представляет собой подсистему глобального рынка - национальной экономики. Национальную экономику можно представить как рынок, состоящий из следующих субрынков: рынок труда, товарный рынок (или рынок товаров) и финансовый рынок (или рынок капиталов) - все тесно взаимодействуют между собой и дополняют друг друга в процессе функционирования национальной экономики. Основная функция финансового рынка - формирование, перераспределение и применение капитала как одного из факторов общественного производства. Финансовый рынок тесно взаимодействует с рынками товаров и труда, в результате чего все факторы общественного производства приходят в соприкосновение. Гармоничное развитие экономики предполагает структурное соответствие различных субрынков друг другу. В переходный период в России естественным образом оформилось отставание развития финансового рынка от развития товарного рынка. Сегодня уже можно заметить более интенсивное развитие финансового рынка, что выражается в увеличении численности занятых, количества институтов, оперирующих на финансовом рынке (стали появляться инвестиционные банки), объемов предоставляемых услуг. Все это, в конечном счете, означает рост доли данного сектора в валовом национальном продукте.

Финансовый рынок делится на фондовый рынок, в основе которого лежит рынок ценных бумаг, и денежный рынок, иногда также называемый рынком банковских ссуд или рынком ссудных капиталов. Критерием разделения финансового рынка выступает цель привлечения капитала посредством обращения к институтам фондового или денежного рынка. Если капитал привлекается для целей расширения производств, обновления основного капитала, используется, как правило, фондовый рынок. Если же требуется покрыть потребность в оборотном капитале, обращаются к денежному рынку. Фондовый и денежный рынок также различаются по срокам, на которые привлекается капитал. На фондовом рынке эмитенты и заемщики привлекают капитал, как правило, на срок не более 1 года, т.е. фондовый рынок является сферой среднесрочных и долгосрочных инвестиций. На денежном рынке капитал привлекается на срок менее года, и, следовательно, денежный рынок является сферой краткосрочных инвестиций.

Финансовыми рынками называют рынки, где происходят купля-продажа, обмен и другие операции с финансовыми активами, которыми могут быть деньги, иностранная валюта, ценные бумаги и т.д. Таким образом, валютные, фондовые, кредитные, вексельные и деривативные рынки можно рассматривать как составляющие финансовых рынков. Эти рынки тесно связаны, и отсутствие или ослабление одного из них немедленно сказывается на всех других. Длительное, после кризиса 1998 года практическое прекращение работы рынков деривативов в России негативно сказывается на валютном и, особенно, фондовом рынках.

Важнейшей тенденцией современного этапа развития финансовых рынков является резкое увеличение и безусловное доминирование на них спекулятивных операций, на долю которых приходится более 95% всех финансовых сделок. Если учесть, что на $1, работающий в реальном секторе, приходится $60, обращающихся на финансовых рынках, то становится ясно, как велик удельный вес спекулятивных операций в мировой экономике в целом. Международные финансовые организации и национальные государства не могут противостоять нестабильности, вызываемой неконтролируемыми перемещениями спекулятивного капитала. Например, финансовые ресурсы МВФ оцениваются сейчас в $350 млрд., а средства только хеджфондов, осуществляющих, в частности, валютные спекуляции, - в $500 млрд. Так что? Даже если МВФ вовремя сосредоточит свои ресурсы и попытается противостоять международным валютным спекулянтам, его средств окажется явно недостаточно.

В развитии финансовых рынков значительную роль играет рынок евровалют. Возникновение этого рынка представляет собой одно из самых значительных и интересных явлений мировой экономики. За последние два десятилетия значительная часть мирового капитала - около $8-10 трлн. - по разным причинам вышла из-под юрисдикции конкретных государств и стала самостоятельной транснациональной силой в форме евровалют.

По объемам среди финансовых рынков первенствует валютный рынок, объем которого превышает $680 трлн. в год. Это означает, что на каждого жителя Земли приходится $120 тыс. валютных, в основном спекулятивных, операций. В то же время, по данным ООН, 1,2 млрд. человек на планете не имеют и $1 в день, а 2,5 млрд. - $2 в день.

3. Важнейшей стадией общ-го пр-ва яв-ся воспроизводство. Оно включает 4 стадии: пр-во, обмен, рапр-ие, потр-ие. В воспр-ве, как в едином эк-м процессе участвуют разл-ые эк-ие ед-цы: 1. хоз. субъекты, 2. гос-во, 3. дом. хоз.

Все эти ед-цы потребляют множ-во ресурсов, получают доходы и несут расходы. Осн-ми доходами в дом-х хоз-вах выступают: оплата труда в форме з.п., дивиденды, %....Эти средства расходуются на приобретение потреб-х тов-в и услуг, оплату жилья,отдых,лечение.Роль финансов в дом. хоз-х значительно возрасла.

Гос-во формирует свои доходы за счёт налогов, выпуска облигаций, акций. Гос-во т. же несёт и расходы: ооронные, административные, суды, мед, соц., услуги.

Т. О. доходы и расходы имеются у всех эк-х субъектов воспроизвод-го процесса т.е все они имеют бюджеты состояния из доходной и расходной ч астей. При этом у одних уч-в возникают профициты ( дох > расх) у др-х дефициты. Следов-но создаются объективная необходимость перераспределения полученных ден-х средств, кот-ые и осущ-ся с помощью фин-в в широком понимании этого термина.

5. Фин. пол-ка - совок-ть метод-х принципов, форм организации и методов исп-ия фин-в.

Практически фин-ая пол-ка реа-ся на основе принятия системы гос-х мероприятий разраб-х на опред=й период времени по мобилизации части фин-х рес-в об-ва в юджет и их эф-му исп-ию для вып-ия гос-м своих функ-й.

Фин. пол-ка есть составная часть эк-ой пол-ки напр-ой на обесп-ие эк-го роста, а так. же на усиление значимости гос-ва в междунар-м сообщ-ве. Для осущ-ия и приме-ия в жизнь фин. пол-ки применяется совокупность бюджетно-налоговых и др-х фин-х инструментов и институтов наделённых соответ-ми закон-ми полномоч-ми по формир-ию и использ-ию фин-х ресурсв и регул-ию ден-х потоков.

Сод-ие фин. пол-ки опред-ся в след-м: соответ-ей теорет-ой базой и разра-ой на её основе концепции пред-ей роль гос-ва в области фин-в. Разраб-ой основ-х направлений и целей в достижении макроэк-х показ-й обеспеч-х сбалансир-ть доходов и расходов гос-ва на текущий период и перспективу. Осущ-ие практич-х мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности фин-х и гос-х инструментов.

Важно, чтобы в фин. пол-ке провод-ая гос-вом, была достигнута стабилизация( соблюдение заплан-х темпов инфляции, темпов бюджетного дефицита) У нас профицит бюджета, а гос-во д. план-ть дефицит, ояз-но наличие достаточной денеж-ой массы.

Фин. пол-ка в её широком понимании включ-т тамож-ую, кредитно-денеж-ую, бюджетную пол-ку.

Приоритет-ые задачи фин. пол-ки в значительной степени обесп-ся бюджетной полит-ой с помощью кот-ой реал-ся след-ие осн-ые функции:

1. фин-ое обеспечение в рез-те вып-ия гос-ом своих функ-ий.

2. поддержание фин-ой стаб-ти в стране.

3. обеспечение фин. целостности федер-го гос-ва.

4. создание условий для социально-эк-го развития.

Ближайшими стратегическими целями яв-ся:

1. обеспечение полного и устойчивого вып-ия фин-х об-в на всех уровнях власти.

2. устранение дестимулирующих и развитие стим-х Эл-в в бюд-ой пол-ке.

3. существенное снижение издержек.

4. урегулирование кредитной задолжности гос-ва.

5. значительное уменьшение долговой нагрузки на эк-ку.

6. постепенный отказ от практики предоставления гос-х гарантий по иностранным кредитам.

7. оценка эф-ти бюджет-х расходов.

8. обеспечение бездефицитного фед-го бюд-та.

9. мак-ая консолидация внебюд-х фондов в бюджетах всех уровней, а т.же ликвидация целевых юд-х фондов фед-го бюджета.

7. Фин-ое планир-ие и прогноз-ие это процесс принятия решений ориентир-х на будущее. Применительно к гос. фин. план. предполагается, что эта деятельность направлена на достижение сбалансированности и пропорциональности фин. рес-в.

Сбалансированность означает оптимальное соот-ие между фин-ми ресурсами наход-ся в распоряжении гос-ва и доходами остающимися у субъектов.

Пропорциональность-это рациональное соот-ие между величинами дохода до уплаты налогов и после их. Через увеличение или уменьшение этого соотношения го-во м. стимулировать или ограничивать их развитие.

14. Межбюджетное регулирование - это предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах…Такое регулирование выступает как форма взаимодействия гос-ого, регион-ых и местных бюджетов. Можно выделить несколько форм: дотации, субвенции, бюджетные ссуды, отчисления от регулирующих налогов и доходов, трансферты. Дотации для сбалансирования из ФБ предоставляется бюджетам субъектов РФ и местным сумма средств, не оговариваемая к-л целевым направл-м, на безвозм-й, безвозвр-й основе для покр-я тек-х расх-в. Субвенции - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий, может предоставляться на долевых началах, на безвозм-й, безвозвр-й основе (пред-ся на финанс-е расх по фед целевым прогр-м, кап расх) .Бюджетные ссуды - это предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент на срок не более 6 мес в теч фин года(финвнс-е кассовых разрывов). Отчисления от регулирующих налогов и доходов - наиболее распространенная до последнего времени форма. Механизм ее реализации заключается в следующем: с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет, местн б-т. Трансферты- финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется примерно 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин. Субсидии- на основе долевого финанс-ия целевых расх-в. Однако при нарушении правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены следующие санкции приостановление финансирования из федерального бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты, субвенции);+ могут перед-ся расх из фед б-та в б-ты суб-тов, из б-та в б-ты суб-тов в местн бюджет.

Вопрос 15. Доходы и расходы региональных бюджетов: сотав и структура.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет местных налогов, неналоговых доходов, поступления из вышестоящих бюджетов.

Местные налоги - налог на прибыль, на доход, на имущество, акцизы, надбавки к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами.

Поступления из вышестоящих бюджетов - отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами, дотации, субвенции (на цели).

Неналоговые доходы - доходы от предприятий в муниципальной собственности, арендные доходы, штрафы, пошлины, добровольные взносы.

Расходы региональных бюджетов: текущие затраты (на все расходы) за счет налоговых и неналоговых поступлений, капитальные вложения (для развития - инвестиционные затраты) за счет субвенций, займов.

17. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ.

В соответствии с законодательством бюджетный процесс -- это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс РФ регулируется Бюджетным кодексом, решениями государственных правительственных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составлении исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

Бюджетный процесс включает четыре этапа бюджетной деятельности:

1) разработка проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической и политической жизни общества.

Продолжительность этапов бюджетного процесса: разработка, рассмотрение и утверждение бюджета -- 18 месяцев; исполнение бюджета -- 12 месяцев; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение -- до 6 месяцев.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально - экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы.

К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;

23. ГОСУД. И МУНИЦИП. КРЕДИТ. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОС. ДОЛГОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Государственный кредит представляет собой совокупность фи-нансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками -- физические и юридические ли-ца. Существенным отличием государственного кредита от банков-ского является то, что средства, взятые взаймы государством, ча-ще всего не имеют производительного использования, т.е. не на-правляются на обеспечение процесса расширенного воспроизвод-ства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнитель-ные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство яв-ляется заемщиком средств, - а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11