скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сущность и функции финансов. Финансовая политика скачать рефераты

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

11. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОС. БЮДЖЕТА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Государственный бюджет является важнейшим звеном системы финансов РФ и взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы страны. Бюджет представляет собой единство основных финансовых категорий в их действии (налогов и других обязательных платежей, государственного кредита, государственных расходов), т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация денежных ресурсов и их целевое использование.

Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными и регулируются Бюджетным кодексом РФ. Эти отношения представляют собой часть финансовых отношений, но имеют определенную специфику.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет -- это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использованием средств на выполнение государством всех возложенных на него экономических, социальных, политических и других задач в рамках соответствующей экономической системы.

Отличительные особенности государственного бюджета как самостоятельной экономической категории заключаются в следующем.

1. Бюджетные отношения являются особой формой экономических перераспределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта (главным образом национального дохода) в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований.

2. При помощи бюджета осуществляется процесс перераспределения ресурсов, сконцентрированных в централизованном денежном фонде страны, между отраслями народного хозяйства, сферами общественной деятельности. территориями страны и т. д. в пределах экономической системы.

3. Посредством государственного бюджета не только осуществляются перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственному финансовому регулированию экономики. Изменением состава налоговых платежей и размеров их ставок, системой государственных расходов и т.п. государство активно влияет на совокупные экономические процессы в обществе. В этом плане государственный бюджет является действенным инструментом финансовой политики государства.

4. В условиях рыночной экономики мероприятия бюджетной политики должны быть продуманы, четко скоординированы с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой государства.

5. Бюджетное распределение занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. Так как в государственном бюджете отражаются все экономические процессы в обществе, а также находят свое концентрированное выражение все основные финансовые институты -- налоги, государственные расходы, государственные займы и т.д., то его можно охарактеризовать как основной финансовый план государства.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется посредством выполняемых функций. Они заключаются в следующем:

* перераспределение национального дохода и ВВП;

* государственное регулирование и стимулирование

экономики;

* развитие социальной сферы;

* контроль за образованием и целевым использованием централизованного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет является основной сферой перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, развития экономики и социальной сферы на всей территории страны, включая республики, края, области, районы.

59. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВАНИЯ В СОВР. УСЛОВИЯХ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премии). Главные стороны таких отношений -- страховщик и страхователь.

Страхование - это один из способов обеспечения экономической безопасности и устойчивого материального благополучия, это разумная предусмотрительность. Его применяют с глубокой древности.

Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Важным условием нормального процесса воспроизводства является его непрерывность и бесперебойность.

Смысл страхования состоит в минимизации ущерба при наступлении неблагоприятных обстоятельств, сопряженных с убытками. Страхование, однако, не может приходить на помощь во всех случаях, когда имеет место имущественный или иной ущерб, напротив, необходимо наличие некоторых дополнительных условий, делающих возможной страховую помощь.

Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:

1. При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб. Этим признаком страхование связано с категорией страховой защиты общественного производства.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба в одном или нескольких субъектах на все субъекты, вовлеченные в страхование. Подобная замкнутая раскладка ущерба основана на вероятности того, что число пострадавших субъектов, как правило, меньше числа участников страхования, особенно если число участников достаточно велико.

3. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд целевого назначения, формируемый за счет фиксированных взносов участников страхования. Поскольку средства этого фонда используются лишь среди участников его создания, размер страхового взноса представляет собой долю каждого из них в раскладке ущерба. Поэтому, чем шире круг участников страхования, тем меньше размер страхового взноса и тем доступнее и эффективнее становится страхование. Если в страховании участвуют миллионы страхователей и застрахованы сотни миллионов объектов, то появляется возможность за счет минимальных взносов возмещать максимальный ущерб.

Признаком замкнутой раскладки ущерба категория страхования отличается от других финансовых категорий. Например, доходы государственного бюджета формируются за счет платежей предприятий и граждан, но использование мобилизованных денежных средств распространяется не только на плательщиков взносов.

4. Страхование предусматривает перераспределение ущерба как между разными территориальными единицами, так и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения страхового фонда в течение года между застрахованными хозяйствами требуется достаточно большая территория и значительное число подлежащих страхованию объектов. Только при соблюдении этого условия возможна раскладка ущерба от стихийных бедствий, охватывающих большие территории.

5. Характерной чертой страхования является возвратность мобилизованных в страховой фонд платежей. Страховые платежи определяются на основе страховых тарифов, состоящих из двух частей - а) нетто-платежей, предназначенных для возмещения вероятного ущерба, и б) накладных расходов на содержание страховой организации, проводящей страхование.

Размер нетто-платежей устанавливается на основе вероятного ущерба за расчетный период (обычно 5 или 10 лет) в масштабе определенной территории (области, края, республики). Поэтому вся сумма нетто-платежей возвращается в форме возмещения ущерба в течение принятого в расчет временного периода в том же территориальном масштабе.

Страхование выполняет четыре функции: рисковую, предупредительную, сберегательную, контрольную.

1. Содержание рисковой функции страхования выражается в возмещении риска. В рамках действий этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, так как страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавших.

2. Назначением предупредительной функции страхования является финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие обусловленных страховых сумм.

3. Содержание сберегательной функции страхования заключается в том, что при помощи страхования сберегаются денежные суммы на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

4. Содержание контрольной функции страхования выражается в контроле за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.

25. . ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ

Предприятие -- это самостоятельный хозяйствующий субъ-ект, обладающий правами юридического лица, производящий про-дукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Финансы предприятий -- это финансовые или денежные от-ношения, возникающие в процессе формирования основного и обо-ротного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:

- Возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного, акционерного) капитала, который является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения немате-риальных активов.

- Между предприятиями и организациями, связанные с произ-водством и реализацией продукции, возникновением вновь соз-данной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продук-ции, отношения со строительными организациями в период инве-стиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранны-ми фирмами и т.п.

- Между предприятиями и его подразделениями: филиалами цехами, отделами, бригадами в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотные средств.

- Между предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за при чиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц.

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях.

Большинство экономистов признают, что финансы предпри-ятий выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Обе функции тесно взаимодействуют между со-бой. С помощью распределительной функции происходят фор-мирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, распределение валового внутреннего про-дукта в. стоимостном выражении, определение основных стои-мостных пропорций в процессе распределения доходов и финан-совых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интере-сов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организа-ций и государства в целом.

Объективной основой контрольной функции являются стои-мостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и де-нежных фондов предприятия и их использование. В основе фи-нансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывающие воеди-но все фазы воспроизводственного процесса: производство, об-мен и потребление. Однако размер получаемых предприятием, доходов и эффективное и рациональное ведение хозяйства опре-деляют возможности его дальнейшего развития. И наоборот, на-рушение бесперебойного кругооборота средств, рост затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, ока-зание услуг снижают доходы предприятия и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. В этом случае контрольная функция финансов сигнализирует о недостаточном воздействии рас-пределительных отношений на эффективность производства, о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства. Игнорирование таких сигналов может привести к банкротству предприятия.

Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности рас-пределительных отношений.

26. Принципы организации финансов

Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственная самостоятельность, самофинансирова-ние, материальная ответственность, заинтересованность в резуль-татах деятельности, формирование финансовых резервов.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламенти-рует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реали-зация этого принципа -- одно из основных условий предпринима-тельской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосроч-ных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11