Налоговая система России
Система ставок налога на прибыль имеет сложную струк-
туру: включает как единые, так и прогрессивные ставки. Про-
исходит это потому, что налогом на прибыль в Сирии облага-
ется как прибыль юридических лиц, так и предпринимателей.
Например, промышленные акционерные компании и промышленные
компании с ограниченной ответстсвенностью платят налог
соответственно по ставке 32% и 42%; остальные плательщики
облагаются на основе прогрессивной шкалы ставок. Она выгля-
дит следующим образом:
---------T----------------------------------T-----------¬
¦ Группа ¦ Размер облагаемой прибыли, сир.ф.¦ Ставка, % ¦
+--------+----------------------------------+-----------+
¦ 1 ¦ До 20000 ¦ 10 ¦
¦ 2 ¦ 20001-50000 ¦ 14 ¦
¦ 3 ¦ 50001-100000 ¦ 18 ¦
¦ 4 ¦ 100001-120000 ¦ 22 ¦
¦ 5 ¦ 120001-400000 ¦ 26 ¦
¦ 6 ¦ 400001-600000 ¦ 30 ¦
¦ 7 ¦ 600001-800000 ¦ 35 ¦
¦ 8 ¦ 800000-1000000 ¦ 40 ¦
¦ 9 ¦ свыше 1000000 ¦ 45 ¦
L--------+----------------------------------+------------
В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования
(в том числе и в Сирии) предприятия уплачивают налог на
прибыль один раз в год, исходя из фактических результатов
на основе декларации, представляемой в налоговое ведомство.
Налог на ренту от недвижимости был введен в 1963 году.
Объектом обложения этого налога это рента получаемая, от
основных фондов, используемыми предприятиями. Ставки налога
дифференцированы в зависимоти от суммы получаемой ренты,
причем применяются две шкалы ставок: для предприятий, сдаю-
- 39 -
щих и не сдающих недвижимость в аренду.
Плательщиками налога на ренту от недвижимости являются
все предприятия за исключением: общественного имущества,
недвижимоти государства, учреждений, муниципалитетов, кото-
рые не приносят ренты; недвижимость, предназначенная для
хранения сельскохозяйственной продукции, помещения для ско-
та, жилье сельскохозяйственных рабочих; недвижимость, при-
надлежащая учебным заведениям; сроком на 6 лет новые машины
и оборудование, купленные промышленными предприятиями.
В связи со снижением в России инвестиций в основной
капитал можно было бы рекомендовать обратить внимание на
последнюю льготу. Она способстует повышеню заинтересован-
ности предпринимателей в обновлении и расширении основных
фондов.
Таким образом, в Сирии действует прогрессивная шкала
налогообложения.
23.4.4. Шведская модель налоговой системы
Заслуживает пристального внимания также опыт шведских
специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что
сочетание частного предпринимательства и элементов общест-
венного регулирования несколько схожи с не так давно ушед-
шей советской действительностью. В частности перераспреде-
ление через государственный бюджет большей части ВНП.
Что же конкретно понимается под "Шведской моделью со-
циализма"?
Главной целью правящей сейчас партии в Швеции является
- добиваться решения существующих социально-политических
проблем, не ущемляя интересов каких-либо групп общества и
не нанося ущерба экономике как по линии производительности
труда, так и в отношении конкурентоспособности шведских
предприятий.
Каким же путем Шведские лидеры хотят добиться своей
цели?
То, что легко предположить: повышенный уровень налого-
обложения. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает
половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах
с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не бо-
лее 45%.
В результате налоговой реформы 80-х-90-х годов сокра-
тился размер части прямых налогов, налогов на дивиденды с
- 40 -
акций и другие формы помещения капитала, к снижению некото-
рых показателей подоходного налогообложения и др.
Следует заметить, что шведская система налогообложения
весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и
косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами явля-
ются национальный и коммунальный (местный) подоходные нало-
ги и национальный имущественный налог. Кроме того, сущест-
вует, как уже говорилось, широкая система обязательных
предпринимательских выплат на социальное обеспечение.
Основные косвенные налоги - налог на добавленную стои-
мость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные нало-
ги и социальные взносы служат главным источником доходов
для бюджета центрального правительства, а прямые - для
местных органов управления.
Система налогообложения - как центрального, так и
местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер
взимаемых налогов местные власти определяют сами.
Налог на трудовые доходы физических лиц составляет
примерно 31%, если речь идет о суммах, не превышающих за
год 170 тыс. крон, в том числе национальный - 100 крон, и
остальная сумма идет в местный бюджет. С суммы более 170
тыс. крон взимается коммунальный налог в размере 31% и на-
циональный в размере 100 крон плюс 20%, общий налог состав-
ляет, таким образом, примерно 51%.(РЭЖ, 1993, N8, С. 91-92)
Имущественный налог взимается главным образом с физи-
ческих лиц. Налог является прогрессивным и составляет: при
нетто-имуществе (за вычетом задолженности) до 800 тыс. крон
- 0%, 800-1600 тыс. крон - 1,5%, 1600-3600 тыс. крон - 12
тыс. крон плюс 2,5%, более 3600 тыс. крон - 62 тыс. крон
плюс 3%.
Акционерные общества выплачивают национальный корпора-
ционный налог, с них не взимаются имущественный и комму-
нальные налоги. С 1991 года размер корпорационного налога
уменьшен до 30%. Новое правительство, пришедшее к власти
осенью 1991 года, объявило о дальнейшем снижении корпораци-
онного налога: до 25%.
Как видим, преобладающую долю составляют налоги с ко-
нечных доходов различных социальных групп населения и мень-
шую - поступления от налогов, выплачиваемых частными компа-
ниями и банками.
.
- 41 -
23.4.5. 0 2В итоге
Подводя итоги, определим основные цели современной
налоговой политики государств с рыночной экономикой. 1Они
1ориентированы на следующие основные требования 0:
- налоги, а также затраты на их взимание должны быть
по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело
дается законодателям и правительствам в их стремлении сба-
лансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую
систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходи-
мости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования
производственной и предпринимательской деятельности, под-
держки свободной конкуренции;
- налоговая система должна соответствовать структурной
экономической политике, иметь четко очерченные экономи-
ческие цели;
- налоги должны служить более справедливому распреде-
лению доходов, не допускается двойное обложение налогопла-
тельщиков;
- порядок взимания налогов должен предусматривать ми-
нимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
- обсуждение проектов законов о налогообложении должно
носить открытый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководство-
ваться и нам при создании новой налоговой системы. При
этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании,
а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение
истории развития и современного состояния российской эконо-
мики.
Таким образом существует огромный, причем теоретически
обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования на-
логов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма
затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уде-
лять первостепенное внимание специфике экономических, соци-
альных и политических условий сегоднящней России, ищущей
лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще
игнорировать теоретическое наследие многих поколений уче-
ных-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, ко-
торым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от
развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее
- 42 -
производительных сил и производственных отношений. Эти тре-
бования всесторонне подтверждены практикой и безусловно
должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а
напротив, предполагают отличия между разными странами по
структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам,
фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым
льготам и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни
применялась и какими конкретными чертами ни характеризова-
лась, должна отвечать определенным кардинальным требовани-
ям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа 1ра-
1венства и справедливости 0. Это прежде всего означает: тя-
жесть налогового бремени должна распределяться между всеми
в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик
обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну
государства.
Вторым непременным требованием, которому должна отве-
чать налоговая система, является 1эффективность налогообло-
1жения 0. Реализация этого требования предполагает, во-первых,
что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи-
ческих решений, либо оно должно быть минимальным; во-вто-
рых, что налоговая система обязана содействовать проведению
политики стабильности и успешного развития экономики стра-
ны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика ко-
торой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство име-
ет исключительно важное значение. Обязательным условием эф-
фективности налоговой системы является и то, чтобы она не
допускала произвольного толкования, была понятна налогопла-
тельщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни
одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей
стране. И последнее условие реализации требования эффектив-
ности налогообложения: административные расходы, которые
нужны для управления налогами и соблюдения налогового зако-
нодательства, надлежит минимизировать.
.
- 43 -
2Заключение
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный
взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в
порядке, определенном законодательными актами. Налоги быва-
ют прямыми и косвенными они различаются по объекту налого-
обложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в
формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложе-
ния, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога,
его прогрессивный, однократный обязательный характер,
простота и гибкость.
Основные функции налогов - фискальная, социальная и
регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется
при помощи предоставления физическим и юридическим лицам
налоговых льгот в соответствии с целями государственного
регулирования хозяйства и социальной сферы.
Одним из главных элементов рыночной экономики является
налоговая система. Она выступает главным инструментом воз-
действия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи
с этим необходимо, чтобы налоговая система России была
адаптирована к новым общественным отношениям, соответство-
вала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр
ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет
отрицательную роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям, а также препятствует ин-
вестициям как отечественным, так и иностранным. 1Нестабиль-
1ность налоговой системы на сегодняшний день - главная проб-
1лема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на
чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоп-
лательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблага-
емую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основ-
ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-
шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде
всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;
объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой
- 44 -
системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-
ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,
ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только
на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще
нет.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоре-
тически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использо-
вания налогов в странах Запада. Но ориентация на их практи-
ку весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразум-
но не уделять первостепенное внимание специфике экономи-
ческих, социальных и политических условий сегоднящней
России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного
хозяйства.
На Западе, в большинстве стран с развитым рынком
основным источником формирования бюджета служит налогообло-
жение физических лиц и налоговое бремя в большей степени
лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это
положение для нас сегодня предельно актуально.
В ситуации осуществления серьезных и решительных пре-
образований и отсутствия времени на движение "от теории к
практике" построение налоговой системы методом "проб и оши-
бок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о
завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отноше-
ния. Поэтому представляется весьма важным, чтобы науч-
но-исследовательские и учебные институты, располагающие
кадрами высококвалифицированных специалистов в области фи-
нансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой тео-
рии налогообложения, используя опыт стран с развитой рыноч-
ной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.
Подчеркнем, 1что пока не будет выработано авторитетной
1целостной концепции реформирования налогообложения и его
1правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере
1останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов
1и специалистов.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком
много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсо-
вой работы. Незначительная их часть будет так или иначе ре-
шена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет
отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия 1Налого-
1вого кодекса 0.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|