Налоговая система России 
ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч-
шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде
всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий;
объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой
системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч-
ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно,
ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только
на серьезной теоретической основе.
23.3. 0 2Налоги и инвестиции
Нестабильность налоговой системы является существен-
ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим
привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
В условиях спада производства, продолжающейся инфляции
и ограниченности ресурсов исключительно важное значение
имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимули-
рованию инвестиционной деятельности.
Представляется необходимым 1предусмотреть в налоговом
1законодательстве положение о том, что установленные для
1иностранных инвесторов налоговые льготы и преимущества не
1могут ухудшаться в течение какого-либо определенного отрез-
1ка времени ( 0например, пяти лет).
Введение такой поправки явилось бы для иностранных ин-
весторов твердой гарантией стабильности налоговой системы
России. Вместе с тем было бы целесообразно предусмотреть
для предприятий с иностранными инвестициями некоторые до-
полнительные налоговые льготы и привелегии. В частности,
следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Восто-
ка - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для за-
нятых в сфере материального производства предприятий с до-
лей иностранного участника не менее, чем в 30%. При этом
выручка от материального производства должна быть более 70%
от всей суммы выручки. В третий и четвертый год (в Дальне-
восточном экономическом районе - в четвертый-пятый) эти
предприятия должны были бы, согласно данному предложению,
уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50% от
- 34 -
основной ставки, но при условии, что выручка от деятель-
ности в сфере материального производства превышает 80-90%.
23.4. 0 2Теоретический и практический опыт в
2налогообложении стран с развитым рынком
23.4.1. Теоретическое наследие
Не лишним будет повториться, что налоги, как известно
из зарубежного же опыта, являются одним из наиболее эффек-
тивных инструментов косвенного регулирования экономических
процессов.
В теории и практике налогового регулирования развитых
стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строи-
лась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональ-
ных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и
норма налогообложения подчинены потребностям регулирования
совокупного общественного спроса, который должен удержи-
ваться на уровне, обеспечивающем полное использование тру-
довых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен
(при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равно-
весию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со
снижением доли государственного сектора в экономике разви-
тых стран и уменьшением экономической доли государства
(сокращением его прямого вмешательства в экономику в основ-
ном через снижение государственных расходов) налоговая по-
литика наряду с выполнением регулирующих функций стала
средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях
развитой экономики эта цель достигается посредством не уси-
ления налогового бремени, ложащегося на производителей и
физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения
государственных расходов на фоне широкомасштабного и целе-
направленного снижения налогов.
Если до недавнего времени считалось, что высокие уро-
вень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соот-
ветствуют, как правило высоким уровням развития экономики и
социальной защищенности населения, то сейчас общей тенден-
цией в области налогообложения в странах Запада является
снижение фактического налогового бремени на прибыль корпо-
раций и доходы физических лиц. Одновременно в ряде ведущих
стран (США, Японии, Англии и других) происходит расширение
базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры на-
- 35 -
логовых льгот.
В существующих условиях нелепо говорить об "идентич-
ности уровней налогообложения в нашей экономике и на Запа-
де". Абсолютные размеры производимой прибыли и добавленной
стоимости там значительно выше, чем у нас. Поэтому и сте-
пень налогового пресса там фактически в несколько раз мень-
ше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.
Роль отдельных налогов в формировании бюджета в разви-
тых странах с рыночной экономикой обычно такова (%):
Налоги на личные доходы .................. 40
Налоги на прибыль корпораций ............. 10
Социальные взносы ........................ 30
Налог на добавленную стоимость ........... 10
Таможенные пошлины ....................... 5
Прочие налоги и налоговые поступления .... 5
Таким образом можно заключить, что на Западе основным
источником формирования бюджета служит налогообложение фи-
зических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на
гражданах, тем самым стимулируя производство.
Американские эксперты во главе с профессором Лаффером
теоретически доказали, что при ставке подоходного налога
более 50% резко снижается деловая активность фирм и населе-
ния в целом (График 1).
График 1
Совокупный¦
налогооб- ¦- - - - -
лагаемый ¦
доход ¦
¦
¦
¦
+----+----+----+----+------
25 50 75 Ставка налога (%)
Но невозможно теоретически расчитать идеальную шкалу
налогообложения. Она должна быть откорректирована на прак-
тике. Немаловажное значение имеют национальные, психологи-
ческие, культурные факторы. Американцы, например, считают,
что при такой шкале налогобложения, которая существует в
Швеции - 75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в
производство. Так, рост производственной активности в США
после налоговой реформы 1986 года в значительной степени
был связан со снижением предельных ставок налогообложе-
- 36 -
ния.
Таким образом, кривая Лаффера, скорректированная в
соответствии с реальностью приобретает следующий вид:
График 2
Совокупный¦
налогооб- ¦- - - - - - -
лагаемый ¦
доход ¦
¦
¦
¦
+----+----+----+----+------
25 50 75 100 Ставка налога (%)
Профессор Михаил Семенович Бернштам (США) предлагает
некоторые практические наработки относительно импортного
тарифа, которые вполне можно использовать и у нас. Импорт-
ный тариф, как считает профессор, способен выполнить по
меньшей мере три выжных задачи переходного времени. (РЭЖ,
1993, N12, С. 31)
Во-первых, это мощный источник налоговых поступлений в
бюджет. Причем поскольку тариф выборочен, его можно исполь-
зовать прежде всего применительно к товарам не первой необ-
ходимости, предметам роскоши и т. п. В этом случае речь
идет о высокопрогрессивном налоге, помогающем бедным соци-
альным слоям за счет богатых.
Во-вторых, импортный тариф защищает от конкуренции пе-
рестраивающуюся внутреннюю промышленность. Рональд И. Мак-
киннонразработал подробную модель каскадного, убывающего по
годам, импортного тарифа.
В-третьих, (и это особенно важно для нынешней
российской российской ситуации), импортный тариф на товары
не первой необходимостипозволит сократить импортный и ва-
лютный спрос (это товары высокоэластичного спроса). Госу-
дарство же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся ва-
люту и поднять обменный курс рубля."
23.4.2. 0 2Льготы
Система налоговых льгот для капиталовложений в разви-
тие производства в Великобритании. В соответствии с законо-
- 37 -
дательством для определения облагаемого налогом дохода кор-
пораций из валового дохода компании вычитаются все разре-
шенные законодательством расходы, произведенные в отчетном
налоговом году. В частности, полному вычету из валового до-
хода компании подлежат все расходы на научные исследования.
Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и обору-
дование, промышленные и сельскохозяйственные постройки и т.
д. Для списания машин и оборудования используется ставка
25% от остаточной стоимости, а это означает, что 30% стои-
мости машин и оборудования, купленных после 1986 года, бу-
дет списано за 8 лет.
В последние годы во многих странах Запады распростра-
нение получили налоговые льготы, стимулирующие частные ин-
вестиции в акции, с тем, что увеличить приток капиталов для
производственного накопления. Налоговые скидки, многие из
которых были введены в середине 80-х годов, предоставляются
по ряду определенных видов инвестиций.
Так, в Бельгии в 1982 года суммы, истраченые на покуп-
ку акций бельгийских компаний или сертификатов оговоренных
больгийских "взаимносберегательных" фондов разрешено (до
определенного предела) вычитать из облагаемой суммы дохо-
дов, а с 1984 года эта льгота распространена и на другие
инструменты "венчурного" финансирования, т. е. способствую-
щие становлению и развитию в стране венчурных компаний.
Во Франции с 1978 года действует налоговая скидка с
дохода в сумме чистых покупок акций, котирующихся на фондо-
вой бирже (установлен потолок льготы).
В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в
венчурные компании.
В Испании с 1979 года предоставляется налоговый кредит
в отношении покупок ценных бумаг и инвестиций в деловые
сферы.
Так обстоит дело с налогообложением инвестиций в про-
мышленность.
23.4.3. 0 2Обложение 0 2предприятий Сирии
Налогообложение предприятий в Сирии. В настоящее время
предприятия Сирии уплачивают пять налогов: налог на при-
быль, налог на земельные участки, налог на ренту от недви-
жимости, налог на доходы от оборотного капитала, акцизы.
Среди налогов, уплачиваемых сирийскими предприятиями,
- 38 -
наибольший удельный вес занимают два: налог на прибыль и
налог на ренту от недвижимости. Эти налоги активно влияют
на финансовое состояние предпритий, на их производственные
интересы.
Налог на прибыль уплачивают не только предприятия и
организации, являющиеся юридическими лицами, их дочерние
предприятия, филиалы, но и лица, занимающиеся предпринима-
тельской деятельностью (юристы, врачи, кузнецы, парикмахеры
и другие).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|