скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Налоговая система России скачать рефераты

¦ ющих в игре на тота- +---+ ¦ гообложении операций с ¦

¦ лизаторе на ипподроме¦ ¦ ¦ ценными бумагами ¦

L----------------------- ¦ L-------------------------

-----------------------¬ ¦ -------------------------¬

¦ Сбор за право прове- ¦ +---+ Сбор за уборку террито-¦

¦ дения кино- и теле- +---- ¦ рий населенных пунктов ¦

¦ съемок ¦ L-------------------------

L-----------------------

.

- 13 -

 21.2.3. 0  2Основные налоги, собираемые на территории

 2Российской Федерации

1.  1Индивидуальный подоходный налог  0(налог на личные

доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) нало-

гоплательщика - физического лица.

Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в эко-

номически развитых странах в 1993 году (%):

Канада .......................... 29

США ............................. 31

Великобритания .................. 40

Австралия ....................... 47

Япония .......................... 50

Италия .......................... 51

Германия ........................ 53

Франция ......................... 57

Швеция .......................... 72

В России ставка этого налога соствляла 40%.

Из приведенных данных видно, что в большем количестве

стран этот налог довольно высок, что говорит о том, что на-

логовый пресс в этих странах давит на производителя в мень-

шей степени нежели у нас.

В последние два десятилетия заметна тенденция пониже-

ния ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают,

что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выра-

женные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. бога-

тые должны платить больший налог, чем бедные.

2.  1Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий)

взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юри-

дическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком

бизнесе делается исключение: они признаются юридическими

лицами, но налоги платят не они а их владельцы через инди-

видуальный подоходный налог.

Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (вало-

вая выручка за вычетом всех расходов и убытков).

3.  1Социальные взносы  0(социальные налоги) охватывают

взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на

заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой

выплаты, которые частично осуществляются самими работающи-

ми, частично их работодателями.

4.  1Поимущественные налоги 0, прежде всего налоги на иму-

- 14 -

щество, дарения и наследство. Размер этих налогов определя-

ется задачей перераспределения богатства. В некоторых стра-

нах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в

акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5.  1Налоги на товары и услуги 0, прежде всего таможенные

пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС).

Налог на добавленную стоимость взимается в России и во

всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничест-

ва и развития), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на до-

бавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и

услуг в размере от 5 до 38% стоимости их товара и распрост-

раняется на наиболее "ходовые" товары и услуги.

Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют

стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда,

облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый

налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара,

который приобретает потребитель. Таким образом всю тяжесть

этого налога несет конечный потребитель.

.

- 15 -

 2II. Противоречия действующей налоговой

системы России

Действующая в течение последних трех лет в России на-

логовая система создавалась практически заново. Отечест-

венный опыт функционирования такой системы в условиях, ког-

да дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэ-

тому в ходе реализации налоговых законов возникает множест-

во острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогопла-

тельщиков и государства, ответсвенности физических и юриди-

ческих лиц за выполнение налогового законодательства, прав

и обязанностей налоговых органов.

Характерной особенностью созданной в нашей стране на-

логовой системы является то, что в отношении иностранных

инвесторов принят практически национальный режим налогооб-

ложения.

К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим

инвестиционный климат в России, следует отнести его неста-

бильность. В 1992 году в законодательство по налогу на при-

быль серьезные изменения вносились дважды, а в порядок уп-

латы налога на добавленную стоимость - трижды.

Нестабильность налоговой системы является существен-

ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим

привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

Не удивительно, что к существующей налоговой системе

ныне предъявляется масса претензий. По мнению большинства

специалистов, она недопустимо жестка по числу и "качеству"

налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на

свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и

сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все

эти замечания справедливы.

 22.1. Основные группы проблем

 2правовой базы налоговой системы

Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая

ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно

платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти нало-

ги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по раз-

витию налогового законодательства и по его пропаганде среди

налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно

признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма

- 16 -

непрост, даже если отвлечся от специфических особенностей

переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует

и мировой опыт.

 1Первая группа проблем - это совершенствование понятий-

 1ного аппарата.  0Известно, насколько некорректны определения

понятий, данные в действующем Законе "Об основах налоговой

системы Российской Федерации". В статье 2 этого закона та-

ким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж

(какой платеж?) дается одно общее определение, что противо-

речит правилам элементарной логики. Определение понятия

"плательщик налога" неполно и сделано по принципу "круга"

("плательщики налога ... есть другие категории плательщи-

ков"), а определение объекта налогообложения дано путем пе-

речисления возможных объектов без выделения общих призна-

ков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в не-

обходимости определения этих понятий, нет никакой схоласти-

ки, она диктуется сугубо практическими целями.

Определить понятия "налог" и "сбор", адекватно отразив

в определении их существенные признаки, - значит выявить

категории обязательных платежей, входящих в налоговую

систему, уяснить компетенцию государственных органов и ор-

ганов местного самоуправления в области установления и взи-

мания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от

других обязательных взносов в доход государства, например

некоторых видов имущественных санкций.

 1Вторая группа проблем - это проблема разграничения

 1компетенции властных структур различного уровня в области

 1налогообложения и сборов 0. Основы такого разграничения изло-

жены в конституционных положениях. Ясно, что налоги должны

подразделяться на три вида: федеральные, региональные и

местные. Но какие налоги относятся к каждому из видов

Конституция не определяет. Положения в Конституции одноз-

начно указывают, что: 1) перечень федеральных налогов и

сборов есть прерогатива законодательного органа Российсуой

Федерации; 2) федеральные налоги должны взиматься в феде-

ральный бюджет.

И так, во-первых, можно допустить, что установление

всех остальных налогов и сборов (региональных и местных) к

ведению Российской Федерации не относятся ни в коей мере.

Однако негативные последствия подобного подхода очевидны.

Нельзя в одной стране иметь множество налоговых систем.

Это, конечно же, не означает, что в системе налогов, взима-

- 17 -

емых в регионах, не может быть никаких различий. Но эти

различия должны базироваться на неких общих исходных поло-

жениях, установленных федеральным законом.

Во-вторых, если правительство определяет налогооблага-

емую базу по налогу на прибыль банков и страховых организа-

ций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим

нарушается один из основных принципов налогового права:

установление налогов суть прерогатива законодательного ор-

гана. И уже совершенно недопустимым является положение,

когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом зако-

нодательстве "устраняются" разъяснениями Госналогслужбы и

Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогата-

ми, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и

размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это

явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жиз-

ни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что

необходимость издания авторитетных правоприменительных ак-

тов по налогам существует. Она объективно обусловелена тем,

что налогообложение в России еще находится в стадии станов-

ления, а сами налоговые законы носят рамочный характер,

подчас представляют собой каркас дома с возведенными стена-

ми, но без отделочных работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой другой государственный орган не

обладает такой подробной информацией о недостатках налого-

вого законодательства, его спорных положениях и неясностях,

как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Тамо-

женный комитет не могут быть отстранены от участия в разра-

ботке и издании правоприменительных актов по налогам.

 1Третья группа проблем, которые необходимо разрешить

 1при разработке проектов новых налоговых законов, касается

 1взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.

Налоговые органы - это властные органы. Их властные полно-

мочия должны осуществляться в рамках строгих правовых про-

цедур, детально регламентированных. Отсутствие таких проце-

дур - один из самых крупных недостатков налогового законо-

дательства, которое в этом отношении чревато откровенным

произволом. Наблюдается явная несбалансированность между

властными полномочиями налоговых органов и правами налогоп-

лательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша су-

дебная система далека от совершенства, особенно по своим

материально-техническим возможностям.

- 18 -

Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон на-

логовых правоотношений были не просто продекларированы, а

имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указа-

ниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения.

Например, если на налоговый или другой государственный ор-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8