скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Подходы к управлению с экологическим риском скачать рефераты

К опасным обычно относятся предприятия, экологические аварии на которых могут привести к последствиям средней тяжести для окружающей среды и других реципиентов. Эти объекты, как правило, содержат опасные химические вещества, объем которых недостаточно велик, либо невелика их токсичность. К этой группе можно отнести предприятия перевозки железной дороги, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

К малоопасным относятся предприятия, аварии на которых не приводят к значительным последствиям для окружающей среды и третьих лиц, причем вероятность возникновения подобных аварий не велика. В эту группу следует включить предприятия легкой и пищевой промышленности.

Лекция 7. ли завод уже был разделен на участки, на каждый участок будет достаточно одного часа. Методы выявления и классификации опасностей

7.1. Базы данных по авариям.

Обязанностью каждого оператора, работающего на опасном производстве, является ознакомление со всеми авариями, происходившими на предприятиях, использующих аналогичные технологические процессы или схожие материалы и химикаты. После получения соответствующей информации, операторы должны определить может ли произойти один из случавшихся ранее инцидентов на его предприятии, и что нужно сделать для того, чтобы это предотвратить.

Точно также, при проведении анализа риска, важно иметь информацию о произошедших авариях, и всегда полезно потратить некоторое время на поиск такой информации, поскольку может быть много общего между исследуемым предприятием и тем, на котором произошла авария.

Существует несколько типов баз данных, содержащих различные объемы информации.

Простые и усовершенствованные базы данных

Простые базы данных являются малозатратными и легкодоступными. Их можно найти, используя персональный компьютер и программу Microsoft Access или подобное программное обеспечение, или даже при помощи программы составления крупномасштабных таблиц. Эти данные могут периодически обновляться, но, к сожалению, зачастую компании, составляющие базы данных, прекращают свое существование или перестают поддерживать базу данных, поэтому вполне обычна ситуация, когда базы данных не включают последние произошедшие аварии. Специальные технические журналы иногда публикуют информацию, относящуюся к таким базам данных.

Простые базы данных могут содержать информацию по большому количеству аварий, но в них не включена детальная информация по каждому конкретному случаю.

Обычно, в такие базы данных включена следующая информация:

- Дата и место аварии

- Область деятельности

- Используемые химические вещества

- Объем выброса/сброса

- Кол-во смертельных случаев и травм

Примечания (возможно несколько слов или одно предложение, например «взрыв хранилища химических веществ» или «утечка газа на заводе, производящем пестициды», как в случае описания аварии в Бхопале в одной из таких баз данных).

Базы данных такого типа содержат только список соответствующих аварий, подробной информации по каждой аварии в них нет, они могут быть полезны для ее поиска. Детальная информация может быть получена либо в более усовершенствованных базах данных, либо через газеты и журналы, в которых может содержаться информация об интересующей аварии. Информация о дате и месте происшествия несомненно упростит этот поиск.

Всем, кто занимается обеспечением безопасности и предотвращением потерь на производстве будет полезно иметь файл или вести журнал учета, в которые заносилась бы вся необходимая информация из газет, Интернета, специализированных журналов и периодической печати. Отчетная информация должна содержать не только инциденты на химических производствах, но также данные о пожарах, природных катастрофах и авариях на транспорте. Описание систем управления и действенности мер безопасности на практике часто дают очень полезную и уместную информацию.

Профессиональные базы данных

Существует несколько профессиональных баз данных, которые регулярно обновляются. Все они могут обеспечить усовершенствованные виды поиска. За каждый осуществляемый поиск вносится определенная плата. Здесь мы обсудим три пробные базы данных. Большинство компаний, в которых имели место аварийные ситуации, пожелают оставаться неизвестными, поэтому их названия не упоминаются в отчетах.

­ База данных MHIDAS

MHIDAS - это система сбора данных по крупным опасным происшествиям (Major Hazard Incident Data Acquisition System). Начало ее создания относится к середине 80-х годов. Она создана Директоратом по безопасности и надежности (Safety and Reliability Directorate (SRD)) Управления атомной энергетики Великобритании (UK Atomic Energy Authority (AEA)), который сейчас носит название «AEA Technology».

Управление по охране труда (The Health and Safety Executive HSE), при правительстве Великобритании, занимающееся вопросами промышленной безопасности, утвердило MHIDAS, в качестве своей официальной базы данных, несмотря на то, что она до сих пор находится в ведении «AEA Technology».

В MHIDAS содержится информация по более чем 10000 аварий, которые происходили с 1964 года. В основном все эти аварии имели место в США и Великобритании, однако поступает информация и из других стран.

Большинство аварий связаны с транспортировкой, использованием в технологическом процессе или хранением опасных химических веществ.

Все аварии, регистрируемые в MHIDAS, оказывали воздействие на объекты вне промзоны (т.е. негативное влияние на людей, собственность и окружающую среду вне территории предприятия), либо потенциально могли оказать такое воздействие.

Отчеты об аварийных ситуациях, содержащиеся в MHIDAS, составлены квалифицированными специалистами в области промышленной безопасности. Иногда также включается информация из газетных публикаций. Как правило, отчет составляется по прошествии одного года после аварии. Это позволяет завершить все исследования, подытожить выводы и окончательно оценить последствия.

­ База данных FACTS

Эта база данных была составлена научно-исследовательской организацией TNO при правительстве Нидерландов.

База данных FACTS содержит информацию по 20000 авариям, что в два раза больше, чем в MHIDAS.

Некоторые данные в FACTS поступают из газетных публикаций об авариях, содержатся также и более подробные данные, взятые из правительственных докладов, а также статей в газетах и журналах. Много информации заносится не экспертами в области безопасности, а секретарями.

База данных FACTS содержит следующую информацию, которую можно разделить на три раздела:

- Списки аварий, составленные в соответствии с предметом поиска

- Краткий обзор конкретной аварии

- Расширенное описание конкретной аварии

­ База данных по аварийным ситуациям

Это относительно новая база данных, содержащая около 8000 подробных отчетов по авариям и предаварийным ситуациям, составленных Институтом инженеров химиков Великобритании, организацией соблюдающей профессиональные интересы инженеров-химиков.

Описание 3000 аварий было взято из внутренних отчетов одной крупной компании (British Petroleum / BP Chemicals), которые составлялись в течение многих лет и подарены Институту инженеров химиков на условиях использования содержащихся в них информации в целях обеспечения безопасности производственной деятельности. Информация, содержащаяся в этой базе не доступна из других источников.

Отчеты об авариях написаны квалифицированными специалистами и большинство отчетов содержат раздел «Уроки аварий». Поиск необходимой информации значительно легче, по сравнению с другими базами данных.

Полная версия «Базы данных по аварийным ситуациям» может быть приобретена на компакт-диске и позволяет многократно получать любую имеющуюся информацию в полном объеме. Также можно обратиться в Институт инженеров химиков и получить информацию за определенную плату.

­ Национальный комитет по вопросам безопасности транспорта

Национальный комитет по вопросам безопасности транспорта (The National Transportation Safety Board - NTSB) является структурным подразделением правительства США. Комитет занимается регистрацией отчетов по авариям и катастрофам и публикует выдержки из данных документов в Интернете. Также, существует возможность получения некоторых отчетов через Интернет или бесплатного заказа доставки полной версии отчетов.

Все аварии, регистрируемые NTSB, имеют отношение к транспортной инфраструктуре. Это трубопроводы, дороги, железнодорожные перевозки опасных продуктов.

Данная база данных не является поисковой, и для того, чтобы найти необходимую информацию, нужно знать некоторые детали происшествия или аварии.

­ Бюллетень о мероприятиях по предотвращению потерь

Этот бюллетень - не база данных, а специализированный журнал, в котором публикуются отчеты об авариях и предаварийных ситуациях, а также статьи по обеспечению безопасности промышленного производства. Журнал издается Институтом инженеров химиков (см. раздел База данных по аварийным ситуациям данного текста). Редакцией приветствуется статьи и иная информация, поступающая от предприятий, на которых происходили аварии или возникали предварийные ситуации. Статьи написаны профессионалами и содержат глубокое изучение самих аварий и причин их вызвавших.

На дискете, предоставленной Институтом инженеров-химиков, описываются 100 наиболее значимых аварий.

Остальную информацию по авариям и катастрофам можно почерпнуть из книг Тревора Клетза (Trevor Kletz) и трехтомника профессора Лиса (F.P.Lees) «Мероприятия по предотвращению потерь в обрабатывающей промышленности» (Loss Prevention in the Process Industries). Естественно, вышеописанные труды не содержат данных по последним авариям.

­ MARS

Система отчетности по крупным авариям (Major Accidents Reporting System - MARS) функционирует под эгидой Европейской Комиссии в Объединенном исследовательском центре в Испре (Италия).

Официальные власти стран-членов ЕС обязаны предоставлять в MARS отчеты по крупным авариям. В свою очередь, Еврокомиссия обязана вести своего рода «книгу учета», как важный элемент предотвращения серьезных аварий в будущем.

База данных доступна через Интернет в режиме on-line. Нажимая на кнопку с номером инцидента можно открыть отчет о данном происшествии. Некоторые из этих отчетов достаточно детальные, в других содержится краткая информация.

Отчеты также публикуются в ежегоднике, выпускаемом Объединенным исследовательским центром в Испре.

Все аварии анализируются экспертами, и приводится описание прямых и сопутствующих причин аварии.

7.2. Предаварийные ситуации. Базы данных и предаварийные ситуации. Простые методы определения опасностей HAZID. Анализ “что произойдет, если”. Карты контроля безопасности.

Предаварийные ситуации

Аварийные ситуации - это происшествия или события, происходящие на предприятии, в результате которых могла бы произойти серьезная авария, но не произошла по той или иной причине.

Крупная авария происходит при наступлении множества неблагоприятных обстоятельств в одно и то же время. Если одно или более из этих обстоятельств не осуществляются, создается предаварийная ситуация.

На среднестатистическом предприятии предаварийные ситуации случаются каждую неделю.

Опыт показывает, что количество предаварийных ситуаций на каком-либо предприятии тесно связано с числом крупных аварий, незначительных аварий и аварий, при которых происходит порча имущества. Для наглядного представления этих взаимосвязей используется следующая пирамида аварий:

Используя эту пирамиду можно сказать, что если на предприятии возникает 1 предаварийная ситуация в неделю, можно ожидать одну крупную аварию каждые 12 лет.

Цифры немного изменяются, в зависимости от проведенных исследований и типа рассматриваемых предприятий, но сам принцип довольно прост для понимания и легок в употреблении.

Установлено, что основная причина большинства аварий - неудовлетворительное функционирование системы управления безопасностью. В соответствии с требованиями новой Директивы Seveso II, операторы на предприятиях обязаны описывать и документально оформлять существующую систему управления безопасностью.

Важнейшим элементом любой системы управления безопасностью являются отчетность и широкая публикация данных о предаварийных ситуациях. Предаварийная ситуация дает уникальную возможность руководству предприятия извлекать уроки аварии, которая могла бы произойти, но к счастью не произошла. Факторы, повлиявшие на возникновение предаварийной ситуации, могут быть приняты во внимание, и вероятность возникновения настоящей аварии снижается.

Сокращение количества предаварийных ситуаций приведет к сокращению количества серьезных аварий и всеобщему улучшению характеристик безопасности.

При составлении отчетов по происшествиям на предприятии, необходимо предпринять следующие шаги:

1. Составить отчет по предаварийной ситуации

2. Изучить природу происшествия

3. Классифицировать происшествие

4. Если необходимо, представить производимые модификации или изменения технологического процесса

5. Если необходимо, представить изменения в системе управления безопасностью

6. Опубликовать информацию о происшествии внутри компании

7. Опубликовать информацию о происшествии за пределами компании (в зависимости от степени конфиденциальности).

Простые методы определения опасностей (HAZID)

Целью данного раздела являются:

- обеспечение понимания цели предварительного определения угроз (опасностей);

- обзор методов, которые могут быть использованы для предварительного определения опасностей.

В процессе оценки риска анализ опасностей выполняет роль базы, на которой основываются многие элементы системы управления безопасностью и управления при чрезвычайных ситуациях. В целом, анализ опасностей должен документально зафиксировать существующие угрозы безопасности, относительную вероятность крупных аварий и их возможных последствий. В соответствии с Директивой Seveso II, опасность - это «неотъемлемое свойство опасного вещества или реальной ситуации, связанное со способностью нанести ущерб здоровью человека или окружающей среде».

Существует несколько способов анализа опасностей и оценки риска. Можно использовать либо качественный, либо количественный подход к ситуации, каждый из которых способен обеспечить правильное представление о безопасности ситуации, если применяется последовательно. Выбор метода зависит от конкретной ситуации или вида риска. В любом случае предпринимаемые усилия должны соответствовать степени возможного ущерба.

Как правило, анализ опасностей представляет собой последовательный процесс, цель которого - соблюдение в полной мере всех требований безопасности. Этот процесс состоит из следующих шагов:

Шаг А - Предварительное определение опасностей

Шаг В - Определение источников опасностей и оценка последствий крупных аварий

Шаг С - Меры предотвращения, контроля и смягчения последствий этих аварий

Основными проблемами определения опасностей являются полнота, содержательность и корректность анализа. Если определение опасностей проводится не в полной мере или непоследовательно, то, очевидно, соответствующие шаги для контроля выявленных опасностей, угроз не будут предприняты. При процедуре определения опасностей непоследовательной и неправильной (когда выявление опасности вызывает сомнение), время, усилия и деньги на анализ и контроль за этими опасностями тратятся напрасно и принятые решения могут на самом деле привести к менее безопасному функционированию объекта. Все эти проблемы решаются соответствующим выбором метода определения опасностей и их правильным применением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12