Подходы к управлению с экологическим риском
Неблагоприятное воздействие может обладать одним или несколькими экологическими эффектами и, поражающее действие которых характеризуется, в свою очередь, соответствующими экологическими факторами.
Количественной характеристикой повторяемости неблагоприятных воздействий за тот или иной промежуток времени является частота событий , измеряемая как отношение числа этих событий N к соответствующим промежуткам времен Т:
При заданной величине интенсивности появления событий распределение времен между появлениями таких событий описывается распределением Пуассона:
Вероятность того, что в течение времени T наступит хотя бы одно событие, определяется в соответствии со следующим соотношением:
Как правило, основные виды деятельности, такие как производство продукции, транспортировка и хранение характеризуются вероятностями, значительно меньшими единицы. В этом случае вероятность удобно представить в виде
Обычно n0 варьируется от 3 до 9. Для расчета вероятности аварий на нефтебазах и АЗС показатель n0 подчиняется условиям:
3,5 < n0 < 8
Для основных видов деятельности диапазон средних частот аварийных ситуаций в год представлен в таблице 1:
Таблица 1
Риски различных видов деятельности
Вид деятельности
|
Вид источника опасности
|
Диапазон средних частот аварий в год
|
|
Транспортировка
|
Автомобильный транспорт
|
10-8 - 10-5
|
|
|
Водный транспорт
|
10-9 - 10-3
|
|
|
Железнодорожный транспорт
|
10-6 - 10-5
|
|
|
Трубопроводный транспорт
|
10-7 - 10-4
|
|
Хранение
|
|
10-7 - 10-5
|
|
Переработка
|
|
10-6 - 10-5
|
|
|
Все вышесказанное о вероятности реализации неблагоприятного события Р относится к вероятности первичной аварии, развитие которой может идти по нескольким сценариям, составляющим полную группу несовместимых событий, т. е.
где Рci - вероятность развития событий по i-му сценарию. Кроме того, поражающие факторы, возникающие в результате развития первичной аварии, могут привести к появлению источников вторичных аварий, связанных, например, со взрывами взрывоопасных объектов под действием теплового излучения пожара, нарушением защиты объектов, содержащих токсичные вещества, под действием ударной волны взрыва и т. д.
Тогда, обозначая через Рвj~вероятность вторичной аварии на j-м объекте, получаем, что вероятность реализации j-го сценария развития аварии с инициированием j-го вторичного источника опасности будет иметь вид:
Для выражения риска той или иной деятельности часто используются понятия индивидуального и группового риска.
Индивидуальный риск представляет собой частоту, с которой индивид может понести определенный ущерб. Обычно показатель индивидуального риска используется для сравнительной оценки риска людей, живущих вблизи и вдали от предприятия. Иными словами, индивидуальный риск характеризует место проживания, он зависит от пространственных координат.
Вероятность поражения объектов окружающей среды
Обозначим через Pn = Pn(r,u,L) вероятность поражения объекта окружающей среды в результате негативного воздействия. Здесь r-- удаленность объектов от источников воздействия, L - защищенность объекта системы от поражающего действия экологического эффекта u.
Для определения вероятности Pn анализируются экологические эффекты и факторы прогнозируемого негативного воздействия, оцениваются уровни возможных воздействий вредных веществ и излучений, масштабы их распространения с учетом ландшафтных и метеорологических условий, временные периоды их действия. К настоящему времени накоплено достаточно большое количество статистического материала по поражающим факторам радиоактивных и электромагнитных излучений, техногенных загрязнений воздуха, земель и вод, аварий на производстве и транспорте. По многим вопросам пространственно-временного распространения вредных веществ получены теоретические результаты.
В качестве примера рассмотрим взрыв горючего вещества - с последующим пожаром. Тогда основные экологические эффекты связаны с образованием ударной волны и теплового излучения, а поражающие факторы определяются соответственно величинами избыточного давления P (r) и теплового импульса U (r)
где
r - удаленность от точки взрыва;
M - масса топливно-воздушной смеси
Q - теплоемкость; - телесный угол, под которым виден огненный шар взрыва с места расположения объекта;
- коэффициент ослабления излучения атмосферой;
t - время экспозиции;
Последствия взрыва и последовавшего за ним пожара заключаются в общем случае в детерминированном нанесении экологического и экономического ущерба на малых расстояниях от источника (Pn=1) и практическом отсутствии ущербов на значительном удалении от источника (Pn=0).
Последствия являются мерой серьезности аварии. Последствия могут быть выражены различными способами в зависимости от вида анализа. Типовым выражением последствий аварии можно считать гибель человека или конкретного числа людей.
Если изучается риск загрязнения окружающей среды, то последствия выражаются в единицах, соответствующих определенным повреждениям окружающей среды.
Если изучается экономический риск, то последствия могут выражаться непосредственно в деньгах, т.е. в сумме, которая могли бы быть потеряна, если бы произошли конкретные события.
Риск =F(, С),
где -- частота ожидаемой аварии; С -- последствия аварии.
Риск часто выражается через частоту аварий со смертельным исходом (FAR - Fatal Accident Rate). Показатель FAR отражает количество смертельных исходов в течение 108 часов воздействия вероятных аварийных факторов на здоровье человека. Так, если для некоторого предприятия показатель FAR равен 8,0, это означает, что из 1000 мужчин и женщин, работающих на этом предприятии всю трудовую жизнь (например, 50 лет), при режиме работы в течение 50 недель в год (2 недели отпуск) и 40 часов в неделю, восемь могут погибнуть из-за аварии.
Возможно, что эти восемь человек погибнут в результате одной аварии, а возможно -- за весь указанный период.
Нижеследующая таблица дает представление о частоте аварий со смертельным исходом при ведении разных видов хозяйственной деятельности:
Таблица 2
Частота аварий со смертельным исходом при ведении разных видов хозяйственной деятельности
Вид хозяйственной деятельности
|
FAR за 108 часов
|
|
Добыча угля
|
7.3
|
|
Строительство
|
5.0
|
|
Сельское хозяйство
|
3.7
|
|
Химическая промышленность
|
1.2
|
|
Другие
|
1.2
|
|
|
Величина экологического риска
Для j-го объекта окружающей среды, характеризующегося защищенностью Lij от поражающего действия i-го экологического эффекта, величина экологического риска равна произведению вероятности реализации неблагоприятного воздействия на вероятность поражения объекта окружающей среды:
С учетом действия совокупности факторов могут быть получены и формулы для соответствующих такому действию рисков.
При этом суммирование рисков имеет смысл лишь при достаточной однородности и однотипности объектов и видов риска.
Цена экологического риска
Для простейшего случая цена экологического риска определяется как произведение экологического риска R на экономический эквивалент потерь вследствие прогнозируемого натурального экологического ущерба Y:
При этом в случае нанесения ущерба нескольким составляющим окружающей среды экономический ущерб рассчитывается как сумма
где Wi - обобщенная составляющая прогнозируемого натурального ущерба;
Ci - цена i-й составляющей натурального ущерба на единицу измерения.
В результате удается с единых экономических позиций оценить ущерб от загрязнения атмосферы, литосферы и водного бассейна, а также от деградации земель, размещения отходов, уничтожения природных ресурсов.
Таким образом, введенные выше понятия вероятности для различных видов деятельности и для поражения различных объектов позволяют выделить основные направления предотвращения аварий катастроф. В первую очередь к таким направлениям относятся программы и мероприятия, обеспечивающие снижение вероятности реализации неблагоприятных факторов, а также деятельность по уменьшению вероятности поражения объектов окружающей среды. При этом изначально направления деятельности по снижению риска в высокой степени связаны с субъективной оценкой опасности различных факторов и видов деятельности.
Лекция 3. Подходы к управлению риском.
3.1. Основные принципы и критерии управления риском.
В основе управления риском лежит принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба Стратегическая цель управления риском - стремление к повышению уровня благосостояния общества (максимизация материальных и духовных благ) при обязательном условии: никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба (оправданность практической деятельности).
Этот принцип постулируется в одном из важнейших государственных документов России "Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", в котором он сформулирован следующим образом "... никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба".
1-Й ПРИНЦИП объединяет в себе два фундаментальных, аксиоматических утверждения, формирующих стратегическую цепь управления риском в процессе устойчивого развития
Ценность любой практической деятельности в первую очередь определяется ее полезностью для общества в целом, т. е. ее способностью повысить уровень благосостояния общества. Принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности и возможности служить средством для достижения той или иной цели был предложен еще в прошлом веке. Это позитивистское направление в философии (утилитаризм), основанное И. Бентамом, получившее в XIX веке распространение в Великобритании, рассматри-вало пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.
Только учет всех "плюсов и минусов" (выгоды и ущерба) любой деятельности может дать ответ на вопрос о ее полезности, целесообразности. При этом, учитывая то обстоятельство, что выгода и ущерб от конкретной деятельности могут "достаться" разным членам общества, тем не менее, считается необходимым исходить из принципа общего блага от этой деятельности.
Изложенный принцип в общем случае, если его использовать без каких-либо ограничений, может содержать серьезное противоречие с реальной действительностью. Этот принцип основан на стремлении к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, которое можно считать аксиоматичным только в условиях равномерного распределения общественных благ среди членов общества - равномерного распределения как выгоды, так и ущерба. В действительности, характерной особенностью нашей жизни являются ситуации, в которых негативные и позитивные результаты любой деятельности распределяются между членами общества крайне неравномерно: определенная группа населения испытывает ущерб от той деятельности, которая выгодна для другой группы. Чтобы исключить это противоречие, необходимо ввести определенные ограничения на практическую деятельность, которые гарантировали бы реализацию материальных и духовных потребностей каждого отдельного индивидуума при условии обеспечения его личной безопасности. С этой целью предлагается дополнить данный принцип следующими подпринципами.
ПОДПРИНЦИП 1 (А). Деятельность, при которой отдельные индивидуумы подвергаются чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом.
ПОДПРИНЦИП 1 (Б). Члены общества добровольно соглашаются на наличие в их жизни определенного, не превышающего чрезмерного уровня, риска от той или иной деятельности, которая требуется для удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
ПОДПРИНЦИП 1 (В) Должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждой личности от чрезмерного риска. Затраты на эти меры (денежные компенсации, перемещения населения, создание защитных барьеров и т. д.) включаются в общую сумму затрат на данный проект или вид деятельности и, таким образом, учитываются при оценке полезности реализации данного проекта или вида деятельности для общества в целом. При выборе конкретных мер защиты от чрезмерного риска необходимо в обязательном порядке учитывать мнение индивидуума, нуждающегося в такой защите.
Эти подпринципы требуют введения понятия "чрезмерный уровень риска", которое в последнее время получило широкое распространение в практической деятельности по обеспечению безопасности. Его введение основано на аксиоматической формулировке понятия о предельно допустимом уровне (ПДУ) риска для индивидуума.
ПДУ риска должен быть настолько достаточно низким, чтобы это не вызывало какого-либо беспокойства индивидуума. Соответственно, установление конкретного численного значения для ПДУ - это, в первую очередь, социальная проблема, решение которой входит в компетенцию социальных наук и политики. Естественно, что ее решение основывается на стремлении установить конкретное численное значение для величины ПДУ на таком низком уровне, какой технически достижим. Однако при этом учитывается, что такое стремление, как показывают практика и расчеты, связано с очень большими экономическими затратами на снижение риска, которые в конечном итоге, как правило, ведут к нерентабельности самой хозяйственной деятельности. В силу этого, при установлении конкретного численного значения для ПДУ риска, отдавая приоритет социальным аспектам проблемы, учитывают и уровень экономического развития, достигнутого в рассматриваемой социально-экономической системе. Принятое конкретное значение для ПДУ, как обязательное условие, должно соответствовать социальным требованиям и в то же время обеспечивать жизнеспособность дальнейшего развития экономики рассматриваемой СЭС. Более высокий уровень экономического развития позволяет установить более низкие значения для ПДУ.
Принцип оптимизации защиты от опасности (2-й принцип)
Тактическая цель управления риском - стремление к увеличению среднестатистической продолжительности предстоящей жизни (СППЖ), в течении которой личность может вести полнокровную и деятельную жизнь в состоянии физического, душевного и социального благополучия (оптимизация защиты).
Принцип региональности (3-й принцип)
Политика в области управления риском будет эффективной и последовательной только в том случае, если в управление риском включен весь совокупный спектр существующих в регионе опасностей и вся информация о принимаемых решениях в этой области без каких-либо ограничений доступна самым широким слоям населения (региональный императив).
Принцип экологического императива (4-й принцип)
Политика в области управления риском должна реализовываться в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на природные экосистемы (экологический императив).
Знания о риске можно получить путем анализа риска и изучения аварий, которые происходили на аналогичных предприятиях или предприятиях, перерабатывающих тот же вид сырья.
Управление риском - целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска в системе экономических отношений.
Процесс управления риском состоит из следующих этапов:
идентификация рисков;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|