скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Подходы к управлению с экологическим риском скачать рефераты

б) данный вид страхования может осуществляться страхователями (хозяйствующими субъектами) как за свой счет, так и за счет заинтересованных лиц (ч. 2 ст. 927). Однако обязательное страхование ответственности за счет бюджета не предусмотрено (ч. 3 ст. 927);

в) договор страхования риска ответственности за причинение вреда (и в том числе экологического) считается заключенным в пользу лиц (выгодоприобретателей), которым может быть причинен вред. Эти лица вправе предъявить требование о возмещении вреда непосредственно страховщику (ч.ч. 3, 4 ст. 931);

г) иск по требованиям, вытекающим из договора данного вида, может быть предъявлен в течение двух лет (ст. 966).

Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" рассматривает страхование риска гражданской ответственности в качестве одного из вариантов обеспечения ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Закон устанавливает обязательность страхования риска гражданской ответственности на время строительства и эксплуатации объекта. Условия и порядок такого страхования регулируются путем отсылки к специальному федеральному закону (ст. 15).

Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" рассматривает страхование ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду, в качестве обязательства инвестора (п. 2 ст. 7).

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" называет страховой договор в числе видов финансового обеспечения эксплуатирующей организации на случай возмещения убытков, причиненных радиационным воздействием, и соответственно - необходимым условием для получения разрешения на эксплуатацию ядерного объекта (ст. 5б).

Введение обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта осуществляется после согласования и утверждения нормативных и методических документов совместными приказами Минфина России и Госгортехнадзора России.

При выдаче лицензии государственному органу, уполномоченному на ее выдачу, необходимо иметь информацию об объекте. Такая информация нужна и при принятии ответственных решений на уровне органов, регулирующих вопросы обеспечения промышленной безопасности, и органов местного самоуправления. На информацию об объекте должна иметь право и общественность. Информация должна включать не только технические и организационные сведения об объекте, но и результаты проведенного анализа опасностей промышленного объекта и описание принятых предпринимателем мер по предотвращению аварий. Для наиболее опасных объектов, определенных законом, такая информация представляется в виде Декларации промышленной безопасности. Процедура декларирования безопасности эффективно применяется на практике в Европейском Сообществе. Впервые она установлена в Директиве Севезо, регламентируется Международной Организацией Труда в Конвенции № 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.), в соответствии с которой руководство каждого опасного предприятия (объекта, установки) должно представлять в органы местной власти и специально уполномоченные органы Декларацию безопасности (Safety Report) - единый документ, объединяющий вопросы идентификации и оценки основных опасностей и обоснования принятых мер для безопасной эксплуатации промышленного объекта, а также мер на случай аварий.

Декларация промышленной безопасности является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Декларация должна характеризовать безопасность промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта, основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции, анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оценку условий развития и возможных по- следствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ, порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях. В состав Декларации входит информационный лист безопасности, содержащий основную информацию о предприятии и об опасностях, которые представляет предприятие для населения. Любой желающий имеет право получить этот информационный лист, а в случае необходимости и Декларацию безопасности.

Декларацию утверждает руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Он же несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации. Декларация промышленной безопасности вместе с положительным заключением экспертизы промышленной безопасности представляется органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Не менее важными принципами регулирования промышленной безопасности, содержащимися в законе, являются требования сертификации оборудования и проведения экспертизы промышленной безопасности. Целью проведения обязательной сертификации технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, является снижение риска возникновения аварийных ситуаций за счет использования некачественного оборудования. Требование распространяется как на отечественное, так и на импортное оборудование. Экспертиза промышленной безопасности может проводиться одновременно с осуществлением других экспертиз (экологической, строительной, санитарной, пожарной), с целью проверки выполнения требований промышленной безопасности в проектно-конструкторской документации, декларациях промышленной безопасности, иных документах, связанных с эксплуатации опасного производственного объекта. Экспертиза также проводится для оборудования, зданий и сооружений опасного производственного объекта.

Одной из основных целей Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", является повышение ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за соблюдение требований промышленной безопасности. Руководитель организации обязан обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта, допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе, а также обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. В новых экономических условиях серьезной проблемой стало снижение уровня квалификации как руководящих, так и рядовых работников опасных объектов. Это обусловлено, с одной стороны, появлением негосударственных, коммерческих организаций, руководителями которых стали люди, не имеющие необходимого образования, с другой стороны, оттоком квалифицированных работников из-за невыплат заработной платы и иных экономических трудностей.

Руководитель предприятия обязан приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность, осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии, анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов, вести учет аварий.

Недостатки существующей практики обеспечения безопасности промышленных объектов повышенной опасности связаны отчасти с недостатками в организации и осуществлении надзора и контроля за деятельностью опасных производственных объектов. Закон устанавливает орган, уполномоченный Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением требований промышленной безопасности, наделяет этот орган определенными полномочиями. Но помимо государственного надзора законодательно закреплена обязанность предприятия осуществлять производственный контроль. В условиях плюрализма форм собственности это требование закона очень своевременно, поскольку в целях экономии средств в последнее время наблюдается тенденция к ликвидации подразделении по технике безопасности на предприятиях.

Лекция 6. Инвентаризация и классификация объектов повышенного экологического риска.

6.1. Определение степени экологической опасности объекта.

В процессе экологического аудирования производится группировка предприятий по степени потенциальной экологической опасности. Для определения степени экологической опасности объекта аварийными комиссарами собирается следующая информация:

- статистика об экологических авариях на данном предприятии за последние пять лет (по возможности, с указанием величины убытков, причиненных в результате аварийного загрязнения окружающей среды);

- данные об опасных веществах, которые производятся, используются, перерабатываются и хранятся на объекте;

- сведения об уровне применяемой технологии;

- сведения о состоянии природоохранного оборудования, о существующей на предприятии системе обеспечения безопасности;

- данные об износе основных фондов;

- данные о квалификации производственного персонала;

- информация о плотности населения в зоне возможного воздействия, месторасположении объекта и показателях метеорологической обстановки.

При этом источником информации могут служить экологические паспорта предприятий, данные бухгалтерского и статистического учета, материалы обследований и др.

При наличии статистики экологических аварий за предшествующие годы для определения степени экологической опасности объекта обычно применяется апостериорный подход. В этом случае на основе ретроспективных данных определяется частота аварийных ситуаций и прогнозируется риск их возникновения в будущем.

При отсутствии статистики аварий для оценки степени экологической опасности промышленных объектов можно использовать метод квалиметрического моделирования. На практике он реализуется следующим образом.

Сначала производится отбор наиболее существенных показателей объекта, влияющих на степень риска аварийного загрязнения окружающей среды. Затем строится дерево показателей, которое имеет характер иерархического графа. На первом иерархическом уровне такого дерева находятся индивидуальные показатели опасности. Отдельные, близкие по смыслу индивидуальные показатели объединяются в группы, которым соответствуют групповые показатели, располагаемые на втором иерархическом уровне. При этом некоторые индивидуальные показатели перемещаются с первого уровня на второй в неизмененном виде. Аналогичным образом показатели второго иерархического уровня группируются и создается третий иерархический уровень. На последнем четвертом уровне древовидного графа находится обобщенный показатель опасности объекта.

Рис.2. Иерархическое дерево показателей опасности объекта.

На первом иерархическом уровне расположены индивидуальные показатели, в качестве которых, по мнению отечественных ученых, можно использовать:

показатели, характеризующие токсические вещества:

1.1. показатели токсической опасности веществ для человека:

летального воздействия;

отсроченного воздействия (канцерогенность, мутагенность, аллергия);

хронического воздействия;

1.2. показатели токсического воздействия на биоту (наземных животных, растения и микроорганизмы);

1.3. показатели подвижности, характеризующие процесс перемещения (транспортировки) токсических веществ:

летучесть;

растворимость (в воде и органических средах);

адсорбция;

коэффициенты распределения;

1.4. показатели устойчивости веществ - константы:

гидролиза;

фотохимических процессов;

микробиологической деградации;

персистентности в почве;

1.5. показатели биоаккумуляции:

фактор биоконцентрации и др.

показатели, характеризующие опасность технологии, разработанной на рассматриваемом объекте:

количество (масса) токсичных веществ, участвующих в технологическом процессе;

виды процессов и условия их проведения (температура, давление);

состояние технологического оборудования;

доля используемого нестандартного оборудования;

коррозионность технологических сред и подверженность конструкционных материалов коррозионным процессам;

показатели, отражающие несовершенство системы обеспечения безопасности:

степень ненадежности и незащищенности используемого технологического оборудования;

степень несовершенства технических элементов системы обеспечения безопасности;

доля немеханизированных и неавтоматизированных операций в технологическом процессе;

уровень неподготовленности производственного персонала к работе в предаварийной и аварийной ситуациях;

показатели, отражающие уязвимость реципиентов аварий, находящихся в окружении объекта:

численность и плотность населения в зоне уязвимости (возможного поражения);

наличие в зоне уязвимости детских учреждений, больниц, школ и т.п.;

наличие в зоне уязвимости сельскохозяйственных угодий, источников водопользования, охранных (защитных) зон, рекреационных объектов, объектов хозяйственной деятельности, транспортных магистралей;

показатели неблагоприятной метеорологической обстановки.

К показателям второго уровня относятся следующие групповые показатели: токсичности используемых на объекте химикатов для людей , токсичности для биоты , подвижности (, устойчивости (, биоаккумуляции (, опасности технологии (, несовершенства системы обеспечения безопасности объекта (, уязвимости рецепиентов аварий с выбросом токсичных веществ в окружающее пространство (. На третьем уровне расположены групповой показатель токсической опасности объекта (, а также приведенные выше показатели ,,.

С помощью дерева показателей выявляются и оцениваются причинно-следственные связи между показателями различной степени сложности. Далее строится функциональная зависимость, связывающая обобщенный показатель опасности объекта с индивидуальными показателями. Эта зависимость включает в себя зависимости обобщенного показателя опасности от групповых показателей разного иерархического уровня, групповых показателей от индивидуальных показателей. Зависимость обобщенного (группового) показателя , расположенного на каком-либо иерархическом уровне, от взаимосвязанных с ним показателей ,,...,, находящихся на предыдущем уровне, можно выразить следующем образом:

.

В качестве формул, связывающих между собой показатели опасности разного иерархического уровня, рекомендуется использовать средние функции, например, средние взвешенные арифметические функции, медианы и др. Значения показателей, фигурирующих в обобщающей функции в качестве аргументов, следует определять методом экспертных оценок. На заключительном этапе моделирования рассчитывается значение обобщенного показателя опасности объекта (степень его экологической опасности).

В дальнейшем осуществляется группировка предприятий по степени их экологической опасности. Известно, что предприятия по степени потенциальной экологической опасности подразделяются на следующие группы (группы риска): 1) особо опасные (ООП); 2) опасные (ОП); 3) малоопасные (МП).

К особо опасным обычно относятся предприятия, аварии и катастрофы на которых могут привести к масштабным последствиям для региона, а кроме того вызвать трансрегиональное загрязнение окружающей среды. На данных объектах используется, производится и хранится большое количество высокотоксичных веществ, таких как хлор, акрилонитрил, аммиак, оксид этилена, цианистый водород и др. К этой группе следует отнести предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12