Экологическая функция права
Особенности ответственности
1).Комплексн. хар-р института эк. - прав. ответст-ти / санкции - труд., КОАП, УК - требов установлены
в УК, ВК, ЛК и т.д. )
2). Обяз. Условием наступления эк прав. ответ-ти явл. Причинение вреда окр. среде, либо ее компонентам или здоровью человека.
Функции юр. ответственности:
- карательную функцию (имуществ или лич. ответс-ть)
-привинтивную (профилактическую)функцию
-компенсационную функцию (возмещение вреда) Основания наступления юр ответствен-ти эк правонаруш - виновн противоправное деяние , нарушающее нормы эк. R и причиняющ вред окр среде, здоровью чел-ка.
Состав эк . правонарушений
О-т - эк.Rпорядок - общ. отн. в обл. охраны и использ. окр. среды (Предмет - земля, вод. объект)
S-т - физ. лица д.л. , юр. лица (обладающ. деликтоспособ-ю )
Объек. сторона: 1). Противопр. деяние, 2). Эк.вред, возник в рез-те деяния 3). Причинно - следственная связь м /у деянием и последствием.
S-убъект . сторона - необходимо наличие вины -умысел -неосторожность. Винов. лица м - нести
-дисциплинар.
-администр
-уголов
-имуществ (граждпан- правовую) ответств-ть.
Виды ответственности за эк. правонаруш
ст 75
1). Проступки (легкие)
Дисциплинарная ответственность ( ТК РФ: 191, 192ст) За совершение дисциплинар. проступка виновные работники и д. л. предпр-й, учр-ний, орган-й м. нести дисциплинарн отв-ть:
-замечание
-выговор
- увольнение
.
62. Правовой режим природно-заповедного фонда.
1. Общ хар-ка прав режима особо охр тер-рий
Природно- заповедный фонд и его составные части
Глава 9 ФЗ об охране окр среды
ФЗ от 14. 03.95г. Об особо охран природ тер.
ФЗ от 23.02.95г «О лечебных природных ресурсах»
Все особо охран тер-рии м разделить на :
1).адм. природ. тер-ии (режимные зоны, МВД, ЗАТО, и тд.)- особый режим пребывания и нахождения.
2).историко культурного назначения
3). Особо охран. Природ тер-рии и объекты хар-тся след чертами:
а). объекты возникшие в рез-те эволюц развития матер мира и природы (чел-к не участвовал, но есть исключ)
б).основную часть составляет природно-заповедный фонд (объекты, охвачены термином «заповедывание»)-гос., природ. заповедник, национальный парк,гос природ . заказник памятник природы ,редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, *дендрологические парки, ботанические сады и лечебно - оздоровительные местности и курорты.
Для объектов и террит-й, отнесен. к заповедному фонду устан-ся спец режим (3 вида):
I.режим абсолют. заповедывания предполагает недопустимость вмешательства в естеств ход природ процессов. (не подверглись вмешательству ее) заповедники, памятники природы растения и животные, внесенные в красную книгу
2.Режим относительного заповедывания- установление абсолютных запретов на хоз использ-е 1или 2 компонентов окр среды с допущением ограничен эксплуатации др природ ресурсов, распол на дан терр-рии. Гос природ заказник.
3.Смешан режим заповед охраны. Имеют след зоны абсолют заповедывания и зоны относительного заповедывания, где допускается использование природ ресурсов. Нац. парк, природ. парк.
4. Концепция устойчивого развития -- одна из современных, наиболее распространенных и поддерживае-мых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы. Ее появление, развитие и признание связано с природоо-хранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-ми-нистр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии вхо-дила, в частности, выработка предложений долгосрочных страте-гий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспе-чить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с использованием которых миро-вое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружаю-щей среды. По признанию г-жи Брундтланд, поставленные Гене-ральной Ассамблеей ООН задачи были реакцией на широко распро-страненные чувства разочарования и неверия международного со-общества в способность сообщества разобраться в жизненно важ-ных глобальных проблемах и найти пути их успешного решения. Доклад Комиссии «Наше общее будущее» был представлен Гене-ральной Ассамблее ООН в 1987 г.
Центральное место в этом документе занимает концепция ус-тойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей разви-тия является удовлетворение человеческих потребностей и стрем-лений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, ко-торое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие включает два ключевых понятия: понятие потребностей (в частности, необходи-мых для существования беднейших слоев населения), которые должны быть предметом первостепенного приоритета; понятие ог-раничений, обусловленных состоянием технологии и организа-цией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.
В контексте развития каждое общество должно взяться за реше-ние сложных задач, связанных с сохранением долгосрочного по-тенциала своих природных ресурсов. Необходимо обеспечить ба-ланс между конкурирующими потребностями и интересами. Ны-нешние социальные и экономические потребности должны удовле-творяться таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб дол-госрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосис-тем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколе-ний».
Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз-витие в российском законодательстве об окружающей среде.
Эта концепция отражена также в ряде природоресурсных актов. Так, Федеральный закон «О животном мире» рассматривает обеспечение устойчивого существования и устойчивого использо-вания животного мира в качестве основного принципа в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 12). В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ цели водного законодательства реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития эко-номики и улучшения состояния окружающей среды). Государст-венное управление в области использования и охраны водных объ-ектов основывается, в частности, на принципе устойчивого разви-тия, т.е. сбалансированного развития экономики и улучшения со-стояния окружающей природной среды (ст. 69).
19. Объекты права собственности на природные ресурсы
Согласно ч. 2 ст. 9 КРФ, в частной, гос, муниципальной и иных формах собственности могут нахо-диться земля и другие природные ресурсы.
В природоресурсном законодательстве право собственности ус-тановлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняе-мые природные территории. С учетом неразвитости законодатель-ства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законода-тельстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что раститель-ный мир органически связан с землей, есть основания рассматри-вать его также как объект права собственности. В качестве собст-венника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собствен-ности.
Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмо-сферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воз-дух не является. Господствующая позиция юристов-экологов за-ключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии по-стоянного, турбулентного движения и не может быть индивиду-ализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий соб-ственника.
В то же время в научной правовой литературе высказываются иные мнения по данному вопросу. Так, Ф.М. Раянов полагает, что атмосферный воздух может быть объектом права собственности. Его аргументы сводятся к тому, что сами по себе признаки и свой-ства материального мира не могут служить препятствием для объ-явления их объектом права собственности, поскольку они не входят в структуру общественных отношений собственности, возника-ющих между людьми по поводу объектов реального мира.
Действительно, общественные отношения по поводу атмосфер-ного воздуха возникают между людьми. Но чтобы стать объектом права собственности, объект должен быть индивидуализирован, выделен. Индивидуализированным может быть лишь воздушное пространство, а не воздух.
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.
водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр;
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ
68. Правовой режим зон ЧС и зон экологического бедствия.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканских бюджетов.
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации.
В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
28. Право водопольз-ия и его виды.
пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов
Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное (3-25 лет) и краткосрочное (до 3 лет) пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут).
В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.
Право пользования приобретается на основании лицензии или заключенного в соответствии с ней договора.
Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом.
Не допускаются действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов.
Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных зак-м.
Водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ.
получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ
Водопользователи обязаны:
рационально использовать водные объекты,
не допускать нарушения прав других водопользователей;
не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира,
содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
информировать в установленном порядке соответствующие органы гос. власти об аварийных и других ЧС, влияющих на состояние водных объектов;
своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других ЧС, влияющих на состояние водных объектов;
выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную инф. в фед. орган исп. власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и в федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр;
своевременно вносить платежи,
23. Рац. использ. прир. рес-в - это такое их потребление, которое не превышает пределов необходимого, не приводит к необратимому истощению рес-в, оставляет возм-ть для их восстановление и приумножения.
К основным принципам права природопользования относятся: рациональное природрпользование; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; платность специального природопользования.
Например. Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Этот принцип вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другими природным объектам и окружающей среде.
Принцип целевого использования природных ресурсов для земельного, горного, водного и лесного права заключаются в том, что природопользователи должны так использовать свое право, чтобы в процессе их хозяйственной деятельности не нанести вреда другим объектам живой и неживой природы, а также гражданам.
|