Экологическая функция права
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
33. Понятие и содержание правовой охраны вод.
Федеральные органы государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений.
При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.
В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения.
Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.
Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов.
Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты.
Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.
Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.
Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.
Запрещаются засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда - МПР РФ - осуществляет свои полномочия непосредственно либо через территориальные органы. Постановлением Прав-ва РФ утверждено Положение об этом Министерстве, образованном на базе упраздненных Роскомвода и Роскомнедр.
54. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды
разработка гос. прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Федеральные программы в области экологического развития РФ, целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ окружающей среды и мероприятия по охране окружающей среды
1. В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического развития РФ и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ.
Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития РФ устанавливается в соответствии с законодательством РФ.
Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.
Юр. лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.
.
|
30. Пользование животным миром
Понятие - ст1 ФЗ О животном мире.
Животный мир имеет важное экологическое значение ( средообразующие), экономическое (продукты питания, источник сырья), идеалогическое и культурно-воспитательное зничение.
Право пользования животным миром.
В з-не о животном мире назыв- ся S-ты R пользов животным миром , к относятся гр-не РФ,
ин-е гр-не , л.б.г. и юр лица .
Пользование живот миром, связ, с изъятием о-в живот мира из среды обитания осущ-ся на основе спец разрешения в виде сменной разовой лицензии для граж-н и долгосрочной лицензиидля юр лиц. Виды
1.Охота 2.Рыболовство
3.Изъятие обектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства (отстрел чаек на рыболовецких хоз-вах) 4.Пользование животным миром в целях наблюдений , изучения , фотографирования (научных ,культурных целях)
5.Использование полез. Св-в жизнедеят-ти об-в животного мира
6.Получение продуктов жизнедеят-ти о-в животного мира.
26.Право природопользования.
Пон., общ. хар-ка, принципы права природопользования
R природопользования сов-ть юр норм устанав-х порядок и условия пользования природными ресурсами.
R природопользов. рассматр.
В субъективном смысле - юридически обеспеченная возможность извлечения опред. полезных св-в у того или иного природ компонента в целях получения дохода, прибыли, удовлетворения других нематер- х потребностей пользования.
В объектив. смысле- правовой институт - система норм, регулирующих отнош по использов природ ресурсов, закрепляющих R и обязанности природопользователей. Дан. Институту присущи черты :
1.комплекс прав. институт (нормы в разных отраслях рос. R)
2.нормам свойственны единство и дифференсация. Единство проявляется в преобладании гос. Собственности на природ ресурсы, в необходимости учета связи отдельных компонентов природы с природ средой в целом в общих принципах природопользования.
3Дифференциация: естеств особенности каждого природ. ресурса ; объясняется и проявляется в месте компонента природы в эк. системе и роли в жизни чел-каи общ-ва.
4.Различия проявляются в форме собственности.
Принципы R природопользования.
1.Приоритет охраны жизни и здоровья чел-ка, перед другими интересами природопользов- я.
2.Принцип планового и строго целевого использ-я природ. ресурсов 1 использовать прир.ресурсы необходимо в зав-ти с планами развития экономики, 2 в целях для ресурсы были предназначены.
3.Принцип комплексного природопользования. ( рационально использовать прир. ресурсы, максимально извлекать полез-е св-ва.)
4.Принцип устойчивости природопользования. (использовать ресурсы нужно в течение всего срока, на они предоставлены).
5.Принцип платности .
О-ты, S-ты и виды R природопольз-я.
S-ты *физ. И юр. лица, обладающие R способностью и (в не случаях) дееспособ-ю.
Физ. и юр лица , на закон основан-х природ ресурсы предоставлены в пользов-и на основе спец разрешения. S-т R природопользования S-т эк правоотнош (более широкое понятие) О-ты R природопольз-я природ ресурсы, в отнош земли - зем уч-ки. Недр- уч-ки недр в виде недроотвода
вод- водо-т или его часть лес- уч-к земель лесного фонда
живот мир - популяция о-в животного мира
Виды природопольз-я
По объектам
-землепользов
-недропользов
-водопользов
-лесопользов
-пользов животным миром
По об форме
-индивид
-коллективное
По срокам
-постоянное
-временное
По основаниям возникновения
-на основе норм з-на (общее)
-на основании спец разрешения (специальное)
1. Природа как объект использования и охраны.
Природа - ст 1 ФЗ «об охране окруж. среды» - окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
Человек воспринимает природу в 3х основных значениях: место обитания (место жительства), сфера деятельности, источник ресурсов.
Формы взаимодействие природы и общества. Взаимодействие природы и общества носит эволюционный характер (менялись по мере становле ния челов. общества)
Этапы:
1.Первобытно- общин. общ-во - люди полностью зависели от природы.
2.Появление 1х видов производ. деят-ти.
3.Появлен. машин. производ - ва. В сер 20х веков негатив. влияние на природу достигло высок. уровня = понизился уровень жизни чел-а.
4эПостиндустриальный период - общество начинает осуществлять мероприятия по охране природы - сер. 20 в.
В наст. время можно выделить формы взаимодействия:
- Экологич. - направлена на охрану природы как сферы жизни людей.
- Экономическая- направлена на удовлетворение матер - х потребностей общ-ва.
2. Соц.экология. Научные и методические основы взаимодействия природы и общества.
Экология ( “эко”- дом, жилище, “логос”- учение ) - нем. Геккель 1886 г - один из разделов биологии.
В середине ХХ в данный термин стал использоваться в более широком смысле ( взаимодействие общ. И природы) Соц. Экология базируется на основе естеств.з-нах природы и на соц. з-нах. (н-р , з-н диалектики). На основе соц.экологии стали появляться в ХХ в (П-полов.) др- экология чел-ка, горная эк-гия, глобальная эк-гия, правовая эк-гия, т.е появ. НПА, регулир-т общ. отнош. , в области взаимодействия природы и общества.
63. Понятие и правовой режим гос природных заповедников.
Раздел 2 з-на об особо охраняемых тер-х
Постановление Правит-ва 19.12.91г «О гос природных заповедниках РФ»
Заповедник (ст6) - особо охран природ тер-рия , полностью изъятая из хоз использ-я, имеющая природоохр., науч. и экологопросветительское значение, как образец естеств природ среды, типичный или редкий ландшафт, место сохранения генетич фонда животного и растительного мира.
Собствен-ть на природ ресурсы заповедника - федеральная.
Природные ресурсы предоставляются на R бессрочного пользования,все имущество заповедника явл. Фед-м и предоставляется заповеднику на праве оперативного управления.
Каждый заповедник действует на основании индивид положений, утверждаемым спец гос органом.
Каждый заповедник имеет свою символику.
Задачи заповедника- ст. 7+ постанов Правительства.
Порядок создания заповедника. Ст8- по решению Прав-ва РФ при согласовании S-та РФ на отнесение террит-ии запов-ка к Фед собственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|